• Авторизация


"Место встречи изменить нельзя" (через сорок лет о том, что было на самом деле) 11-11-2019 00:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!




1.


наброски глав № ... из книг "Высоцкий. 78" и "Высоцкий.79"

исправлено и дополнено 11 ноября 2019 года (UPD 1)

 

MV29 (700x538, 429Kb)



Каждая мало-мальски стоящая история обрастает мифами, которые, как правило, забавнее и интереснее подлинных фактов. Вдруг ставшая популярной и даже культовой пятисерийная картина не избежала этой участи. <Написано в ответ на всякие современные рассказки, эмоционально и почти без цитат и ссылок. обязуюсь дополнить и исправить пост в ближайшее время. пришла пора расставить точки над i - CЖ>



Итак.



- Вайнеры рассказывали регулярно и с удовольствием, что Высоцкий "прочел в журнале и пришел застолбить Жеглова". Увы, ни журнала, ни книгу, он, скорее всего, до съемок не читал, а после премьеры без обиняков прямо в лицо братьям говорил, что когда полтора три года лежавший на Одесской киностудии сценарий отдали Говорухину (до него все <В.Новак и А.Баталов> отказались по разным причинам),  они с режиссером стали искать его авторов, а авторы их: "Вайнеры вместе с режиссёром Говорухиным придумывали этот сценарий, вот, и я считаю, что не хуже, а немножечко <...> по-другому. Дело в том, что ведь мы как-то обоюдно вышли друг на друга — они искали меня, а мы искали их со Славой Говорухиным, чтобы сделать это кино, то есть желание было у нас обоюдное. Так что <...> никто <...> ничего <...> не нарушал... За исключением мелких ссор... Но всё равно считают, что <...> в общем, они вышли - и режиссёр, и авторы - победителями, а победителей не судят — их сразу сажают. Поэтому <...> я убеждён, они <братья Вайнеры - СЖ> обо всём знали, что будет происходить на экране. Против кое-чего возражали, за что-то голосовали обеими руками... (стенограмма вечера Вайнеров в ЦДЛ, 20.1.1980)- СЖ>.





- утвержденный на роль Жеглова (при серьезной протекции режиссера, а тогда крупного чиновника Г.Полоки) в апреле <а может даже и 5 мая> 78 года, Высоцкий в мае никак не мог "отказываться от роли". Скорее всего, речь  шла о согласовании съемочного периода: Высоцкий сразу поставил условие Говорухину - в июле-августе работать не будет. К тому же Марина Влади параллельно начала сниматься в Лондоне в ремейке "Багдадского вора"  Клайва Доннера и имела неосторожность свалиться с ковра-самолета, получив серьезные травмы позвоночника, которые залечивала довольно долго, в том числе и в начале 1979-го. Возможно, чтобы поддержать жену Высоцкий мог просить Говорухина снять его с роли, но точно не в мае.

