12 февраля Готлибу Михайловичу Ронинсону исполнилось бы 102 года. Обычным зрителям он известен, как популярный актёр кино,продвинутым - ещё и как актёр легендарного театра на Таганке.
С Владимиром Высоцким Готлиб Михайлович играл в спектаклях "Герой нашего времени", "Десять дней, которые потрясли мир", "Пугачев" "Вишневый сад", мог пересекаться во время кинопроб к фильмам "Бег", "12 стульев" и "Афоня". В фильме "Лекарство против страха", куда В.Высоцкий по моим предположениям написал песню "Растревожили в логове старое зло..", Готлиб Михайлович сыграл одну из главных ролей.
8 строк посвятил Высоцкий Ронинсону:
Если болен морально ты
Или болен физически,
Захандрил эпохально ты
Или эпизодически, —
Не ходи ты по частникам,
Не плати им ни грошика.
Иди к Гоше, несчастненький,
Тебя вылечит Гошенька!
<1966, 12 февраля>
факсимиле автографа, по свидетельству Александра Свердлина, видевшего рукопись дома у Г.Ронинсона в 1983 году, написанного на бланке театра на Таганке.
Несколько слов Готлиба Михайловича о Владимире Высоцком опубликовано в
Интервью дяди Гоши(фрагмент)
- Рассказывают, что Владимир Высоцкий называл вас "министром здравоохранения" театра на Таганке...
- Да. И странно, горько говорить об этом в прошедшем времени. Удивительный он был художник! Вот уж кто нетерпим был к равнодушию, бессердечности. В своих ролях, песнях, даже шуточных, он никогда не позволял себе обидеть, унизить кого-либо. Высоцкий не допускал и мысли поставить себя выше других, получить какие-то блага за счет товарища или даже незнакомого человека. По характеру Володя был замкнутым, иным он казался грубым, но я-то знаю, какое доброе сердце билось в его груди. Древние говорили: умер тот, кто забыт. Уникальное искусство Высоцкого народ помнит и любит. Значит, он жив. Как дорогую память об этом замечательном певце и актере я храню листок бумаги с его эпиграммой на меня<...>
Интервью с з.а.РСФСР Готлибом Ронинсоном вел Б.Велицин. (отсюда: https://www.liveinternet.ru/community/vladimir_vysotsky/post68955648/)
за наводку спасибо Виталию Рыбину.
Актёры - как малые дети, интриги дело обычное, а у немолодых - регулярное. Предлагаемое вашему вниманию обращение Готлиба Михайловича к главному режиссеру не единственное, все эти обращения-заявления появлялись с тербованием дать роль, или похлопотать за особую пенсию... Данное же интересно тем. что отображает бытовую сторону характера актёра, а для исследователей творчества Высоцкого еще и тезаурус обывателей театра на Таганке: "раздрызге", "Волгу" выиграли" и так далее... Выше упомянутое "тебя вылечит Гошенька" здесь тоже к месту - "Гошенька" обращался к самому Вишневскому - лекарства и примочки и даже зачатки "экстрасенсорики" его конёк. Будем добры к автору письма. 45 лет назад Юрий Любимов не удовлетворил просьбу Ронинсона, не удволетворил и после. Готлиб Михайлович дожил до 1991 года. И всё это время служил в театре на Таганке.
Дорогой Юрий Петрович!
Больше в театре я оставаться не могу. Я лишний… Я это понял давным-давно. К сожалению. Сбывается то, о чем я Вас давно. 9 лет назад, предупреждал. Вы мне говорили: Гоша, ты сухарь, они же только со школьной скамьи. Вот мы и дошли до такого… Я вру. Всем вру, что у нас хорошо, что нам просто завидуют и т.д. и т.п. Я как страус, сам себя убеждаю в обратном. Мне приходится уговаривать и убеждать нашу шлаебонь, то бишь, артистов, (конечно, не всех, но фамилии я Вам не называл и никогда не назову, это моё правило) что они сидят у Вас на шее и что не они делают погоду в театре… Галина Николаевна, я, и как ни странно, люди более старшего поколения, пытаемся остановить тот цинизм, ту беспардонность и полнейшую безответственность, с которой некоторые артисты, извините, гадят Вам на голову, а Вы всё терпите. Над Вами же смеются, когда Вы (уже в какой раз) говорите Галине Николаевне и помрежам: подайте мне докладную. Кричите, а они… смеются и всё опять по-прежнему, опять опаздывание, опять разит водкой, опять неприход на репетицию. Вот мы и докатились до М.К. и Ц.К., а что будет дальше?? Задумайтесь, пока ещё совсем не поздно. Вы пускаете посторонних людей на показательные репетиции. Что же они видят? Потом несут славу (??!!) по всему белу свету. На сколько Вас хватит??? А им всё трынь-трава. У Вас есть несколько очень хороших и порядочных людей, которых Вы не цените. Это в первую очередь Николай Лукьянович. За него и его преданность Вам я ручаюсь головой, а Вас кто-то стравливает, накручивает против него… не знаю, кому это выгодно??? Только .... Боря Глаголин, который из сил выбивается, делал всё возможное, а иногда и невозможное. Галина Николаевна, которая делает явно невозможное. Её боятся, она <тащит> такую ношу. Даже страшно. Одни расписания чего стоят. Её боятся больше, чем Вас. Она кроет, невзирая на лица. Новый зав. музыкальной частью – хороший интеллигентный человек и отличный музыкант. Уж поверьте мне, я кое-что в этом понимаю. Но Вы цените, к сожалению, другое в людях… Я уж не говорю о себе.
