• Авторизация


Ловушка для аудиолога или особенности нашего мозга, моя теория одноразовой настройки 27-11-2013 04:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ловушка для аудиолога или особенности нашего мозга, моя теория одноразовой настройки

 

Современная методика настройки системы кохлеарной имплантации основана на следующем: вам время от времени повышают громкость в КИ. Связано это в первую очередь с тем, что всем пациентам кажется, что звук в КИ уже не такой громкий, как хочется, что речь тише нормы. Ошибочно считается, что аудиопроцессор передает на имплант звук уже недостаточно громко и именно поэтому КИ-пользователь недослышивает окружающих. За норму пользователем КИ принимается тот звук, который он слышал до глухоты, либо человек сравнивает себя с окружающими и видит, как все хорошо друг друга слышат и понимают, а он сам отстает от окружающих в плане слуха.

Аудиолог, конечно, расширяет и частотный диапазон. Но цель его – это удовлетворить запросы пациента, не создать ему дискомфортного звучания, а не максимально расширенный частотный диапазон и идеально качественный слух. Поэтому частотный диапазон расширяется аудиологом не на всех настройках, и в некоторых случаях может быть уменьшен, подрезан на каналах. Аудиолог может допустить небольшой дискомфорт, если хорошо знаком с процессом реабилитации КИ-слуха и знает, что со временем дискомфорт проходит.

 

Лично мне казалось, что мне время от времени не хватает громкости, потом я привыкал, но в душе было нехорошо от того, что я не понимаю, когда люди в компании переговариваются между собой или я понимаю только отдельные слова, очень плохо понимаю в аудиториях. Когда один человек рассказывает что-то для всех и все его отлично понимают, кроме меня. Получается так, что я либо не слышу голоса совсем, либо слышу только обрывки голосов или отдельные слова, тогда, как все нормальнослышащие прекрасно слышат и понимают друг друга. Довольно часто возникало ощущение, будто слышишь через перегородку и при этом вокруг много ясных, но неполезных звуков.

Как ни странно, но все достаточно легко понятно, если человек в этой компании обратится к тебе лично. Тут уж, в плане слуха все становится очень даже неплохо. Личное обращение, даже без чтения по губам, легко разбирается чисто на слух. Это тайна, никем не разгаданная. Почему понятно, когда речь обращена к тебе, и непонятно, когда речь обращена не к тебе?

Часто, даже очень часто, помехой к пониманию речи является окружающий шум, особенности помещения, реверберация (отражение) звука в помещении, расстояние от говорящего, особенности произношения, громкость голоса говорящего, дикция.

 

Пытаясь ликвидировать этот недостаток, я так же, как и все, бегал на настройки аудиопроцессора: ездил по 2 раза в год, в течение 3-х лет, в центр КИ и повышал там громкость по 20-30 раз в течение 2-х недель на каждой настроечной сессии. На каждой настройке (их было около 5 за сессию) выставлялись новые 4 программы слушания, каждая громче другой.

Моя цель была слышать так же хорошо, как и до глухоты. Методика настройки КИ как раз и предполагает повышение громкости. Но первые и последующие повышения громкости не дали желаемого. После каждого повышения громкости пациент чувствует себя так, будто распахнули окно и все звуки стали ярче, естественней и натуральней, иногда немного искаженней предыдущего варианта – это зависит от силы повышения громкости. Поэтому мне и пришло в голову назвать такое ощущение «эффектом открытого окна». Это я и называю ловушкой для аудиолога. Желая угодить пациенту, аудиолог выставляет ограниченные настройки, постоянно повышает громкость и таким образом попадает в ловушку.

Пациент доволен, слух стал таким богатым, но, увы…

Далее человек привыкает и как бы возвращается на круги своя, в первоначальное положение. Ему опять не хватает громкости! Замкнутый круг настроек с целью таким образом улучшить свой слух в КИ, выжать из КИ максимум возможного с помощью настроечных экспериментов приводит к тому, что некоторые малосведущие аудиологи называют перестимуляцией. Никакой перестимуляции-деградации слухового нерва и слуховых центров от большой громкости нет. КИ – это все-таки не СА, где могут деградировать сенсорные клетки кортиева органа, но качественного и стабильного слуха таким путем не добиться.

На настройках постепенно я достиг, примерно, максимально возможной громкости, которую может дать аудиопроцессор кохлеарного импланта и понял, что это тупик.

Тогда еще я не знал этого и мои аппетиты приходилось ограничивать насильно. Мой аудиолог просто отказывался дальше повышать мне громкость, которую я требовал, настолько силен и соблазнителен был для меня «эффект открытого окна». Аудиологу были непонятны мои ощущения и он боялся переборщить и навредить избыточной стимуляцией. А стимуляция у меня была исключительно высокой. Взглянув на настройки, какой-нибудь эксперт по КИ наверняка сказал бы, что у меня громкость звука на уровне громкости работающих двигателей реактивного самолета.

