Пассивное слушание в КИ по моим наблюдениям сильно ускорило бы процесс реабилитации КИ-слуха. Это когда мы спим. Думаю, если процесс стимуляции не прерывать совсем, то реабилитация займет года 2, т.е. времени для достижения естественного звучания и качественной разборчивости речи уйдет в 2-3 раза меньше. Мы ведь вынуждены снимать КИ на ночь, т.к. РП мешает на голове. .
Теоретически улучшить разборчивость речи в КИ можно двумя способами:
1. Ограничить звук по частотам на каждом канале электроде.
2. Восстановить работу всех нейронов слуховой коры мозга и они начнут обрабатывать все звуковые частоты.
Второй путь более долог, но только он приведет к идеальному слуху. Первый путь практикуется сейчас и как легко можно понять, к идеальному слуху он привести не может.
Преднамеренное искажение звучания с помощью специальных алгоритмов с целью улучшить качество звука, либо низких, либо высоких частот, усугубляет положение КИ-пользователя, т.к. мозг в итоге воспринимает исковерканный частотный диапазон именно таким, каким его передает КИ-процессор. Поэтому в данном случае идеальная реабилитация КИ-слуха невозможна, возможна только частичная реабилитация КИ-слуха (восстановление естественности качества звука), что мы и имеем сейчас.
Чем больше новых частот поступает в мозг, тем сильнее искажается звук, т.к. новые частоты звучат неправильно. Отсюда следует, что чем богаче частотный диапазон, тем более долгой будет реабилитация КИ-слуха.
Частоты, впервые поступающие в мозг, звучат неправильно (многие частоты поначалу человек может не услышать). Чтобы восстановить правильность частот необходимо время - это называется реабилитацией. Если человек слышал до глухоты восстановление качества звучания облегчается, но не делает звук сразу натуральным.
Закон современной кохлеарной имплантации (что мир имеет сейчас): "Чем проще музыка (и любой спектр звучания) по частотному диапазону тем лучше она слышится в современных КИ у всех без исключения, даже у людей с максимально большим стажем пользования КИ."
О чем это говорит? В КИ не хватает частот! Система КИ просто не обрабатывает необходимое количество частот.
Это объясняет почему бедная по частотному диапазону речь и бытовые звуки слышатся наиболее естественно и натурально, а музыка и тому подобное отстают от нормы.
1. Это мешает реабилитации слуха.
2.Это делает слух в КИ несовершенным.
Что нужно сделать? Сделать частотный диапазон в КИ максимально богатым и тогда человек с КИ станет слышать идеально, спустя несколько лет реабилитации, т.е. слушания в КИ.
Книга наконец-то дописана. Издать книгу не удалось, т.к. все издательства посчитали тему слишком научной и узкой. Получить прибыль от издания данной книги невозможно. Вот так-то...
Эзотерический бред, типа "моделирования будущего", "материализация мыслей" или научный бред полной компьютеризации человека, взлом техногенной системы, филосовские предположения о происхождении человека и жизни, магия и т.п. у нас пользуются наибольшим спросом.
Терпения всем кто станет читать мою книгу, т.к. она предназначена не для развлечения!
1. Предисловие
2. О звуке, шуме в ушах, что мы слышим в КИ
3. Моя теория слуха и как это связано с кохлеарной имплантацией
4. Слышать или не слышать? О социальных прослойках глухих, жестовом языке и отношении глухих к кохлеарной имплантации
5. Мозг и слух в кохлеарных имплантах, реальное положение вещей, перспективы, настройка процессора, подробности
6. Наши мечты или музыка в кохлеарных имплантах, как основной аспект фундаментальности слуха
7. Особенности настройки аудиопроцессора (речевого процессора) системы кохлеарной имплантации
8. Ловушка для аудиолога или особенности нашего мозга, моя теория одноразовой настройки
9. Внимание: Лицевой нерв!
10. Зависим ли слух в КИ от длины электродной решетки и количества электродов? Различные детали
11. Стратегии кодирования звука и ограничения на аудиопроцессоре
12. Билатеральная кохлеарная имплантация
13. О реабилитации слуха в КИ и индивидуальности
14. Речевое развитие или как научить говорить попугая
15. Феномен личного пространства
16. Это догадка!
17. Разборчивость речи в шуме
18. Обманутые ожидания?
19. Проблемы трудоустройства пользователей КИ
20. Об исследованиях или почему зеленка лучше йода
21. КИ – панацея!
22. Новинки и бренды в КИ и к чему это может привести
23. Выводы
«Некоторые чудеса гораздо легче совершить, чем понять!»
Макс Фрай
Предисловие
Мы живем в материальном мире и в этом мире много секретов и тайн. Наука призвана раскрыть эти тайны. Пока что большинство секретов раскрыты только частично. И, не смотря на исследования, эксперименты и опыты, существующие теории и уже доказанные факты, множество открытий все еще балансирует на уровне предположений. Некоторые секреты просто жизненно необходимо раскрыть, т.к. узнав причины, например, болезней или недугов, не поверхностные причины и не ложные, а самые настоящие и во всех деталях, люди смогут качественно улучшить свою жизнь.
В жизни каждого человека происходят различные перипетия. Начиная с рождения, его ждут счастливые и несчастливые дни, удачи и неудачи, горе и радость. Может наступить и переломный момент, когда вся жизнь круто меняет поворот и этих поворотов бывает очень много или всего лишь несколько.
Лично для меня их было два, особенно резких. Это, когда я неожиданно потерял слух и так же неожиданно восстановил его, спустя огромный отрезок времени. Правда это не тот слух, что происходит через уши. Мне поставили протез – систему кохлеарной имплантации. Это искусственный слух, где звуки передаются в мозг искусственным способом, который называется «электродное протезирование улитки внутреннего уха».
Я много слышал и читал о чудесах света. Условно считается, что в мире семь чудес света.
Кохлеарную имплантацию я бы назвал еще одним таким чудом. Совершить невозможное – добиться того, чтобы абсолютно глухой человек стал слышать окружающие звуки, иначе назвать нельзя.
Вот сидишь ты и думаешь, мол, жизнь твоя удалась, все течет стабильно и размеренно, и вдруг…
Думаю, каждому такое знакомо, а у кого этого не было, то такие ощущения его ждут в
До того, как сделать себе кохлеарную имплантацию, я консультировался с ЛОР-специалистами, сурдологами и их прогнозы относительно моего будущего слуха в КИ были весьма и весьма неутешительными. Вырисовывалась такая картина: Может быть (именно может быть), я буду что-то (именно что-то или кое-что) слышать искаженно и неразборчиво, мой слух будет очень далек от реальности, речь я не буду понимать на слух - так говорили специалисты.
Более сведущие профессора предполагали, что года через два я начну понимать речь на слух, буду общаться по телефону и слушать музыку, но все это будет так же далеко от нормы слуха.
Я был неописуемо рад и первому, и второму варианту прогноза, т.к. никакие слуховые аппараты не могли мне помочь, в самых сверхмощных не было и намека на звук. Да и откуда ему взяться при тотальной глухоте? В подобных случаях слуховые аппараты - совершенно бесполезная вещь.
