Пролог.
- Марк Наумович, это тот Высоцкий, что вам звонил перед Новым годом.
- Да, Володя, помню.
- Вы не передумали еще?
- Я всегда готов. Договор будет?
- Да. я привез в Москву. Только на киностудии решили оформить всё как кинопробу, вы не против будете? У них лимиты...
- Приходите с текстом. И если есть фонограмма. Я должен всё отрепетировать.
- Я с гитарой приду, если вы не против?
- Очень хорошо.
глава 1. Студия.
- У нас к сожалению, времени нет, фильм почти снят, да и бюджет маленький. Сможете с одного дубля?
- Обижаете, Володя. Последнюю строку, вот эту "Но разве от этого легче?" - два раза повторять?
- Да, если можно.
- Мотор! Дубль один. "Братские могилы"
<...>
- Я сбился там в конце, хотел проговорить последнюю строку, но оркестр "убежал"...
- Ничего страшного, Марк Наумович. У нас в фильме будет еще одна ваша песня...
- Вот как? Что же это за песня?
- "Прасковья" - только в исполнении детского хора.
- А вы знаете, Володя, я ее только год как пою, крестный мой маршал Конев... Ее же не рекомендовали петь, как "упадническую", а тут прямо по телевидению он попросил. Рояль в кустах, но вот знайте, кто помог. И вам ее в фильме разрешили?
- Пока ничего не известно. Мы и мои песни записали на мой страх и на риск режиссера. Но он бесстрашный и рисковый - войну прошел ребенком, Виктор Туров такой, может, слышали?
- Новый, наверное?
- Да, это первый его большой фильм.
- Тогда должно получиться. Но хорошо бы перепеть всё-таки песню... Я бы...
- Понимаете, они там, в Минске, уже записали несколько дублей, у фильма композитор свой, он хороший парень... Но всё не так, как я бы хотел. А тут - мы с режиссером рискуем - решили на мою музыку песню вставить. Поэтому нам не дадут возможности еще дубль записать. Это вроде как кинопроба.
- Понимаю. Вы приходите ко мне еще. С гитарой. В прошлый раз я торопился, и не смог вам уделить должного внимания. Вы ведь не только о войне пишете?
глава 2. Владимиров
- Чудесно как! Это вы всё сами написали? Как будто и в тюрьме были и войну прошли!
- Марк, я его песни уже несколько лет как слышал, у меня магнитофон есть.
- Володя, может быть, для меня что-то напишите?
- Что же написать?
- Ну, например, про вас, про молодость, как вы с гитарой неразрывны. Сегодня пришло время всяких новых инструментов, а вы всё на гитаре... Как мне и Богословскому пеняли за гитару в "Двух бойцах"! Требовали сменить на гармонь!
- Даже не представляю "Темную ночь" под гармонь... У нас сейчас спектакль идет о поэтах военной поры, там мы и под аккордеон и под гитары поем "Землянку", правда. Приходите к нам.
- С удовольствием. Вот вы приносите песню, а мы с моим другом Владимиром Владимировым, он поэт, кстати, обязательно оценим.
- Постараюсь к лету, очень много работы.
- Будем ждать. Кстати, гитара вам понравилась?
- Да, очень хорошая гитара.
- Это его гитара. Я его попросил, чтобы он мне принес "на прослушивание", а то в прошлый раз мне показалось. что вам не очень удобно всё время с собой ее таскать...
- Ха, своя ноша не тянет. Но гитара очень хорошая.
- Я тогда его попрошу - ты ведь не против? - чтобы он пока оставил у нас ее, и мы все вместе соберемся, когда Володя - второй Володя, Высоцкий, принесет нам новую песню.
глава 3. Бернес
- Володя, это Марк Наумович.
- Добрый день.
- Как продвигаются дела с песней для меня?
- Вы меня простите, у нас гастроли послезавтра начинаются, я кое-что набросал, вернусь, наверное, в середине лета и вам покажу.
- Хорошо, Володя, не забывайте обо мне.
- Если честно, я даже как-то позабыл, подумал, вы из вежливости мне "заказали"... Но всё равно работу начал.
- Володя, я ничего не делаю из вежливости. Всего доброго.
