• Авторизация


Уход барда. Прощание с Высоцким. 26-07-2013 22:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Юрий-Киев Оригинальное сообщение

25 июля — день памяти великого российского поэта, барда и актёра Владимира Семеновича Высоцкого.

[показать]

Ох, и не любили в брежневские времена острые углы, где можно, старались обходить их! Всё было какое-то противненько-округлое, такое, за что и рукой, и мыслью ухватиться трудно. В парткомах сидели разного рода и ранга партийные функционеры в аккуратных и невыразительных костюмах тёмных тонов и с невыразительными лицами. 

Правда, в заветных барах у них прятались бутылки дорогих западных напитков, вроде коньяка "Наполеон", но всё это извлекалось тайно, из-под полы, так, чтобы опять-таки соблюсти свою "округлую" мораль, не позволяющую демонстрировать столь явное пристрастие не к здоровой отечественной социалистической водке, а к зелью загнивающего капитализма.

И ещё одно позволяла себе официальная парткомовская Россия: послушать дома, когда рядом нет всегда готовых к услугам друзей-стукачей, актёра Высоцкого. Врубить магнитофон (может, такой же, как и коньяк, оттуда, из-за бугра, а то и из самой Японии!) не на полную, конечно, громкость, и побалдеть под какое-нибудь "В далёком созвездии Тау-Кита".

И вот на такую осторожную страну, которая, впрочем, успела уже завязнуть в Афганской войне, обрушилось разноцветное цунами. И называлось это цунами "Олимпийскими играми в Москве"! Олимпиада! Сколько раз мы смотрели по телеящику, как где-то там, ох, как далеко, бегают, прыгают и плавают спортсмены, и вдруг такое у нас дома. Честь! Да ещё и ответственность огромная!

И засуетилась парткомовская Россия, начала по своей хорошей привычке траву зелёную красить, чтоб та ещё зеленей была. И не только трава на улицах, но и трава в душах наших, в сердцах. А то оптимизма видно не будет, а разве без оптимизма советскому человеку жить можно?

И, конечно, в первую очередь красильщики травы взялись за дело в столице нашей Родины – Москве. Прежде всего, траву сорную повыдирали. Это значит, что выкинули из Москвы всех немосковских, а заодно и московских, что не шибко округло себя вели. Отправили их загорать за 101-й километр. Всё тихо, всё чин по чину. Раз-два, и в электричках московской подземки народу стало мало. Едешь и свободно так вокруг, хоть песни во всю глотку пой.

И вот когда вся наша советская действительность заблестела, засверкала, совсем округлой стала, случилась беда. 25 июля 1980 года умер тот самый актёр Высоцкий, которого так любили слушать у себя дома, за семью замками аккуратные брежневские люди.

А пришли эти люди в смятение величайшее. Надо же такому случиться среди бела олимпийского дня! Понятно, что полетели сразу циркуляры разные о том, чтобы актёра таганского и певца крамольного хоронили тихо. Как можно тише! Было уже нечто вроде этого на Руси. Когда Пушкин Александр Сергеевич Богу душу отдал. Тогда император Николай Второй, которого Николаем Палкиным в народе нарекли, приказал поэта хоронить тихо.

Тогда прошло. Отвезли Пушкина в метель на кладбище и впрямь тихо. А на сей раз осечка вышла. Во-первых, июль на дворе, а во-вторых, народ-то московский при всей тихости и округлости людей брежневских, громким был. Сначала шептаться начал о том, что Высоцкий умер, потом шёпот каждого в общий громкий шёпот перешёл, а потом из шёпота общего ропот громкий родился.

На театре Таганском, над входом главным портрет покойного Высоцкого повесили, да ещё и с надписью вызывающей. И написано там было так: "Не “заслуженному”, не “народному”, но истинно Народному артисту!"