Оскорбление в мой адрес у Вас вырывается нехотя, но Вы честный человек, не можете лгать, поэтому и хотите от меня избавиться – в Пушкине, на собрании на мой вопрос – как со спектаклем «Берегите ваши лица»? – Вы мне бросили: лучше берегите Ваши лица. За что??? Неужели избавиться от меня необходимо только через оскорбления??? Разговаривать со мной – для Вас мука, если бы Вы видели во время разговора со мной своё лицо… (а каково мне?). Я слишком увлёкся театром в Вашем (и не только Вашем) лице… забыв, что я сам тоже ещё актёр, который уже давно ничего не получает. Я не хочу больше ходить у Вас в Олегах Поповых. Я тоже не дурак, которого Вы во мне только видите. Пишу это письмо, видимо, сгоряча. Всё понимаю, но написать должен и поставить точку над и… Иначе будет со мной в театре ещё хуже. Я борюсь за своё право на жизнь. Играю в концертах, в кино. Приготовил целое отделение, готовлю второе – цикл песенок Беранже и забытых сатирических песенок XIX века. Что выйдет, не знаю. В театре только расстраиваюсь, т.к. хожу только в массовке. Это я «находился» в мимансе Большого театра. То, что люди все хотят играть, утверждаю, и они правы. Артист это в переводе – действующий… Годы идут, люди стареют, а где же творческое удовлетворение?? Ради чего (???) они учились. Всё это Вам в глаза не скажут, боятся испортить отношения. Но в кулуарах говорят и довольно ядовито. Кроме всего, на глазах у всего коллектива одним Вы прощаете всё (и прогулы, и опоздания и пьянки), других за пустяк можете изничтожить. А где студийность (??), равноправие, справедливость? Не будет ли честнее вызвать к себе тех, кто Вам творчески не импонирует и сказать об их перспективе, чтобы потом не получать горькие упрёки за потерянную творческую жизнь… и цените тех, кто Вам преданы и верят в Вас. Их немного и они ничего не требуют взамен, никаких льгот и премий. Бойтесь 5 колонны, которая есть (я утверждаю это), если при мне смеют говорить: «А что он без нас будет делать? Кто к нему пойдёт таскать кубы и мебель?» .... Они только цинично приплетают «великолепную четвёрку», на которую, как рабы «вкалывают» все. И это они говорят при мне… Как Вам известно, за мной, с легкой руки Б., ходит слава стукача и доносчика (как это мерзко и подло), это за то, что я не остаюсь равнодушным к безобразиям, останавливаю их хамство и обвиняю <тех>, что сидят у Вас на шее. Цените же честных людей, которые (я о себе не говорю) пытаются Вам помочь и верят в Вас, как в художника и человека. Обратите внимание на, мягко выражаясь, равнодушные лица людей и Вы всё поймёте, как художник и человек. Я ещё не знаю, куда пойду. Упущено много возможностей… Может, в кино, в штат, походил в другие театры – скучно, безлико или очень сыто… Я в полном раздрызге, как будто меня разобрали на части, а сердце, к сожалению, кровоточит Таганкой. Не могу оторваться, но надо, необходимо. Мне бы волю Коли Губенко (но не его цинизм). Больше я, Ваше превосходительство, Вас не побеспокою. Я человек верующий и не скрываю это ни от кого, а горжусь этим. Когда я привёз одного больного к Вишневскому, а мест не было, и больного не принимали, ... я пошёл к Вишневскому жаловаться. Вишневский сказал следующее:
«Кто Гоше откажет, того Бог накажет. Примите больного».
Не смей же меня обижать и оскорблять. Можешь не давать ролей, это твое дело, но уважать человеческое достоинство ты обязан. Ты хоть и атеист, но Бог за меня. Не знаю, что пишу. Плохо мне.
Ронинсон (Не сумасшедший)
P.S. Из Булычева: Вы приплели напрасно, не так уж Вы всё видите и всех знаете…У Вас, как у новорожденного, всё вверх ногами… От Пушкина можете освобождать. Когда я найду место, Вам скажу через директора и заявление.
