• Авторизация


Особенности настройки аудиопроцессора (речевого процессора) системы кохлеарной имплантации 27-11-2013 04:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Особенности настройки аудиопроцессора (речевого процессора) системы кохлеарной имплантации

 

В процессе своего КИ-пути передо мной часто вставал вопрос, на который толком не смог ответить ни один специалист: Почему при очень громкой настройке аудиопроцессора, после некоторого периода реабилитации звуки становятся естественными, нормальной громкости, так же как и при очень тихой настройке аудиопроцессора постепенно звуки становятся естественными, нормальной громкости? Аудиопроцессоры (или аудиопроцессор) настроены по-разному и теоретически при очень громкой настройке все звуки должны звучать неестественно громко, а при очень тихой настройке все звуки должны звучать неестественно тихо, но этого нет! Заманчиво сказать: «Произошла адаптация, мозг приспособился». Но, что это объясняет?

Когда мне каждый раз настраивали аудиопроцессор КИ по новой, я всегда поначалу испытывал ощущение, что звуки стали громче, их стало больше. После этого я вряд ли согласился бы ходить и слышать на старых программах, которые стояли в моем КИ-процессоре до новой настройки. Думаю, другие пользователи КИ испытывают то же самое. Но подходить к настройке аудиопроцессора только с механически-технической стороны – неверный метод. Настроить аудиопроцессор – это полдела и даже того меньше. Необходимо, чтобы настроился наш мозг. Видеть в настройке аудиопроцессора то же самое, что и в настройке, например, фортепиано – ошибка. КИ - это в первую очередь биологический инструмент.

И доказательством тому служит то, что, спустя время после каждой настройки, пациент испытывает неудовлетворение своим слухом и хочет снова настроиться (это бесконечное ощущение, т.к. полного удовлетворения своим слухом никто в КИ никогда не получает). Тут и возникает ощущение, будто новой настройки не было вообще и можно было прекрасно пользоваться старыми настройками, не тратя время попусту на новую настройку аудиопроцессора.

Я много раз читал отзывы в интернете от многочисленных пользователей КИ, что после настройки они стали лучше слышать. Более того я сам прошел через все это. Со стороны можно подумать, что настройка принесла неоценимую пользу. Я постараюсь объяснить это «лучше» на примере: Вот перед вами емкость с водой, вы налили туда еще пару стаканов. Воды стало больше, т.е. стало лучше. Через некоторое время часть воды испаряется, слух приходит как бы в норму, в привычную норму.

На самом деле так оно и есть: наши усилия потрачены зря на новые настройки и лучше бы мы просто спокойно ждали, пока мозг без дополнительных настроек продвинется дальше в плане реабилитации КИ-слуха.

Почему же так хочется снова настроиться? Чтобы испытать новую эйфорию от якобы лучшего звучания. Нам пациентам кажется, что после новой настройки слух улучшится и в итоге мы опять получаем то же самое. Мы вернулись в прежнее положение. Упала, якобы, эффектная громкость и хочется повысить ее.

Это в корне неверное представление о качестве КИ-слуха. Настройка системы КИ – это всего лишь прелюдия к длинному спектаклю, а прелюдия, как известно - малозначительная часть и можно, в принципе, обойтись без нее. Слух в КИ несовершенен и нельзя добиться совершенства только с помощью настроек и повышенной громкости в КИ, хоть нам и кажется, что мы каждый раз делаем шаг вперед после новой настройки. Последующие результаты показывают, что мозг подреабилитировался и сделал шаг назад к исходной донастроечной точке. Он стал работать с новым материалом так, как ему это свойственно! Разборчивость речи, спустя пару месяцев, возможно улучшилась, но это не результат настроек, а результат прогресса самого мозга. Те же самые улучшения произошли бы и без перенастройки аудиопроцессора.

Кстати, почему упала громкость? По моим выводам - это включились новые нейроны слуха, т.к. настройщик прибавил частот по каналам и громкость постепенно рассосалась по этим нейронам. Включились эти нейроны не сразу, поэтому и громкость упала не сразу. Только не следует думать, что это некое значительное прибавление, т.к. значительных улучшений пользователь КИ так и не испытывает, если испытывает их вообще. Лишняя пара копеек не делает человека богатым.

Возможно, здесь виноваты и не новые нейроны слуха, а простая адаптация к громкости тех же самых нейронов – они стали воспринимать звук в ином, привычном ракурсе.

То же самое происходит, когда мозг сам повышает громкость: включаются новые нейроны слуха и мы слышим более громкий звук. Все это я называю процессом стабилизации слуха, когда излишне громкий звук снижается, а излишне тихий становится громче до той нормы, которая свойственна ограниченной группе нейронов слуховой зоны мозга.

 

Надобно сказать, что такое аудиопроцессор. Аудиопроцессор называют еще речевым процессором или звуковым процессором. Это основная часть системы кохлеарного импланта и находится снаружи, в отличии от самого кохлеарного импланта, который расположен внутри под кожей головы и служит лишь приемником уже обработанного звука, и передает этот звук в виде электроимпульсов на электроды. Далее эти электроимпульсы по волокнам слухового нерва поступают в мозг.

Настраивают только аудиопроцессор. Он является внешним протезом и похож на слуховой аппарат. Разница между слуховым аппаратом в том, что слуховой аппарат передает звук в ухо, а аудиопроцессор тот же звук передает на кохлеарный имплант. В самом кохлеарном импланте готовый звук только генерируется в электроимпульсах.

Особенности стандартной настройки аудиопроцессора интересны тем, что там нет никаких вычурных особенностей. Настройка аудиопроцессора довольно проста, скучна и не занимает много времени.  Обычно 10-15 минут вполне хватает для полноценной настройки. Все-таки главный настройщик – это ваш мозг, а не аудиолог.

Это явно заметно, после подключения аудиопроцессора к кохлеарному импланту (активации системы КИ).

Сколько бы аудиолог ни копался в настройках на первых порах, он не сможет настроить аудиопроцессор так, чтобы человек слышал нормальный звук, имел хороший или правильней будет сказать: приемлемый слух, который имеют все пользователи КИ после нескольких лет реабилитации.

И в тоже время, выставив какие угодно настройки, не вызывающие дискомфорта, вы через несколько месяцев будете явно отмечать улучшение в разборчивости и качества звучания.

Без всяких настроек и усилий со стороны аудиолога! Боязнь некоторых аудиологов настроить КИ таким образом, что появятся некии звуковые неприятные эффекты, мне непонятна. Слух в КИ уже изначально состоит сплошь из неприятных эффектов, поэтому КИ-пользователь и реабилитируется, чтобы эффекты превратились в нормальное звучание.

Например, излишняя громкость, на которую иногда жалуются пользователи КИ. На самом деле аудиопроцессор КИ не дает той громкости, что часто слышат люди с нормальным слухом. Следует понимать, что люди с нормальным слухом – это люди адаптированные к звукам, у них давно уже произошло полное слияние со своим слухом. Эти люди не имеют перерывов в слушании и звук для них – неотделимая часть жизни. Выключи им слух, хотя бы на сутки и они, после резкого включения слуха тоже испытают повышенную и несколько дискомфортную громкость, как и КИ-пользователи.

Дискомфортная и избыточная громкость связана в КИ с искажением звука. Тут следует сказать, что в основном искажает звук сам мозг, а не система КИ, мозг - это созидатель звука и то, каким он его создаст, будет зависеть от его мастерства (которого он набирается постепенно, с опытом работы над КИ-звуком) и полученного материала (звуковой информации).