[показать]

[показать]

[показать]

И народ к театру всё валил и валил, наплевав на все олимпийские достижения и рекорды. Это было братство людей, союз свободных индивидуальностей, вольных душ, который язык не поворачивался назвать толпой.

И все они тесно жались к стенам дома, где так часто выступал человек, чьи удивительные песни страстно вобрали в себя то, о чём они думали и говорили на своих знаменитых советских кухнях, где парткомовская Россия была не властна.

В этот день я провожал свою маму и бабушку к родственникам в Рязань. Просто им захотелось уехать подальше от Олимпиады, отдохнуть от официозного шума и гама, пожить среди простых людей, почти деревенских, какими и были наши рязанские родственники. Я посадил их на электричку на станции "Ждановская", так тогда называлось "Выхино". В отличие от вагонов московского метро, заметно похудевших в результате предолимпийской чистки, вагоны подмосковных и ещё более дальних электричек были битком набиты.

Это было каким-то неосознанным вызовом Москве, где на время Олимпиады появились всякие дефицитные штучки вроде баночек "Кока-колы", жвачки и всяких там бутербродов с чёрной икрой. Люди уезжали в городки, где в бедных магазинчиках в лучшем случае продавался один сорт не лучшей колбасы, да и то достать его можно было, только отстояв очередь.

Вагон, куда я посадил своих близких, буквально гудел. И все обсуждали страшную новость о том, что умер Высоцкий. УМЕР ВЫСОЦКИЙ!!! Из-за этого вокруг было нервно. Очень нервно! Да ещё и помножалось на тесноту. Вагон напоминал один сплошной нерв, оголённый, пульсирующий и испытывающий страшную боль.

Люди раздражённо переругивались друг с другом из-за любого пустяка. Парень, сидевший рядом с моей бабушкой вдруг начал к ней цепляться, кричать, что она его слишком уж утрамбовала! Я в свою очередь начал переругиваться с ним. И наконец, выпалил: "Если вы не прекратите эту брань, то я вас выведу отсюда за недостойное поведение во время проведения Олимпийских игр!"

Парень сразу же обмяк, съёжился. Мой блеф удался. Ведь столица кишела людьми с удостоверениями магической силы, на которых было выведено три буквы, но зато каких: "КГБ"! Вдруг я один из… Посидев минуту, парень стремительно встал и исчез от греха подальше. Но не исчезала, да и не могла исчезнуть эта нервность, постепенно становящаяся скорбью.

Я выскочил из поезда, забыв помахать своим рукой, и снова погрузился в олимпийскую действительность столицы. Город дышал жарой, но от неё веяло могильным холодом Великой Утраты.

Дома раздался телефонный звонок. Это звонил мой знакомый актёр из Казахстана Витя Сахаров, обычно игравший там, у себя в театре Паука из "Мухи-цокотухи" Корнея Чуковского. Он недавно женился на москвичке, а потому обзавёлся московской пропиской. "Не трогайте меня, я римский гражданин!" Витя сообщил мне плачущим голосом: "Марина Влади в Москву приехала. И на похоронах будет. А ты пойдёшь?"

Нет, я не пошёл на похороны Высоцкого. Потому что мне трудно видеть так много людей, пусть даже и людей хороших, интеллигентных, внутренне свободных. Поэт всегда одинок, перстень одиночества вручается ему, как знак долгого и мучительного пути к Свету. К тому самому Свету, в который уже ступил Владимир Высоцкий.

Да, я не пошёл на похороны. Зато ночью погрузился в мир, где Высоцкий уже становился своим человеком. Мне показалось, что моя душа слилась с его душой, и я почувствовал то, что чувствует сейчас он.

