Это цитата сообщения
amlugos Оригинальное сообщениеВ наше время глобализации, Интернета и тесного контакта разных социальных слоев, должно быть, каждому приходилось бывать в ситуации, когда в ходе беседы невзначай касаешься того или иного вопроса и вдруг будто налетаешь на стену. Две секунды назад перед вами был совершенно вменяемый и интересный собеседник, но теперь на его месте - закрытый и в той или иной степени враждебно настроенный человек. Шансы велики, что вы столкнулись с явлением индоктринации.
Подобно многим другим отглагольным существительным, слово "индоктринация" может обозначать как процесс, так и его результат. Здесь речь пойдет в основном о втором значении.
Индоктринация - состояние сознания человека, характеризующееся стойким нежеланием оценивать целесообразность смены или корректировки определенной части его взглядов даже в малом.
Капитан Очевидность назойливо подчеркивает: индоктринация не есть нежелание менять свои взгляды! это нежелание оценивать, нужно их менять или нет.
Также, индоктринация не есть фанатизм. Слово "фанатизм" имеет устоявшееся значение, связанное с теми или иными сильными эмоциями, активной деятельностью и вообще резкими движениями. Индоктринированный же человек может вести себя спокойнее стула, покуда реальность не вышибает его из-под него (вот тогда он нередко становится фанатиком. Человек).
Нехорошее состояние, на первый взгляд.
Но не все так однозначно. Состояние как состояние. Кажется, это Эйнштейн сравнивал атомную энергию со спичками: польза или вред этих вещей зависят только от человеческих рук, в которых они находятся.
В некоторых случаях, подавляющее большинство которых связаны с непосредственной опасностью или напряженной физической деятельностью, индоктринация работает как естественный защитный механизм. Дисциплина и четкое разделение обязанностей - неотъемлемая часть подготовки военных, моряков, или, скажем, хирургического медперсонала: в авральных условиях промедление, вызванное даже самой благородной нерешительностью, почти всегда приводит к печальным последствиям. Спортсмен, выходящий на трудный поединок, постарается отмести любые сомнения в своих силах, даже если они и обоснованы. В другое время конструктивный и серьезный анализ своих недостатков будет ему необходим - но когда пришло время действовать, рефлексия вредит. Коней на переправе не меняют.
Таким образом, индоктринация есть вызванная на поверхность психики вера, вера в действии. Это может быть вера в себя, в товарища, в справедливость дела, в котором человек участвует, в неколебимость устоев, на которые он полагается, и т. д. Фактически человек предается конкретному мему, доктрине. Задача же состоит в том, чтобы выбирать для себя такие мемы сознательно и самому определять период времени (как правило, не слишком долгий), на который передоверить управление собой этому автопилоту.
Здесь и возникают проблемы, из-за которых - вполне справедливо на сегодняшний день - термин "индоктринация" имеет негативный оттенок.
Мем, способный завладеть человеком, чаще является достаточно мощной информационной структурой, т.е., доктриной. Важно, что человек может исповедовать ту или иную доктрину, но не быть индоктринированным, не находиться, как в панцире, внутри нее ("ин" по-латыни - "в"). Разница не всегда легко уловима, но заключается в готовности воспринимать и осознавать новую информацию, не обязательно укладывающуюся в рамки доктрины.
При возникновении разногласий в общении индоктринированного человека с неиндоктринированным первый может испытывать страх, раздражение, отвращение, а второй - недоумение, ложное чувство вины или презрение. Если же оба собеседника индоктринированы в разные доктрины, общение на соответствующие темы сводится к бесплодному конфликту.
Признаки индоктринации, проявляющиеся в написанном тексте, - резкие утверждения при отсутствии или недостатке аргументации, подтасовка или тенденциозный выбор приводимых в пример фактов, замаскированные логические ошибки, туманные высказывания о вполне определенных вещах, пропагандистская риторика. В диалоге к ним добавляется стойкая невнимательность к доводам собеседника. Если во время общения с таким человеком прислушаться к ощущениям, становится ясно, что он совершенно не заинтересован ни в вас, ни, по большому счету, в теме беседы, а только в том, чтобы сохранить свою первоначальную позицию неизменной до буквы и поскорее с этим покончить. Позиция же эта обязательно основана на той или иной религиозной, философской, научной или социально-культурной системе взглядов (так что если вы спорите о том, что лучше - зима или лето, и вам не хотят уступать, то дело не в индоктринации, а в борьбе за авторитет спорщика или в простом упрямстве или озорстве).
Индоктринированный человек далеко не всегда эмоционален. В доброй половине случаев он заранее "поставил на вас крест" и просто отбывает номер из вежливости, в силу профессиональных обязанностей, желания не выглядеть побежденным в споре и т.д. Таким может быть чиновник, внешне терпеливо выслушивающий ваше дело к инстанции, которую он представляет, но уже решивший исход этого дела до того, как вы раскрыли рот.
Может возникнуть вопрос, при чем здесь чиновник, как он относится к индоктринации. Доктрины бывают разные, и мировоззрение того, кто, исполняя свою работу, видит в вас проблему вместо того, чтобы помочь вам решить вашу, - безусловно, тоже доктрина. Индоктринация, еще раз, - нежелание думать о том, нужно или нет менять свое мнение.
Заметим, что негативная, вредная индоктринация лежит вне компетенции классической психологии. Это "болезнь" меметическая, культурно-информационная. Психолог не имеет права ее "лечить" - хотя хороший психолог обязательно даст рекомендации по общению с индоктринированным человеком.
Так безнадежным ли состоянием является индоктринация? Коротко - нет. Человек может захотеть изменить свои взгляды, начать думать над этим. Чаще всего это происходит в результате резких перемен в его жизни, которые недвусмысленно, раз за разом указывают на то, что старые убеждения не работают. Процесс довольно тяжелый и не всегда заканчивается удачно (возможны и долговременные расстройства психики, и обратный эффект - переход в фанатизм). Это ситуация типа "пан или пропал": что не убивает, то делает сильнее.
Еще опаснее для психики индоктринированного резкое сознательное воздействие, пусть даже в благородных целях. К такому воздействию можно отнести НЛП и гипноз. Не случайно среди учеников некоторых "гуру" высок процент психически нездоровых.
Третий способ изменить сознание индоктринированного опасен уже не столько для него, сколько для желающего ему помочь (в этом случае речь идет, как правило, об очень близких людях). Он заключается в том, чтобы просто находиться рядом и при этом оставаться собой. Тогда близкий человек сам становится той частью жизни индоктринированного, с которой совершенно не совпадает его доктрина. Нужно помнить, что влияние обязательно пойдет в обе стороны, и трижды спросить себя, надо ли вам хождение по мукам. А потом обязательно задавать себе этот вопрос снова и снова (иначе стремление помочь попросту станет вашей собственной доктриной).
Оптимальный вариант - не очень близкие, обязательно свободные, но в чем-то доверительные отношения. При этом не нужно ни искусственно подчеркивать, ни, наоборот, скрывать разногласия. В таком случае индоктринированный человек подсознательно привыкает к тому, что жить, чувствовать, думать можно и по-иному. Если в его жизни случатся перемены, они будут восприняты не так болезненно.
Разумеется, необходимо помнить, что далеко не все разногласия между людьми - проявление чьей-то индоктринации (см. выше ее определение и признаки). Многообразие убеждений разных людей происходит от многообразия человеческого опыта, отражает богатство самой жизни.