Искаженный звук звучит неправильно громко и это неприятно. Например, скрежет  металла в нормальном слухе не очень громкий, но как это дискомфортно! Возможно, в слуховой матрице мозга мало информации о таком звучании и человеку трудно приспособиться к такому звуку, чтобы вспринимать его комфортно, как, например, шум дождя. Когда искажения мозг исправляет, выравнивается и громкость, но достигнуть такого сногсшибательного эффекта громкости, как в нормальном слухе в КИ не получится. И это, не смотря на очень слабую стимуляцию слухового нерва в нормальном слухе, что еще раз подтверждает мою идею, что для достижения высококачественного слуха мощная стимуляция мозга и слухового нерва не нужна.

 

По моим наблюдениям стандартная настройка выглядит так: Аудиолог убавляет или прибавляет громкость на каждом электроде. Таким образом определяется динамический и частотный диапазон на каждом электроде-канале. Можно еще прибавить-убавить громкость в целом (сразу на всех каналах), вот и все. Это и есть основная настройка и самая важная ее часть, что в свое время было открытием для меня. Я-то думал, что там нечто сложное и этому нужно обучаться долгие годы…

Далее аудиолог подключает на выбор стратегию кодирования звука и по желанию различные функции типа компрессии звука или чувствительности и т.п. Кажется, все это уже стоит по умолчанию в программе и вмешательства обычно не требуется, т.к. имеет значение второстепенное и не предназначено для индивидуальной настройки.

Частотный диапазон можно изменить по желанию. Самое интересное, что на каждом канале свой частотный диапазон и он ограничен.

Аудиолог так же отмечает два порога уровней восприятия звука (некоторые аудиологи называют их порогами). Первый - это нижний порог восприятия звука, когда человек начинает слышать самые тихие звуки. Второй порог (в общем-то, как и первый), на самом деле (и с моей точки зрения) порогом не является. Это уровень наибольшей громкости при стимуляции на каждом канале, когда за порогом пациент начинает испытывать дискомфорт. Сколько я ни старался, мне самому не удалось определить начало (порог) дискомфорта, т.к. я мог довольно терпимо слушать то, что мне казалось дискомфортным, и я сомневался: дискомфорт ли это? А может это просто громкий звук, ведь болевых ощущений я не испытываю. Может дискомфорт начинается там, где начинаются болевые ощущения? Но какие болевые ощущения можно испытать от звука? Громкий звук неприятен? Но громкий звук часто неприятен, на то он и громкий звук!

Эти пороги можно выявить с помощью специальной аппаратуры (стапедиальный рефлекс), когда сам пациент не может прокомментировать ощущения.

На мой взгляд, эти уровни и пороги - довольно размытое понятие. Когда мне всякий раз настраивали КИ, то я был убежден, что мои возможности и ощущения находятся далеко за границами «порогов» и этот факт являлся одним из поводов, чтобы увеличить громкость, расширив пороги на следующей настройке, что было ошибочно, т.к. я в последствии понял, что такой метод к улучшению КИ-слуха не ведет. Неточность в определении порогов явная и не нужно придавать им большого значения.

То, что находится между порогами - это динамический диапазон. Нужно определить МКУ - уровень комфортного восприятия (максимально комфортный уровень) в этом диапазоне, т.е. выбрать максимальную громкость стимуляции, которая не доставляет дискомфорт. С таким уровнем стимуляции и будет ходить пациент до следующей настройки. На следующей настройке динамический диапазон расширят, а уровень МКУ повысят.

Соответственно усилится по мощности и стимуляция нерва электротоком. Такие настройки проводят без конца,  всю жизнь, поначалу несколько раз в год, потом время от времени по желанию пациента.

Данный принцип настройки связан с ложной теорией будто некоторые волокна слухового нерва не воспринимают сигналы и поэтому нужно постепенно расширять стимуляцию.

 

Как я уже объяснил в своей теории слуха, слуховой нерв служит только проводником звука, а сигналы воспринимать может только мозг. Поэтому расширять уровень мощности и интенсивности стимуляции вообще не нужно, а постоянное повышение напряжения тока может принести только вред в виде тиков и судорог лицевого нерва, возникнут трудности стабилизации и выравнивания звука для мозга, реабилитация КИ-слуха затягивается.

Аудиолог сам не может услышать своих настроек, а пациенты, тем более дети, обычно ничего особенного ему не говорят. Если человек не жалуется и, если ребенок не пытается сорвать РП, значит все хорошо.

Аудиолог тут похож на слепого, пишущего картину. Краски он видит, кисти тоже, а вот саму картину нет. Правда у него за спиной сидят зрители и они могут сказать ему, когда плохо. А вот когда хорошо, люди не всегда говорят. Так уж устроен человек.  Отмечать хорошее мы не умеем вслух или делаем это редко. Часто трудно определить даже пациенту, где плохо, а где хорошо, т.к., особенно в начале реабилитации, всегда плохо.

Поэтому производители КИ задумали процесс настройки очень просто и настройка в КИ доведена почти до автоматизма.

Особенно абсурдно выглядит участие сурдопедагога в настройке аудиопроцессора. Такое участие не только мешает настройке, оно вредит настройке.

На этой почве я наблюдал некоторые недоразумения между аудиологом и сурдопедагогом. Лично мне советы сурдопедагога в настройке не пригодились. Мой аудиолог их просто игнорировал, как и я сам. Неоднократно приходилось видеть картину, где родители маленьких пациентов по совету сурдопедагога просят сделать то-то и то-то, поднять громкость или убавить-поднять высокие-низкие тона и т.д.

Что тут сказать? Меня от таких советов разбирает смех. Ладно, если аудиолог спокойно проигнорирует, другое дело, если он им последует…

Все, что можно сделать, следуя таким советам, – это испортить звук, испортить ту разборчивость речи, которой вы уже достигли. Правда на этапе, где пациент уже достаточно реабилитирован разборчивость испортить весьма затруднительно. Даже с временно плохим качеством звучания КИ-пользователь будет понимать речь. Разборчивость может немного снизиться, но со стороны (особенно в кабинетных условиях) это незаметно. Разборчивость может и немного повыситься незначительно. Даже со стороны это можно отметить. Но это временно и такие мелкие изменения в настройках никакого значения не имеют, т.к. ничего особенного не дают. Я это называю эффектом хамелеона. Мозг, входя в новую среду, как бы в новые и, как ему кажется более благоприятные настройки, может отдельные звуки, фонемы, слоги временно немного улучшить. Ничего глобального тут нет и я говорю «временно», т.к. реабилитация КИ-слуха неоднородна и в ней нет стабильности. То, что кажется сейчас хорошим, из-за недостатка в частотном диапазоне через некоторое время запросто ухудшится, но тоже временно.

 

Как пример для сравнения: Вот вы сидите и вам немного прохладно. Вы одели джемпер и вам стало лучше. Но, спустя время, вы не замечаете этот джемпер и вдруг стало опять прохладно… Угадать внешнюю температуру невозможно, тем более, что она переменчива. Вам может стать не только прохладно от джемпера, но и жарко, т.е. хуже.

С разборчивостью речи после настроек происходит нечто подобное. Мозг – это очень пластичная и живая субстанция. Окружающий звук многообразен и мозг не может сделать быстро и просто этот звук понятным для себя через систему КИ. Чтобы всегда было хорошо, мозг должен сам выбирать себе «одежду» по необходимости, т.е. иметь под рукой все звуковые частоты, которых в КИ просто нет.

Вот, если бы человек был робото-машиной, тогда бы настройки здорово помогали. Мы бы полностью зависели от настройки аудиопроцессора!

Итак, что делает сурдопедагог в настройках? Он тестирует пациента. Это кстати делает и аудиолог-настройщик. Ему ведь интересно, есть ли какие изменения. Сурдопедагог предлагает пользователю КИ услышать те или иные фонемы, которые соответствуют низким или высоким тонам.

В результате «философии» сурдопедагог приходит к выводу, что надо повысить или понизить те или иные тона (частоты).