Много позже об этом миге я написал стихотворение:

 Шумели краски инобытия.
 И в грёзе был небесным бардом я.
 Бесплотным. И с бесплотною гитарой.
 Казалась жизнь земная Божьей карой.
 А здесь повсюду бабочки летали
 С размахом красок, принятых в астрале.
 И собирали пчёлы мёд астральный,
 Густевший сразу в баночке хрустальной.
 Царица пчёл её мне подарила.
 И в час, когда неведомая сила
 Меня опять на землю притянула,
 Я сел на край расшатанного стула
 И, баночку открыв, взял ложкой мёд.
 И ощутил, как прочен неба свод,
 Как прочен мир, в котором был я бардом.
 И звуки песен закрутились рядом,
 Тех песен, что я в грёзе сочинил.  

Но я не запомнил тех песен, потому что они принадлежали не мне, а Высоцкому. Оно просто "одолжил" мне на миг своё сознание. Но это погружение в грёзу, подаренное мне Великим Бардом, оставило свой след на всю мою жизнь. Потрясающее чувство свободы, свободы земной, так легко и гармонично перешедшей в Свободу Надземную!

И я ступил в новый июльский день с чувством этой свободы, подаренной мне Высоцким. И понял, что я уже не совсем такой, каким был раньше.

 Леонид Володарский

http://www.c-cafe.ru/days/bio/47/vladimir.php

[показать]

[показать]

[показать]
 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
Ответ на комментарий Флорента # Я очень люблю Высоцкого и нахожу что-то мистическое в том. что он родился 25-го и ушёл 25-го, только родился зимой (чтобы нам теплее было), а ушёл летом...
Ответ на комментарий Лена_Зыкова # Да, сильная личность!
Я никогда не являлся поклонником В.Высоцкого. Когда он умер, я сдавал тогда экзамены перед Производственной Практикой, мне было его жаль, так как он был ещё молодой. Многие его песни я слышал, но это очень на большого любителя или поклонника его творчества. Статья не понравилась, так как автор неискренен, в своих мыслях и высказываниях. Я это всегда чувствую. В тот же год, в августе месяце умер Джо Дассен, вот это на меня произвело большее впечатление, но это уже другая тема.
Ответ на комментарий Клуб_Эттейлла # У каждого свой взгляд. Джо Дассен мне тоже нравится, но он мне не близок, а Высоцкий свой, родной. Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю... Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю, Чую с гибельным восторгом - пропадаю! Пропадаю! Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Вы тугую не слушайте плеть! Но что-то кони мне попались привередливые, И дожить не успел, мне допеть не успеть. Я коней напою, Я куплет допою,- Хоть мгновенье еще Постою на краю!.. Сгину я, меня пушинкой ураган сметет с ладони, И в санях меня галопом повлекут по снегу утром. Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони, Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту! Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Не указчики вам кнут и плеть. Но что-то кони мне попались привередливые, И дожить я не смог, мне допеть не успеть. Я коней напою, Я куплет допою,- Хоть немного еще Постою на краю!.. Мы успели - в гости к Богу не бывает опозданий. Да что ж там ангелы поют такими злыми голосами? Или это колокольчик весь зашелся от рыданий? Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани? Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Умоляю вас в скач не лететь! Но что-то кони мне попались привередливые, Коль дожить не успел, так хотя бы допеть! Я коней напою, Я куплет допою,- Хоть мгновенье еще Постою на краю!.. А вот мне показалась статья искренней, как раз этим личностным отношением и понравилась.

Флорента 27-07-2013-11:31 удалить
Ответ на комментарий Клуб_Эттейлла # Всегда уважаю личное мнение! Джо Дассен-это мелодия, отдых для души. А Высоцкий... Это голый нерв, ток, бессонница.
Ответ на комментарий Флорента # Полностью согласна. Но всё время отдыхать надоедает, да и невозможно, поэтому нам очень нужен Владимир Высоцкий.
Ответ на комментарий Юрий-Киев # Спасибо, Юра. Я вот только глубоким вечером успеваю заглянуть в комп. Всё дела, дела...


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Уход барда. Прощание с Высоцким. | Лена_Зыкова - Дневник Лена_Зыкова | Лента друзей Лена_Зыкова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»