• Авторизация


Некоторые формальные правила музыкальной игры - тональность и додекафония 27-01-2010 08:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения tatiana_smotrova Оригинальное сообщение

Существует два способа осмысленной музыкальной игры - игра в тональности и додекафония. О тональности я говорила уже - что это мажор-минор с соответствующими опорными точками (1, 3, 5 ступени), и обращением этих точек - доминанта, субдоминанта и тоника. Как правило мелодия в тональной музыке - это законченная музыкальная мысль, протяжённость которой 8 тактов (упрощаю, конечно). Для большой музыкальной формы необходимо две-три темы (мелодии), которые звучат в начале просто, а с развитием музыкального повествования обрастают звучанием, подробностями, всячески развиваются, конфликтуют, перебивают друг дружку и в конце концов примиряются.

 

Додекафония (или атональная музыка) это использование всех 12-ти ступеней хроматической гаммы. Нет никаких опорных точек - их сознательно избегают. Поэтому существует запрет на повторение ступени в пределах серии (серия - это как бы мелодия). Повторение создало бы намёк на тональность - а это табу.

 

Серия - как бы мелодия. Её можно даже спеть, только это не доставит вам никакого удовольствия, потому что это не  музыкальная мысль. Сама по себе серия бессмысленна. Её смысл в повторении - в разных голосах и разными инструментами. Серия воплощается не только во времени - в виде протяжённой мелодии, но и по вертикали - в одновременном звучании всех её составляющих - в аккорде. В произведении может существовать несколько серий. Если вы не музыкант - вряд ли вы их уловите.

 

Серия несамостоятельная мысль, поэтому все додекафонические произведения иллюстративны. Для опоры они требуют литературного произведения, или танца, или живописи или видеоряда. Многие музыкальные эффекты в современных фильмах пишутся додекафонией - всяческие напряжённые моменты, ожидание, тревога, устремление  или наоборот медитативно-ненаправленное состояние. В целом додекафония более экспрессивна эмоциональна и импрессионистична. Но я не помню ни одного атонального произведения, которое описывало бы состояние радости, восторга, торжества. Такая музыка, видимо, вообще не для счастья пишется.

 

В додекафонии нет крупных самостоятельных музыкальных произведений - сонат. Всю жизнь Шёнберг, Веберн и не только они  боролись за крупную музыкальную форму. Но ничего здесь не поделаешь. Такая музыка укорачивается и сама  без внешней опоры не находит для себя большого пространства. Я ещё не поняла почему - только пытаюсь догадаться.

 

"Пять пьес для оркестра" Антона Веберна написанные в 1913 году были взяты в качестве саундтрека к фильму Экзорцист.

 

 


      

 

 

В свете последних рассуждений по поводу музыки в разных дневниках, у меня возник ещё один вопрос, который для начала можно сформулировать примерно так: слушание музыки - это присвоение чего-то внешнего или выражение чего-то внутреннего. Что преобладает - движение извне внутрь или изнутри наружу? Похоже что действует одновременность.

Но вот исполнение музыки - это другой процесс. Во время игры нельзя так распуститься эмоционально как во время слушания. Там нужна собранность, мобилизация не только внимания, но и эмоций.

Скорее всего слушание - это процесс эмоционального потребления. Причём такого странное самопоедания своих же собственных чувств...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Некоторые формальные правила музыкальной игры - тональность и додекафония | Феофан_Чайник - Благословник Чайника | Лента друзей Феофан_Чайник / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»