Абсурд, да и только. Ведь аудиолог во время настройки уже выбрал оптимальный МКУ (максимально-комфортный уровень) на каждом частотном канале. Изменив этот уровень, мы сбиваем настройку, а не делаем звук лучше. Можно добиться чуть лучшей разборчивости одним приемом – это немножко снизить громкость либо на всех каналах, либо на некоторых. Но это очень и очень незначительный результат и не стоит внимания.

Тем более при снижении громкости, как и при повышении, могут произойти изменения неприятные пациенту, хотя со стороны он и не выскажет ничего, решив, что так и должно быть.

Так действительно должно быть. Изменения почти всегда неприятны, важно определить степень этой неприятности. Позднооглохшему это легче сделать. Особо чувствительные люди просто не будут пользоваться системой КИ, если она настроена неприятно.

Тут главное понять, что неприятность со временем пройдет и КИ-слух опять войдет в привычное русло.

Я все это не выдумываю, беру не с потолка и не с чужих слов. Я менял себе произвольно уровни диапазонов на всех каналах по-всякому и ничего хорошего в результате не получил. Мне даже стыдно тогда стало перед аудиологом - так я его замучил своими экспериментами, а желанных плодов труда не было.

 

Логично выглядит в настройке постепенное расширение частотного диапазона. Это выглядит так: При активации системы КИ через месяц после операции, аудиолог выставляет узкий частотный диапазон. Постепенно в последующих настройках он этот диапазон расширяет.

Зачем он это делает? Такова методика. Она опирается на версию, что мозг изначально неспособен хорошо воспринимать все частоты и поэтому подключают только некоторые. Спустя время, возможности мозга повышаются и частотный диапазон расширяется аудиологом.

Что же это дает на самом деле и так ли необходим именно такой подход к настройке?

К сожалению, такой подход ничего особо существенного не дает. Мозг все равно временно игнорирует одни, новые для него частоты, а другие воспринимает искаженно. Ведь новорожденному никто не регулирует частотный диапазон. Он постепенно сам осваивает все частоты. А КИ-слух – это новорожденнный слух.

Поэтому я за то, что бы подключать все частоты сразу, т.е. выставлять максимально широкий и возможный частотный диапазон. Пусть уж мозг сам разбирается и не нужно пытаться управлять им. Попытки управления ничего не дадут и могут даже повредить, т.к. мозг человека вовремя не будет получать нужные частоты и учиться работать с ними.

Попытка подключения всех частот может вызвать сильный дискомфорт? Так не нужно эти частоты настраивать избыточно громко!

 

Как может аудиолог определить время подключения нужных частот? Сроки расширения частотного диапазона? Ответ: Никак. Очень смешно пытаться это сделать вручную, с помощью примитивной логики.

При рождении человеческому слуху задается определенный ритм, стартовый толчок и он следует ему.

Наш мозг отталкивается от исходной позиции и плывет по течению. Все вмешательства в его работу, только помешают его работе.

Пример для сравнения: Когда вы чем-то заняты, выполняете нечто важное, вы увлечены, и тут приходит добрый начальник и начинает вам указывать, что и как делать. Вас сбивают с ритма, сбивают с панталыку. Вам, профессионалу, пытаются впарить нечто примитивное и неправильное, и это делает непрофессионал.

Следует помнить, что мозг – это профессионал суперкласса, и вмешиваться в его работу тупому и слепому неучу не следует. Когда без вмешательства не обойтись, то надо выбрать наиболее простой и ограниченный вариант вмешательства, дав мастеру, как можно больше свободы для творчества.

 

Если обратить внимание на настроечную таблицу в настроечной программе компьютера, то можно увидеть множество полосок. Они показывают на каком уровне каждый частотный канал звукопередачи. Все эти уровни разные. Это говорит о том, что каждый электрод выдает электроимпульсы определенной мощности и они различны для каждого электрода. Так было определено самим пациентом во время настройки МКУ на каждом канале. Пациент говорил аудиологу насколько комфортно слушать ему этот канал при такой-то громкости и аудиолог выбрал эту громкость.

В идеале все каналы должны выдавать одинаковый уровень стимуляции. Это как бы мечта, это идеал.

Но что это даст? Это практически ничего не даст. Этот идеал вовсе не идеален. Я бы сказал, уровень этих настроек вообще значения не имеет. Он нужен только для определения комфортности стимуляции и все. Эти уровни не делают звук качественней и подгонять их под мифическое качество нет смысла.

Когда-то я думал иначе. Я рассуждал так: Нужно добавить-убавить низких, средних или высоких частот и дело в шляпе.

Ничего подобного. Такие изменения просто изменят «политику» звукового восприятия вашего мозга и ему придется всю работу начинать сначала. Он должен будет заново адаптироваться к новому типу подачи сигналов.

Но могу успокоить читателя. Чем дольше у вас реабилитация в КИ, тем легче адаптироваться вашему мозгу заново. С каждым годом ваш мозг становится все пластичней, становится более гибким и приспособляемым в плане КИ-слуха. Он уже может быстро перестроиться на новый способ подачи сигнала. Правда это зависит от того, как сильно изменены настройки. Способствует этому и то, что расшифровывать сигнал КИ ваш мозг уже умеет более-менее.

Как образец адаптации я приведу пример: У меня было четыре уровня громкости в 4-х программах слушания на аудиопроцессоре и я мог, нажав на кнопку, выбрать любую программу слушания со своим уровнем громкости. Спустя полтора-два года, я уже не видел особой разницы по громкости между этими программами. Мне было безразлично, на какой по громкости программе ходить, т.е. слушать.

Как я уже говорил, настройщик КИ, т.е. аудиолог может выставлять частотный диапазон по своему усмотрению. На мой взгляд, и, опираясь на свой опыт, скажу, что частотный диапазон нельзя ограничивать. Аудиолог же постоянно ограничивает его. Я конкретно не выяснил, зачем это делают аудиологи. Ничего вразумительного они сказать не могли. Видимо это предполагает методика. Почему она это предполагает? Мне пришлось поломать голову над этим вопросом и я пришел к выводу, что наука считает и правильно считает, что мозг не может сразу воспринять все частоты и поэтому надо выставлять ограничения.

Вот на счет последнего я не уверен. Скажу больше, что никаких ограничений выставлять не нужно. Постепенно нейроны мозга проснутся и начнут воспринимать все частоты, воспринимать правильно. Ждать же, когда придет время, а потом увеличивать частотный объем, нет смысла. Это только повредит реабилитации, т.к. новая, усиленная нагрузка в виде новых частот из-за расширения частотного диапазона будет восприниматься мозгом как нонсенс и ему придется привыкать к ним. Как бы начинать все сначала. А так он будет постепенно и одновременно привыкать ко всему частотному диапазону.

Мозг сам себя ограничивает, отказываясь от восприятия некоторых частот и насильно ограничивать эти частоты нельзя. Включая что-то новое в настройках, аудиолог сбивает мозг с реабилитационного ритма.

Это, как, например, спортсмен – марафонец бежит длинный кросс, он уже наладился на определенный ритм, внутренне он расчитал всю дистанцию и знает, насколько ему хватит сил, и, что он наверняка и вовремя прибежит к цели. Но тут ему неожиданно сбивают ритм, навешивают ему дополнительный груз, ставят барьеры и затрудняют бег.

Мозг, конечно, не может не прийти к финишу, выдохнуться он тоже не может, но время прихода к цели увеличивается. Поэтому не стоит менять и стратегию кодирования, и громкость. Вот мощность стимуляции, громкость можно сбросить – это облегчит бег. Ужимать частотный диапазон нет смысла, т.к. это повлияет на качество звука. Хотя пациент может и не заметить сразу, лишь впоследствии ему начнет казаться, что ранее звук был несколько богаче…

Либо, при резких ограничениях может заметить, как раз, сразу, и в последствии, мозг попытается залатать прорехи в качестве звука, что называется адаптацией или реабилитацией.

Как я уже говорил, аудиолог в основном настраивает громко-тихо. В этом и заключается основная работа настройщика КИ.

