• Авторизация


О песне «Умные люди сидят по домам…», исполненной В.Высоцким 01-07-2016 10:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Недавно сразу несколько человек обратилось с вопросом об авторстве песни «Умные люди сидят по домам…» - Игорь Рахманов, Александр Петраков и Константин Рязанов. Известно, что фрагменты этой песни Владимир Высоцкий исполнил в Киеве, в конце сентября 1971 года у Г.Асташкевича.

О том, что автор песни – не Высоцкий, мне известно еще с 90-х годов прошлого века. Во всяком случае, в пятитомное собрание сочинений (и в черновик семитомника) она не попала даже в раздел Dubia(авторство сомнительно). Кстати, публикуя цикл спортивных песен и стихов Высоцкого в «Ваганте» в 1991 году, скорее всего я уже знал, что эта песня – чужая.

Помнится мне, Людмила Владимировна Абрамова в разговоре о чужих песнях сказала, что песню эту Высоцкий принес от Епифана (Георгия Епифанцева*), а позже – во время работы над пятитомником Игорь Кохановский (он входил в редакционную коллегию издания) это подтвердил, поправив, что не от самого Жоры Епифанцева, а от его какого-то друга. Может быть, я что-то путаю, но сомнений в их свидетельствах у меня не возникло – они цитировали куски текста, которые Владимир Высоцкий во время сентябрьского вечера в Киеве не спел.

Отложилось у меня, что речь Л.В.Абрамовой была о чужих песнях в репертуаре Высоцкого. И, например, песню «Такова уж воровская доля» привез откуда-то Николай Губенко, так она попала к Высоцкому. А ещё больше впечатлило меня знание Людмилой Владимировной полного текста песни «Умные люди сидят по домам…». Может быть, наш разговор записывался на магнитофон, - надо проверять и искать запись. Константин Рязанов, подбивший меня на эту заметку, сообщил, что нынче Л.В.Абрамова не помнит этой песни.

Но Игорь Кохановский, как оказалось, помнит. Я ему позвонил неделю назад.

Стенограмму разговора привожу.

СЖ: – Игорь Васильевич, помните, мы как-то говорили про песню «Умные люди сидят по домам…»?  Вы говорили, что знаете, откуда она у Высоцкого появилась.

ИК: - Ой, я не помню.

СЖ: - Мы говорили тогда и я сказал, что Людмила Владимировна сказала, что это Епифанцев принес. Про футбол там. «В.Маяковский не пробовал сам…»

ИК: - А… это…

Жирный защитник рванул по ногам,
Еду на жопе в штрафную площадку -
Знать, Маяковский не пробовал сам,
Только советы давал для порядку.
 
Умные, сильные, смелые люди,
Бегаем мы по футбольному полю,
Ищем в траве и не можем найти
Нашу штрафную футбольную долю.

Вот эта, да?

СЖ: - Да. И она была откуда-то оттуда, с Каретного? То есть, старая совсем?

ИК: - Она песня какого-то актёра. Приятеля Севочки Абдулова.

СЖ: - Нет, вы говорили, Жоры Епифанцева. Не Севы. Я бы знал. Абдулов не знал эту песню.

ИК: - Приятеля Жоры Епифанцева. Да-да-да. Помню. Это было, когда Жорка Епифанцев устраивал эти осенние выставки-пьянки. И вот там один парень, какой-то актёр, спел эту песню и она всем так понравилась, что мы ее запомнили. Но чья, конечно, я не знаю.

СЖ: - Этого парня была песня, или он тоже чью-то пел? Не помните?

ИК: - По-моему, он сказал, что это он написал…

СЖ: - Сам написал?

ИК: - Да.

СЖ: - А Людмила Владимировна, говорят, уже не помнит эту песню.

ИК: - А она там и не была, Люська-то.

СЖ: - Ну как? Они к Жоре Епифанцеву ходили.

ИК: - Ходили. Но в этот вечер её точно не было.

