Искусство дизайнеров приносит прибыль производителям и комфорт потребителям
|
Снизить производственные издержки путём оригинальных дизайнерских решений достаточно сложно, но случаются и удачные примеры. Огромный бампер Peugeot 207 с характерной «львиной пастью» не только элемент стиля, но и способ сэкономить. Фото: Peugeot |
Некоторые люди умеют не просто экономить на одежде, но и делать это с особым шиком, одеваюсь не только дешево, но и элегантно. Похожие «экономные модники» есть и среди автомобилей. Уменьшить издержки производства транспортного средства можно не только за счет снижения качества комплектующих, к чему прибегают некоторые производители, но и за счет снижения технологических издержек. У автопроизводителей, жаждущих экономии без ущерба для качества, есть два пути: использовать дешёвые материалы или же искать эффектные дизайнерские решения.
Сэкономить можно практически на всём, но не каждому производителю удаётся сделать это качественно. В начале
|
Кузов Audi А2 полностью выполнен из алюминия, но не уступает современным стальным конструкциям по уровню жёсткости. При столкновении передняя часть кузова поглощает значительное количество энергии благодаря специальным «сотовым структурам», сминающимся при ударе. Капот в Audi A2 не откидывается, а снимается. Весит он максимум 5–8 кг. В итоге машина значительно легче других автомобилей своего класса. Снижение веса приводит к экономии топлива и улучшению динамических характеристик. Но тут есть и оборотная сторона: у легкого автомобиля меньше давление на асфальт, а потому и хуже сцепление с дорогой. Фото: AUDI AG |
Однако вскоре стало ясно, что автомобили без решетки радиатора отчасти теряли свою индивидуальность — так случилось, например, со многими японскими автомобилями. Возможно, именно оглядываясь на их опыт, инженеры Audi, решили не отказываться от решетки у миниатюрного A2. По форме они сделали её аналогичной другим моделям, так что сразу становится понятно, что перед нами не японский «карапуз», а европейский городской мини. Однако любой, кто пристально посмотрит на решётку (ее следовало бы назвать фальшрешеткой), заметит отсутствие
Иногда дизайнерские решения, призванные снизить затраты на производство, внедряют компании, выпускающие престижные автомобили, которым, казалось бы, экономия не к лицу. Так, во второй половине
|
E-Class, W 210. Идея инженеров |
С конца ХХ века всё больше внимания уделяется свободному времени людей, их досугу. В автомобильной промышленности своё материальное воплощение эта тенденция выразилась в повышенном внимании к так называемым «обитаемым средствам транспорта», для которых традиционно применялся вагонный или однообъемный тип кузова — вэн. Появившись в эпоху функционального дизайна
Воодушевленные успехом однообъемного
Возможно, что одна из инноваций инженеров
|
Трёхдверный хэтчбэк Ford Focus первого поколения. Задние фары этой модели выведены из зоны риска, что снижает вероятность их повреждения при ударе сзади. К тому же задние блоки фар расположены таким образом, что затраты на штамповку сложных изгибов багажника и задних крыльев сведены к минимуму. Фото: Ford Motor Company |
Сэкономить красиво можно практически на всём, даже на фарах. По стандарту автомобиль должен быть оборудован задней противотуманной фарой (такие фары светят существенно ярче, чем обычные, но в хороших погодных условиях могут ослеплять водителей, едущих cзади). Также должна быть фара заднего хода. В автомобиле Honda Accord для сохранения симметрии в левый блок задних фар встроена противотуманная фара, а в правый блок — фара заднего хода.
Дополнительно сэкономить можно даже за счет расположения задних фар, причем не только производителю, но и покупателю. В качестве яркого примера выступает Ford Focus первого поколения, необычные треугольные фары которого удалось разместить таким образом, что количество сложных изгибов при штамповке крышки багажника и задних крыльев было сведено к минимуму: фары разместили на задних стойках крыши на уровне стекол. Ford в итоге сэкономил за счет уменьшения издержек при производстве, в то время как модель приобрела популярность благодаря новому стилю New Age, в котором были выполнены последующие европейские модели концерна. А в чем выразилась экономия покупателя? В размере страховки. В Германии, например, размер ежегодной страховки рассчитывается дифференцированно для различных моделей, по специальным методикам рассчитывается возможный ущерб от столкновения. Поскольку у Focus’а задние фонари выведены из зоны наиболее частых столкновений, то и размер страховки оказывался ниже.
Но действительно первым в размещении задних фонарей на стойках крыши оказывается совсем другой производитель с мировым именем — Fiat. Такое решение итальянский гигант применил ещё на модели Punto первого поколения. Но у итальянцев есть куда более серьезное достижение. Сейчас это принято называть «итальянской школой», но
|
Fiat 124 Saloon (1966–1970) Фото: Fiat Group |
Японские производители тоже пытаются сэкономить на боковине, но не так успешно: у Toyota Corolla
Возможно, у кого-то возникнет впечатление, что подобные нововведения не делают погоды, что это всего лишь мелочи. Но в условиях жёсткой конкуренции даже мелочи имеют значение. Если экономить хотя бы по четыре доллара на каждой машине, то это позволит при тираже в миллион машин в год уменьшить затраты на производство на четыре миллиона. А экономия, например, на количестве декоративных выштамповок на боковинах кузова позволяет уменьшать затраты на гораздо большую сумму.
Всё же справедливости ради, стоит сказать, что сократить издержки через модификацию дизайна уже существующих и ещё только разрабатываемых автомобилей крайне сложно. Большинство инициатив, направленных на экономию на дизайне, проваливаются. Однако, как мы убедились, есть и весьма удачные примеры того, как можно оставаться модным и экономным.
(c) "Вокруг света"