Но есть одна тонкость, которую никто не знает. При громких настройках в КИ-слухе лучше идут телефон, наушники, плееры. При тихих настройках все это хуже. Я могу сравнить оба КИ-уха и у меня за плечами годы настроек.

У тихих настроек свои плюсы. Шум не так дискомфортен. Ветер совершенно не мешает вам и не раздражает, когда попадает в микрофон и трется о корпус аудиопроцессора. Т-катушка не вызывает такого раздражения, когда ловит магнитные излучения (холодильник, трамвай, высоковольтные линии), т.к. треск от помех негромкий. При громких же настройках, треск от помех в Т-катушке сильно дискомфортен, вызывает стресс и раздражение. Но самое неприятное при громких настройках – это ветер. Это ужасно и ходить на сильном ветру с включенным КИ совершенно невозможно, настолько силен дискомфорт от трения ветра о корпус аудиопроцессора.

Поэтому при настройках аудиопроцессора следует опираться на эту примету. Настройки должны быть сбалансированы до такой степени, чтобы ветер не доставлял дискомфорт. Громче делать не следует.

Ветер – это самая страшная проблема. Летом, при громких настройках, мне приходилось на улице выключать аудиопроцессор или прятать его под кепку. Потом я сбросил громкость и все пришло в норму. Я поймал двух зайцев – и по телефону нормально общаюсь, и ветер мне не мешает слышать в КИ.

В разборчивости речи, в шуме и в компании громкость настроек не имеет значения. Настройками громкости нельзя сделать речь разборчивей, а слух лучше. Все это приходит со временем при любой громкости (динамическом диапазоне), благодаря только работе нашего мозга и больше ничему.

 

Если вам тихо в КИ, очень тихо, то не нужно бросаться к настройщику и повышать громкость. Подождите пару месяцев и ваш мозг сам увеличит громкость. Он приспособится и нормализует громкость звучания. Итоговый результат в любом случае одинаков – это нехватка громкости, настраивали ли вы аудиопроцессор или мозг сам прибавил громкости на некоторых слуховых моментах. При очень громких настройках, мозг так же постепенно приспособится и нормализует громкость, сделает ее приемлемой. А чересчур громкие настройки не избавят от нехватки громкости. Некоторые вещи мозг неспособен переделать и воспринимает их как должное. Например, он не может подогнать по громкости шум. Шум всегда необычен. Нет двух одинаковых шумов. Это самая разнообразная область звука. Вот тут мозг беспомощен и причина тут в недостатке звуковых частот, которыми так богат шум, но которыми так беден аудиопроцессор. Как ему выдаст аудиопроцессор шум, т.е. в какой громкости выдаст, в той он и будет слышен. Мозг, конечно, попытается адаптироваться и подстроить шум под себя. В какой-то мере это ему удается! Но идеальных результатов он не может достичь и это еще одна из причин, почему я теперь рекомендую тихие и умеренные громкости с акцентом на наиболее точном (максимальном) частотном диапазоне. Желательно, чтобы аудиопроцессор передавал звук таким, какой он на самом деле.

Раньше я по ошибке стремился к максимально громким настройкам, думая, что они приведут меня к идеальному слуху. В итоге я понял, что идеального слуха в КИ не получить… или получить?  Таким способом, с помощью постоянного увеличения громкости настроек точно не получить. Испытано на собственной шкуре!

При всем этом, громкие настройки в некоторой степени благоприятствуют реабилитации слуха в КИ. Возникает ощущение, что звуки становятся, насильно становятся, громче и ярче. Увеличивается громкость некоторых речевых фонем и кажется, что слух стал лучше. Это обманчивая иллюзия. Спустя некое время, вы начинаете понимать, что ничего особенного не произошло и вы опять недослышиваете. Все стало так же, как было до настроек!

Произошло вот что: Ваш мозг стабилизировал громкость и все вернулось на круги своя.

На этом этапе пациенту хочется опять увеличить громкость и он несется к аудиологу.

Этого не следует делать. Нужно подождать пока мозг сам не улучшит разборчивость звука и речи. Стабилизация звука не прекратилась, она продолжается.

Стоит остановиться на режиме «Т» и объяснить, что это такое. В современном аудиопроцессоре внедрена так называемая телекатушка или Т-катушка. Индукционным способом, когда она включена, на нее передается звук. В аудиопроцессоре 3 режима. Режим микрофона (М), когда работает только микрофон. Т-режим (Т) когда работает только телекатушка. И смешанный режим (МТ), когда микрофон и телекатушка работают совместно.

Телекатушка ловит звук, передающийся с другого индукционного устройства. Таковыми являются все наушники, телефоны, индукционные крючки и т.п., т.е. электромагнитные волны, исходящие из электромагнитных излучателей. Это и есть индукционный метод.

Все эти режимы немного отличаются по качеству звучания и все они хороши, звук в них слышится натуральный и ясный. При слушании через наушники, пользователь КИ сам должен определить, в каком режиме ему комфортней слушать. Опираясь на свой опыт, скажу, что чем качественней и разборчивей аудиозапись, тем лучше. Режим «Т» как бы немного обедняет звук и речь слышно более разборчиво. Поэтому менее качественные записи лучше слушать через режим «Т», а более качественные через режим «М». Смешанный режим «МТ», как бы находится посередине, между этими двумя. Этот режим, благодаря Т-катушке, делает звук чуть громче, чем чистый режим «М», хотя отдельно в Т-режиме звук более тихий и приходится немного прибавлять громкость на аудиопроигрывателе.

 

Я считаю аудиопроцессор оптимально настроенным, а мозг оптимально реабилитированным, если пользователь может смотреть фильм в наушниках с хорошим качеством звука на компьютере, понимать диалоги, не испытывая дискомфорта от тихих звуков на уровне 15-20% от максимальной громкости.

Это достигается не настройками аудиопроцессора, а временем, т.е. приходит постепенно и зависит, жестко зависит, от стажа пользования системой КИ. Ваш аудиопроцессор может быть настроен предельно громко, но, тем не менее, при просмотре фильма через наушники, если у пользователя КИ небольшой стаж КИ-слуха, он будет выставлять на аудиопроигрывателе 90-100% громкости, т.к. более низкая громкость будет ему казаться недостаточной и он мало что поймет при нормальной громкости в 20%.

Я могу объяснить такой феномен тем, что определенная по громкости нагрузка ложится на определенное количество нейронов слуха, и они приспосабливаются к этой громкости.

От такой нагрузки, количество работающих нейронов слуха не увеличивается, т.к. увеличивает количество работающих нейронов слуха количество звуковых частот, а не их громкость.

Этот факт еще раз доказывает, что не нужно гнаться за большими громкостями в настройках аудиопроцессора. Оптимальная громкость вырабатывается мозгом в течение года и больше, хотя я уже чувствовал себя достаточно хорошо, спустя 5 месяцев после подключения КИ, и в повышении громкости особого желания не испытывал. Но мне громкости не хватало по многим причинам: Я недослышивал в группе говорящих, я слушал фильмы и телевизор с громкостью 70-90% и даже 100% (это зависело от качества записи и жанра музыки). Я тогда еще не знал о такой особенности нашего мозга, как самостоятельная стабилизация громкости звука. Методика же настройки аудиопроцессора диктовала мне посещать аудиолога и увеличивать громкость, что я и делал. Лишь спустя год, я понял, что поступаю неправильно и, спустя еще один год, я понял окончательно, что методика настройки КИ, которую разработали фирмы-производители КИ, неправильная и несет в себе много лишнего и ненужного.

 

Я, общаясь с различными специалистами из различных клиник, с разными пациентами, читая отзывы в интернете, постепенно узнал, что единой системы настройки КИ и рабилитации не существует. Можно легко это проверить, наведя справки в разных клиниках мира. То, что не существует единой методики настройки и реабилитации говорит о том, что все эти методики, как ни странно, верны. Хотя каждый будет отстаивать свою методику, как наиболее правильную, таким образом, доказывая, что другие методики неправильны.

