• Авторизация


Конец истории. Введение в чтение Кожева. Ч.2 21-10-2009 23:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения word-man Оригинальное сообщение

[280x354]

 

    Вот уже много дней темы, поднятые Кожевым, висят на моей шее, подобно жерновам. Они давят и лишают просвета. Они беспросветные. Окунувшись в мир кожевской, да и гегелевской философии, я вновь, как когда-то, начал испытывать ощущения, которые ни с чем не спутаешь. Ощущения присутствия ада и перспективы распада сознания в мировом абсурде. Прочитанное у Кожева и Гегеля тяжестью ложилось на мою душу, вызывая гнев и бунт против целой огромной традиции философии. Но я давно в этом бизнесе. И знаю, что нет таких крепостей, которые не брали бы русские батыры! Вынужденно копаясь не одну неделю в кожеско-гегелевском люциферианстве, я буквально измазался в этой пакости. Но это надо было сделать. Если бы меня спросили - "Братан, зачем тебе вся эта жесть?", я бы ответил так: Гегель, в прочтении Кожева, не только радикально повлиял почти на всю современную западную философию, ввергнув её в чудовищное, но и проартикулировал некие важные искушения любой (категорично подчёркиваю - любой) философской мысли, толкующей о человеческом временении и историчности. О каких именно искушениях идёт речь я скажу ниже, по ходу изложения. И ещё кое-что. Обсуждая в кругу друзей-коллег "Введение в чтение Гегеля", я пришёл к выводу, что прочтение Кожевым Гегеля нетривиально до такой степени, что можно ставить вопрос - "какое имеет отношение кожевский Гегель к гегелевскому Гегелю?" Вопрос непростой и нуждается во всестороннем рассмотрении. Но рассматривать его со всех сторон у меня нет ни времени, ни желания. Не это моя задача. Поэтому несмотря на то, что иногда кажется, что сколько гегельянцев, столько и Гегелей, я просто приму интерпретацию Кожевым Гегеля за некую данность и буду исходить только из неё.
    Хочу высказать искреннюю благодарность и признательность моим друзьям и коллегам по симургетике - Александру Щербакову и Константину Зайцеву. Без их участия и поддержки, без их понимания с полуслова и творческого, диалогического (а часто и критического) развития идей, предложенных мною, ничего бы у меня не вышло. А Анатолию Анатольевичу Степанову (Великому и Ужасному) выражать благодарность не стану. Потому что он херню какую-то нёс про Гегеля. Впрочем... если бы не гегельянство Толи, то нечто важное я бы тоже не понял. Так что моя благодарность и Анатолию Степанову.
    Поскольку в тексте речь пойдёт о вещах жутких для обыденного сознания, то у меня будет большая просьба ко всем: если вы обладаете чувствительной и неустойчивой психикой, то пожалуйста дальше не читайте. Мне ещё не хватало нести ответственность за чужие духовные кризисы! Лови вас потом над пропастью во ржи... Но если вы всё-таки решитесь окунуться вслед за мной в пугающий мир кожевско-гегелевской диалектики, то будьте предельно собраны и мужественны. И да пребудет с нами луч колодезной звезды!
     Ну что ж, а теперь, препоясав чресла, попробуем погрузиться в пучину судьбоносной философии Александра Васильевича Кожевникова и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.   

____________________________________________________________________________

                                                             

                                              Игры разума

 

Истинной формой, в которой существует истина,
может быть лишь научная система ее.
                       Г.В.Ф.Гегель. "Феноменология Духа"

 

