Имажини́зм — литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Связь термина и концепции «имажинизм» с англо-американским имажизмом дискуссионна.
История
Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году. Ведущими поэтами-имажинистами были Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и несколько лет принимавший деятельное участие в движении Сергей Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича и Есенина. К имажинизму также примкнули такие поэты, как Рюрик Ивнев, И. Грузинов, М. Ройзман, А. Кусиков.
В 1919—1925 гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Ряд поэтов выступил также с теоретическими трактатами («Ключи Марии» Есенина, «Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное» Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность благодаря устраиваемым эпатажным выходкам. Помимо Москвы («Орден имажинистов», известный также как «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали также в Петрограде-Ленинграде. Организационно имажинизм распался к 1925 году. Взаимоотношения и акции имажинистов были затем подробно описаны в воспоминаниях Мариенгофа и Шершеневича.