Я уже давно писал в интернете, еще до того, как узнал о том, что существуют некии методики, что любой способ настройки и реабилитации КИ-слуха приведет вас к… обычному КИ-слуху. Я это понял, спустя год, после активации первого КИ-уха. Анализируя свой слух и прогресс, сравнивая его с прогрессом других людей и лучшими результатами, я понял, что успех достигается только длительностью пользования КИ, но никак не методикой настроек и реабилитации. Слуховые результаты будут зависеть от того, как долго и часто пациент будет пользоваться системой КИ.

 

И все-таки мне кажется абсурдным, что реабилитация слуха тянется довольно долго и можно сказать: паршиво. Результаты, даже самые лучшие, даже после многих лет непрерывного пользования КИ, оставляют желать лучшего. Поэтому мне и пришлось задуматься, еще раз проанализировать все свои результаты и слуховые успехи, провести множество экспериментальных настроек над собой. Так родилась теория одноразовой настройки.

 

Современная методика настройки КИ преследует хорошую цель – это разбудить в слуховых центрах мозга восприимчивость к разным звуковым частотам. Методика корява и неправильна в отличии от цели. Делается это таким образом: Время от времени вам повышают громкость в аудиопроцессоре. Например, после активации КИ, вам на аудиопроцессоре выставляется несколько программ с разной громкостью и вы должны по мере привыкания переходить на более громкие программы.

Грубо, логично, но неправильно. Я постепенно пришел к такому выводу. Давить на нейроны мозга с помощью усиления громкости нет никакого смысла. В результате вы только затормозите реабилитацию КИ-слуха и многие частоты долго еще будут искаженными, а некоторые частоты пациент из-за избыточной громкости долго еще не услышит. Что-то действительно может проснуться, но в основном от такой методики больше минусов.

Нужно запастись терпением и ждать, когда мозг сам проснется, нейроны мозга не любят спешки и насилия. Требовать от них эффектной работы как можно быстрее или в определенные сроки – это безумная идея.

Следует иметь в виду, что проснутся только те нейроны, которые будут обрабатывать только те частоты, которые выдает аудиопроцессор. А, имея ограниченный частотный диапазон, мы разбудим ограниченное количество нейронов слуховой коры мозга. При усилении громкости, это пробуждение затянется, и некоторые нейроны могут не проснутся, т.к. искаженный звук будет звучать не правильно по частоте и воспринимать его будут совершенно не те нейроны, которым он предназначен.

 

Когда-то я делал предположение, что настройку с КИ нужно проводить по кальке, снятой с новорожденного ребенка, с точно такой же реабилитацией или, вернее, прогрессом слуха, что происходит у ребенка с самого рождения.

Предполагалась такая модель: Рождаясь, ребенок имеет несовершенные волосковые клетки и слуховую кору мозга. Громкость и мощность электростимулов у него очень низкая. В процессе совершенствования тканей, усиливается и мощность стимулов, и, как следствие - он слышит все лучше и лучше.

Я предполагал, что, используя эту модель, можно применить такую методику в настройке КИ. Как это сделать? Увеличивать громкость по нескольку раз на дню или в неделю, в течение полутора лет, как по моим предположениям должно происходить у новорожденного.

 

Размышляя далее, я пришел к заключению, что это невозможно. Настройщик все равно ошибется. Мы ничего не знаем о том, в каких темпах улучшается слух у детей. Это невозможно и на практике. Никто не будет корпеть на настройках, возиться с каждым пациентом. Тогда я решил пойти грубым путем, т.е. выставить ту самую итоговую громкость и мощность электростимулов, которые получает человеческий мозг при сформированной слуховой системе.

Правильнее будет сказать, что он их сам вырабатывает и сам получает уже закодированные стимулы. Кодирует их он тоже сам. Так вот, после того, как слух сформируется и сформируются эти электростимулы, они будут иметь определенную мощность. Именно этот порог я предположил выставить в КИ сразу. Переход с нуля довольно резкий, но другого способа овладеть всем частотным диапазоном, как можно быстрее, нет. Придется привыкать и адаптироваться.

Примерно то же самое и делается в КИ, только мощность электростимулов в КИ превышает природную стимуляцию. Частотный диапазон увеличивается частями, многократными порциями в течение нескольких лет вместе с динамическим диапазоном, так и не достигая желанного уровня слуха. Система КИ способна выдать большую громкость (динамический диапазон), а вот большой частотный диапазон, нет. Простыми словами - происходит перестимуляция слуховых центров нашего мозга. Мы не знаем, какой мощностью обладают электростимулы у нормально слышащего человека, но в КИ они наверняка превосходят их. Поэтому идея выставить минимальную громкость в КИ с максимальным частотным диапазоном и слушать только так – это идеальный вариант для КИ-слуха.

С этим очень трудно согласится тому, кто никогда не слышал в КИ и ждет от КИ максимальных результатов, как можно быстрее. Специалистам с этим согласится невозможно, потому что им нужно видеть результаты своего труда чуть ли не с первого дня подключения КИ к аудиопроцессору. Сурдопедагоги и аудиологи нетерпеливы, они торопят человека, торопят его слух им надо видеть, как он слышит!

Это ложный путь. Только через терпение и время, только через тернии можно прийти к звездам, т.е. к хорошему слуху. Идеального слуха КИ пока дать не может, потому что современные аудиопроцессоры не могут обработать и передать в мозг весь частотный диапазон.

Пока современные системы КИ способны передать в мозг до 8 тысяч Гц, хотя в инструкции к моему аудиопроцессору написано, что он способен обрабатывать частотный диапазон объемом до 10 тысяч Гц (необходим диапазон до 20 тысяч Гц), но на деле все гораздо хуже. Настройщик выставляет на каждом частотном канале свой ограниченный частотный диапазон. В среднем у пользователя КИ нет и половины возможного, что может передать система КИ в мозг! Для понимания речи достаточно диапазона от 600 Гц до 5 тысяч Гц. Вот примерно такой частотный диапазон и стоит у многих продвинутых пользователей КИ. Обрезаются не только низкие частоты, но и высокие.

Этого вполне достаточно для повседневного звучания, т.к. теоретически бытовые звуки и разговорная речь обладают небогатым частотным диапазоном.

Я могу только предполагать, но я уверен, что те частоты, которые не передает аудиопроцессор в мозг, являются ключиком к идеальному слуху, т.к. они, несмотря на то, что не входят теоретически в необходимый диапазон повседневных звуков, по-моему, несут вспомогательный характер и, вопреки научным версиям, все-таки входят в эти диапазоны. На мой взгляд, именно они делают звук истинно разборчивым, четким и живым и поэтому у нормальнослышащих такой острый слух, т.к. в отличии от людей с КИ, у нормальнослышащих группы нейронов слуховой зоны мозга задействованы полностью (в этой книге я ставлю под сомнение эту версию, т.к. считаю, что возможности нашего слуха, даже идеального, еще более высокие).

У людей с КИ они тоже могут быть задействованы полностью!

Просто не нужно гоняться за разборчивостью речи, думая, что те частоты только мешают этой разборчивости. Может быть, они мешают только первое время, первые года, а потом они будут исключительно помогать, будут дополнять звук. Может быть, полная реабилитация слуха произойдет и раньше. К сожалению, у меня нет возможности убедиться в этом, т.к. такие аудиопроцессоры еще не выпускают. Впрочем, версия о том, что «лишнии» частоты мешают разборчивости, изжила себя, ведь после активации КИ разборчивость речи исключительно плоха и без «лишних» частот. По-моему, дело тут не в «лишних» частотах, а в несостоятельности мозга в плане КИ-звука в первое время самообучаемости способности слышать через КИ.

