Об авторе: Константин Преображенский – разведчик и писатель, отставной подполковник КГБ. В 2003 году, спасаясь от преследований за свои разоблачительные выступления о КГБ в девяностые годы, эмигрировал в США, где получил политическое убежище.
1980-85 – корреспондент ТАСС в Токио.
1987-91 – референт начальника Научно-технической разведки КГБ СССР.
Автор книг: «КГБ в русской эмиграции» (Нью-Йорк, 2007), «КГБ в Японии» (Москва, 2000, также опубликована в КНР в 2003 году), «Шпион, который любил Японию», (Токио, 1994. Эта книга стала бестселлером в Японии), «Неизвестная Япония» (Москва, 1993), «Как стать японцем» (Москва, 1989), «Спортивное кимоно» (Москва, 1985), «Бамбуковый меч» (Москва, 1982).
Повести «Каратэ начинается с поклонов» и «Очень новая старая пагода», написанные Константином Преображенским в возрасте 22 лет, включены Ленинградским отделением Академии Наук СССР в академическую антологию «Советские писатели о Японии» (Ленинград, 1987).
ПАСТОРЫ-ЧЕКИСТЫ
Часть первая
Путин изменил разведывательную концепцию России. Теперь её разведка делает основной упор в вербовочной работе не на левых прокоммунистических западных интеллектуалов, как раньше, а на русских эмигрантов. Кремль подчиняет себе всю славянскую эмиграцию из бывшего СССР, превращает её в инструмент давления на Запад, кем в советские времена были иностранные коммунисты.
Для этой цели Путин создал в Службе внешней разведки новое подразделение – управление «ЭМ» (эмиграция). В него вошли: 4-ый отдел управления «К» (внешней контрразведки), занимавшийся работой по враждебной русской эмиграции, и 19-ый отдел Первого главного управления КГБ (политической разведки), работавший по эмиграции дружественной...
Да, есть в КГБ и такое подразделение! Опомнитесь, члены многочисленных эмигрантских обществ дружбы с Россией! Её чекисты работают среди вас так же цинично и нагло, как и среди ваших идейных противников, критикующих путинский режим. Горячая любовь к Родине отнюдь не спасает вас от вербовки КГБ, сулящей вам множество опасностей!
Магистральные направления деятельности российской разведки по старой чекистской традиции именуются «линиями». Теперь в ней появилась новая линия – «ЭМ», наряду с «ПР» (политической разведкой), «Х» (научно-технической), «С» (нелегальной) и «КР» (внешней контрразведкой). Это означает, что у каждого резидента СВР в той или иной стране появился новый заместитель, курирующий линию «ЭМ». У него в подчинении имеется группа разведчиков, занимающаяся исключительно эмигрантами из СССР.
В мае 2007 года КГБ успешно завершил грандиозную операцию, продолжавшуюся 70 лет: часть Русской Зарубежной Церкви была поглощена Московской патриархией, захвачена путинской империей КГБ. В США и других странах Запада теперь создан мощный разведывательный плацдарм. Путин отлично знает, что контрразведка в США не имеет права разрабатывать служителей культа, и цинично использует американскую религиозную свободу и людскую веру для шпионажа против Запада.
Об этом я рассказал в своей книге «КГБ в русской эмиграции», вышедшей в свет в 2007 году в нью-йоркском издательстве «Либерти» и наделавшей много шума. Работая над ней, я с удивлением узнал, что протестанская эмиграция в США насыщена агентурой ещё гуще, чем православная, но об этом почему-то никто не знает. Некоторые протестансткие пасторы здесь прямо так и заявляют своей пастве: мол, КГБ работает только среди православных, а у нас ничего подобного нет. Но почему? Неужели КГБ, искоренявший религию, сделал приятное исключение для протестантов?
- Как жаль, что наша комиссия так и не смогла увидеть секретные документы КГБ о работе среди них! – посетовал о. Глеб Якунин.