Такие прогнозы заключались, конечно, от того, что за 27 лет глухоты вся моя слуховая система, по мнению специалистов, пришла в упадок, атрофировалась, деградировала или самоуничтожилась. Мои уши умерли, умерли безвозвратно - это было верно, абсолютно верно. Под слуховой системой в первую очередь принималась система внутреннего и среднего уха, а так же слуховых отделов мозга. Мозг почему-то сурдологи ставят на последнее место и должного внимания ему не уделяют. Возможно, такое отношение связано со специализацией сурдолога, ведь сурдолог специалист по уху, а не по мозгу. По мнению многих сурдологов кохлеарная имплантация вообще бесперспективна в плане слуха, т.к. наши уши игнорируются. А что может мозг без ушей? А он может многое, и как мы увидим далее, мозг может все и уши ему не нужны.
После того, как я сделал себе кохлеарную имплантацию, мой слух постоянно улучшался в течение нескольких лет, достигнув превосходных результатов. Я слышал! Я не просто слышал, а слышал почти так же, как и до глухоты! Почему почти, а не точно так же, как и до глухоты, будет рассмотрено ниже.
Как это возможно? – задавал я себе вопрос. Ведь мои уши не принимали участия в слуховом восприятии. Ни внешнее, ни среднее, ни внутреннее ухо не имели никакого отношения к моему теперешнему слуху (слуховой нерв я не отношу к внутреннему уху, ибо он простирается за пределы внутреннего уха).
Тем не менее, в КИ я слышу звук, естественный звук. Все это навело меня на определенные размышления, и я сделал однозначные выводы.
Казалось бы все предельно ясно: звук – это звук, который вокруг нас. На самом же деле звука нет вообще. Звук – это всего лишь частоты витающие вокруг нас. Звуком его делает наш мозг. Как мы его воспринимаем, таким он кажется нам. Анализируя свой слух в КИ, его прогресс и, сравнивая этот слух с натуральным слухом, со своими внутренними звуками тотально глухого («шум в ушах»), я понял, что существует некая общая матрица (Ма́трица (нем. Matrize), от латинского matrix — матка, источник, начало) для всех людей, заложенная в мозге каждого человека (по моим подозрениям в каждой группе нейронов слуховой зоны мозга существует своя матрица), которая и служит основанием для производства звука мозгом, делает звук для всех людей одинаковым, т.е. он разнообразен, приятен или неприятен для слуха одинаково для всех. Звон колокольчика для всех нас – это звон колокольчика, скрип двери – это скрип двери, а не визг пилы, классическая музыка отличается от электронной и т.п. Скрежет металла никому не будет приятен, а спокойная мелодичная музыка будет приятна всем. Никто, никогда не спутает эти звуки. Именно, благодаря этой общей матрице, все люди так гармонично и одинаково воспринимают звук. Услышав чей-то голос за спиной, все узнают того, кому принадлежит голос.
Именно поэтому знаменитые голоса певцов нравятся всем, а не единицам, хорошая музыка очень популярна, а дискомфортные звуки дискомфортны для всех.
Вся звуковая информация, как я думаю, заключена в молекулах ДНК, нейронах слуховых зон коры головного мозга.
Откуда она там появилась? Я не могу дать конкретного ответа на такой вопрос, но можно предположить, что ребенок уже в утробе матери и в первое время после рождения, в процессе роста и совершенствования коры головного мозга получает звуковую информацию извне и накапливает ее. Эта информация складывается штабелями в уголках слуховой коры мозга и никуда не пропадает.
Вполне возможно, что звуковая информация передается нам через гены предков и такой вариант ответа, я думаю, наиболее правильный.
Если же ребенок родился абсолютно глухим, то это не значит, что у него нет никакой звуковой информации в коре головного мозга. Анналы звука
В настоящее время не существует полностью доказанной теории слуха. Просматривая научные материалы в интернете, я был крайне удивлен такой казуистике. А я-то думал раньше, что раз изобрели кохлеарную имплантацию, это гениальное творение современности, то значит, теория слуха всем известна, понятна и слух исследован досконально, что теория слуха единая и стройная. Оказалось, это не так! Изученные мной материалы по теории слуха выглядят довольно правдоподобно. Что научный мир имеет сейчас?
Вырезка из интернета:
Тому, кто смог бы представить адекватную теорию слуха, которая удовлетворительно объяснила хотя бы восприятие высоты и громкости звука, обеспечена Нобелевская премия. Известны две наиболее жизнеспособные теории – теория места и теория периодичности, и несколько второстепенных. Теория места (также известная как теория резонанса, арфы и фортепьяно (струнная теория)) предложена великим ученым Гельмгольцем в 1860-х г. В ней предполагается, что воспринятая высота тона определяется местом максимальной вибрации базилярной мембраны. Та часть, которая расположена рядом с овальным окном, настроена на высокочастотные звуки, далекий конец, рядом с куполом улитки, – на низкочастотные звуки. Считается, что громкость и различение тонов определяются числом нейронов (примечание: имеются в виду нейроны спирального ганглия улитки или нейроны кохлеарных ядер органа слуха (кортиева органа) улитки), активизируемых входящим стимулом. Теория периодичности, с другой стороны, подчеркивает синхронизированный запуск нейронов. Она тесно связана с принципом залпа, который предполагает, что группы волокон на базилярной мембране работают как объединенные команды и продуцируют нервные импульсы в виде синхронизированных залпов.
Современная точка зрения, кажется, представляет собой своего рода слияние этих двух теорий. Имеются и другие, менее обоснованные теории. В классической теории частоты (или телефона) Резерфорда предполагается, что реакция базилярной мембраны в целом очень похожа на реакцию телефонной диафрагмы. В гидродинамической теории Мейера особое внимание уделяется количеству базилярной мембраны, участвующей в различных звуковых моделях. Теория звуковых моделей Юалда предполагает, что различные модели колебаний передаются на базилярную мембрану стимулами различной степени сложности или частоты. Вообще, ни одна теория не представляется адекватной; слух – очень сложное явление. Вообще говоря, теории места и периодичности – две конкурирующие и лидирующие теории, другие – (во всяком случае в настоящее время) имеют второстепенное значение.
(Оксфордский толковый словарь по психологии, под ред. А.Ребера, 2002 г.)
Примерно то же самое можно прочесть и в более современных изданиях за 2012 год. Спустя много лет, ничего не меняется. Теория слуха не ясна, возможности слуха неопределенны, причины глухоты не ясны, ничего не ясно! Не зная причин и теории, мы не можем серьезно заняться возрождением или, как принято сейчас говорить: реабилитацией слуха. Мы, словно блуждающие в потемках, пытающиеся на ощупь найти верный путь.
Я не профессор и не являюсь претендентом на Нобелевскую премию. Свои гипотезы за истину в высшей инстанции не считаю. Я вполне могу допустить, что мое мнение относительно теории слуха ошибочно. Я не преклоняюсь перед авторитетами. Авторитет не создает истину, а истина создает авторитет. Все авторитетные мнения по-настоящему авторитетны только в том случае, если они истинны. Как видим, истина еще не обнаружена, поэтому, что значат для нас авторитеты?