Из-за недостатка частот мы испытываем в КИ и недостаток громкости. Пользователю КИ все время кажется, что ему не хватает громкости. Аудиологи вынуждены постоянно повышать громкость, но громкости все равно не хватает. КИ-пользователь постоянно чего-то недослышивает. Звуки вроде бы стали громче, но потом все нормализуется - громкость КИ-слуха вроде бы опять такая же недостаточная, понимание и разборчивость звуков прежняя (тоже недостаточная). Это может продолжаться бесконечно.

 

На самом деле полноценно громким звук делает не громкость в процессоре и на электродах, а работа всей слуховой зоны мозга.

 

Возместив недостаток по частотам, мы разбудим спящие нейроны, работающие с этими частотами, и они наконец-то начнут функционировать. Человек с КИ не будет испытывать недостаток громкости, постоянно и бессмысленно повышать эту громкость не будет нужды.

Пробуждение нейронов и включение в работу многих частот так же объясняет тот загадочный факт, почему мозг без всяких настроек сам повышает громкость. Происходит дополнение звука новыми частотами, где каждая частота имеет свою громкость. С моей точки зрения, близлежащие друг к другу нейроны слуха, как бы начинают помогать обрабатывать звук, не смотря на то, что частоты не соответствуют им по своим характеристикам. Этим же методом можно предположить, каким образом мозг снижает громкость – он просто исключает некоторые нейроны слуха из общей работы над звуком из-за избытка громкости в настройках КИ и, как следствие громкость снижается.  

В качестве примера, я помню, когда был на концерте и слушал в КИ музыку очень сильной грокости из мощных колонок, мне казалось, что звук атрофировался. Конечно, это в первую очередь результат работы самого аудиопроцессора, техника просто отказывается обрабатываать такой мощный звук полноценно. Но я не исключаю участие и самого мозга. Хотя, я думаю, этот процесс настолько сложен, что в большинстве случаев значительная  часть нейронов не будет закрываться, а будет продолжать обрабатывать звук. Если звук исказился от сильной громкости, то это значит, что он обрабатывается не всеми нейронами. Часть частот, делающая звук естественным и красивым, пропала, и плюс к этому, нейроны просто не могут справиться с правильной обработкой такого мощного звучания. Это моя гипотеза и я стараюсь рассматривать проблему неоднобоко.

Я думаю, это не единственное объяснение, т.к. по внешним ощущениям, усиленные по громкости звуки становятся несколько богаче. Тут все зависит от того, насколько сильно увеличена громкость. В некоторых случаях возможно мозг и не вырубает эти нейроны, а спустя время, длительный период, включает дополнительные нейроны, которые работают с теми же частотами, тем самым рассасывая избыточную громкость. В итоге мы имеем прежнюю громкость, с тем же качеством звучания. А, когда в работу над звуком включаются дополнительные нейроны, качество звучания становится более богатым. Только включив в работу новые нейроны слуха с новыми частотами, мы сделаем звук истинно богаче.

Стимулируется включение в работу дополнительных нейронов, как я понял, не громкостью звука, а фактом присутствия нужных звуковых частот. Я бы сказал, прогресс в качестве КИ-слуха – это исключительно фактор времени. На мой взгляд, чем ниже по тональности группа частот, тем более поздно по времени она включается в общую гамму звучания. По какой-то причине низкотональные нейроны слуха начинают функционировать полноценно позже высокотональных. Возможно, это происходит потому, что низкотональные звуки более богатые, а высокотональные звуки более бедные, но более громкие по своему характеру. Тут можно увидеть парадокс. Громкость звука не стимулирует работу нейронов и при этом более громкие и высокотональные звуки стимулируют более быстрое включение нейронов своего класса. Я думаю, тут играет роль характер громкости. Естественная громкость (природная) и искусственная (навязываемая) – это две большие разницы.

Стоит, например, немного пересолить пищу, как вы будете испытывать странные ощущения вплоть до отказа от пищи. Тем не менее, любая пища, без всякого соления, содержит необходимый для организма природный комплекс солей. Например, животные не солят пищу, а едят ее в сыром виде.

 

По моему мнению и в нормальном слухе задействованы не все нейроны слуховой зоны мозга, а в КИ и того меньше.

 

Со стороны выглядит нелогичным механизм адаптации мозга к КИ-звуку. Мозг сам снижает и прибавляет громкость? Как это? В работу включаются новые нейроны слуха, громкость звука прибавляется. В тоже время в работу включаются новые нейроны и громкость звука уменьшается. Противоречие. Биология нашего мозга не совсем совпадает с логикой человеческого мышления. У нейронов своя логика, но ее можно объяснить. Спящие нейроны, начав работать, включаются в звуковой оркестр и громкость становится больше. При избыточной громкости эти нейроны берут на себя часть работы тех нейронов, которые работали до них, и громкость рассасывается. Старые нейроны начинают играть тише. Так и возникает гармония звука. Из звукового хаоса лепится что-то более ясное и в конце концов этот хаос оформляется в красивые формы, т.е. такой звук, каким он и должен быть.

 

Как я уже говорил, настройка аудиопроцессора ограничивает частотный диапазон на каждом канале. Я по собственным ощущениям составил определенное мнение. Ограничивается диапазон не просто так. Человек с КИ, когда ему подключают слишком широкий для него диапазон частот, испытывает дискомфорт. Почему это происходит? Вот тут и становится все ясно. Чем больше частот звука мозг получает, тем больше нейронов слуховой зоны мозга работает. С включением в работу каждого нейрона, звук становится все громче. А так как при первом поступлении частот в мозг, он поначалу воспринимает их искаженно, либо не воспринимает, то это довольно неприятно. Искаженный звук может звучать громче обычного и происходит это, по моим выводам, из-за более бедного количества участвующих в обработке звука нейронов слуха. Возможно, эта ограниченная группа нейронов берет всю динамическую нагрузку на себя.

Аудиолог может логично подрезать частотный диапазон на каналах (в основном это автоматически делает программа настройки аудиопроцессора при выборе МКУ), пытаясь уменьшить искажения, но это неправильно, т.к. в итоге искажения все равно пройдут, а частотный диапазон сам по себе не увеличится, соответствующие нейроны мозга так и не включатся в работу КИ-слуха.

По-моему, необходимо снизить до минимума интенсивность стимуляции, громкость, сняв этим дискомфорт, получаемый с максимально широким частотным диапазоном.

Кстати, все это еще раз объясняет, почему мозг сам повышает громкость. Поначалу не все нейроны слуховой зоны мозга включаются в работу, но их достаточно, чтобы при мощной стимуляции и громкости вызвать дискомфорт. Так как нейроны, по моему определению, включаются в обработку каждой частоты группами, то среди них не все нейроны работают поначалу и это так же служит поводом для искажения звучания.

Следует помнить, что искажает частоты еще и незнакомый язык кодировки звука.

Так как мозг очень пластичен и самообучаем, он справляется с любой задачей. Ему только необходимо дать нужное время для адаптации.

 

Хочу напомнить, что с помощью насилия включить в работу новые нейроны слуховой коры мозга нельзя. Под насилием я имею в виду расширение динамического диапазона, т.е. увеличение громкости. Не нужно расширять динамику, пусть мозг расширит ее сам, когда придет время. А расширить ее он сможет, если получит материал для работы этих нейронов, т.е. частоты. Так же нельзя заставить мозг тут же воспринимать эти частоты, как только они будут подключены. Поэтому рекомендую сразу включать весь частотный диапазон. Чем раньше мы начнем привыкание к максимальному частотному диапазону, тем быстрее и качественней будем слышать в итоге! А динамический диапазон определится сам по себе по мере включения в работу все новых нейронов или групп нейронов слуховой коры мозга. Вот так все просто.

Я не уверен, возможно ли такое в современной КИ, но я уповаю на будущее, что так и будет в скором времени.