UPD 1. по просьбам трудящихся о роли Г.Полоки: "Это был, по-моему, 77-й год или конец 76-го <речь, вероятно, о весне 1978-го - СЖ>, когда мне позвонил Высоцкий. Я в это время был приглашен на ЦТ. Я официально был лишен <... > коллегией <...> за картину «Интервенция» и картину «Один из нас» работы в Госкино вместе со многими моими коллегами <...>, я к этому времени был просто лишен работы. Но так как между Госкино и Гостелерадио всегда были напряженные и ревнивые отношения, меня пригласили вместе с Мотылем, учитывая эти обстоятельства на Центральное телевидение, в «Экран». Я был худруком музыкальных телефильмов. И вот мне, узнав это, Высоцкий позвонил и сказал, что он очень хочет играть… Сценарий братьев Вайнеров, который тогда, по-моему, назывался по-другому <"Чёрная кошка" - СЖ>. Вот что он мне принесет сценарий и чтоб я как-то помог ему, учитывая, что каждый раз его пробивать тяжело. Уж на Центральном телевидении тем более. Я прочитал сценарий. Поверьте, роль, которую он играл, - Жеглова – в сценарии была совсем другой, она была все-таки второй ролью по сравнению с тем, что я увидел потом на экране. Основной ролью была та, которую играл Конкин, а в картине <...> Жеглов стал основной фигурой и как мне кажется сегодня, <...> именно эта роль в исполнении Высоцкого, в трактовке Высоцкого, в переработке Высоцкого, если хотите, определила огромный успех фильма. Вот он мне позвонил и попросил меня просто и грубо, как говорится, "помоги мне на эту роль утвердиться, возможно, у тебя на первых порах какое-то влияние будет, пока они тебя терпят" <...>. Я пошел к главному редактора «Экрана» Герману Грошеву и попытался его <...> убедить в том, что эта роль вторая, что ее Высоцкий может играть, потом я пошёл к тогдашнему директору «Экрана» Хесину и попытался его убедить, потом появился в коридоре Говорухин и у нас такой был малый, что ли, худсовет в кабинете Грошева. Мы еще раз встретились и Грошева убедить удалось, а с его помощью удалось убедить Хесина, и они пошли на риск, в то время на довольно большой риск, утвердив Высоцкого на главную роль в этом фильме. Ну я думаю, что братья Вайнеры тоже люди энергичные, тоже какую-то роль сыграли, эта картина замечательна вот еще чем. Мне потом Володя сказал, что <...> ему Говорухин дал какие-то эпизоды в картине поставить как режиссеру. Это возбудило у него мысль сделать фильм как режиссер, так возникла идея «Зеленого фургона»… <из интервью для радиопередачи "Кони привередливые", 1991 год, ВР, в передачу не вошло>

 



- все и везде пишут, что съемки фильма начались 10 мая, в день рождения Марины Влади, и опрометчиво указывают, что это были эпизоды с Высоцким. По финансовым документам киностудии за май в графе с Высоцким поставлен прочерк, это обычно означает, что ни одного съемочного дня или репетиций в мае не случилось. Основные съемки с Высоцким (и об этом есть воспоминания очевидцев и документы) состоялись в июне. Тогда же Владимир Семенович проявил себя в качестве режиссера

UPD 1. Сегодняшние жаркие споры с моим коллегой Александром Линкевичем привели к парадоксальному вывода - да-да "именно это доказательство опровергает 5 предыдущих" -  судя по биохронике количество возможных съемочных дней в мае составляло не более недели  и я полез проверять, какие числа стоят в письме, адресованном Н.Дупаку <см. его факсимиле в предыдущих постах - СЖ > и только сейчас обратил внимание на скобочку, выделявшую 2 месяца - май и июнь, Отмечено там 32 дня. То есть, эти два месяца Высоцкому отметили как один период, учитывая его постоянную занятость в театре. Отсюда и ведомость с пропуском за май. Все эти съемочные дни, видимо,  плюсовались к июню. Это всё объясняет.

Краткая биохроника за май: 

1-4 продолжается тур ВСВ по Запорожью (согласно записям В.Маслова - <тоже требуют проверки> ), 6 - "Гамлет", 7-9 еще два спектакля в театре, участие ВСВ точно не известно, 10-го Одесса, 11-го вылет в Москву, 12-13 Одесса, 14 - в Москву, вечерний "Вишневый сад". 15 - несостоявшийся концерт в  Политехническом, ВСВ, разумеется.в  Москве, пустые хлопоты, 16 "Гамлет", 17 в дн. Золотухина указано, что состоялся разговор между ним и Высоцким с Любимовым о будущем спектакле "Срезки" ("В поисках жанра"), который надо представить 21-го числа. возможно, что ВСВ в Одессе, 18-20 ВСВ видимо в Одессе, 21 и 22 скорее всего "Срезки" "показывают" сразу на публике, 23-26 ВСВ в театре - худсовет, "Гамлет" и, видимо, "Срезки". 27-30 тур ВСВ в Харькове (согласно записям В.Маслова - <см. ком. от 1 мая> ), 31 - данных нет. ИТОГО: 6 или 7 съёмочных дней. 