Моя книга – не научный доклад на ученом симпозиуме. Мой интерес связан со слухом более глубокими корнями. Я не могу скрывать те идеи и гипотезы, что одолевали меня, т.к. моя цель – это в первую очередь вернуть идеальный слух самому себе.
Полагаться на «всезнающего специалиста» я уже давно перестал. И вот, наконец специалисты получили возможность возвращать слух с помощью КИ. К сожалению слух в КИ не так совершенен, как хочется. А тот слух, который я хочу иметь, должен быть именно таким, каким он был у меня в возрасте 12-ти лет. Диалог со специалистами на эту тему кончается всегда одним: Это невозможно!
Я уверен, что эта ошибочная фраза проистекаект из веры в неверную теорию слуха.
Когда я оглох в 1982 году, у меня появилась куча вопросов к врачам. Почему я оглох?
Специалисты, к сожалению, не могли ответить конкретно на мой вопрос.
То, что оглох я от черепно-мозговой травмы, я знал и без них. А вот, что же там внутри черепа и ушей произошло, и что будет дальше, они не могли
В одной из социальных сетей глухих и слабослышащих в 2012 году проводился опрос: Хотят они слышать или нет? Не указывалось, с помощью чего слышать: КИ или СА, или, благодаря некоему чуду. Просто слышать как все люди и все.
Из голосовавших, 442 человека ответили положительно, что они хотят слышать, 254 человека ответили, что их устраивает тугоухость или глухота. Опрос продолжается и по сей день, но думаю, цифры пропорционально сильно не изменятся.
Я не хочу тут опубликовать некую статистику отношения глухих к слуху. Я хочу показать, насколько глухие могут быть равнодушны к слуху и даже иметь негативное отношение к нему. Как мы видим, примерно из трех человек, один не хочет слышать вообще.
Для начала я приведу вырезку из статьи крупных специалистов в области КИ:
Показанием к КИ является тяжелая степень тугоухости и глухота, связанные с поражением Кортиева органа. Таким образом, операция может быть проведена только тем пациентам, у которых повреждение коснулось только рецепторного аппарата улитки, поскольку для работы импланта абсолютно необходима сохранность слухового нерва. Слуховые аппараты для восприятия речи таким больным не помогают. Для отбора кандидатов на КИ проводятся различные пробы и исследования и, естественно, что у кандидата не должно быть противопоказаний к собственно оперативному вмешательству. Большое значение имеет также владение речью и личное расположение пациента к КИ, а также его готовность к сотрудничеству в период послеоперационной реабилитации.
Достаточно четкий критерий для прогностики результата КИ отсутствует. Предпочтительно проводить имплантацию позднооглохшим взрослым, но операции по КИ проводят и детям, тугоухим от рождения, в возрасте от 2 лет. Что касается позднооглохших взрослых, то у них отчетливо выражена мотивация (они знают, чего лишены), речь не разрушена и, наконец, интактны центры слухового анализатора. У детей, проимплантированных в раннем возрасте (до 5-6 лет), имеется возможность успешной слуховой реабилитации. При больших сроках глухоты возникают проблемы, связанные с возможными органическими изменениями, связанными со слуховой депривацией.
(Ланцов А.А., Петров С.М., Пудов В.И., Вестник оториноларингологии, 1998 - №2)
Как давно это было написано и что оправдало время? Очень верно, что мотивация нужна обязательно и сильнее всего она у позднооглохших и именно поэтому позднооглохшие самые перспективные пациенты. Они знают, чего лишены.
К сожалению или радости многих глухих, время не оправдало последнюю строчку относительно больших сроков глухоты. Люди и с большими сроками, и с маленькими проходят одну и ту же реабилитацию. Это легко понять: к 1998 году в России было сделано всего несколько операций КИ и опыта практически не было у нас. Поэтому возникало много домыслов и неверных предположений. Также к радости абсолютного большинства глухих спешу сообщить, что слуховой нерв, служащий важным звеном при передачи КИ-звука в мозг, сохраняется у всех и только в случае опухолей нерва, так называемой невриномы (шваннома, шванноглиома, неврилеммома, нейринома, леммобластома, периневральная фибробластома)могут возникнуть проблемы. Встречается это исключительно редко, а так называемые невриты и кохлеоневриты, приписываемые ранее всем глухим, и того реже. Лично я уверен, что кохлеоневрит, который мне так же приписывали – это сказка, выдуманная за неимением других объяснений причин глухоты.
Понятие «слуховая депривация» мне до сих пор непонятно. Перерыв кучу материалов, я конкретно так и не понял значение и смысл этих слов. При консультации со специалистами никто мне так толком и не объяснил, что такое «слуховая депривация». Возможно, имеется в виду общий упадок слуховых центров мозга, что конечно не оправдало себя с течением времени. Объяснить конкретно не причину, а сам механизм «упадка слуховых центров» и что это такое, в деталях еще никто не смог. В КИ прекрасно слышат и те (я, к примеру), кто имеет огромные сроки глухоты от 10 до 60 лет (я пока не слышал о людях, кому ставили КИ с более длительным сроком глухоты, правда есть случай, когда КИ поставили где-то на западе 90-летнему старику, видимо он очень хотел иметь слух). И не просто глухоты, а тотальной глухоты, когда ни один звук не проникал в мозг извне!
Я в детстве был развитым мальчиком, прекрасно слышал и не имел понятия о существовании глухоты. Весь мир мне представлялся слышащим и говорящим. Глухих нет и быть не может, - думал я. Я не понимал, почему по телевизору иногда показывают фильмы с субтитрами. Эти субтитры только мешали мне смотреть и слушать фильм, т.к.
Скажу сразу: Слух в КИ неполноценен по той причине, что слуховые центры нашего мозга в КИ задействованы лишь частично. Я пришел к заключению, что это происходит, потому что одна часть нейронов слуховых центров постепенно реабилитируется полностью, а другая часть даже не принимает участия в реабилитации по той причине, что этим нейронам не передается материал для работы и реабилитации, т.е. необходимые звуковые частоты.
Я, где-то в интернете, как-то прочитал вот такой абсурд, написанный, кстати, на полном серьезе специалистом: Области мозга, если их не задействовать, начинают выполнять другие функции, для которых они не предназначены.
Не уточнялось какие функции, сказано было несколько абстрактно, но понятно было очень ясно, что, если область мозга, отвечающая за слух, не стимулируется, то она начинает отвечать, например, за зрение (!?), двигательную активность (!?), вкус (!?), интуицию и мышление (!?) и т.п..
Прочитанное меня удивило, насторожило и привело к размышлениям. Разве может быть такое, чтобы одна область мозга перекинулась на иные действия? Разве возможно, чтобы ноги выполняли функции рук или печень заменила почки или легкие? Абсурд и чушь.