 

Стоит отметить, что при увеличении громкости в настройках КИ, повышается не только громкость речевых и других полезных звуков, повышается громкость и шумов, и реверберации помещений, а т.к. все это мешает понимать речь, то повышение громкости в настройках ничего не даст в качестве улучшения КИ-слуха в целом. Будут только первоначальные впечатления, что вот наконец-то звук стал громче. Что впоследствии мозг стабилизирует и адаптируется к этой громкости и человеку опять будет не хватать громкости, а громкий шум и излишняя реверберация останутся и будут мешать.

Производители КИ используют в КИ, например, компрессию, которая может как-то изменять тональность звука и призвана снизить шум и усилить речь. Так сказать, в аудиопроцессоре существуют некии шумодавы. Я подробно этими мелочами не интересовался, а испытать эти фокусы на себе пришлось. Все это извращает звучание и может принести только вред реабилитации КИ-слуха, хотя на первых этапах реабилитации это кажется плюсом, потому что поначалу помогает лучше понимать речь, разборчивость несколько изменяется временно в лучшую сторону. То, что человек, благодаря таким фокусам, чуть лучше разбирает речь – самообман, несмотря на то, что на тестах отдельные фонемы могут звучать немного разборчивей.

И что дальше? Мозг вынужден исправлять неправильный звук, неправильное соотношение громкостей.

Как доказательство этому – телевизор. Слушание телевизора – самое трудное в КИ, если это происходит без наушников. КИ-слух очень чувствителен к качеству звука, а телевизор выдает много шумов. Нормальным слухом их не слышно, т.е. мозг с нормальным слухом сумел приспособиться к некачественному звуку и для людей такой звук выглядит качественным или хорошим. В КИ это ужасно, особенно на начальных стадиях реабилитации. Все мельчайшие недостатки вылезают наружу. Аудиопроцессор как-то неестественно обрабатывает шум. Колонки, выдающие шумы, мозг так и воспринимает, особенно, учитывая нехватку в работающих нейронах, ему трудно приспособиться к некачественному и зашумленному звуку. Постепенно ему это удается, но того уровня, что у нормальнослышащего человека, он достичь не может. Слишком сложный звук ему не по зубам, т.к. не хватает рабочих нейронов слуховой зоны мозга. Не хватает их не потому, что они заболели или отмерли, а потому что им не дали материал для работы или подали его неправильно. Я имею в виду и вспомогательные, якобы лишние звуковые частоты.

 

Неправильное звучание оно и есть неправильное, и такая разборчивость напоминает воздушный замок или дом из соломы, как в сказке про трех поросят и серого волка.

Несоответствие громкостей ощущается на первых этапах реабилитации, чувствуешь, как работает шумоподавление и подавляет эта функция не только шум, но и речь! Тот, кто знает, что такое нормальный слух, заметит несоответствие в громкостях, непропорциональное затухание звука и т.п. Потом человек в КИ приспосабливается, приспросабливается его мозг и этот недостаток заметно все меньше и меньше. Но сколько затрачено времени и усилий! Еще долго будет ощущение, когда в шуме говорит собеседник, все вокруг слышат его и понимают, а КИ-пользователь видит только открывающийся рот. Или слова как бы глотаются и слышно не полностью лишь голос человека. Разборчивые слова в некоторых местах, будут просто до ужаса неразборчивы в других. Правда это зависит от характеристик шума, они очень разнообразны, но такое можно испытывать довольно часто и в тихой обстановке и в обстановке с умеренным шумом.

Так же неприятен факт, что звук в КИ физически сжимают. Это называется чувствительностью. Очень громкие звуки сжимаются или очень тихие. На повседневном слухе чувствительность особенно не сказывается, а вот, прийдя на концерт с очень громким звучанием, человек в КИ сразу обнаружит, как искажаются излишне громкие звуки. Та чувствительность, которую может выставить аудиолог, ничего не изменит в лучшую сторону. Очень громкие звуки все равно исказятся или их аудиопроцессор просто не будет воспринимать.

Мне со временем удалось получить более-менее терпимую слышимость с мощных колонок на концертах или в кинотеатре, но я так и не получил желаемого: от того, что я слышу в кино или на концерте, обычный человек придет в ужас. Да, это можно слушать и даже получать удовольствие, но человек с нормой слуха это слушать откажется – настолько велико превосходство полноценного частотного диапазона в нормальном слухе над неполноценным в КИ. Любому человеку неприятны контрастные ощущения и всегда приходится привыкать к любой новизне.

Я думаю, наш мозг тут тоже борется с неправильной подачей звука. Он пытается что-то сделать из трудного для него материала, и это кое-как ему удается. Несовершенно, но терпимо.

Есть еще проволочки в виде стратегий кодирования и стимуляции слухового нерва или точнее сказать мозга (как я выяснил, общаясь со специалистами, они включают в себя не только кодирование звука, но и порядок (очередность) стимулирования слухового нерва, а значит и нейронов слуховой зоны мозга). Есть еще и совершенно неправильный подход к КИ, как то - моноуральная КИ, т.к. природная модель слуха предполагает двусторонний (бинауральный) слух.

 

Меня всегда удивляло, как аудиологи умудряются настраивать детям аудиопроцессор КИ.

Со временем, сам пройдя через множество настроек, я понял как. Настроить аудиопроцессор КИ проще простого. Процесс настройки упрощен программой настройки донельзя. Я думаю это правильный и единственный выход из трудного положения. Для хорошего слуха настройка аудиопроцессора имеет второстепенное значение. Ведь настраивать в принципе нужно наши мозги, а не процессор.

А настраиваются наши мозги только самостоятельно.

Я не имею в виду методику, когда аудиолог, наблюдая за реакцией ребенка, смотрит ему в глаза, т.к. глухой ребенок не может комментировать слуховые ощущения. Все это нужно, только для того, чтобы определить порог, где начинается дискомфорт. Предел громкости частотного диапазона. Дальше еще проще – снижаешь этот диапазон и процессор в принципе настроен. В итоге, вы, практически не видя и не слыша своих результатов, попали в цель – добились комфортного уровня громкости.

Это продолжается из года в год и ни к чему новому в КИ-слухе не ведет.

 

КИ-слух, после первого включения аудиопроцессора можно сравнить с человеком, попавшем в огромную комнату набитую кучей вещей. Ему надо все эти вещи (звук) разложить по полочкам, определить название и принадлежность каждой вещи. Все эти вещи ему знакомы только как бы понаслышке.

В его матрице (памяти) записаны совсем другие вещи (звуки), других характеристик.

Тут и начинается реабилитация. Человек (мозг) пытается разобраться в этом хаосе и навести порядок, определить применимость каждой вещи (частоты).

Наконец-то он более-менее определяется и тут вдруг досада - ему подкидывают еще кучу вещей (звуковых частот), опять непонятных характеристик (динамического диапазона, кодировки). Приходится снова копаться, возиться и т.д.

Так выглядит современная методика настройки системы КИ. Я привел такую картину, чтобы было наиболее понятно. Я так оцениваю работу мозга.

На мой взгляд, лучше дать сразу весь объем звуковых частот с простыми и умеренными характеристиками и пусть мозг разбирается дальше сам.

Мозг живет в своем строго определенном ритме. У него свои привычки и склонности, свой строгий режим, который трудно изменить.

Например, вы ходите на работу или что-то делаете дома изо дня в день в привычном режиме. Ваш мозг привык жить только в этом режиме. Вы делаете каждый день одно и то же по сто раз, одним способом, с одной  и той же последовательностью действий. Вдруг вам говорят, что так делать не надо, нужно делать по-другому, по другой методике, с другими  материалами, последовательность ваших действий тоже должна изменится. Вы воспротивитесь и начнете все делать медленно, допуская ошибки. Вас сбили с ритма и выбили из привычной колеи!