В 1992 году он стал членом Комиссии Президиума Верховного Совета РФ по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП. Это помогло ему получить доступ к секретным документам 4-го отдела 5-го управления КГБ, который работал по православию. Были изучены его материалы с 1917 по 1988 годы, после чего патриарх Алексий Второй забил тревогу и стал требовать от Ельцина закрытия опасной комиссии. К чести первого президента РФ следует сказать, что он не внял требованиям агента «Дроздова» и сослался на несговорчивость «радикальных демократов» из своего окружения.
Тогда Алексий Второй бросился к Руслану Хасбулатову, возглавлявшему Верховный Совет, и тот внял просьбам патриарха, закрыл комиссию.
- Нам удалось узнать только об одном агенте из числа баптистов, некоем Орлове, сотрудничавшим одновременно и с КГБ, и с ГРУ, военной разведкой, – усмехнулся о. Глеб.
Протестантами занимался другой отдел 5-го управления КГБ, но все они действовали одинаково, потому что подчинялись одному человеку, генералу Филиппу Бобкову. Например, общим приёмом было внедрение во все религиозные организации не только агентов, но и офицеров КГБ. Ведь агент – человек штатский, волею или неволею продающий своих товарищей КГБ, и полного доверия ему нет. Поэтому агента надо постоянно проверять. А офицер КГБ все проверки уже прошёл, он стопроцентно надёжен, а главное – заинтересован в успехе своей карьеры.
Разумеется, больше всего офицеров-священников назначалось в Московскую патриархию. Там они, абсолютно чуждые религиозной жизни, то и дело попадали в разные нелепые ситуации, о которых потом с удовольствием рассказывали своим приятелям в штаб-квартире разведки. Среди них был и я, использовавший эти истории в своих книгах.
Не были исключением мусульмане. В начале восьмидесятых годов двое разведчиков из Узбекистана совершили паломничество в Мекку, где никто их не распознал. За это их потом расцеловал Брежнев.
Но не каждое проникновение офицера КГБ во враждебную религиозную среду заканчивалось столь празднично. В середине семидесятых годов сотруднику одного из провинциальных горотделов КГБ удалось внедриться в секту скопцов. Ему там уже стали доверять и во время одной из бесед предложили сесть на скамеечку. Чекист с благодарностью сделал это, готовясь к хитрой беседе, но скамейка переломилась надвое, блеснули ножи, и в мгновение ока разведчик сам стал скопцом. Говорят, что после этого он вынул пистолет и стал отстреливаться, да разве этим поможешь!
Оставаться на военной службе он больше не имел права, и его пришлось уволить как инвалида. Верующий человек усмотрит здесь справедливое наказание Господне. Об этом случае, посмеиваясь, рассказывали друг другу чекисты по всей стране.
- Но почему КГБ воюет со скопцами? Разве они наносят ущерб интересам государственной безопасности нашей родины? – спросит иной неискушённый читатель.
Увы, эти интересы для чекистов отнюдь не главное. Их защищают спустя рукава, неохотно и неумело. КГБ действует только в своих узковедомственных интересах, заботясь о собственом престиже, влиянии и богатстве. Для этого чекисты бессовестно употребляют свои особые полномочия и права, дарованные им ради обеспечения безопасности граждан. КГБ – это большей частью паразитическая и ненужная организация, ведущая Россию в тупик.
Логично предположить, что офицеры КГБ есть и среди протестантских пасторов. Там они руководят своими агентами, осуществляют контакт с Москвой.
Когда во второй половине восьмидесятых годов я учился в Минской школе КГБ, преподаватели рассказывали нам о необычной проблеме, с которой сталкиваются парткомы очень многих заводов и фабрик. Самыми лучшими рабочими на них, как правило, оказываются баптисты или другие протестанты. Но ведь им нельзя присваивать звание «Ударник коммунистического труда»! Вот и ломают парткомы голову, обращаются за советом в КГБ.