СЖ: - Но это было 30 октября? Приблизительно в это время? Выставки он устраивал… Это день рождения жены, по-моему, у него было…

ИК: - Нет, не день рождения жены. Это просто у него были «осенние вернисажи» так называемые…

СЖ: - И в конкретные дни всегда, Игорь Васильевич?

ИК: - Нет. Не конкретные. Всегда осенью, но не конкретные. То есть никакого журфикса не было.

СЖ: - Ну это, я так понимаю, до Вашего отъезда в Магадан было…

ИК: - Да.

СЖ: - Значит, это 64-й. Не позже.

ИК: – Не позже. Да. 64-й. Точно. Не позже.

СЖ: - А еще вы какие-то слова помните оттуда? Кроме двух куплетов? И Высоцкий это пел потом в компаниях?

ИК: - По-моему, нет.

СЖ: - А не может быть, что это написал Дыховичный? Не Ваня, конечно, а его отец?

ИК: - Не знаю. Я знаю, что это какой-то актёр, он сказал, что вот он придумал песню, что-то он смотрел футбол. И решил написать песню… такая байка была какая-то…

СЖ: - А актёр МХАТа?

ИК: - А где тогда Жорка был? Во МХАТе?

СЖ: - Высоцкий был уже на Таганке. Кстати, и Епифанцев мог тоже уже там быть…

ИК: - Да. Епифанцев был на Таганке одно время. Но был, по-моему, намного позже.  В 64-м точно не был.

СЖ: - А футбол какой-то конкретный был? Чемпионат мира мог быть? Не помните Вы?

ИК: - Не помню, Серёж, не помню. 

На следующий день мы с Игорем Васильевичем Кохановским встретились и я записал на диктофон его развернутый комментарий на этот счет.

[654x700]

- Это было в один из «осенних вернисажей», которые устраивал Жора Епифанцев в своей квартире на Большом Каретном. Он увлекался тогда  авангардной живописью и много рисовал очень странных картин. Даже свою квартиру – стены её разрисовал так: если представить себе продолговатую комнату, то торец этой продолговатой комнаты был большое женское лицо, прообраз его жены Лили Шейн, а на остальных стенах он развешивал свои картины.

Каждую осень, где-то в начале октября, сейчас  я уже не помню, может быть, в конце сентября, он устраивал вернисажи так называемые. Притом, вернисажи это были такие: значит, вся ванная была уставлена ящиками водки. Был большой стол, на котором была сплошная закуска, там всякие огурчики, помидорчики, всякие соленья и всё такое прочее… И – водка. Было очень много людей. Я не помню, он по-моему тогда работал в театре МХАТ. Приходили его друзья и по студии, они недавно закончили школу-студию МХАТ, я помню, Вильдан Рома, и Гена Портер, Тая Додина была, Аза Лихитченко, вот вся эта «гоп-компания» и, естественно, Высоцкий. А мы с Епифанцевым дружили, потому что жену его тогдашнюю Лилю Штейн с ним познакомила моя сестра. Моя сестра была балерина Большого театра,  они вместе танцевали. И на каком-то вечере мы пересеклись и Вера познакомила Жору Епифанцева с Лилей. И она вскоре стала его женой. Очень красивая была женщина. Очень.

И в одно из  этих осенних – может это был шестьдесят четвертый, шестьдесят третий год, до моего отъезда в Магадан была эта попойка. Был этот вернисаж, и там был один актёр… По-моему, я сейчас так вспоминаю, это был актёр, из театра МХАТ, который в этом знаменитом спектакле «Старый Новый год» играл друга Невинного, который – помните, по сюжету выходил на улицу, звонил ему по телефонному автомату? И, значит, чтобы проверить, есть телефон или нет. По-моему, это он спел вот эту песню. Всю песню я не помню, а один из куплетов был такой:

Жирный защитник рванул по ногам,
Еду на жопе в штрафную площадку -
Знать, Маяковский не пробовал сам,
Только советы давал для порядку.
 
Сильные, смелые, бодрые духом,
Бегаем мы по футбольному полю,
Ищем в траве и не можем найти
Нашу шальную футбольную долю.
 