 



<факсимиле фрагмента ведомости предоставлено автору Галиной Лазаревой>



фрашмент ведомости за май (700x586, 485Kb)



- мифические "песни Высоцкого" для фильма ограничиваются:

1) написанной на начальные титры первой серии "О конце войны" <август 1978 года, первое упоминание автором - сентябрь того же года,в  фильм не вошла, представляет собой реминисценцию первых страниц книги "Эра милосердия" - СЖ>,

2) никакого отношения к фильму, кроме опять же фантазий Вайнеров, не имеющей "Балладе о детстве" (проданной год назад другой киностудии) <история написания песни из их же уст весьма и весьма сомнительна, журнал "Советский экран" в архиве С.Говорухина содержит наброски совсем другого текста - СЖ>,

3) куплетами, исполненными, вернее, прочитанными в фильме Ларисой Удовиченко, авторство которых ничем не подтверждено, кроме ее воспоминаний, <согласно ее словам из двух строф песни, написанной для нее Высоцким <и записанной крупными буквами - СЖ> в фильм вошла одна, так как у актрисы нет слуха; режиссер решил, что одной вполне достаточно>,

4) строчками про "дядю фраера", напетыми Иваном Бортником (см. предыдущий абзац)исполнитель, правда, Высоцкому их никогда не приписывал, отсутствие источников текста заметил исследователь А.Семин)

5) прежними "лирическими песнями о работниках розыска", надо полагать, это - "День рождения лейтенанта милиции в ресторане 'Берлин'" и "У домашних и хищных зверей".

6) предположениями автора этих строк о возможной песне Фокса (по всем вариантам сценария он был игроком и картежником) "Говорили игроки..", Этот текст или же что-то подобное могло относиться к не картавому по начальному замыслу "Кирпичу" - Коте Сапрыкину.

UPD1. Вышеупомянутый Александр Линкевич предоставил мне факсимиле договора на 5 песен к фильму (видимо, по одной песне на титры) от 10 мая 1978 года. Честно говоря, по многим причинам этот договор вызывает у  меня большие сомнения: не указан срок исполнения, первая песня, которая точно написана к фильму появилась в августе и т.д. Привожу его тут:

[520x700]


- рассказы о том, что во время съемок "Эры милосердия" Высоцкий задумал и уже подбирал съемочную группу на свой фильм "Зеленый фургон". Замыслы об участии в фильме, а так же планы, сценарий и всякие заявления и телеграммы появились только с середины ноября 1979-го, когда премьера детектива уже состоялась. Поэтому никакой "Фургон" он никак не мог обсуждать в Одессе летом-осенью 1978-го. вполне возможно, что он говорил о сценарии боевика, сибирского вестерна о побеге зэков по мотивам рассказов Вадима Туманова, который известен нам теперь как роман "Черная свеча".



- "был снят 7-серийный фильм, но его сократили и стало 5 серий". 7-серийного сценария никто не видел, по вариантам, опубликованным редактором Одесской студии Галиной Лазаревой можно проследить за множеством эпизодов, которых, кстати, нет и в книге, например разговор Жеглова и Шарапова о докторе Гаазе (я об этом когда-то писал). понятно, что это отсебятина Станислава Говорухина. Но всё это, как известно, не снимали - пленка была в цене. Единственный существенный эпизод-пролог о военных подвигах Левченко и Шарапова был снят, но вырезан режиссером на последнем этапе, иначе бы интриги в 5 серии не было. Все разговоры о мотках пленки с Высоцким, не вошедшим в фильм, остались разговорами. Было несколько секундных срезок, которые в ГКЦМ Высоцкого привез А.Свидерский, но там, насколько я знаю, ВСВ не было. Поэтому "будущий фильм-продолжение" с этими фрагментами, широко анонсированный в последствие Вайнерами, получиться не мог. Впрочем, по их плану после июля 1980 года - Жеглов погибал в самом начале.