В разговорах с простыми людьми мне часто задавли такой вопрос: Вот они, где-то и как-то слышали, что будто бы у глухих зрение лучше, именно, благодаря глухоте (!?). Правда ли это?
Конечно, такие вопросы возникают не из воздуха, а из наблюдений и, благодаря неким личностям, распространяющим ложную или надуманную информацию.
У меня уже давно готов ответ на подобные вопросы: Зрение у глухих точно такое же, как и у людей с нормальным слухом, но по причине постоянного общения жестами с помощью зрения и постоянного состояния быть настороже на дорогах или проезжей части, без опоры на слух, у глухих лучше развито зрительное внимание и зрительная реакция на двигающиеся объекты. Только и всего.
Будучи глухим подростком, я еще не имел развитого зрительного внимания и получил пару жестоких и страшных уроков. Меня несколько раз чуть не сбил автомобиль! Водитель, не зная, что перед ним глухой, видимо вовсю сигналил, а я ничего не слышал.
Думаю, каждый глухой попадал в такие ситуации.
После тех случаев мое зрительное внимание стало быстро развиваться, а после того, как я начал осваивать жестовое общение, мое зрительное внимание помчалось галопом. Глухой держит под контролем максимально доступную видимую среду. Его обзор - минимум 180 градусов, тогда, как слышащий опирается на слух и смотрит только вперед. То, что происходит сбоку или сзади, слышащего мало волнует, ведь, если что, он это услышит!
Поэтому про глухих часто говорят, что у них развито (именно развито, а не само по себе возникло из-за глухоты) так называемое боковое зрение. Я, когда иду по проезжей части или там, где есть опасность проезда транспортного средства, всегда оборачиваюсь, каждые 20 секунд. Это уже привычка. Так что глухой контролирует все, что происходит вокруг, т.е. 360 градусов обзора и всегда начеку.
Зрительное внимание более надежно, чем слуховое. Слух может подвести, а зрение никогда!
Как-то я смотрел видеоролик о несчастном случае на проезжей части улицы. Это была ужасная трагедия. Слышащая женщина с ребенком переходила дорогу по пешеходному переходу. Она смотрела, как это принято у слышащих, только вперед. Часть машин остановилась и водители ждали, когда женщина с ребенком пройдут. Но один водитель не остановился. Видимо, он не заметил знака «пешеходный переход». Я не буду описывать, чем это закончилось, только скажу, что слух этой женщине не помог.
Так же более совершенным зрительным вниманием можно объяснить и лучшую реакцию глухих на свет. Глухие даже используют световые будильники. Срабатывает будильник и загорается лампочка. Нормальнослышащий может и не проснуться, но глухой проснется обязательно. Свет, включенный в темноте, это тоже своего рода двигающийся объект.
Человечеству принадлежит чудесное открытие: Мы узнали, что мозг делится на определенные зоны – слуховые, зрительные и т.п.. Мы даже сумели определить места расположения этих зон в мозге. Я думаю, наше внимание принадлежит всем нашим чувствам, всем областям мозга, отвечающим за эти чувства. Наше внимание, скорее всего, имеет тоже свою область в мозге, и эта область исключительно сильно связана с другими областями мозга. Возможно, потеряв область слуха, область внимания перекидывает свои ресурсы на другие области, где она может применить
Безусловно, музыка – это фундамент слуха. Если мы слышим плохую музыку, то уже можно сказать, что слуха у нас нет, в буквальном смысле, а не в переносном.
Зачем нужен слух, если музыка не может нас удовлетворить полностью? Я начну эту главу со знаменитой лекции Чарльза Лимба профессора КИ и в тоже время музыканта.
Лекцию свободно можно посмотреть в интернете, видеозапись презентации с какого-то конгресса по аудиологии с русскими субтитрами:
Когда мы размышляем о наших чувствах, мы обычно не думаем о причинах их развития с биологической точки зрения. Мы не думаем об эволюционной необходимости быть защищенными нашими чувствами. Но они, вероятней всего, развились именно поэтому - чтобы защитить нас, позволить нам выжить.
В самом деле, когда мы думаем о наших чувствах или о их потере, мы скорее всего думаем о чем-то вроде этого: о возможности трогать что-то роскошное, пробовать что-то очень вкусное, нюхать что-либо ароматное, видеть что-либо красивое. Именно этого мы хотим от наших чувств. Мы хотим красоты, нам не нужна простая функциональность. И когда речь идет о восстановлении чувств, мы все еще далеки от возможности воссоздать красоту. Именно об этом я бы хотел поговорить с вами сегодня. А так же о слухе.
Когда мы задумываемся над тем, почему мы слышим, мы редко думаем о способности слышать сигнал тревоги или сирену, хотя естественно, это очень важно. На самом деле то, что мы хотим слышать - это музыка.
(играет музыка)
Многие из вас знают, что это Седьмая Симфония Бетховена. Многие из вас знают, что он был глухой, или практически глухой, когда написал ее.
А я сейчас удивлю вас тем, насколько необычен тот факт, что мы можем слышать музыку. Музыка - одно из самых удивительных явлений в мире. Это акустические колебания в воздухе, небольшие волны энергии, щекочущие наши барабанные перепонки. Щекотание наших барабанных перепонок передает энергию через слуховые косточки, превращаясь в подвижный импульс внутри ушной улитки, а затем преобразуется в электрический сигнал в слуховых нервах, который попадает в наш мозг, как восприятие песни или какой-либо красивой музыки. Этот процесс всецело абстрактный и чрезвычайно необычный. И мы могли бы обсуждать эту тему еще долго, чтобы понять, как получается, что мы замечаем что-то эмоциональное в чем-то, что зарождается как вибрация в воздухе?
Оказывается, если вы потеряли слух, большинство людей теряющих слух, теряют его внутри улитки, внутреннем ухе - это происходит на уровне волосковых клеток. Если бы вам пришлось выбрать, какое из чувств потерять, буду с вами откровенен, что мы более преуспели в восстановлении слуха, нежели в восстановлении любого другого чувства. Ничто на самом деле и близко не приближается. И как врач и хирург я могу с уверенностью сказать своим пациентам, что если бы вам пришлось потерять одно из чувств, мы медицински и хирургически дальше всего продвинулись в лечении слуха.
Как музыкант я признаюсь, что если бы мне пришлось иметь кохлеарный имплант, я был бы убит горем. Да, именно так, ведь я знаю, что музыка не звучала бы для меня, как прежде.
Я хочу показать вам видео девочки, рожденной глухой. Она растет в благоприятной среде. Ее мама делает все возможное.
(видео)
Несмотря на все условия, которые есть у этого ребенка в плане поддержки семьи и простого структурного обучения, существует граница, чего неслышащий с рождения ребенок может достичь в плане социальных, образовательных и профессиональных возможностей. Я не говорю, что такие дети не могут жить красивой, прекрасной жизнью. Я имею в виду, что они столкнутся с трудностями, которых нет у большинства людей с нормальным слухом.
Потеря слуха и его лечение, развивалось на протяжении последних 200 лет. Люди буквально втыкали ушковидные объекты и всевозможные воронки в уши. Это было лучшее, что вы могли сделать при потере слуха.