Только один куплет помню.

Он очень характерный актёр такой небольшого роста. Очень занятно, как он пел эту песню. Он сказал, что вот он сам её написал недавно, и вполне возможно. Потому что я её больше нигде никогда не слышал. <СЖ - вероятно, речь об актёре МХАТ - Викторе Петрове **>

СЖ – Вы не слышали, как Высоцкий эту песню пел?

- Нет. 

 


ФРАГМЕНТ РАСШИФРОВКИ ФОНОГРАММЫ ВЕЧЕРА У ГРИГОРИЯ АСТАШКЕВИЧА 21 СЕНТЯБРЯ 1971 ГОДА:

Умные люди сидят по домам,
Умные люди глядят в телевизер...
Бегаем мы по размытым полям,
Шарик катаем то верьхом, то низом.
Грубый защитник толкнул головой,
Еду на чем-то в штрафную площадку...
Э-э... В.Маяковский не пробовал сам,
Только советы давал для порядку.
 
Шарик летить и летить, и летит...
О… а нет…
Ох, ты, защитник, защитничек мой,
Я уж тебе отмассираваю ножку,
Я уж тя ужалю, родной мой, родной,
Так, что тебя понесут по дорожке.
 
Грубые люди сидят по домам,
Грубые люди глядят в телевизер...
Бегаем мы по размытым полям,
Шарик катаем то верхом, то низом.
 
<..>
А... Шарик летит и летит, и летит, -
Надоть его мне б сыграть головою.<…> 

РАСШИФРОВКА ФОНОГРАММЫ ИСПОЛНЕНИЯ ЭТОЙ ПЕСНИ ЮРИЕМ НИКУЛИНЫМ НА КОНЦЕРТЕ «В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ» (ИЗ АРХИВА ОЛЕГА ВАСИНА):
 
Умные люди сидять по домам,
Умные люди глядят в телевизор.
Бегаем мы по размокшим полям,
Мячик гоняем то верхом, то низом.
 
Смелые, славные, сильные духом,
Бегаем мы по размокшему полю,
Шарим в траве и не можем найти
Нашу шальную футбольную долю.
 
Грубый защитник рванул по костям,
Еду на жопе в штрафную площадку -
Вэ Маяковский не пробовал сам,
Только советы давал для порядку.
 
Ну, погоди ж, мой партнёр дорогой!
Я тебе так омассирую ножки,
Я тя ужалю, родимый ты мой,
Так, что тебя понесут по дорожке.
 
Ноженьки-ножки, ножонки мои,
Сколько вы вёрст по земле оттоптали,
Взад и вперед от ворот до ворот…
Сколько травы-муравы перемяли.
 
Мячик тяжелый летит, как ядро,
Мне его надо играть головою.
Ох тяжело, тяжело, тяжело
Падать, вставать и бежать за тобою!
 
Умные люди сидять по домам,
Умные люди глядят в телевизор.
Бегаем мы по футбольным полям,
Шарик гоняем то верхом, то низом.
 
Смелые, славные, сильные духом
Бегаем мы по размокшему полю,
Шарим в траве и не можем найти
Нашу шальную футбольную долю.

(видео тут: https://www.facebook.com/igor.rakhmanov?fref=ts

 

* Епифанцев Григорий Семёнович (31 мая 1939 - 28 июля 1992) служил во МХАТ до 1966 года, потом перешел в театр на Таганке, но в 1967 году вернулся обратно.

** Петров Виктор Григорьевич (30 мая 1940 — 28 ноября 2007), актёр МХАТ с 1961 года. Играл роль Васи в спектакле «Старый новый год» и одноименном фильме. Занимался озвучиванием мультфильмов и заграничного прокатного кино. Один из участников диско-спектакля «Алиса в Стране Чудес» (ВСГ 1976), роли:  Джим, Мартовский заяц, Валет, Палач, Лягушонок.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О песне «Умные люди сидят по домам…», исполненной В.Высоцким | Сергей_Жильцов - Дневник Сергея_Жильцова | Лента друзей Сергей_Жильцов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»