• Авторизация


Извращённое желание: Введение в смотрение Жижека. Серия 1 18-02-2010 09:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Настроение сейчас - как всегда не до него

 

Вчера на очередном занятии по психологии смотрели с магистрантами «Киногид извращенца» Славоя Жижека, который, как известно, является одним из самых удачных интерпретаторов Лакана. Поскольку я смотрел этот фильм уже раз в шестой, то наконец-то получил возможность не столько следить за быстросменяющимися субтитрами, сколько за композицией высказываний Лакана. Странное дело, Лакан пытается популярно объяснить загадку кино прибегая к идеям психоанализа, но сам нуждается в популярном истолковании зрителям. Но, это к слову, а самое главное то, что мне пришла после просмотра идея того, как можно достаточно просто и наглядно ввести в круг вопросов, поднимаемых Лаканом, что и попытаюсь сейчас сделать.
**************
Картина первая

Уважаемые читатели, довайте представим себе некоего персонажа, о котором будем вести дальше разговор и на примере которго попытаемся выявить наиболее ключевые ходы, через которые можно будет проникнуть в лаканианскую модель человеческой души. Для удобства представим молодого человека мужского пола в ту пору, когда обычно молодые люди после окончания школы поступают в вуз. Давайте условимся, что этот юноша самый типичный представитель своего поколения с биографией, к стандарту которой, как когда-то пел Василий Шумов, невозможно предраться.
В его представлениях о собственном будущем за поступлением и успешным окончанием универа следует устройство на престижную, интересную и достаточно оплачиваемую работу, покупка своей квартиры и авто, любовные приключения с кучей красивых девчёнок, а затем, в каком-то далёком будущем женитьба, жизнь в семье и т.д. и т.п. Кроме представлений о будущем этот человек пребывает и в памяти о прошлом, которое не так богато событиями, но уже есть что вспомнить, в том числе и пускуй скромные, но успехи в спорте и некоторых других областях его увлечений. Вобщем, жизнь его в его же собственном представлении складывается удачно и он спокойно следует этому воображаемому порядку, оставаясь вполне довольным собой и своей жизнью.

Картина вторая

Представим теперь этого молодого человека несколькими месяцами позже. Он уже студент, приближается первая в его жизни сессия, но вот незадача. Некторое время назад он встретил Её и влюбился, да так, что совершенно потерял голову. Скоро сессия, а он пропустил почти месяц учёбы, увлечённый по приемуществу только одним — своей любимой. Но странное дело, он то чувствовал себя счастливым, то вдруг замечал неясно откуда всплывающие переживания тревоги, которые пытался вытеснить за пределы своего внимания.
Если наш персонаж ещё не понимает и может быть даже не желает понять, что с ним происходит, то сделаем это вместо него. Задаимся вопросом о том, откуда берётся тревога, о чём она свидетельствует, что она (тревога) хочет сообщить ему? Мы конечно догадываемся, что любовь, которая нежданно наглядывает — это то, что вторглось в жизнь нашего героя (как будто) извне и нарушила порядок следования событий. Желание — это рана реальности, слышим мы комментарий Лакана, устами Славоя Жижека. Порядок может нарушится (уже нарушился) и тревога может быть понята как предупреждение — внимание, порядок (жизнь) под угрозой!

Картина третья

Не без сложностей, но всё-таки успешно, наш персонаж сдаёт свою первую сессию и обещает себе взять себя в руки. Жизнь снова вошла в упорядоченный ход. Но, в последнее время что-то не то стало с его возлюбленной, она стала молчаливой, задумчивой и даже какой-то тревожной. Многочисленные попытки откровенного разговора с Ней, наконец-то увенчались успехом, но ужас — оказывается у неё задержка. Что же теперь будет? В воображении нашего персонажа происходят стремительные изменения и то, что казалось каким-то далёким приблизилось настолько близко, что даже трудно дышать порой — так плотно к нему приблизилось будущее. В голове начинают звучать голоса : «я ей ничего не должен», «сама виновата», «что я жизнь должен губить». Подлые интонации это странного, одновременно чужого и до противности своего голоса то успокаивают нашего героя, то пугают. Но вот начинает звучать и другой голос, в унисон которому начинают звучать голоса отца, матери, героя в подростничестве прочитанной книги, автора учебника философии, главу об этике в котором он зубрил перед экзаменом два месяца назад. Эти голоса твердили: «Ты же мужчина», «Ты должен взять отвественность на себя» и т.д.
Чем бы не продолжилась эта история, отметим следующий факт — голоса, которые слышит наш герой как будто бы тоже вторглись в порядки его внутреннего мира. Вроде это он «произносит» их в своей голове, но иногда кажется, что он просто повторяет, озвучивает то, что он когда-то слышал. Даже в обычной речи присутствует минимальный чревовещательный эффект - слышим мы старнные слова Славоя Жижека.

Картина четвёртая

Наш герой ждёт. Он надеется, что бардак в его голове и в его жизни может закончитася, но он сам не в силах пока принять решение. Он не может разобраться в голосах и образах которые как будто захватили пространство его внутреннего мира. Но на что же он надеется? Может быть она всё-таки не беременна и это просто нарушение цикла, которое по естественным причинам иногда случается у всех? А если нет, то прийдётся принимать решение и определиться на стороне какого голоса ты. Чтобы овладеть частичным объектом следует стать им - снова слышим мы закадровый голос Жижека.

[400x276]

Смотрим дальше

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
Ну, начало интересное.
Ответ на комментарий word-man # Имей терпение, друг мой...
word-man 19-02-2010-12:11 удалить
Ответ на комментарий Феофан_Чайник # Ненавииижу... :)))))))))))
Ответ на комментарий word-man #
Ника1313 19-02-2010-20:27 удалить
Вот чего я себе не могу представить - так это посмотреть весь этот демонстрируемый набор киноизвращений с комментариями 6 раз...
tatiana_smotrova 20-02-2010-08:50 удалить
Мне часто кажется, что французы мыслят очень банально, но выражаются при этом многословно и терминологично.
word-man 20-02-2010-13:27 удалить
Ответ на комментарий tatiana_smotrova # Еще Денис Иванович Фонвизин говорил: "Рассудка француз не имеет, а иметь оный почел бы за худшее для себя несчастие." :)))) Но, вообще-то, Лакан - умище! А Славой Жижек не француз, а словенец.
tatiana_smotrova 20-02-2010-14:17 удалить
Ответ на комментарий word-man # Как раз рассудок у них есть. Умение более-менее рационально и комфортно обустроить повседневную жизнь вполне даже на месте - но всё это ещё и облекается во всяческие философские оправдания.
word-man 20-02-2010-15:02 удалить
Ответ на комментарий tatiana_smotrova # Меркантильные лягушатники, да? :)))))
tatiana_smotrova 20-02-2010-15:49 удалить
Ответ на комментарий word-man # Нет. Красавцы-мужчины и галантные кавалеры. Правда не все, а только через одного)))
word-man 20-02-2010-15:59 удалить
Ответ на комментарий tatiana_smotrova # Ну, тебе видней :)


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Извращённое желание: Введение в смотрение Жижека. Серия 1 | Феофан_Чайник - Благословник Чайника | Лента друзей Феофан_Чайник / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»