В те времена нельзя было даже взглянуть на барабанную перепонку. Поэтому и неудивительно, что эффективного лечения при потере слуха не существовало. Сегодня же мы имеем современный многоканальный кохлеарный имплантат, который вводится амбулаторно. Он хирургически помещается во внутреннее ухо. Это занимает от полутора до двух часов, в зависимости от того, где это делается, под общим наркозом. В результате вы получаете
В процессе своего КИ-пути передо мной часто вставал вопрос, на который толком не смог ответить ни один специалист: Почему при очень громкой настройке аудиопроцессора, после некоторого периода реабилитации звуки становятся естественными, нормальной громкости, так же как и при очень тихой настройке аудиопроцессора постепенно звуки становятся естественными, нормальной громкости? Аудиопроцессоры (или аудиопроцессор) настроены по-разному и теоретически при очень громкой настройке все звуки должны звучать неестественно громко, а при очень тихой настройке все звуки должны звучать неестественно тихо, но этого нет! Заманчиво сказать: «Произошла адаптация, мозг приспособился». Но, что это объясняет?
Когда мне каждый раз настраивали аудиопроцессор КИ по новой, я всегда поначалу испытывал ощущение, что звуки стали громче, их стало больше. После этого я вряд ли согласился бы ходить и слышать на старых программах, которые стояли в моем КИ-процессоре до новой настройки. Думаю, другие пользователи КИ испытывают то же самое. Но подходить к настройке аудиопроцессора только с механически-технической стороны – неверный метод. Настроить аудиопроцессор – это полдела и даже того меньше. Необходимо, чтобы настроился наш мозг. Видеть в настройке аудиопроцессора то же самое, что и в настройке, например, фортепиано – ошибка. КИ - это в первую очередь биологический инструмент.
И доказательством тому служит то, что, спустя время после каждой настройки, пациент испытывает неудовлетворение своим слухом и хочет снова настроиться (это бесконечное ощущение, т.к. полного удовлетворения своим слухом никто в КИ никогда не получает). Тут и возникает ощущение, будто новой настройки не было вообще и можно было прекрасно пользоваться старыми настройками, не тратя время попусту на новую настройку аудиопроцессора.
Я много раз читал отзывы в интернете от многочисленных пользователей КИ, что после настройки они стали лучше слышать. Более того я сам прошел через все это. Со стороны можно подумать, что настройка принесла неоценимую пользу. Я постараюсь объяснить это «лучше» на примере: Вот перед вами емкость с водой, вы налили туда еще пару стаканов. Воды стало больше, т.е. стало лучше. Через некоторое время часть воды испаряется, слух приходит как бы в норму, в привычную норму.
На самом деле так оно и есть: наши усилия потрачены зря на новые настройки и лучше бы мы просто спокойно ждали, пока мозг без дополнительных настроек продвинется дальше в плане реабилитации КИ-слуха.
Почему же так хочется снова настроиться? Чтобы испытать новую эйфорию от якобы лучшего звучания. Нам пациентам кажется, что после новой настройки слух улучшится и в итоге мы опять получаем то же самое. Мы вернулись в прежнее положение. Упала, якобы, эффектная громкость и хочется повысить ее.
Это в корне неверное представление о качестве КИ-слуха. Настройка системы КИ – это всего лишь прелюдия к длинному спектаклю, а прелюдия, как известно - малозначительная часть и можно, в принципе, обойтись без нее. Слух в КИ несовершенен и нельзя добиться совершенства только с помощью настроек и повышенной громкости в КИ, хоть нам и кажется, что мы каждый раз делаем шаг вперед после новой настройки. Последующие результаты показывают, что мозг подреабилитировался и сделал шаг назад к исходной донастроечной точке. Он стал работать с новым материалом так, как ему это свойственно! Разборчивость речи, спустя пару месяцев, возможно улучшилась, но это не результат настроек, а результат прогресса самого мозга. Те же самые улучшения произошли бы и без перенастройки аудиопроцессора.
Кстати, почему упала громкость? По моим выводам - это включились новые нейроны слуха, т.к. настройщик прибавил частот по каналам и громкость постепенно рассосалась по этим нейронам. Включились эти нейроны не сразу, поэтому и громкость упала не сразу. Только не следует думать, что это некое значительное прибавление, т.к. значительных улучшений пользователь КИ так и не испытывает, если испытывает их вообще. Лишняя пара копеек не делает человека богатым.
Возможно, здесь виноваты и не новые нейроны слуха, а простая адаптация к громкости тех же самых нейронов – они стали воспринимать звук в ином, привычном ракурсе.
То же самое происходит, когда мозг сам повышает громкость: включаются новые нейроны слуха и мы слышим более громкий звук. Все это я называю процессом стабилизации слуха, когда излишне громкий звук снижается, а излишне тихий становится громче до той нормы, которая свойственна ограниченной группе нейронов слуховой зоны мозга.
Надобно сказать, что такое аудиопроцессор. Аудиопроцессор называют еще речевым процессором или звуковым процессором. Это основная часть системы кохлеарного импланта и находится
Современная методика настройки системы кохлеарной имплантации основана на следующем: вам время от времени повышают громкость в КИ. Связано это в первую очередь с тем, что всем пациентам кажется, что звук в КИ уже не такой громкий, как хочется, что речь тише нормы. Ошибочно считается, что аудиопроцессор передает на имплант звук уже недостаточно громко и именно поэтому КИ-пользователь недослышивает окружающих. За норму пользователем КИ принимается тот звук, который он слышал до глухоты, либо человек сравнивает себя с окружающими и видит, как все хорошо друг друга слышат и понимают, а он сам отстает от окружающих в плане слуха.
Аудиолог, конечно, расширяет и частотный диапазон. Но цель его – это удовлетворить запросы пациента, не создать ему дискомфортного звучания, а не максимально расширенный частотный диапазон и идеально качественный слух. Поэтому частотный диапазон расширяется аудиологом не на всех настройках, и в некоторых случаях может быть уменьшен, подрезан на каналах. Аудиолог может допустить небольшой дискомфорт, если хорошо знаком с процессом реабилитации КИ-слуха и знает, что со временем дискомфорт проходит.
Лично мне казалось, что мне время от времени не хватает громкости, потом я привыкал, но в душе было нехорошо от того, что я не понимаю, когда люди в компании переговариваются между собой или я понимаю только отдельные слова, очень плохо понимаю в аудиториях. Когда один человек рассказывает что-то для всех и все его отлично понимают, кроме меня. Получается так, что я либо не слышу голоса совсем, либо слышу только обрывки голосов или отдельные слова, тогда, как все нормальнослышащие прекрасно слышат и понимают друг друга. Довольно часто возникало ощущение, будто слышишь через перегородку и при этом вокруг много ясных, но неполезных звуков.
Как ни странно, но все достаточно легко понятно, если человек в этой компании обратится к тебе лично. Тут уж, в плане слуха все становится очень даже неплохо. Личное обращение, даже без чтения по губам, легко разбирается чисто на слух. Это тайна, никем не разгаданная. Почему понятно, когда речь обращена к тебе, и непонятно, когда речь обращена не к тебе?