- Подождите, я не так выразился.
- Ну я не обиделся. Раз так дело затянулось, может быть, вы еще сразу одну песню набросаете. Про проблемы поколений. Чтобы обязательно было о войне, но и что мы тоже перебарщиваем иногда по отношению к молодежи... Как я сейчас, например. Я даже строчку вам в подсказку дам - "В наше время всё было не так". Чтобы такое лирическое ворчанье, и в то же время не ворчанье. Представьте, что Константин Петрович Жигулев прошёл войну, выжил, и делится своим мнением. Но ненавязчиво. Значит, договорились? Жду вашего звонка через полтора, нет, два месяца.
глава 4. Владимиров.
- Он хороший парень, но в театре играет скандальном, и у самого, я справки навел, поведение не лучшее, говорят, одиозный. Я заикнулся, что песня про гитару, которая мне понравилась, написана им, а мне сказали: "Высоцкий? Ни в коем случае!" А "Братские могилы" вообще слушать не стали.
- Марк, ты забыл, как тебя травили? Надо же пареньку пробиться помочь. Но песни "на заказ" у него не выходят, ты же сам жаловался, что уже пятый раз песню про стариков переделывали. Попроси лучше у него что-нибудь из уже написанного. Про поколения я, кстати, тебе набросал кое-что.
Окончилась молодость наша,
Себя обмануть не хитро,
Но нынче - "Садитесь, папаша!" -
Сказал мне мальчишка в метро.
Меня он ничуть не обидел,
Но нет ни морщин, ни седин,
И всё же он что-то увидел...
Ну что же, давай посидим!
<...>
И как происходит такое?
Работаем, спорим, живем,
Как прежде, не знаем покоя,
И песни, как прежде, поём,
Не выпали волосы ваши
И в них не блестит серебро,
И всё же - "Садитесь, папаша!" -
Вдруг скажет мальчишка в метро.
- Неплохо, друг мой, неплохо. Но как-то беззубо? Мне бы чуть злее надо. Я Володю просил, чтобы он как-то по-своему, что ли, сделал. Там строчка была в последнем варианте: "Отцы и дети пусть враждуют в книгах", она мне очень понравилась.
- А с "Гитарой" что в результате? Прошла лит?
- Нет, я заказал новый текст на ту же мелодию, правда, Володя расстроился, да и не разрешат его композитором считать, так что поправили они. У него там было смешно про электропилы:
Мне электропилы, конечно, не пара,
Другие придут и под пилы споют.
А сделал мне твой Лядов, такой же изгой, как и ты, но, правда, по традиции совсем сухо - про тайгу, электричку, вертолет и землянку:
Гитара звучит в темноте глуховато,
И песня, быть может, излишне грустна,
Но все же для нашего брата
Мила и нужна.
Глава 5. Женя
- ...Положись на него!
- Это у тебя что-то из Вертинского, Володя. Хотя он про горы не пел, только про степи.
- Женя, я же не живу в вакууме, вот прочитал у тебя про штрафников и свою песню написал.
- Да, я слышал. Хорошая. Только ты там напутал всё. Батальоны и роты.
- Мне говорили.
- Надо тщательно всё перепроверять. Стихи, как хроника. Им не простят лжи. Мне Марк Бернес как-то позвонил и песню заказал, со строчкой - "Хотят ли русские войны", я ее за два часа написал и забыл. Назавтра звоню ему, и пожалел, что в это ввязался! Наверное, полгода переписывал. У него что ни слово, то замечание. А ты говоришь! Я тебе новое читал? Ты цыганочкой мне напомнил:
Меняю славу на бесславье,
ну, а в президиуме стул
на место теплое в канаве,
где хорошенько бы заснул.
<...>
И я проснулся бы, небритый,
средь вас, букашки-мураши,
ах, до чего ж незнаменитый —
ну хоть «Цыганочку» пляши.
- Нет, этого не знаю. А ведь я тоже с Марком Наумовичем работал. История как твоя - один в один. Только ничем не кончилась, написал ему несколько песен, переписывал их по нескольку раз, "про гитару" ты слышал ведь?
- Это которая "Серебряные струны"?