    Для того чтобы раскусить дискурсивный орешек Гегеля необходимо понять главное в его философии. А именно: Гегель - имманентист. Для этого великого немца нет Бога и нет никакого иного мира; есть только этот, посюсторонний мир. Есть только сущее, то бишь природа. Больше ничего нет. Это главное, что следует держать в голове при чтении Гегеля. Этот единый и единственный мир Гегель называет "Бытие-в-себе". Но однако в этой неразличимой самотождественности мира каким-то образом появляется человек. И тут начинаются проблемы, источником которых является это странное сущее - человек. И не будет большим преувеличением сказать, что философия Гегеля есть ничто иное, как разновидность экзистенциальной антропологии, трактующая феномен Человека в мире.
    Вся философия Гегеля крутиться вокруг главной проблемы - возможность свободы в этом мире. И верно - вопрос свободы для человека наиважнейший, а может быть и самый важный. Ну вот не в жилу человеку жизнь без свободы! Ну вот что ты с ним будешь делать! Такой уж вот он - Человек. Но по возрению Гегеля, "Бытие-в-себе" есть неподвижная самоидентичность. Природа сама в себе не развивается и никуда не идёт. Она просто тупо, бессобытийно есть и всё тут. И никакой свободы в природе нет и быть не может. И человек есть неотъемлемая часть этой природы. Но ведь человеческая свобода явно не иллюзия! Как же быть? Именно решением этого парадокса монизма и является синтетическая диалектика Гегеля. Рассмотрим всю эту кухню поподробней.
    При построении своей диалектики Гегель использует несколько уровней рассмотрения: феноменологический, онтологический, метафизический и диалектико-логический, постоянно их варьируя. Это несколько затрудняет понимание, впрочем не фатально. Дело в том, что философия Гегеля - это Наука о самом Бытии, как таковом. Это монистическая онтология. Поэтому все эти уровни переходят друг в друга, будучи едины по существу. Диалектика Гегеля - это синтетическая диалектика, в которой противоречия пребывают в неразрывном единстве.
    Возникает законный вопрос - каким образом в недвижимом, неизменяемом Бытии-в-себе появляется человек со своей свободой и развитием? Чтобы приблизиться к ответу, нам прежде всего необходимо феноменологически засвидетельствовать, вслед за Гегелем, - в мире есть человеческое становление. Так же есть, как и неподвижность мира. Надо заметить, что Кожев заявляет категорически - Гегель не диалектик в прямом смысле. Он прежде всего феноменолог. И его феноменологический подход точно такой же, как у Гуссерля. Никаких принципиальных отличий. Задача феноменологии - адекватно воспроизвести являющиеся сознанию вещи мира в виде феноменов самого этого сознания. Ничего не добавляя сверх того. В этом смысле Гегель чистый созерцатель. А диалектик он ровно в той мере, в какой диалектичен сам мир. То есть, раз мир един, и в нём, тем не менее, усматривается свобода человека (как часть самого этого мира), то это может значить только одно - мир диалектичен. Однако, тут скрывается ещё один парадокс. Чистое созерцание предполагает некую точку вненаходимости, из которой Субъект незамутнённо и отрешенно наблюдает внешний ему мир. Но ведь мир един и человек - часть его. Тогда какая-такая точка вненаходимости? Неоткуда ей взяться. Гегель её прямо и отвергает. Он утверждает, что коль скоро мы хотим объяснить мир в целом, то объяснять его надо так, чтобы в объяснении содержался и сам объясняющий, со своим объясняющим дискурсом. Таким образом, феноменология переходит в диалектику.
    Так вот, исходя из феноменов сознания (другими словами, из самого положения дел в мире), "Бытие-в-себе" оказывается лишь определённым моментом целого, то есть абстракцией. Возвращаясь к вышесказанному: природа - "Бытие-с-себе" - это самоидентичность. Так у Гегеля появляется фундаментальная категория - Идентичность, которая характеризует не только природу, но и любую вещь, в её единичности, равности себе. На уровне человеческого мышления Идентичность определяется через то, что Гегель назвал Рассудком. Рассудок есть мышление наивного человека, не просвещённого диалектикой (а в таковые Гегель записывает и почти всех философов до него), для которого всегда А=А, вещь есть только она сама и ничто более. Занятно, что именно такое мышление Гегель и называл абстрактным, уделом кухарок. И в самом деле, ну что такое неизменное понятие "стол"? Где вы его видели этот стол, который просто стол. Стол стоит на полу, пол состоит из досок, бактерии там какие-то шевелятся, атомы опять же туда-сюда бегают, всё живёт и дышит. И стол не оторван от этой движения. Фиксирует его в смысловой неподвижности именно Рассудок, логическим идеалом которого должна быть буквально неразличимая едИница, как у неоплатоников. Но Идентичность, тем не менее, совершенно необходимый момент целого.