А ещё они говорили, что протестанты плохо поддаются вербовке на материальной основе, то есть не берут деньги, которые им предлагает КГБ. И не боятся говорить так:
- Мне деньги не нужны. На хлеб насущный хватает, и ладно!..
Но в целом об этой работе известно мало. Должно быть, потому, что протестанты находились на обочине советской жизни, большей частью жили в провинции.
И уж тем более ничего не известно о методах путинской разведки среди протестантских эмигрантов в Америке. Ни одной публикации на эту тему я не нашёл, и потому обратился к известному протестантскому правозащитнику Борису Перчаткину, эмигрировавшему в США. Он автор двух книг и пишет третью: «Тайные ученики», опираясь на свой многолетний опыт и наблюдение. Фрагменты из его книги будут приведены ниже, в ответах.
Он знаком с методами работы КГБ среди протестантов не понаслышке: в СССР он провёл в заключении пять лет, его дважды судили за веру. Его жена, Зинаида, тоже дважды судима. Даже мать Бориса Перчаткина три раз получала тюремные сроки за свою веру – в 1954, 1983 и даже в 1985 году, когда ей было уже 60 лет, но ее возраст не помешал КГБ приговорить её к двум годам общего режима.
Рассказ Бориса Перчаткина содержал так много новых для меня фактов, что я привожу его полностью, лишь вставив кое-где в тексте свои комментарии профессионального разведчика.
Интервью я начал с вопроса.
Константин Преображенский: В 2006 году конгресс США принял резолюцию, призывающую РФ обеспечить религиозные свободы всем гражданам без исключения (Resolution on Religious Freedom in Russia № 190), констатировав тем самым, что религиозной свободы в России нет. Не замечали ли вы возни путинской агентуры перед принятием этой резолюции, попыток противодействия ей?
Борис Перчаткин: Конечно, заметил! Вот явный пример такого противодействия. Когда резолюция обсуждалась в комитетах Конгресса, ей требовалась поддержка. Предполагалось, что религиозные эмигранты из РФ пошлют своим конгрессменам письма с призывом проголосовать за неё. «Они же от чего-то бежали и сейчас получают статус беженца!» Такая практика в Америке широко распространена. Поэтому аппарат Конгресса подготовил типовой текст такого письма, и я разослал его по факсу во многие церкви. Людям оставалось только поставить подпись и отправить конгрессмену и сенатору своего округа. Так что же? Ни одно такое письмо не было отправлено! Об этом мне сообщили из Конгресса. Ни одно из тысяч! Тогда я обратился в еврейскую правозащитную организацию «Союз советов по делам советских евреев». Они разослали письмо по своим адресатам, и евреи поддержали нас, как это бывало раньше, в советское время.
Это означает, что пасторы-чекисты выбросили письмо из Конгресса в мусорный ящик, чтобы не причинять морального ущерба путинской России. А ведь для любого пресвитера и верующего было бы так естественно подписать такое письмо: многие из них тоже подвергались преследованиям на родине!
Следует отметить, что большинство этой паствы – не из России, а эмигранты из Украины, Белорусии, Молдавии. Россия для них теперь – чужая страна. Но складывается впечатление, как будто бы их пасторами руководят из Москвы, с Лубянки. (Примечание автора. Действительно, ценная агентура из национальных республик подчинялась центральному аппарату КГБ. Разумеется, дубликаты личных дел этих агентов имелись и в местных КГБ, но незадолго до августовского путча 1991 года многие из них удалось переправить в Москву или уничтожить. После того, как Путин сделал основной упор в разведке против Запада на эмигрантов из бывшего СССР, работа с этими агентами в США была активизирована. К.П.)
Блокировав подписание писем в поддержку резолюции Конгресса в 2006 году, пасторы-чекисты прошли успешную проверку на прочность перед Путиным. А славянская диаспора получила очередной «минус» в глазах американского правительства. Да, резолюция была принята под давлением неопровержимых фактов и при поддержке еврейской общественности, но массы верующих её не поддержали. Потом пасторы-чекисты всячески скрывали от них правду об этой резолюции.
