Из будущей книги "Высоцкий-71", глава №... "Пятидесятилетие театра имени Евгения Вахтангова":
В начале ноября 1971 года театр имени Евгения Вахтангова начал подготовку к торжественному концерту в честь своего 50-летия. Не остались в стороне и дружественные театральные коллективы.
«Вчера Высоцкий сообщил распоряжение шефа, чтобы мы подготовили приветствие к 50-летию вахтанговского театра из пролога “Доброго”. Всё это по телевидению будет транслироваться и на всю страну. Ответственность какая! На это надо потратить дни и здоровье» - писал Валерий Золотухин в своем дневнике 2-го числа. Будем считать, что он не ошибся и распоряжение главного режиссера было отдано именно 1-го – в этот день Владимир Семенович присутствовал на утренней репетиции «Гамлета», премьера которого вот-вот, а вечером - участвовал в двух спектаклях.
А уже 6-го ноября, в субботу, судя по документам театра на Таганке, в 15.00 в кабинете у Любимова состоялась репетиция приветствия.
Во вторник, 9-го числа, к 14.30 актёры театра на Таганке вместе с Высоцким, разумеется, прибыли в театр им. Е.Вахтангова на репетицию. И вот что доносит до нас таганский летописец Золотухин в своих дневниках: «Были в вахтанговском на репетиции – великий полив и хренотень. Пьяный Ульянов в общем ряду… Нам запретили приветствие, а мы готовились, репетировали… Опала Таганки продолжается».
13-го, судя по телепрограмме в газете «Известия», (по другим данным, 17-го) концерт-празднование состоялся, понятно, что без Таганки. И снова цитата из того же дневника, уже за 14-е: «Нам запретили приветствовать вахтанговцев. Наше приветствие не состоялось. Говорят, запретил Кузнецов, министр культуры РСФСР. А Симонов согласился. Не укладывается. Единственно, чем может гордиться вахтанговский театр, что он фактически родил Таганку, ведь оттуда “Добрый”, оттуда Любимов. 90% Таганки — щукинцы. Позор на всю Европу». Для несведущих - Симонов Евгений Рубенович был в то время главным режиссером театра им. Вахтангова, а «щукинцы» - выпускники театрального училища имени Щукина при этом театре.
В архиве Высоцкого сохранились наброски приветствия, ныне они - в его фонде в в РГАЛИ, по ним и приводится реконструкция текста. Других источников на данный момент не обнаружено, но они должны быть. Судя по этому автографу, особенно по его окончанию, видно, что многочисленные варианты куплетов, скорее всего, писались и тут же согласовывались с заказчиком-главрежем. Из любопытного – присутствующий в зачеркнутой строке черновика "Народный и лауреат Миша Ульянов" и упомянутый автором спектакль по пьесе Славина. Добавлю, что сам Высоцкий, скорее всего, не сильно переживал по поводу неудавшегося чествования, так как был сильно занят финальными репетициями и прогонами спектакля «Гамлет», да и капустник, в общем, как автор говорил, был «текстом на один день».
"Известия", 1 декабря 1971 года
<К 50-летию Театра им. Е. Вахтангова>
Шагают актёры в ряд,
Дышат свободно.
Каждый второй — лауреат
Или народный.
Нас тоже манила слава,
Мы в школе учились тогда,
Но, как нам сказал Захава,
Лишь лучших берут сюда!
Для лучших — и мясо из супа,
Для лучших — ролей мешок,
Из лучших составлена труппа, —
Значит, всё хорошо!
Попав в этот сладостный плен,
Бегут из него всё реже.
Уходят из этих стен
Только в главрежи.
И вот начальство на бланке
Печатью скрепило побег:
Отныне пусть на Таганке
Добрый живёт человек!
Мы кое-что взять успели
И кое-кого увели.
И вы не осиротели,
А мы — так приобрели.
Шагают театры в ряд,
Вместе, хоть разных рангов, —
В этом во всём виноват
Только Вахтангов.
Делитесь с нами наследством —
Мы хлам не заносим в храм!
Транжирьте, живя не по средствам,
Идёт расточительность вам!
Другая у нас обитель,
Стезя, или там, стерня,
Но спросят вас — говорите,
Как Ксидиас: «Он из меня».
С Таганки пришли на Арбат —
Дождь не помеха.
Празднует старший брат
Ровно полвека.