Добавим, что любая ваша деятельность – это работа вашего мозга и тут станет ясно, почему слух в КИ нелегко насадить слуховым зонам мозга. Можно представить какую молниеносную и гигантскую последовательность действий выполняет мозг при обработке звука. Эта последовательность действий взялась не ниоткуда, все это записано на матрице звука в нейронах мозга. Судя по слуховым ощущениям в КИ, нейронам приходится корректировать свои действия.

Что такое сенсоневральная тугоухость? Это отсутствие многих частот в вашем слухе. Практически то же самое, что и в КИ. Тяжесть этой тугоухости зависит от количества неработающих частот. По словам пользователей КИ с СНТ, носивших СА, звук в СА более мягкий, более мелодичный, чем в КИ. В КИ звук более грубый. Почему? Я уверен, что из-за избытка громкости на частотах в КИ, да еще и в неполноценном объеме частотного диапазона. В СА громкость на частотах естественная, т.к. мозг кодирует звук сам и бороться с настройками аппарата ему тут не надо. Недостаточность слуха в СА у тугоухого человека связана, в первую очередь, с недостатком сенсорных клеток в ухе, что не позволяет мозгу закодировать весь объем звука выдаваемого СА.

Со временем мозг исправляет грубость избыточно громких частот в КИ, на это уходят годы. Но в музыке, например, во многих треках, исправить до конца грубость не удается. Музыка слишком разнообразна, слишком богата по частотам и каждая композиция абсолютно индивидуальна. Некоторые композиции для возможного исправления грубых участков требуют многократного прослушивания, а это почти невозможно. Не будет же человек слушать без всяких гарантий на успех одно и то же, каждый день, в течение нескольких лет…

 

Новый, необычный слух выбивает мозг из колеи и ему приходится заново приспосабливаться, создавать новую привычную колею.

Или, к примеру, из пустой комнаты глухой попадает в комнату с вещами (звуками). Его мозг знает, как должны выглядеть звуки, это заложено, как я уже писал, в каждом человеке природой. Но человек так долго вел жизнь аудиоаскета, что даже небольшая громкость каждой частоты его шокирует. Тот, кто оглох недавно, будет тоже шокирован, т.к. громкость КИ и громкость, к которой привыкли нейроны слуха любого человека – это две разные штуки.

Какова должна быть громкость каждой частоты поступающей в мозг из улитки, в нормальном слухе? Я не могу этого сказать, потому что не знаю. Может это знают аудиологи? Я сомневаюсь.

 

Можно предположить такие теоретические варианты: Умножьте громкость одной частоты в 20 тысяч раз в соответствии с количеством электроимпульсов в живом слухе и вы получите предельную громкость аудиопроцессора КИ, передаваемую на электроды КИ, которая должна стоять в идеале. Но не произойдет ли все вот таким образом, где каждая частота будет иметь громкость в 20 тысяч раз превышающая правильную громкость? Тогда необходимо производить КИ-стимуляцию громкостью равной громкости одной частоты в натуральном слухе, а вовсе не увеличенной в 20 тысяч раз. Все частоты, заряженные такой громкостью, в своей совокупности и дадут громкость этих 20 тысяч Гц. Каждая группа нейронов будет получать съедобную для них звуковую нагрузку и в своей совокупности они будут производить звук необходимой для нашего слуха громкости.

Я не инженер и не разработчик КИ. Пусть такими вещами занимаются те, кто этим должен заниматься.

 

К сожалению, нехватку громкости у пользователей КИ, аудиологи компенсируют иначе. Они пытаются увеличить громкость на ограниченном частотном диапазоне. Это значит, что над звуком работают ограниченные группы нейронов слуховой коры мозга, остальные группы нейронов ничего не делают. Вся работа, которую должны выплолнять все нейроны, ложится на плечи «избранных».

После активации КИ, повышение громкости происходит многократно, якобы для того, чтобы повысить некий МКУ. А зачем? Ясного ответа аудиологи дать не могут. Я могу предположить, что нельзя сразу огорашивать мозг той громкостью, что имеет нормальнослышащий. К этому надо прийти постепенно. С помощью настроек мы, якобы и приходим к той необходимой громкости. Но та ли это громкость? Я очень сомневаюсь.

Завышенная громкость очень сильно влияет на искажение звука и добавляет мозгу работы. Мозг старается исправить и натуризовать звук, что ему в конце концов, спустя длительное время, удается.

Повышение громкости за счет расширения частотного диапазона, думаю, единственно правильный путь. Что, кстати, делается в КИ, но как-то коряво. Только вот громкость эта настолько велика на каждой частоте, что включив весь частотный диапазон или просто сильно расширив его, КИ-пользователь ужаснется, настолько будет неприемлем звук, настолько искажен и хаотичен.

 

Звук начинает натуризоваться уже сразу после активации системы КИ. Можно, уже спустя неделю, отмечать некоторые звуки слышимые, как натуральные. Спустя месяц, таких звуков будет еще больше, спустя полгода, еще больше, спустя год, уже можно сказать, что человек слышит более-менее удовлетворительное качество окружающих звуков.

Я считаю, что нельзя полагаться только на способность мозга приспосабливаться. Нужна правильная КИ-стимуляция, основанная на биологических законах.

Как бы вы ни настраивались и ни реабилитировались, к сожалению, в сегодняшней, бедной по частотному диапазону КИ догнать нормальнослышащего человека все равно не получится. Поэтому не нужно придавать такое большое значение настройкам. Они не совершат невозможного.

Первые 2 года я ездил на настройки именно с целью догнать нормальнослышащих, думал, что я особенный и индивидуальный, т.к. уже через несколько месяцев после активации КИ показывал прекрасные слуховые результаты КИ-слуха. Наверняка, каждый активный КИ-пользователь, оптимист по натуре и имеющий представление о том, что такое идеальный слух, так считает. Его энтузиазм поддерживает идея, что он особенный и поэтому уж он-то сможет догнать нормально слышащего человека по качеству слуха. Лишь убедившись через пару-тройку лет, что желаемого не достичь, он понимает, что зря убил столько времени на настройки и потратил впустую столько денег на поездки к аудиологу. Такого пользователя не сломят пессимистические прогнозы посторонних людей и даже специалистов, он постепенно сам поймет, что идеальный слух в КИ – это просто фантазии или ошибочное мнение некоторых.

 

Настройка процессора КИ с некоторой точки зрения – это подготовка аудиоматериала для обработки его мозгом. Ваши нейроны не станут тут же после настройки плясать и петь так, как ему «приказал» аудиолог или хочет сурдопедагог. Хотя, по непонятным мне причинам, целью настройки является именно это, что невероятно абсурдно.

Все ждут от настройки невероятных результатов и что смешно - еще ни один человек в мире никогда их не получил! Специалисты это знают, но продолжают ждать эффекта от настройки, ибо слышали, как кто-то сказал, что у него типа в КИ-слухе стало лучше, что у кого-то «прекрасный» слух в КИ, как до глухоты и т.п.

Сказать можно, надо же что-то сказать. Раз не хуже, то значит должно быть лучше. А как же иначе? Настройка ведь все равно меняет параметры и что-то должно произойти.

Но, в принципе, ничего особенного не происходит. Частотный диапазон остается вырезаным на каналах и человек слышит не очень хороший звук в сравнении с нормальнослышащим.

Звук этот, как был не очень хорошим и неплохим, а местами даже отличным, таким и останется.

Я, конечно, не жалуюсь на бытовые звуки. Они бедны по частотному диапазону и легко обрабатываются КИ-процессором. Другое дело – разборчивость речи в шуме, в нестандартной обстановке, телефон, телевизор, радио, музыка и т.п. заставляет желать лучшего и это лучшее мне кажется недостижимым.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Особенности настройки аудиопроцессора (речевого процессора) системы кохлеарной имплантации | Русский_боярин - Дневник Русский_боярин | Лента друзей Русский_боярин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»