КГБ использует свою агентуру среди протестантов для внедрения в страны Запада в гораздо больших масштабах, чем среди православных. Ведь Запад в основном протестантский,- продолжал Борис Перчаткин. – Но если об агентурной работе Московской патриархии сейчас широко известно, то работа КГБ через протестантов до сих пор остаётся в тайне. Вот несколько примеров сногсшибательной операции КГБ.
Мы, пятидесятники, участвуя в диссидентском движении, вольно или невольно стали участниками идеологической войны против СССР на стороне Запада. Так как, добиваясь свободы и эмиграции по религиозным мотивам, мы показывали всему миру, что в СССР нет свободы. Нас отправляли в ГУЛАГ, но не давали свободы веры и не выпускали в эмиграцию, потому что, выпустив нас, советская власть тем самым признала бы, что её рекламируемая свобода – ложь, ибо от свободы не бегут. Мы помогали Западу «раздеть» СССР, и войну с Империей зла на своём направлении мы выиграли, так как в 1988 году коммунисты решили, что держать нас дальше – себе дороже. И разрешили религиозную эмиграцию, тем самым признав, что в СССР нет свободы.
Это была победа наша и Запада. А вместе с эмиграцией пришла и относительная свобода. Но вот здесь мы все и расслабились и в эмиграции попали в ловушку, расставленную КГБ. Судьба эммиграции стала развиваться по сценарию Бюро.
Сценарий этот был гениально прост и безбожно коварен. Живя в СССР, мы никогда не знали количество людей в подпольных, преследуемых церквях, – ни пятидесятников, ни баптистов. (Сейчас стало известно, что их было около трёхсот тысяч). Но это хорошо знали в КГБ, так как все нерегистрированные церкви были на учёте, и в каждой был осведомитель.
До 1980 года мы передали на Запад десять тысяч имён пятидесятников и баптистов, открыто заявивших о намерении покинуть СССР по религиозным мотивам. (Эти списки и сейчас хранятся в американском Конгрессе). И ещё мы знали о двадцати тысячах сочувствующих. Это десять процентов от всех религиозных нелегалов-антисоветчиков. Но вследствие репрессий против нас со стороны властей (начиная с 1979 года по 1986 год, было осуждено пятидесятников 1688 и баптистов свыше 200 человек) и церковного начальства (сотни были отлучены от церкви по указанию Виктора Белых) это число сократилось к 1988 году минимум на треть, а в некоторых регионах и наполовину. С тех пор, как открылись двери, и по сей день в США оказалось по статусу беженца до четырёхсот тысяч протестантов. Откуда взялось такое количество гонимых? А вот откуда и почему.
Те церкви, которые решили идти по лёгкому пути и зарегистрировались в органах советской власти (т.е. согласились управляться из КГБ и выполнять безбожное законодательство о культах), превышали нас по численности почти вдвое. КГБ приблизительные масштабы нашего исхода просчитал и понимал, что те, которых чекисты дискриминировали и преследовали, а потом выпустили в эмиграцию, по приезду в США консолидируются. (Этого нам не давали делать в СССР.) Зная менталитит наших соотечественников, чекисты отлично осозновали, что, обладая такими людскими и финансовыми возможностями, мы организуем духовную протестантскую экспансию на территорию СССР, а также организуем мощную правозащитную деятельность на территории бывшей родины. Восстановим нашу историю. Докажем факты геноцида против нас. Сделаем то, чего до сих пор не сделано: подтянем КГБ, его приемника ФСБ и их пахана – Компартию – к международному суду, в назидание другим. А такое им могло присниться только в кошмарном сне. Да, многое может сделать сообщество людей, у которых есть цель!