Это тоже своеобразная ловушка – выжав из аудиопроцессора все возможное, мы с аудиологом так и не добились желаемого. Встает вопрос: А стоило ли тратить так много времени и выжимать все возможное? Я уже через полгода после активации КИ имел вполне сносный КИ-слух, который имею и сейчас. За 4 года, конечно, произошли небольшие улучшения, но я их не приписываю настройкам, т.к. все улучшения происходили через много месяцев после настроек.

Чего можно добиться в ограниченном частотном диапазоне? На вопрос отчечу вопросом: Можно ли насытиться голодному, имея в ассортименте только фрукты или получить удовлетворение от питания, не имея полного ассортимента, т.е. питаясь одной картошкой с хлебом? Примерно такой ассортимент и предлагает сегодня КИ, стимулируя слуховые центры нашего мозга ограниченным частотным диапазоном.

Со временем, путем экспериментов, я выяснил, что ни высокая, ни низкая стимуляция не ведут в КИ к идеальному слуху. Как бы вы не настроили аудиопроцессор КИ, недостатки КИ-слуха всегда будут вылезать наружу и заметны окружающим, а особенно самому КИ-пользователю.

Мои настройки ни к чему особенному не привели. В буквальном смысле ни к чему. Каждый раз, приезжая домой с настроек, я испытывал ощущение, что зря потратил время, хотя я говорил аудиологу, что очень доволен настройками, но в душе скребли кошки. Я часто настраивался только потому, что так предписывает методика и требуют специалисты. Я надеялся, что такая методика обязательно должна привести к идеальному слуху, просто не надо щадить себя и гонять мозг как можно сильнее путем частого повышения громкости. Я преклонялся перед КИ-наукой и очень уважал специалистов, ведь они совершили невозможное - вернули слух мне, абсолютно, тотально и безнадежно глухому! Еще и поэтому мне неудобно было говорить специалистам все начистоту, ведь я на самом деле получил хороший эффект, звуки стали громче, ярче, богаче…

Но постепенно я понимал, что та тонкая перегородка, через которую я будто бы слышал до настроек, никуда не делась и я по прежнему тугоух в КИ! В душе теплилась надежда, что я все-таки пробью эту перегородку неполноценного слуха и буду слышать, как все нормальнослышащие люди. Этого не произошло. Со стороны я выгляжу, как нормальнослышащий, легко общаюсь со всеми, но лишь я один знаю, что мой КИ-слух – это лишь хорошая подделка под натуральный слух. Меня самого иногда берут сомнения, что это подделка - настолько это хорошая подделка. Стоит мне сравнить себя с другими слышащими, включить телевизор или музыку, как все встает на свои места.

 

Большая громкость в КИ (в разумных пределах, конечно) не может повредить мозгу и слуховому нерву, если она повышалась плавно. Чувствительность мозга и нерва от избыточной стимуляции не снижается, как это любят говорить некоторые сурдологи. Мне такие постулаты кажутся странными. Как может снизиться то, чего не было? Откуда взяться слуховой чувствительности у тотально глухого человека, теоретически с бесчувственным слуховым нервом и слуховой зоной мозга, которые не стимулировались, либо с рождения, либо десятки лет? В мире есть люди, которым ставили КИ после 50 лет глухоты и больше, полной глухоты без всякой стимуляции устройствами типа слуховых аппаратов в глухом периоде.

 

Если взглянуть на проблему с точки зрения перестимуляции, то сама кохлеарная имплантация  - это уже изначально перестимуляция слухового нерва и слуховых зон мозга. Сразу после активации системы КИ слуховой нерв стимулируется во много раз более интенсивно, чем это происходит при естественной стимуляции волосковыми клетками в живом ухе.

Волосковые клетки микроскопичны, их можно увидеть только под микроскопом, и электроразряды, которые они выдают, микроскопичные. Электрод сам по себе выглядит гигантом, его видно простым глазом и размером каждый электрод около 1 мм.

Волосковая клетка рядом с электродом похожа на таракана рядом с 9 этажным домом.

Может быть, я с размером дома не вполне точно угадал, но это так - электродная решетка дает более мощные разряды, чем волосковые клетки, как бы тихо у вас ни был настроен аудиопроцессор КИ. Судить можно уже по тому факту, что трех батареек 675 хватает в КИ лишь на 3-4 дня, тогда, как в СА одна менее мощная батарейка расчитана на 2 недели. Именно столько энергии нужно для работы маленького электронного аппарата, ведь звук – это энергетическая субстанция. Куда девается такая избыточная энергия в системе КИ, которой достаточно, чтобы месяц пользоваться небольшим фонариком? Эта энергия идет на электроды и далее в наш мозг, т.е. стимулирует слуховые зоны нашего мозга.