- Нет, то новая, она, скорее, ответ на нее, через много лет. Я сначала хотел там тоже написать "серебряные", но убрал, ее цензура и так не пропустила, пока надеемся. Хочешь, спою?
Один музыкант объяснил мне пространно <...>
- Хорошая песня, Володя, но какая-то не твоя как будто.
- Ну да, я лирических песен не пишу и не пою. Будет в новом фильме Киры Муратовой несколько лирических, и сказки, и "Цыганочка" твоя любимая будет. Мы скоро закончим в Одессе. Вот. А вторая песня для Бернеса - про поколения, там было:
А молодежь, которую ругаем,
За праздность и беспечность, и за джаз,
Конечно, будет на переднем крае...
- "И, если надо, Родину продаст". Опасная рифма, Володя. Ха-ха.
-... В жестокий час и просто в трудный час.
И еще там припев был. В общем, стружку с меня Бернес снял и ни фига не вышло. Хотя ему, вроде бы, нравится. Но тоже, не лирическое даже, и не "высоцкое", без "трещинки". Но тема отложилась, вертится до сих пор в голове. У меня наклевывается даже песенка про ресторан, кое-что набросал уже:
Я вбежал, будто гнались за мной по пятам
<Как за зайцем голодные волки>
За столом в полумраке сидел капитан
С запотевшим графинчиком водки.
Они там с этим капитаном, представителем старшего поколения, пьют всё время, а потом капитан ему говорит:
"Дать винтовку тебе и послать тебя в бой!
А не водку и всякие танги!"
Я сидел, как в окопе под Курской дугой,
<Ожидая немецкие танки.>
Когда допишу, я тебе спою её.
6 глава. Ирина.
- Это вас из комиссии по творческому наследию Высоцкого беспокоят. Меня зовут Сергей Жильцов.
- Да-да.
- В рукописях Высоцкого был записан ваш телефон, но не указано имен, ничего. Хотелось бы узнать, вы были знакомы с Владимиром Семеновичем?
- Не то, чтобы знакома, виделись несколько раз случайно, но один раз он заезжал ко мне... Мой муж завещал Высоцкому свою гитару, ему нравились его песни очень и они, по-моему, даже виделись и общались, точно не знаю. У него жизнь была тяжелая и все время проблемы с советской властью были, и вот, видимо, поэтому ему было близко творчество Высоцкого...
- А в каком году это было?
- Муж умер в октябре 78-го, а гитару я, наверное, отдала в течение полугода. Я звонила Володе, рассказала, в чем дело, и мы договорились, что он позвонит и подъедет. Так и случилось. Он сказал, что гитару эту узнал, но не знаю, выступал он с ней или нет.
- И всё, вы больше не встречались?
- Нет, всё как-то не до этого было, да и Володя вскоре умер...
- Простите, а как вашего мужа звали?
- Владимир Лифшиц.
Эпилог. Владимиров.
Из книги Льва Лосева: "Отец умел чуть-чуть подыгрывать себе на гитаре и изредка сочинял песенки для домашнего исполнения. В апреле 1953 года, когда вслед за смертью Сталина были освобождены уцелевшие “врачи-убийцы”, он сочинил эту песенку, стилизованную под сентиментальные баллады из репертуара бродячих музыкантов. Отец заканчивал пение традиционной фразой этих бродяг: “Дорогие братья и сестры, подайте кто сколько может”. В тексте упоминаются имена профессоров М. С. Вовси и Б. Б. Когана, которые были в числе главных обвиняемых по делу о “врачах-убийцах”, и врач Л. Ф. Тимашук, с ложных доносов которой началось это дело.
Дорогой профессор Вовси, за тебя я рад,
Потому что, значит, вовсе ты не виноват.
Зря сидел ты, зря томился в камере сырой,
Подорвать ты не стремился наш советский строй.
Дорогой профессор Коган, знаменитый врач,
Ты оправдан, ты растроган, но теперь не плачь.
Вы лечили днем и ночью, не смыкая глаз,
А лягавая зараза капала на вас.
Ты себе расстроил нервы, кандидат наук,
Из-за этой самой стервы, подлой Тимашук.
Слух давно прошел в народе — это все мура.
Пребывайте на свободе, наши доктора!"