Часто, даже очень часто, помехой к пониманию речи является окружающий шум, особенности помещения, реверберация (отражение) звука в помещении, расстояние от говорящего, особенности произношения, громкость голоса говорящего, дикция.
Пытаясь ликвидировать этот недостаток, я так же, как и все, бегал на настройки аудиопроцессора: ездил по 2 раза в год, в течение 3-х лет, в центр КИ и повышал там громкость по 20-30 раз в течение 2-х недель на каждой настроечной сессии. На каждой настройке (их было около 5 за сессию) выставлялись новые 4 программы слушания, каждая громче другой.
Моя цель была слышать так же хорошо, как и до глухоты. Методика настройки КИ как раз и предполагает повышение громкости. Но первые и последующие повышения громкости не дали желаемого. После каждого повышения громкости пациент чувствует себя так, будто распахнули окно и все звуки стали ярче, естественней и натуральней, иногда немного искаженней предыдущего варианта – это зависит от силы повышения громкости. Поэтому мне и пришло в голову назвать такое ощущение «эффектом открытого окна». Это я и называю ловушкой для аудиолога. Желая угодить пациенту, аудиолог выставляет ограниченные настройки, постоянно повышает громкость и таким образом попадает в ловушку.
Пациент доволен, слух стал таким богатым, но, увы…
Далее человек привыкает и как бы возвращается на круги своя, в первоначальное положение. Ему опять не хватает громкости! Замкнутый круг настроек с целью таким образом улучшить свой слух в КИ, выжать из КИ максимум возможного с помощью настроечных экспериментов приводит к тому, что некоторые малосведущие аудиологи называют перестимуляцией. Никакой перестимуляции-деградации слухового нерва и слуховых центров от большой громкости нет. КИ – это все-таки не СА, где могут деградировать сенсорные клетки кортиева органа, но качественного и стабильного слуха таким путем не добиться.
На настройках постепенно я достиг, примерно, максимально возможной громкости, которую может дать аудиопроцессор кохлеарного импланта и понял, что это тупик.
Тогда еще я не знал этого и мои аппетиты приходилось ограничивать насильно. Мой аудиолог просто отказывался дальше повышать мне громкость, которую я требовал, настолько силен и соблазнителен был для меня «эффект открытого окна». Аудиологу были непонятны мои ощущения и он боялся переборщить и навредить избыточной стимуляцией. А стимуляция у меня была исключительно высокой. Взглянув на настройки, какой-нибудь эксперт по КИ наверняка сказал бы, что у меня громкость звука на уровне громкости работающих
Стимуляция слухового нерва улитки внутреннего уха иногда связана с побочным явлением: Появляется так называемый тик лицевого нерва, его подергивание, судорожное состояние, когда часть лица со стороны КИ немного перекашивается. Глаз, губы, щека, дергаются в такт со звуком и от постоянного нахождения в неестественном положении, это приводит к образованию морщин на местах сгиба кожи.
Я это испытал на себе. Избавиться от этого не трудно, нужно просто найти правильное решение проблемы. Само по себе такое не проходит и никакое лечение не поможет.
Тик лицевого нерва достаточно редко встречается у пользователей КИ и обычно он начинается во время активации КИ и первых настроек, но и с последующими настройками или просто, спустя время, может появиться тик на лице.
Аудиологу не очень легко найти решение проблемы, т.к. по методике настройки КИ он должен расширять динамический диапазон, уровень стимуляции на электродах. Так диктует методика настройки КИ в целях «планового» улучшения и прогресса КИ-слуха. Но именно из-за этого у некоторых людей начинается тик лица. Что же делать? Тут два варианта:
1. Отказаться от методики настройки КИ и по собственной методике настраивать индивидуально, не повышая уровень стимуляции на электродах.
2. Следовать методике настройки, не обращая внимания на тик лица, в надежде, что он сам рассосется.
Аудиолог может выбрать второй вариант. На самом деле тик сам не проходит и ничего не рассасывается. Впоследствии, все равно придется снижать уровень стимуляции на электродах, когда пациент поймет, что иного выхода из положения просто нет. И тут возникает интересный вопрос: На каких электродах снижать напряжение тока и до какого уровня?
В случаях побочной стимуляции лицевого нерва, принимают участие все электроды. Некоторые из них особенно сильно дергают лицевой нерв. С моей точки зрения, это происходит потому, что данные электроды находятся наиболее близко к месту утечки электротока. Достаточно на них правильно понизить напряжение тока и они не будут действовать на лицевой нерв.
Техника избавления от побочного действия электростимуляции на лицевой нерв такова:
Во время настройки аудиопроцессора, посылаем сигнал на каждый электрод и снижаем его уровень на всех электродах по очереди до тех пор, пока не исчезнет тик лица на каждом канале-электроде, не обращая внимания на возможные слуховые изменения. Можно отключить особенно болезненные электроды, перекинув частотный диапазон с этих электродов на другие электроды. Я так делал и слуховых изменений не испытал. Хотя я предпочитаю гармонию во всем и, на мой взгляд, лучше не отключать эти электроды, а снижать как можно сильнее уровень стимуляции на них.
Всякие другие приемы ничего не дадут. По версии некоторых аудиологов можно изменить направление электротока, изменив уровень напряжения тока на электродах. Я не понимаю, что значит изменить направление электроимпульсов. Это какая-то чудовищная абсурдность. Электроимпульсы двигаются по тому пути, по которому они должны двигаться. Электроимпульсы каждого электрода сами выбирают направление и бомбят всю улитку, а не отдельные ее участки. Электродная решетка – это не автомобиль, которым можно рулить, выбирая направление. Те участки улитки, что находятся ближе к особо болезненным электродам, естественно получают более мощный разряд электротока и поэтому от этих электродов дергает лицевой нерв с особой силой. От более удаленных электродов эти участки улитки получают менее мощный разряд электротока, т.к. сила электроимпульсов рассеивается в зависимости от дальности расположения электродов от дефектного участка улитки, т.е. каждый электрод с особой силой стимулирует близлежайший к нему участок улитки внутреннего уха, а дальние участки улитки получают менее мощный разряд от этого электрода. Очень слабые электроимпульсы видимо не действуют на лицевой нерв.
Так я объясняю, почему более далеко расположенные от места утечки электротока электроды оказывают более слабое действие на лицевой нерв. Возможно, что мест утечек электротока может быть несколько.
У меня это происходило так: 1-2-3 канал (низкие частоты) слабо действовали на лицевой нерв. 4 канал уже более сильно. 5-6 канал с особой силой (средние частоты). 7-8-9 менее сильно. 10-11-12 канал (высокие частоты) аналогично 1-2-3 каналу, т.е. слабо.
По моим выводам не у всех пациентов, что имеют такой побочный эффект, он проходит одинаково и поэтому нужен индивидуальный подход к перенастройке аудиопроцессора.