 

При громкой настройке аудиопроцессора проявляется ряд недостатков:

1.Включенная телекатушка (устройство, встроенное в процессор для разговоров по телефону методом индукционной передачи звука) процессора гудит очень сильно, когда она попадает в электромагнитные поля, возле работающего холодильника, например, или в трамвае.  Во время разговоров по мобильному телефону через режим «Т» с включенной телекатушкой, телекатушка особенно сильно ловит помехи, излучаемые мобильным телефоном, и, чем громче у вас настройки, тем эффектней и громче слышны помехи (гудение, треск).

И наоборот, чем тише настройки, тем ниже помехи от режима «Т». При очень тихих настройках этих помех почти не ощущаешь.

2. Ветер, скребущий о корпус аудиопроцессора и попадающий в микрофон аудиопроцессора, особенно неприятен и при громких настройках вызывает жуткий дискомфорт и желание снять процессор.

При очень тихих настройках такого нет, ветер не мешает вам.

3. Окружающий шум может быть излишне громким. Почему может быть? Потому что часто шум и является очень громким, как то - шум в метро, на улице, на производстве. Это неприятно и чрезмерный шум заставляет людей с нормальным слухом зажимать уши, совать в ушной проход пальцы, одевать беруши. Бывает, что в КИ такое излишне резко чувствуешь, т.к. человек часто снимает внешнюю часть импланта – аудиопроцессор или выключает его и опять становится глухим. Мозг тут же начинает отвыкать от звуков, и одев (включив) громко настроенный аудиопроцессор, в шуме можно испытать шок. Плюс ко всему громкий шум бывает, ощутимо искажается в КИ, что ведет к дискомфорту. В тихих же настройках другая противоположность – шум неестественно тихий, что неправильно с точки зрения нормального слуха, но такой вариант очень комфортен.

 

На мой взгляд, мозгу легче, исходя из тихих настроек доводить громкий шум до приемлемого уровня, чем, стабилизируя громкость, совершать тоже самое в громких настройках. С громкими настройками, как бы мозг не старался, вы будете время от времени испытывать дискомфорт в шумных условиях.

 

Можно послушать советы некоторых сурдологов и не настраивать слишком громко, а пройти 3-4 сессии по увеличению громкости в течение 1-2 лет. Но это приведет вас к тем же недостаткам перечисленным выше.

У громких настроек есть так же ряд преимуществ. Разговоры по телефону гораздо лучше воспринимаются и вообще реабилитация речевого слуха идет немного лучше и быстрее, но, тем не менее, громкие настройки сильнее искажают звук после начала привыкания к слуху в КИ. В итоге мы все равно получаем и при тихих и при громких настройках одинаковую разборчивость с рядом недостатков.

 

Как ни странно, я отметил, что при тихих настройках слух все-таки реабилитируется более качественно и окружающие звуки звучат в итоге более громко, т.е. правильней сказать более ясно, чем при громких настройках. Все это приходит далеко не сразу, а спустя значительный отрезок времени - продолжительности практики в КИ.

Многочисленные настройки ничего конкретного не дают и вы в итоге, пройдя круг, понимаете, что пришли к начальной позиции, продвинувшись лишь немного вперед.

Т.е. вы понимаете, что продвинулись бы точно так же в реабилитации КИ-слуха и без этих многочисленных настроек.

Что же делать?

Я на форумах в интернете часто развивал эту тему и пришел к неординарному выводу:

У меня возникла идея одноразовой настройки.

Фундаментом для этого послужило наблюдение за своим слухом, когда я не настраивался около года и в течение этого года замечал значительные улучшения своего слуха в КИ.

 

Вполне вероятно, что написанное ниже не согласуется со стандартными методами настройки КИ, но логические умозаключения, основанные на практическом опыте, привели меня к такой точке зрения.
Уже через пару месяцев после подключения моего первого КИ я понял, что наш мозг подстраивается под те настройки, которые выставил аудиолог, мозг сам повышает и стабилизирует громкость до нужного ему уровня, исправляет искажения, вытаскивает на свет божий новые звуки. Тем не менее, я, даже после 2-х лет реабилитации был неудовлетворен качеством слуха в КИ, т.к. хотелось слышать точно так же, как и при нормальном слухе в самых сложных звуковых ситуациях. Не было слышно кое-каких деталей, мощная музыка на дискотеках подавляла (совсем не так, как это представляется человеку с нормальным слухом, нехватало многих моментов, а другие были непропорционально усилены, не было богатства звука), разборчивость речи отставала от нормы, особенно в сложных звуковых ситуациях.
В 2011 году мне сделали билатеральную КИ. Сразу после активации второго КИ с этой стороны у меня стал подергиваться лицевой нерв. Это было связано с травмой височных костей в детстве. Я решил, что лицевой нерв постепенно адаптируется и насильно повышал громкость, как при обычных настройках. Но, т.к. лицевой нерв никак не адаптировался и при громких звуках дергался, то я, спустя полгода, попросил аудиологов снизить мне громкость, чтобы убрать тик на правой стороне лица.
После снижения громкости (уровня электротока) до средних параметров лицевой тик временно пропал. Это все я пишу, чтобы было понятно, что я это делал вынужденно и вся теория одноразовой настройки выстроилась у меня как бы случайно.