Когда мы пробивали железный занавес, масштабов потенциальной эммиграции мы не знали. Но коммунисты знали и что думали, отпуская нас? Правильно – выпустить, но взять под контроль, чтобы таким, как я, жизнь легкой не казалась, чтобы нейтрализовать и разложить эмиграцию, завести в духовный тупик, парализовать всякую позитивную деятельность и правозащитную работу и прочее и прочее. Но как взять под контроль? Правильно! «Оседлать», возглавить эмиграцию. КГБ заранее готовился к массовой засылке агентуры в Америку, чтобы возглавить, взять под контроль протестантских беженцев.
Пресвитер Василий рассказывал мне, что в 1987 году, когда он ещё жил на Украине, его вызвали в КГБ и предложили эмигрировать в США.
- Каким образом поехать? – спросил он. – И почему вы мне это предлагаете? Вы же так просто ничего не предлагаете.
- Конечно, просто так ничего не предлогаем, – согласились чекисты, – но ведь ты знаешь, что у Христа были тайные ученики?
- Знаю! – согласился пресвитер Василий.
- Вот и ты будешь нашим тайным учеником! – рассмеялись чекисты.
- А что тайный ученик должен для вас делать?
- Скоро много твоих единоверцев в Америку поедет! А ты молодой, перспективный, ты нам нравишься, люди за тобой пойдут. Создашь в Америке церковь. Когда работа наладится, создавай братство. Если будет надо, мы тебе поможем! – объяснили сотрудники КГБ.
- А как это всё называется – то, что вы мне предложили? – уточнил пресвитер Василий.
- Мы же тебе церковь предлагаем создать, разве это плохо? – нахмурились чекисты. - Кроме этого, представь: соберёшь вокруг себя человек пятьсот, и каждый кинет тебе в кошёлку долларов сто в месяц – пойди, плохо? В Америке пастырь – это почётно, денежно и не пыльно...
Из этого видно, что для работы в США к уже имеющейся агентуре вербовали и готовили чистых – не засвеченных – тайных учеников КГБ. Пресвитер Василий отказался стать тайным учеником КГБ, и ему был закрыт выезд за границу вплоть до развала СССР в 1991 году.
С того момента, как только началась религиозная эмиграция, в Америку стали просачиваться «тайные ученики» КГБ. Первое, что они делали, – это был энергичный, я бы сказал, агрессивный захват руководящей роли в церквях и организация церквей под своим контролем. Многих из них я знал по прошлым чекистским «подвигам» и поразился их наглости. Мне в голову не могло прийти, что они здесь после этих «подвигов» появятся. Советы воспользовались тем, что мы в своих обращениях и заявлениях к Западу не разделяли протестантов на сотрудничавших с советской властью, какими были совпатриоты-протестанты Автономной регистрации и Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), и на наших – оппозиционные советской власти подпольные церкви. Ведь мы и предположить не могли, что совпатриоты-протестанты, пособники наших преследований, будут ломиться в США и выдавать себя за страдальцев. Этим промахом немедленно воспользовался КГБ. Как только мы проломили железный занавес, пасторы-чекисты стали поощрять своих членов к эмиграции, и затем, ловко растворяясь среди своих надёжных рядовых одураченных соратников, быстро заполняли эмиграционную квоту. Целью этого было открытие в дальнейшем в США славянских церквей на базе верных людей и взятие прибывающих в США настоящих беженцев под контроль.
С другой стороны, в незарегистрированных церквях (для которых мы и добивались выезда) многие пасторы и некоторые епископы (как, например, Виктор Белых, Николай Тачинский, Николай Котяков и другие) и просто агентура (как Славик Радчук) стали активно тормозить тех, кого действительно преследовали, и препятствовать их выезду.
Вы спросите, как такое возможно? Вот несколько примеров.
Осенью 1989 года в Волгограде епископ Виктор Белых, две дочери которого уже находились в США как беженки (!), объяснял в церкви, что те, кто уехал, попали в беду и живут за счёт свалки, рады бы назад вернуться, но лишены гражданства, заключая, что эмиграция – от сатаны. И люди верили, рассуждая так: это же не советская пропаганда, это ведь говорит епископ!
