• Авторизация


О фаллосе/означающем: разбирая Лакана 04-02-2010 22:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Это не конспект, а попытка фиксации собственных догадок, которую потом следует наложить на то, что представляют собой идеи Лакана.

Начну с метода. Считаю, что нельзя забывать о том, что индукция и дедукция не годяться. Годится метод наложения (суперпозиции). Наложения смысла на смысл, схемы на схему. Подобно тому как в советских шпионских детективах: Штирлиц, он же Исаев, он же... и т.д.

Фаллос, он же означающее... В обычном понимании знаки это метки, которые предназначены для того, чтобы метить предметы. "Дерево" - дерево. Такая метка есть означающее, а то что метиться - означаемое. Но вопрос о том, кто метит даже не ставиться, буд-то язык существует без носителя. Создаётся впечатление, что носителем языка является отдельный человек, но так ли это. Ведь если честно, то мы (отдельные особи) в процессе воспитания в язык, который существовал до и без нас, только встраиваемся, осваивая его правила. Значит, не я/мы называли вещи, мы их увидели уже названными, до нас уже всё размечено. Но кто же метит? Ни кто, а что - язык или его таинственный владелец.

Означающее, он же фаллос... Мы привыкли (точнее некоторые из нас), что фаллос присущ особи, а значит особи присуще означающее или функция означивания. Но особи появились позже владельца языка, позже означающего, а значит позже фаллоса. А что если после такого сдвига предположить, что особь и есть фаллос, фаллос другого, например языка или его владельца как того, что особью осуществляет разметку реальности?

Это значит, что знаменитый фрейдовский лозунг: на месте ид должно стать эго - можно понимать буквально. На месте владельца языка должна стать особь - я. Ведь тогда вернётся нормальное/привычное соотношение: я владею означающим/фаллосом, а не оно мной.

Более того, становиться понятной функция кастрации. Отец, запрещающий ребёнку слепо следовать своему желанию (существованию фаллосом другого), отделяет его от первоначального владельца (кого мы назвали владельцем языка и чьим "фаллосом" является ребёнок) или прерывает симбиотическую слепленность одного с другим. То есть отец "кастрирует" не ребёнка, а того/то что владеет ребёнком, высвобождая последнего из-под власти. Благодаря этому (кострации) ребёнок получает возможность желать (владеть фаллосом) сам. Он становиться способным строить отношения с реальностью, с другими от своего собственного имени.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
word-man 04-02-2010-23:47 удалить
Костя, дело в том, что фраза "на месте ид должно стать эго", с т.зрения Лакана, это неверный перевод того, что имел в виду сам Фрейд. Вроде как точней - на месте Es должен начать бытийствовать Ich. И тут у меня сегодня появилось такое понимание-гипотеза, она касается не напрямую Лакана, а Хайдеггера. Я, по-моему, понял, почему его Dasein переводят как Присутствие. По-видимому, дело в том, что Хайдеггер, среди других задач, связанных с Дазайн, ставил и задачу как-бы лишить его персонности, скажем так, "яканья". Судя по всему, как только мы в рефлексии задаёмся вопросом - "что есть я (или кто есть я)?", мы немедленно опредмечиваем свой Дазайн, отчуждаем его от него самого, делаем из него фаллос. Да ещё при этом неосознанно пользуемся несвоим языком. Просто потому что у человека и нет никакого своего языка. Есть только тот, заранее данный язык, в который человек попадает как в наличное, как ты вобщем-то и сказал в посте. Тем самым, в такой ситуации, человек практически обречён быть медиумом чужой речи. И тем самым мы создаём дубль собственного Дазайна, то есть создаём вот это самое пресловутое Я, как образ себя. А другого Я и быть не может. Потому что Дазайн - это не Я. И недаром, по-видимому, Лакан говорит, что Es (Оно) - это ещё и первая буква слова Субъект (ну то есть буквально буква "Эс", типа анаграммы). Понимаешь?
Подытожу кратко. Когда человек хочет обособится, думая что так он обретёт самостоятельность и свободу, и поэтому начинает говорить о себе: "Я такой-то и такой-то, я весь из себя особый", то он попадает в парадоксальную ловушку - он, через механизм дубля (который может быть сформулирован-сформирован только средствами речи Другого), наоборот становится ещё большим пленником речи Другого, то есть Структуры.
word-man 05-02-2010-00:11 удалить
Кстати, в русской речи, тем не менее, есть, всё же, элементы и правильные, скажем так. Например, когда кто-нибудь якает, то говорится так:
- Я, я!
- Головка от хуя!
:)))))
Вишь как - народ-то врубается про фаллос :)))) Народ сер, но мудр! :)
Я не знаю, что тебе сказать. По-моему ты ничего не добавил в схему, тем более она не завершённая.
Да, word-man, и прочти сообщение микроблога под моей аватаркой. Это цитата из Лакана. Я думаю наш спор обусловлен тем, что я пытаюсь понять Лакана, каким бы он ни был, а тебя интересует не Лакан, а выражение собственной мысли посредством языка Лакана.
word-man 05-02-2010-12:05 удалить
Исходное сообщение Феофан_Чайник
Я не знаю, что тебе сказать. По-моему ты ничего не добавил в схему, тем более она не завершённая.

А по-моему, таки добавил.
word-man 05-02-2010-12:10 удалить
Исходное сообщение Феофан_Чайник
Да, word-man , и прочти сообщение микроблога под моей аватаркой. Это цитата из Лакана. Я думаю наш спор обусловлен тем, что я пытаюсь понять Лакана, каким бы он ни был, а тебя интересует не Лакан, а выражение собственной мысли посредством языка Лакана.

И ни разу ни так. Ежели из Лакана, при подробном рассмотрении, получится Ролан Барт', то туда ему и дорога. Ничего страшного. Но, как я тебе уже говорил, из Лакана можно делать постмодернистские выводы, а можно неомарксистские. То есть первый вариант: МВУ или игривый "mobili in mobilis", а второй - марксово присвоение отчужденного и построение симургического круга.
А-а-а-а, дошло... word-man, ты хочешь сказать, что в моём разборе неправильно употребление слова "особь"? Ты предлагаешь термин дазайн использовать вместо него?
word-man 08-02-2010-20:36 удалить
Ответ на комментарий Феофан_Чайник # Да.


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О фаллосе/означающем: разбирая Лакана | Феофан_Чайник - Благословник Чайника | Лента друзей Феофан_Чайник / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»