<1971, ноябрь, до 6-го>
Примечания:
Печатается по единственному известному черновику. <Материалы и цитаты, упоминаемые во фрагменте книги, не приводятся>
Во время подготовки свежего пятитомника произведений Владимира Высоцкого я приводил тексты – если они не исполнялись автором – по финальному автографу и, если в нем оставались авторские варианты, приводил их в вариантах, так как авторская воля в таких случаях неочевидна. С этим же текстом - при наличии обилия вариантов, публикуемых мною регулярно, начиная с тульского пятитомника, - варианты приводить нет необходимости. Так как видна последовательность их написания. Это стало ясно при подготовки данного материала. Впрочем, вероятные находки, а они ожидаются, могут внести новые коррективы.
Первые публикации:
Театральная жизнь. 1986. № 24.
Высоцкий В. С. Не вышел из боя. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988.
Каждый второй — лауреат // Или народный.– упомянутый в зачеркнутом варианте этой строки Михаил Ульянов, например, получил звание народного артиста СССР в 1969 году, а лауреатом Ленинской премии стал в 1966-м.
Нас тоже манила слава, // Мы в школе учились тогда… — как и зонг в спектакле, капустник должны были исполнять несколько актёров, можно предположить, что именно эту строфу исполнял соло Высоцкий – от лица выпускника школы-студии им. В.И.Немировича-Данченко при МХАТ, эта же тема не раз звучала в его околотеатральных песнях, например, в поздравлении Олегу Ефремову.
…как нам сказал Захава, // Лишь лучших берут сюда! — Захава Борис Евгеньевич (1896–1976), театральный актер, режиссер и педагог, народный артист СССР. С 1925 г. и до конца жизни — руководитель студии Вахтангова (с 1933 г. — Театральное училище им. Б. В. Щукина).
Уходят из этих стен // Только в главрежи. — Речь о Ю. П. Любимове, в прошлом — ведущим актере театра им. Вахтангова, ставшем главным режиссером Театра на Таганке.
…кое-кого увели. — Большая часть труппы Театра на Таганке традиционно пополнялась выпускниками театрального училища имени Б. Щукина при театре им. Вахтангова.
…пусть на Таганке //Добрый живет человек! — Первый спектакль обновленного с приходом Ю.П.Любимова Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана» «переселился» на сцену театра с подмостков театрального училища им. Е.Б.Щукина, где был поставлен как курсовой спектакль.
…говорите, // Как Ксидиас: «Он из меня». — Слова героини пьесы Л. Славина «Интервенция» банкирши мадам Ксидиас о своем сыне. В 1933 г. театр им. Е. Вахтангова поставил спектакль по этой пьесе (режиссер Р. Симонов), а в 1967 г. на киностудии «Ленфильм» начались съемки фильма «Интервенция» (режиссер Г. Полока, в главной роли — В. Высоцкий, роль мадам Ксидиас играла О. Аросева). В 1968 г. фильм был положен на полку, премьера — в 1987 г.
…в храм! — Подразумевается «театр — храм искусства» (афоризм принадлежит В. Г. Белинскому).
С Таганки пришли на Арбат… — Адрес театра им. Вахтангова в Москве — ул. Арбат, д. 26. Вадим Дузь-Крятченко отметил, что одна из первых статей об обновленном Театре на Таганке — А. Марьямова в журнале «Юность» № 7 за 1965 г. — называлась: «С Арбата на Таганку».
РГАЛИ, 3004-01 086-001 (черновик):
<справа на полях:>
Одним – <возможно, относится к первой строке слева: И Здесь никаких перемен>
завтрак
завтра
<слева - основной:>
[Здесь] И никаких перемен
[Здесь никаких перемен]
Уходят [Выходят] из этих стен
Только главрежи
Вы часто берёте в плен
Здесь часто берут вас в плен
[Театр берёт вас в плен]
[Н<о> ?] А выпуска[е]ют реже.
Уходят [Выходят] из этих стен
Только в главрежи
Один из театра смылся
<справа на полях:>
рангов
<слева - основной:>
Шагают актёры в ряд
Дышат свободно
[Народный и] [Здесь <каждый лауреат>] Каждый второй — лауреат
[Миша Ульянов] Или народный.
[Мы] Нас тоже [учились в школе] манила слава
[И тоже хотели сюда]
Мы в школе учились тогда
Но, [нам] как нам сказал Захава
«Лишь лучших берут сюда».