- "сценарий продолжения фильма был написан Высоцким и Вайнерами". см. предыдущий абзац.



- "начальный вариант фильма вышел без фамилии Вайнеров сценария под псевдонимом "Станислав Константинов".K2ENVqLBXOE (493x700, 235Kb)



Авторы были огорчены и даже огорошены отснятым материалом (или же прочтенным финальным вариантом сценария), особенно финалом. Речь не о воскресшей вдруг Синичкиной, а о портрете ее на двери в подвале. Книга-то о том, что Шарапов настолько постиг науку Жеглова, что научился мыслить, как он, можно сказать, в унисон, его уже учить - только портить. И по книге он всю ночь прорабатывает свое будущее поведение в подсобке магазина, рисуя в уме план подвала и так далее, что бы он сделал на месте Жеглова. куда бы положил пистолет. А тут - нате вам! - портрет любимой девушки. "Это бы и я так мог! - воскликнул Василий Розанов, читая очередной рассказ о дедуктивном методе Холмса, который случайно подслушал чей-то разговор". И все равно в ноябре фильм вышел уже с настоящими авторами в титрах, а псевдоним зафиксирован лишь на одном из вариантов сценария (монтажных листов).



- "Кирпич не шепелявил, эту характерность ему придумал Высоцкий, однако, это использовали потом, при озвучании"

В школе-студии МХАТ, когда Высоцкий еще не пел своих песен, он слыл знаменитым рассказчиком собственных миниатюр. Одним из главных героев был Серёжа (Тенёда), который вообще-то всегда работал в ЦК (Центральной котельной), но очень мечтал устроиться диктором (диктоном) на Центральное телевидение. А его туда не брали "евнеи", мотивируя это тем, что он "28 буквов не выгованивает" и так далее. Говорухин, конечно, знал все эти рассказы, и по одной версии сам предложил Садальскому взять за пример этого персонажа, по другой версии Высоцкий ему показал, по третьей версии что-то там сам Садальский спросил у Высоцкого. Теперь этого не узнаешь. Только по кадрам видно, что Кирпич шепелявит в кадре. К тому же там есть реплика Жеглова.



- "Высоцкий не любил рассказывать о роли Жеглова"

На самом деле, это настроенческое. Хотел отвечать на концертах - отвечал, не хотел - молчал.

Подробно о Жеглове говорил в интервью Иновещанию в начале января 1980-го.

На вечер братьев Вайнеров в конце января 1980 года ехать не собирался, сославшись на плохое самочувствие. Записал "звуковое письмо". Однако, в одночасье собрался и поехал.

На кинопанораму, посвященную фильму, тоже не поехал (запись монолога для нее я, конечно, не забыл), и поэтому разругался с Говорухиным.

Любимов постоянно бранил Высоцкого за роль Жеглова, почему-то считая того чекистом. То ли помня, что с 49 года уголовный розыск подчинялся МГБ, то ли (это, впрочем, маловероятно) знал, что Высоцкому предложили главную роль в многосерийном фильме о Дзержинском. Уверен, что Юрий Петрович этот культовый сериал про эру милосердия так и не посмотрел.



 



Бонусом.



ссылка на заметки в моем жж, относящиеся к фильму :



https://www.liveinternet.ru/users/2280424/post402193063



http://www.liveinternet.ru/users/2280424/post290085399



http://www.liveinternet.ru/users/2280424/post277560322



http://www.liveinternet.ru/users/2280424/post130763067



http://www.liveinternet.ru/users/2280424/post132278844





 Факсимиле еженедельника "Говорит и показывает Москва" №46 со статьей-анонсом фильма. ноябрь 1979 года 

Говорит и показывает Москва, №46. - ноябрь 1979 г. (568x700, 520Kb)





 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Место встречи изменить нельзя" (через сорок лет о том, что было на самом деле) | Сергей_Жильцов - Дневник Сергея_Жильцова | Лента друзей Сергей_Жильцов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»