Может быть, слабая выраженность лицевого тика, а может быть сильная. При слабой выраженности достаточно немного понизить уровень мощности
Честно говоря, – это один из насущных вопросов. Длина электродной решетки и количество электродов часто фигурирует в рекламных буклетах многих фирм-производителей КИ и те фирмы, у которых эти цифры наибольшие, особенно гордятся своим «достоинством». Можно увидеть в избытке подобной рекламной информации и на специализированных сайтах в интернете. Пишут такие вещи обычно маркетологи и не исключено, что с подачи специалистов. Те, кто пишет такое, малосведущи в технологии КИ, но наверняка считают себя знатоками. Примитивное понятие: «Чем больше, тем лучше», хитро используемое в маркетинге, больно бьет по сознанию пользователя системы КИ с меньшим количеством электродов или более короткой электродной цепочкой, чем у конкурентной системы от другой фирмы-производителя КИ.
Раз меньше, значит хуже слух? Слух же в КИ хуже, чем нормальный, а у нормального слуха в каждом ухе по 20 тысяч источников тока – волосковых клеток. Может поэтому КИ-слух и хуже натурального слуха, что там так мало источников тока – всего лишь несколько электродов? Тогда необходимо сделать, как можно больше электродов, а у кого их больше тот и слышит лучше (!?). Такие вот идеи бродят в головах малосведущих.
Мне известно из научной литературы по КИ, что кохлеарная имплантация начиналась с одного электрода. Еще в 80-х годах пациентам ставили имплант с одним электродом и многие до сих пор пользуются этой системой. Таких пользователей одноэлектродной системой было, как я понял, 200 человек.
У меня возникает вопрос: Почему эти люди не сменили имплант на более современный?
Сделать реоперацию сейчас довольно просто.
Ответ уже есть: Они понимают речь в одноэлектродной системе. Про остальное научные деятели пишут, что у них все плохо звучит. Но, как плохо и где доказательства? Их нет. Тут же возникает вопрос: Почему тогда они не хотят слышать хорошо, что предлагает современная КИ?
У них нет средств? У них множество противопоказаний? Думаю все дело не в этом, т.к. с первой операцией никаких проблем не было.
То, что кто-то слышит в одноэлектродной системе нормальную речь, объясняют какими-то сверхестественными «индивидуальными особенностями» человека. Какое-то ненаучное объяснение. Такой слух конечно несовершенен, но человек удовлетворен.
В современных системах КИ тоже многое звучит не очень хорошо. Я думаю, раз человек не отказывается от одноэлектродной системы, значит, она его удовлетворяет. Он осознает, что большего электроника не сможет ему дать.
Я знаю, что в 80-х годах, когда внедрение КИ только начиналось, КИ ставили исключительно позднооглохшим взрослым людям. Эти люди уже были знакомы с живым звуком и им есть с чем сравнить свой КИ-слух. А это говорит о том, что одноэлектродная система вовсе не так плоха и очерняют ее скорее всего потому, что нужно продвигать на рынок КИ что-то более новое. Пользователи КИ и в одноэлектродной системе, я уверен, слышат вполне нормальный звук, а не монотонный голос робота. Иначе, кто бы выдержал пытку, в течение многих лет слушать гадость? Я уверен, что возникающие претензии к одноэлектродной системе имеют причину не в малом числе электродов, а в обработке, т.е. в стратегии кодирования звука. Какой звук можно было создать в 80-х годах, когда техника была такой несовершенной?
Погоня за большим количеством электродов и в то же время попытки как-то защитить малое их количество (по мне, что один, что 22 источника тока – разницы никакой, т.к. до 20 тысяч все равно далеко) – извращенное понимание технологии КИ. Весь комплекс частот можно пустить и через один канал, и через несколько, теоретически оба варианта плохи, но что интересно – на практике мы слышим, спустя годы реабилитации, превосходный, естественный звук с любым количеством электродов-каналов.
Я уже не уверен, до конца ли понимают свое творение производители КИ. Оценив в свое время многочисленные теории слуха, я понял, что не до конца. Как можно понять искусственный слух, если естественный понят не до конца?
Я человек творческий и знаю, что идеи, творческие порывы приходят неожиданно. Зачастую творец сам не знает, что произойдет через пару минут и даже секунд у него на «холсте». Можно годами биться в поиске и, вдруг, совершенно неожиданно, ответ на свой вопрос всплывает в голове буквально за считанные секунды. Так стоило ли биться в поиске? Я думаю, стоило, иначе бы ответа вы не получили никогда.
«Эврика!» - понятие самобытное. И объяснить досконально суть «Эврики» не удается. Я имею в виду не фантазии, а истину. Даже была создана специальная отрасль знаний, своего рода наука –
Мне могут задать вопрос: Зачем я пишу эту книгу, зачем мне все это нужно? Есть ведь целые институты, группы исследователей, специалистов и инженеров, которые все это делали, делают и будут делать.
Да, конечно. Но, есть одна деталь: наука уперлась в тупик. То, чего наука достигла в КИ – это предел. Есть еще один аспект: научная деятельность, деятельность фирм-производителей содержит в себе подоплеку и даже не одну. Исследователь, выдвинув идею, будет ее отстаивать. Он будет стараться всеми способами ее продвинуть и внедрить. Это называется рационализаторство. Даже, если идея не вполне хороша, даже, возможно, она в ущерб здравому смыслу. Исследователю будет жаль потерянного времени. И, если ущерб не такой уж и большой, то идею могут внедрить. Может быть поэтому, иногда говорят, что не все новое - лучшее.
Сейчас 2013 год, и недавно я увидел на одном американском сайте очередную «новость», таких «новостей» я уже не мало видел и все они являлись новейшим «чудо-открытием», но почему-то все были похожи друг на друга: Оказывается, буквально на днях, в США, в Вашингтоне изобретена новая стратегия кодирования звука в КИ, которая поможет улучшить восприятие музыки, речи и т.п. Испытания проведены и получены отличные результаты. Очередной специальный алгоритм позволит несколько по-иному стимулировать слуховой нерв, придаст КИ-слуху прекрасную форму и содержание…
Вот так из года в год, мы что-то изобретаем, а идеального слуха как не было, так и нет. Музыка по-прежнему хромает, слух в КИ уступает норме. А приведут ли такие «изобретения» к улучшениям? Ведь изобретатель не может услышать то, что он изобрел, а к мнениям глухих КИ-пользователей нужно относиться осторожно - понять, что имел человек в виду, его заблуждения не так-то просто. Дадут ли такие изобретения больше минусов, чем мифических плюсов?
Производитель часто готов закрыть глаза на небольшой или даже большой недостаток ради материальной выгоды. Но, думаю, чаще производитель просто не видит недостатков. Например, в КИ увидеть недостаток не так-то просто. Когда дело касается такой сложной вещи, как искусственно внедренный в организм человека слух, то недостаток может быть долгое время неизвестен. Производитель и даже подопытные, тестируемые люди просто не увидят его или не поймут. Оценки и мнения могут резко отличаться или могут быть неправильно истолкованы. Тесты, проверки, исследования могут быть ошибочными, т.к. распознать дефект тут не то что не просто, а почти невозможно. Испытания проведены? Тогда скажите мне: Сколько времени необходимо испытывать мозг? 2 недели? Месяц? 1 год? 3 года? Только, спустя длительный период пользования множеством людей, постепенно начинают проявляться минусы.