<справа на полях:>
[Лишь лучших примут сюда]
<слева - основной:>
Для лучших и мясо из супа
Для лучших — ролей мешок
Из лучших составлена труппа
[И лучшая доля у них]
Значит, [Поэтому] всё хорошо
[Подмос<тки>][Попали вы в сладостный плен]
[Попасть в этот сладостный плен
Возможно теперь <всё реже>]
[Сюда попадают в плен]
Попав в этот сладостный плен,
Бегут из него [Выходят из плена] всё реже
Уходят из этих стен
Только в главрежи
[И] Но вот [порешило начальство] [начальство на бланке]
[Сломав на Таганке тюрьму
Друг другу сказав – не печалься
Тюрьма отжила свой век:][Отстукало]
Отныне пусть на Таганке
Добрый живёт человек
<справа на полях:>
Но вот начальство на бланке
Надеемся мы, что навек
Отстукало — пусть на Таганке
Печатью скрепило навек
<слева - основной:>
И вот начальство на бланке
Печатью скрепило [навек] побег
Отныне пусть на Таганке
Добрый живёт человек
[Шагают театры в ряд]
[Всего мы забрать не успели
Но кое-что унесли]
И вы не осиротели
[А мы так приобрели]
<справа:>
Мы кое-что взять успели
И кое-кого увели
И вы не осиротели
А мы так приобрели
<слева - основной:>
И… шагают театры в ряд
Вместе,[Разных пока что] хоть разных рангов
В этом во всём виноват
Только Вахтангов.
<оборот>
<слева - основной:>
Одним поездки на Запад
Другим [Всегда] иногда на Восток
<справа на полях:>
Вы делитесь щедро наследством
Из храма выносите хлам
<слева - основной:>
[Полвека и у вас] Здесь ждут пожеланий — не так ли
[Желаем, чтоб с этого дня] Считали Вы с этого дня
Как Ксидиас в Вашем спектакле
[Сказали Вы – он из меня]
"Он мой — он весь из меня"
И принято
И хочется Вам пожелать
Чтобы мышцы у Вас не размякли
Чтоб Вы не загнали коня
[Чтоб кри]
[И чтобы как {про нас, как в спектакле} в одном спектакле
Сказали Вы: "Он из меня".]
<справа:>
Чтоб был наш театр, как в спектакле
У Ксидиас "Он из меня".
[Про нас, чтоб не только в спектакле]
[Скажите про нас как в спектакле
Как Ксидиас: "Он из меня"]
<слева на полях - вертикально - телефон:> 3712657
<слева - основной:>
[Живём мы Мы живы одним наследством
И метод один и {Вахтангов оставил} наследство
И век разменяв пополам
И дальше живите по средствам
И хватит навечно Вам
<справа:>
[Полвека живёте наследством]
Мы сыты одним наследством
[Мы — меньше с грехом пополам]
Кой-что обломилось и нам…
[Должно быть] [Быть может] Мы, правда, живём не по средствам
Но [тоже - ?] живы с грехом пополам
Богато живёте, по средствам,
Мы тоже, с грехом пополам!
У Вас и мозги не размякли
И Вы не загнали коня
Скажите ж про нас, как в спектакле
Как Ксидиас — "Он из меня".
<слева - основной:>
[Шагает в ногу театр]
С Таганки пришл[а]и на Арбат
Дождь не помеха
Празднует старший брат
Ровно полвека.
[Вы] [д]Делитесь с нами наследством
[Вы -?] Мы хлам не заносим в храм
[Смелее делитесь наследством
Сметайте рутину и хлам
Всем хватит, с грехом пополам!]
Транжирьте, живя не по средствам
Идёт расточительность вам
[Живите же Вы не по средствам
Свой век разменяв пополам]
Вы делитесь с нами наследством
[Спасибо! Желаю Вам]
Всем хватит, с грехом пополам
Транжирьте, живя не по средствам
[Свой век разменяв пополам]
[И Вам воздадут по делам]
Мы в этом поможем Вам.
Другая у нас обитель
Стезя, или там стерня
Но спросят вас, говорите:
Как Ксидиас: "Он из меня"
Немного о своем
Писал уже ранее и даже приводил факсимиле журнала с первой публикацией, где упомянута моя фамилия. Повторюсь, что в то время – в 1985-86 годах идея и задача была опубликовать как можно больше стихов и песен Высоцкого в периодике, чтобы при подаче книги у цензоров не возникало вопросов – всё ведь уже опубликовано. И в этот раз в «Театральную жизнь» готовился стандартный набор песен, «стандартный», потому что не о театре. Тогда я предложил Наталье Анатольевне – давайте дадим подборку о театре на Таганке, Любимова лишили гражданства и потом, может быть, вовсе эти тексты никогда не опубликуют. Что-то, по-моему, не прошло, но все-таки подборка наша удалась. Журнал я получил, уже будучи в новороссийской учебке и увидел впервые свою фамилию под публикацией.
Ссылка: https://www.liveinternet.ru/users/2280424/post65946504