Настроение сейчас - как всегда не до него
- Вчера на очередном занятии по психологии смотрели с магистрантами «Киногид извращенца» Славоя Жижека, который, как известно, является одним из самых удачных интерпретаторов Лакана. Поскольку я смотрел этот фильм уже раз в шестой, то наконец-то получил возможность не столько следить за быстросменяющимися субтитрами, сколько за композицией высказываний Лакана. Странное дело, Лакан пытается популярно объяснить загадку кино прибегая к идеям психоанализа, но сам нуждается в популярном истолковании зрителям. Но, это к слову, а самое главное то, что мне пришла после просмотра идея того, как можно достаточно просто и наглядно ввести в круг вопросов, поднимаемых Лаканом, что и попытаюсь сейчас сделать.
- **************
- Картина первая
- Уважаемые читатели, довайте представим себе некоего персонажа, о котором будем вести дальше разговор и на примере которго попытаемся выявить наиболее ключевые ходы, через которые можно будет проникнуть в лаканианскую модель человеческой души. Для удобства представим молодого человека мужского пола в ту пору, когда обычно молодые люди после окончания школы поступают в вуз. Давайте условимся, что этот юноша самый типичный представитель своего поколения с биографией, к стандарту которой, как когда-то пел Василий Шумов, невозможно предраться.
- В его представлениях о собственном будущем за поступлением и успешным окончанием универа следует устройство на престижную, интересную и достаточно оплачиваемую работу, покупка своей квартиры и авто, любовные приключения с кучей красивых девчёнок, а затем, в каком-то далёком будущем женитьба, жизнь в семье и т.д. и т.п. Кроме представлений о будущем этот человек пребывает и в памяти о прошлом, которое не так богато событиями, но уже есть что вспомнить, в том числе и пускуй скромные, но успехи в спорте и некоторых других областях его увлечений. Вобщем, жизнь его в его же собственном представлении складывается удачно и он спокойно следует этому воображаемому порядку, оставаясь вполне довольным собой и своей жизнью.
- Картина вторая
- Представим теперь этого молодого человека несколькими месяцами позже. Он уже студент, приближается первая в его жизни сессия, но вот незадача. Некторое время назад он встретил Её и влюбился, да так, что совершенно потерял голову. Скоро сессия, а он пропустил почти месяц учёбы, увлечённый по приемуществу только одним — своей любимой. Но странное дело, он то чувствовал себя счастливым, то вдруг замечал неясно откуда всплывающие переживания тревоги, которые пытался вытеснить за пределы своего внимания.
- Если наш персонаж ещё не понимает и может быть даже не желает понять, что с ним происходит, то сделаем это вместо него. Задаимся вопросом о том, откуда берётся тревога, о чём она свидетельствует, что она (тревога) хочет сообщить ему? Мы конечно догадываемся, что любовь, которая нежданно наглядывает — это то, что вторглось в жизнь нашего героя (как будто) извне и нарушила порядок следования событий. Желание — это рана реальности, слышим мы комментарий Лакана, устами Славоя Жижека. Порядок может нарушится (уже нарушился) и тревога может быть понята как предупреждение — внимание, порядок (жизнь) под угрозой!
- Картина третья
- Не без сложностей, но всё-таки успешно, наш персонаж сдаёт свою первую сессию и обещает себе взять себя в руки. Жизнь снова вошла в упорядоченный ход. Но, в последнее время что-то не то стало с его возлюбленной, она стала молчаливой, задумчивой и даже какой-то тревожной. Многочисленные попытки откровенного разговора с Ней, наконец-то увенчались успехом, но ужас — оказывается у неё задержка. Что же теперь будет? В воображении нашего персонажа происходят стремительные изменения и то, что казалось каким-то далёким приблизилось настолько близко, что даже трудно дышать порой — так плотно к нему приблизилось будущее. В голове начинают звучать голоса : «я ей ничего не должен», «сама виновата», «что я жизнь должен губить». Подлые интонации это странного, одновременно чужого и до противности своего голоса то успокаивают нашего героя, то пугают. Но вот начинает звучать и другой голос, в унисон которому начинают звучать голоса отца, матери, героя в подростничестве прочитанной книги, автора учебника философии, главу об этике в котором он зубрил перед экзаменом два месяца назад. Эти голоса твердили: «Ты же мужчина», «Ты должен взять отвественность на себя» и т.д.
- Чем бы не продолжилась эта история, отметим следующий факт — голоса, которые слышит наш герой как будто бы тоже вторглись в порядки его внутреннего мира. Вроде это он «произносит» их в своей голове, но иногда кажется, что он просто повторяет, озвучивает то, что он когда-то слышал. Даже в обычной речи присутствует минимальный чревовещательный эффект - слышим мы старнные слова Славоя Жижека.
- Картина четвёртая
- Наш герой ждёт. Он надеется, что бардак в его голове и в его жизни может закончитася, но он сам не в силах пока принять решение. Он не может разобраться в голосах и образах которые как будто захватили пространство его внутреннего мира. Но на что же он надеется? Может быть она всё-таки не беременна и это просто нарушение цикла, которое по естественным причинам иногда случается у всех? А если нет, то прийдётся принимать решение и определиться на стороне какого голоса ты. Чтобы овладеть частичным объектом следует стать им - снова слышим мы закадровый голос Жижека.
[400x276]
- Смотрим дальше