В то же время Николай Тычинский ездил по церквям на Северном Кавказе, проповедуя, что эмиграция – грех, и вызывал Виктора Белых на подмогу: бороться с духом эмиграции. А у самого документы в американском посольстве на оформлении находились. Когда же начались боевые действия на Кавказе, он бросил обманутых им людей и сбежал. Сейчас Николай Тычинский руководит независимым братством в США!? Ловко получается, однако.
Прибыл в Америку и ещё один «беженец»: так называемый епископ Николай Котяков. (Посмотрели бы вы на этого «епископа»!) Перед этим он не раз побывал в США и в Европе. (И это беженец!?) Тем не менее, имел наглость называть Америку «исчадием ада» и «вавилонской блудницей». «Противящийся советской власти противится Богу!» – грозил Котяков. В 2000 году, ещё не зная, кто такой Котяков, я упрекал его за рукоположение мента, Славика Радчука. Я был в шоке от его реакции.
- Не тронь Радчука! – приказал он мне, – а если будешь кому-то ещё об этом говорить или даже подтвердишь ещё чьи-то свидетельства, что он работал на КГБ, то мы тебя об стену размажем! Ты этого не докажешь – поезд ушёл, и это никому здесь не надо. Понял? Один звонок Петру Саенко, и ты «приехал»! Усёк, диссидент долбанный?!
Действуя таким образом синхронно со ВСЕХБ и под руководством КГБ, они давали возможность пастырям-чекистам перехватить у нас, ничего не подозревавших, инициативу и взять протестантскую славянскую иммиграцию под контроль. А потом и они, тормозившие иммиграцию и распространявшие анти-американскую пропаганду, тоже оказались в Америке как беженцы. (Сейчас видно, что эта была чётко спланированная и проведённая акция.) Кто это дирижировал, догадаться несложно: те же, кто в 1943 году создал по указке Сталина и под руководством Берии Московскую патриархию, а в 1944 году – ВСЕХБ и поставил обе религиозные организации на службу безбожной власти. И они ей прислуживали, шаркая ножкой: «Чего ещё изволите-с?» Прямо или косвенно они помогли отправить в ГУЛАГ не одну тысячу верующих.
Вы спросите: как они могли прислуживать? А вот как. ВСЕХБ участвовал в международных религиозных мероприятих по всему миру. Например, его первый генеральный секретарь Карев выезжал за границу 56 раз, начиная с сороковых годов. Что он делал в странах Запада? Ведь он выезжал ещё со сталинских времён, когда даже советских граждан-атеистов за границу не выпускали, когда за религиозную деятельность отправляли в ГУЛАГ порой на двадцать пять лет! Карев написал книгу, в которой сравнил Ленина со Христом и пришел к выводу, что Ленин выше.
Выездным за границу было всё руководство ВСЕХБ, поскольку руководство зарегистрированной церкви приравнивалось к уровню партийного функционера. Что же они делали в странах Запада?
Обслуживали идеологическую машину безбожной власти. На западе ВСЕХБ блокировал действия в нашу защиту и всячески дискредидитовал нас. (И не только.) Главное, он выявлял сочувствовавших нам и, наоборот, сочувствовавших коммунистам, чтобы потом работать с одними и другими в зависимости от обстоятельств и по инструкциям КГБ. Например, они очаровали «Ассамблею Божию» настолько, что она закрывала глаза и уши на действительность в Империи зла.
Приведу лишь один пример разрушительной деятельности ВСЕХБ.
В 1979 году мы, незарегистрированные пятидесятники, решили обратиться с письмом к Двенадцатой всемирной конференции пятидесятников, открывавшейся в Канаде под председательством Томаса Зиммермана, руководителя «Ассамблеи Божией». В нём мы рассказали о наших гонениях.