    Но та же феноменология усматривает, что вещи в сознании предстают вовсе не просто тождественными себе. Не менее необходима и вторая фундаментальная категория - Негативность. Как вы уже поняли, в мире есть особая его странная часть - человек. Со своим самосознанием, с трудом и борьбой, то есть с Действием. И человек свободен. Это факт. Так вот, именно через Человека, тупое "Бытие-в-себе" становится "Бытием-для-себя". Именно человек своим Действием делает мир диалектичным, разделённым в себе. На уровне мышления Негативность определяется Гегелем через так называемое негативно-рациональное мышление, или диалектическое, в узком смысле этого слова. Через Негативность вещь перестаёт быть собой, меняется и меняет свой топос в неподвижном Космосе. А перестаёт быть А. И тут пожалуй самый важный момент в философии Гегеля. Негативность в чистом виде - есть Ничто. Простое небытие. И именно через человеческое Действие голая абстракция Ничто становится воплощённой. По сути, Негативность - это отрицание, изменение или даже уничтожение чего-то статичного, неизменного. И Негативность-то и есть аспект нашей человеческой свободы. Мало того, Негативность онтологически и есть просто свобода в этом несвободном мире. Негативность не менее важный момент в дискурсивном схватывании целого.
    Но будучи по существу простым ничто, Негативность не присутствует в прямом смысле. Эта категория есть абстракция, такая же, впрочем, как и Идентичность. И тут есть важная тонкость. Негативности как таковой, в изолированном виде нет; она, как я уже сказал, суть ничто. Есть только Идентичное. И вот через него-то Негативность и получает свою псевдожизнь, как бы паразитируя на Идентичности, проедая в нём бреши, шевеля его и дёргая. Негативность определяется именно через Идентичность. Ведь не-А есть отрицание именно А. Предлог "не" относится именно к А. У "не" нет собственного существования. "Не" - это болезнь А, его надорванность, нецелость.
    И вот Гегель выводит третью фундаментальную онтологическую категорию - Тотальность. Эта категория раскрывается через то, что поименовано Гегелем как спекулятивное или позитивно-рациональное мышление. Что такое Тотальность? Это и есть "не-А". То есть Идентичное, прошедшее через изменение Негативностью и ставшее другим, новым, прежде небывшим. Тотальность - это отрицание отрицания, синтез тезиса-Идентичности и антитезиса-Негативности. Тотальность - это и есть искомое целое. "Бытие-в-себе" и "Бытие-для-себя" осуществляются в синтетической категории "Бытие-в-и-для-себя" (ну и словечко!). Но тут опять нас поджидает хитрость. Речь-то ведь о феноменологии! И несмотря на то, что все три примордиальные категории кажутся последовательно выведенными, никакой очередности здесь нет. На самом деле, феноменологически есть только Тотальность, а Идентичность и Негативность - его почти одномоментные аспекты. Тотальность - это буквально человеческий Дискурс, в котором раскрывается в движении само Бытие. А поскольку мир един, то Бытие и есть эта Тотальность. Другое название для этой категории у Гегеля - Абсолютный Дух, или просто - Дух. Абсолютный Дух - это человек, но такой, который раскрыл и осуществил в Действии все потенции сущего, и явил их в связной речи или в тексте - в Дискурсе. Другими словами, Тотальность - это последняя Абсолютная мудрость, которая явлена в философской Системе скромного немца - Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

 

Продолжение следует, надеюсь...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
MegaAnasteisha 22-10-2009-17:02 удалить
Ой! Надо еще раз прочитать...


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Конец истории. Введение в чтение Кожева. Ч.2 | Феофан_Чайник - Благословник Чайника | Лента друзей Феофан_Чайник / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»