Прочтите до конца. Это моё требование и право, которое я заслужил честной работой в течение 42-х лет в театре вообще. (У завкадрами театра есть подтверждение того, что моя работа в театре началась в 1931 году. Можете проверить)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СОМНЕНИЯ (без кавычек)
1) Ваше нововведение – фонарик это совсем не такая штука, которая может принести пользу. Фонарик мне напоминает хлыст в руках дрессировщика диких зверей. А ведь дело совсем в простом. Мы все (и я тоже) забываем элементарное изречение гениального Пушкина (который жил задолго до К.С.Станиславского и его системы). Пушкин говорил «На мысли движущие силы, как жемчуг нижутся слова», а мы разыгрываем не мысль, а отдельные слова. А когда мелькает фонарик-хлыст я уже думаю не о мысли, что я хочу сказать, а как мне нагорит от любимого (без кавычек) Любимова.
2) Когда-то я был за застольный период, за задачи, за школу и теперь убеждаюсь, что был прав. Вы забыли, что освоить текст, сделать его своим (моим) нужно время и спокойные (чтобы актёр от крика не зажимался) репетиции. Вы правы, что это нужно делать это дома (что никто не делает). О себе это сказать не могу, я пытаюсь делать. Вот по-моему от этого идёт формализм.
3) С Вами мне работать легко. Приятно, я Вас понимаю (как собака), но сказать не могу, т.к. ничего, нет текста, нет слов.
4) Возвращаюсь к пункту № 1. Вы не понимаете одного или не хотите понять, что спектакли идут более-менее прилично, когда Вы в зале «мигаете», но ведь нужно подумать, во-первых, о выездных, которые идут без дрессировщика и фонарика-хлыста (будь он трижды проклят), ассистенты добросовестно делают замечания, но…в театре им не создан настоящий авторитет, даже Вам позволяют хамить в лицо, а уж о них и говорить нечего. Один Глаголин ещё кое-как умеет поставить на место зарвавшихся «гениев», которым всё прощаете, что бы они ни сделали. Я Вас в своё время предупреждал, что так будет. Вспомните наши беседы, <за> которые Вы, кстати, не без удовольствия в присутствии членов Вашего «теневого» кабинета, меня упрекаете. Вам ещё необходимо подумать о себе и своём здоровье. Вы надорвётесь, если не будете соблюдать элементарный режим. Вам нужен отдых. Я не могу видеть, как Вы выбегаете из душного зала с этим фонариком проклятым в руках (в зорях) и опять глотнув свежего воздуха бежите в зал «мигать». Всё это – отсутствие твердой организации устава элементарных норм поведения человека <и> гражданина. (Я говорю о труппе). Дружного спаянного коллектива единомышленников у нас нет. Безразличны судьбы людей, как дирекции, так и друг другу в коллективе. Золотые Ваши слова, что «уметь радоваться успеху других» - надо иметь на это талант, у нас напрочь отсутствует. Наоборот, я видел, с каким скрытым злорадством и удовольствием сообщали, что нам не дают премии. Ах, какой подтекст, сколько блаженства, как будто они «Волгу» выиграли.
5) Почему же театр пользуется таким небывалым фантастическим успехом, несмотря на нашу «кухню»? Это талантливый (очень талантливый) режиссер Любимов необычайно чувствующий современность и его язык. Партийный (без кавычек) режиссер Любимов. Любимов, необычайной фантазии творческого дарования который на голову выше актёров. Поэтому недалёкие люди приписывают, что у нас нет актёров, но когда происходит слияние режиссёра и актёров («Зори здесь тихие..») Там, где актёры поднимаются до таланта режиссёра, происходит чудо… Это потрясает и друзей и врагов театра, и ещё можно привести слова Райкина на премьере «Кожи» «Спасибо за два часа правды» .
Вот то немногое, которое я хотел Вам сообщить. Согласны Вы или не согласны, возненавидите меня ещё больше (хотя куда ещё больше) мне всё равно теперь. Постараюсь писем Вам тоже не писать они утомляют Вас своей нервозностью и наверное глупостью, но они от души и честны, поверьте хоть в это…
У Готлиба Михайловича было замечательное хобби - фотография. Некоторые его снимки широко известны. Александр Стернин хранит несколько плёнок актёра и любезно предоставил несколько малоизвестных кадров
1 часть: с гастролей либо в Болгарии (7-25 сентября 1975 года), либо в Югославии (9-26 сентября 1976 года), либо в Венгрии (27 сентября - 14 октября 1976 года),требуется уточнить
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
2 часть: с гастролей во Франции (4 ноября - 13 декабря 1977 года).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.