Шестьсот пятидесятников нашли в себе мужество поставить под письмом свои подписи. Сбор подписей был исключительно трудным делом. Ведь для этого требовалось конспиративно объехать весь Советский Союз, тайно встретиться с верующими, которые сознавали, что подвергают себя смертельному риску, подписывая такой документ. Мы все понимали: если нас не поддержит Томас Зиммерман как руководитель «Ассамблеи Божией», а в его лице – Двенадцатая всемирная конференция пятидесятников, то мы обречены на ГУЛАГ, а семьи наши – на новые страдания.
Но на конференцию приехала официальная делегация ВСЕХБ и заявила, что никаких гонений на пятидесятников в СССР нет: «Какие гонения? Ведь мы тоже пятидесятники, и пожалуйста – приехали в Канаду! Никто нам этого не запрещал!»
Делегацию ВСЕХБ американцы спрашивали: «Как же, у вас ведь сидят за веру?»
Всехбешники выдвигали такой аргумент: «Да, у нас сидят пятидесятники, сидят баптисты. Но ведь ваши американские верующие тоже попадают в тюрьмы».
«Да, сидят, если они преступление совершили», – соглашались американцы.
«Ну вот и у нас то же самое!» – торжествующе восклицали всехбешники.
Двенадцатая международная конференция пятидесятников не только отказалась рассматривать наше письмо по настоянию советских пасторов-чекистов, но и выдала его им!
(Примечание автора. Такую безумную наивность и поразительную доверчивость к чекистам Запад проявляет и в наши дни! К.П.)
Разумеется, письмо тотчас оказалось в КГБ. Начались репрессии. Тридцать человек, чьи подписи стояли во главе списка, посадили в тюрьму, другим тоже отомстили по-разному. Одних вызвали на профилактику в КГБ, других уволили с работы.
Я тогда был арестован и потом пять лет сидел в лагере. Помню, как следователь КГБ потрясал передо мною этим письмом, торжествующе восклицая: «Видишь, ваши братья за границей сами нам вас сдали! Никому вы там не нужны!»
А пока мы сидели, ВСЕХБ прикрывал нас от Запада дымовой завесой. Такие хорошие ребята-всехбисты, как Шатров, Бычков, Орлов, Карев, Вознюк, Билас и прочие ездили за границу, говорили красивые проповеди, мило улыбались, самозабвенно врали о свободе совести в СССР и клеветали на узников и церкви! Этим они усугубляли нашу тяжёлую участь. А ведь трудно было найти протестантскую семью, в которой бы никто не пострадал.
И... за границей им верили, потому что хотели верить – так удобней! Да и выгодно – в СССР пригласят, покатают по церквям, где иуды служат пасторами. Везде застолье, внимание, почёт и... подарки, подарки! А домой приехал – герой, опять по церквям, уже по своим: конференции, съезды, пожертвования, застолье. Потом «Ассамблея» в доказательство, что в Союзе – свобода, принимает у себя всехбистов и тех пятидесятников, кто «автономно зарегистрировался» у советских властей. Потом следовал ответный ход... Так в мире и в согласии они и дожили до кончины Империи зла.
В ноябре1988 года меня пригласили выступить в центре Билли Грэма перед представителями пятидесятнических объединений на конференции, организованной госдепартаментом. Там я призывал единоверцев оказать поддержку и помочь спонсировать эмигрантов-пятидесятников из СССР, скопившихся в Риме. Вскоре после этого я был приглашён в главный офис «Ассамблеи Божьей», где после короткой беседы Джозэф Флауэр, глава международного отдела «Ассамблеи Божьей», заявил мне: «Мы не хотим из-за вас портить хорошие отношения с ВСЕХБ и советским правительством! Поэтому как объединение мы отказываемся вас поддерживать. Поищите себе поддержку в другом месте – Америка большая!» Я чуть не слетел со стула. Какой тут Бог! Здесь политика и религиозный бизнес. От кого мы ждали поддержки, находясь и умирая в концлагерях?
А ведь наша участь была ещё очень неясной! Впереди был август 1991 года. Ещё неизвестно, чем мог кончиться военный переворот, организованный ГКЧП! – отметил Борис Перчаткин.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Константин Преображенский