Почему так? В первую очередь потому, что внедренный искусственный слух очень богат дефектами уже изначально. Человек, начав пользоваться КИ, видит, т.е. слышит одни дефекты, КИ-слух просто пестрит ими и на протяжении всей жизни.
Так же мне попадались мнения, когда явный недостаток воспринимался как преимущество или положительный момент. Пользователь КИ может и не сразу объявить о каком-то недостатке КИ-слуха, т.к. сам сильно сомневается, не уверен и надеется на улучшения КИ-слуха в будущем. Или он будет думать, что это индивидуальная особенность его организма, а у других КИ-пользователей минусов нет. Так зачем будоражить умы? А вдруг улучшения придут и критика будет лишь зря потраченным временем?
Я испытал нечто похожее, когда мне поставили новую стратегию кодирования звука от Med-El. Это линейка стратегий FS(аббревиатура переводится, как «тонкая структура» (fine structure) звука). Под «тонкой структурой», как я выяснил, задумано, якобы лучшее восприятие низких частот. На самом деле все не так просто и кажущееся плохим восприятие низких частот в КИ, на самом деле вовсе не то, что предполагают разработчики КИ. Я сам толком не пойму, что они предполагают, но вижу результаты «предположений», т.е. слышу их.
Идею «тонкой структуры» можно увидеть на рекламном видеоролике от фирмы-производителя КИ. Там ясно видно, как низкочастотный раздел улитки берется за приоритет и стимулируется с преимуществом, что будто бы улучшает восприятие низких частот. На ролике видно в замедленном темпе, как сначала стимулируется апикальный (низкочастотный) раздел улитки. Не думаю, чтобы естественная стимуляция улитки в природе была такой. На мой взгляд, природная стимуляция не должна отдавать приоритет какому-либо участку улитки.
Попытки создать fine hearing (прекрасный слух) различными изощренными способами велись всегда, всеми производителями слуховых систем, но как нам далеко еще до настоящего прекрасного слуха.
У меня возникает вопрос: Как можно
Пришло время написать о самом главном, о билатеральной КИ. Билатеральная КИ - это, когда слух двусторонний или, как говорят еще: бинауральный. Вы слышите не одним ухом, моноурально, с одним КИ, а двумя системами КИ.
Я сказал: ухом, но правильнее будет сказать: стороной, т.к. ухо в КИ роли не играет. Вся нагрузка ложится на ваш мозг и прямую связь с мозгом обеспечивает не ухо, а система кохлеарной имплантации.
Да, конечно связь идет через слуховой нерв и электроды импланта расположены во внутреннем ухе, но это только потому, что так наиболее удобно расположить электроды. Например, в стволомозговой имплантации (стволомозговая система ABI (Auditory Brain Stem Implant) - такая же система, как и КИ, тот же имплант и аудиопроцессор, только с другой электродной решеткой. В КИ она вытянута в длину, а в ABIв виде прямоугольника) электродную решетку располагают совсем в другом месте, на уровне ствола мозга и поэтому такую имплантацию назвали: стволомозговая.
Сначала хочу рассказать одну историю из своей пациентской практики, каких я повидал достаточно много. Одному моему знакомому сделали КИ на одно ухо, а вот на второе ухо ему было отказано. Причины были таковы, как я выяснил, что второе ухо, улитка внутреннего уха, куда вводятся электроды КИ, была сильно травмирована. Не было возможности ввести точно такую же электродную решетку стандартного типа. Можно было ввести только укороченную решетку (производители выпускают КИ с разными типами решеток для разных типов патологий улиток).
В итоге, специалисты посчитали, что звук на втором ухе будет сильно отличаться и тем самым мешать слышать, т.к. цепочки электродов разной длины будут обеспечивать разный слух (!?). Поэтому в КИ на второе ухо ему было отказано.
Могу заверить, что всякому человеку, делающему КИ на второе ухо через длительное время после первого, сильно не повезло. Звук при любых имплантах и с любой электродной решеткой на более позднем КИ-ухе будет отличаться и отставать от первого КИ-уха. Слышать второе КИ-ухо будет хуже. При этом, при совместном ношении, т.е. слушании через оба КИ, человек будет слышать обоими КИ-ушами, как на лучше реабилитированном КИ-ухе! По отдельности слушать будет не очень хорошо, т.к. мозг не сможет моментально перестроиться с бинаурального слуха на моноуральный и это в первую очередь касается более позднего, т.е. хуже реабилитированного КИ-уха.
Со временем слуховая зона мозга становится более пластичной и гибкой, перестройка с бинаурального слуха на моноуральный будет проходить все быстрее и проще, и можно в итоге спокойно снимать второй КИ и слушать только одним КИ-ухом. Правда, и тут в дело вмешивается недостаточный частотный диапазон, и недостаток КИ-слуха с одним ухом будет то резко заметен, то почти не заметен в сравнении с бинауральным КИ-слухом.
Неплохо помогает развитию пластичности попеременное слушание то одним, то другим КИ-ухом.
Время от времени пациенту с двумя КИ все равно придется менять элементы питания, то на одном КИ, то на другом, и он будет некоторое время слушать одним КИ-ухом.
Наука придерживается наиболее естественного типа стимуляции, мы стараемся скопировать природный образец слуха насколько это возможно. В КИ это теоретически верно и наиболее логично. Можно стимулировать слуховой нерв, теоретически расположив электроды не в улитке внутреннего уха, а по примеру ABIдальше улитки, где нерв уже вышел из области внутреннего уха и направляется в мозг. Но никто не знает, как тогда будет слышать человек, т.к. такая стимуляция мозга нелогична, противоречит природной установке, где звуковые стимулы должны выходить из улитки, да и расположить-зафиксировать электроды в таком положении, по-моему, очень трудно. А что же ABI? Почему эти операции все же делают?
Их делают не от хорошей жизни, их делают тем, у кого нет слухового нерва, т.к. он вырезан в области улитки обычно по причине опухоли. Пока я не буду развивать эту тему, а продолжу тему о билатеральной КИ.
Билатеральная КИ – это наиболее правильная модель нашего слуха. Но почему-то во всем мире билатеральная КИ слабо развита и делают ее не часто. Думаю, в первую очередь это связано с дороговизной КИ, во вторую очередь с неведением и темнотой специалистов.
Ведь сумели же делать по госпрограмме моноуральную КИ, а это исключительно дорогая операция. Появилось желание и просветление в головах научных деятелей, нашлись деньги и на билатеральную КИ. Я имею в виду, что сначала приходит просветление, а потом желание или за желанием приходит просветление и проект реализуется. Без просветления голов, проект реализоваться не может никак, не смотря на избыточные желания.
Очень многие имплантированные КИ с одной стороны в