 

К слову о тиках: Я общался со специалистами и выяснил, что эта проблема до конца не изучена и причины изредка встречающихся тиков лицевого нерва после активации КИ не ясны. По моей версии - это случается вовсе необязательно от вмешательства хирурга, а от травмированности улитки при ч/м травме или не совсем правильном развитии оной, т.е. патологии. Электрический ток каким-то образом вытекает из улитки, возможно через трещину и попадает на лицевой нерв, электрические импульсы, обладающие избыточной мощностью, раздражают лицевой нерв. Лицевой тик может быть так же у людей с нормальным слухом. За свою жизнь я такое наблюдал у нескольких человек, в то время, совершенно не задумываясь от чего он. Возможно, излишне тонкие стенки улитки у некоторых  людей пропускают электроток избыточного напряжения.

Я обратил внимание, что после снижения громкости в настройках, разборчивость речи становится чуть лучше, особенно на расстоянии, окружающие звуки немного естественней, но не сразу, а только через определенный период реабилитации (может быть даже очень короткий, это зависит от уровня подготовки пользователя КИ и уровня снижения громкости). Хотя, в общем, это почти не отличается от привычной, несовершенной разборчивости и не очень высокого качества звучания. В итоге вы и при громких, и при тихих настройках получите одинаковую, посредственную разборчивость, что в очередной раз доказывает значимость частотного диапазона и незначимость динамического диапазона.

Далее, через несколько дней лицевой нерв у меня стал чуть подергиваться опять и через 3 недели все возобновилось. Я понял, что снижение громкости, которое мы сделали, явно недостаточное.
Через 3 недели я все повторил и снизил громкость на настройке аудиопроцессора чуть ли не до исходных параметров, выставленных при активации КИ, особенно на тех каналах, где дергало лицо наиболее сильно.
Тик лица пропал полностью, даже при максимально громких внешних звуках его уже не было. Мои первоначальные слуховые ощущения с такими тихими настройками были весьма своеобразны.

Т.к. мой мозг был уже реабилитирован, даже с такой низкой громкостью в КИ я слышал и понимал шепот в звукоизолированном кабинете со спины, речь на расстоянии 3-х метров. А вот, выйдя на улицу, я совершенно не слышал шум транспорта на улице. Речь человека была очень тихой, будто он говорил через перегородку.

Но, уже через 5 часов появился шум улицы, громкость стала восстанавливаться. На следующий день музыка в плеере уже не была такой тихой и еще через день она стала почти такой же, как и до снижения громкости 3 дня назад. Громкость сама по себе восстанавливалась день ото дня без всяких настроек! Мозг сам, абсолютно сам подстраивался под нужные ему параметры и сам лепил звук!
Все это навело на мысль, что те методы, что используются аудиологами при настройке процессора КИ не совсем верные и затрачивается куча усилий и времени впустую и даже в ущерб реабилитации КИ-слуха. Они просто переливают из пустого в порожнее, заставляя пациента постоянно перенастраиваться, что вызывает новую перестройку в слуховых зонах мозга и не дает нормально адаптироваться. По моим расчетам окончательно адаптация мозга на одной настройке, в одном ритме, заканчивается где-то через 5 лет (так сказать, это условная преамбула для нормальной жизни с КИ) после активации системы КИ. Можно себя прекрасно чувствовать в КИ и через год, но дальше будут происходить улучшения вашего слуха, а вот через 5 лет практически никаких улучшений-изменений, я думаю, уже не будет. Вы достигнете своего пика, ваш мозг войдет в привычный новый режим работы. Нейроны слуховой зоны мозга обретут твердую почву под ногами и больше не будут колебаться при выборе и анализе частот.

Да и сама техника (имплант + аудиопроцессор) войдет в стабильный режим работы.

 

Теория одноразовой настройки основана на том, чтобы подключить к КИ аудиопроцессор пациента и больше никогда его не настраивать. Ведь в естественном слухе никто не настраивает волосковые клетки и среднее ухо. Пока я еще допускаю мысль, что они настраиваются сами, т.е. они как бы растут, крепнут после рождения и мощность стимуляции постепенно увеличивается. Но, по-моему, волосковые клетки тут ни при чем и это мозг после рождения ребенка сам увеличивает громкость до тех параметров, которые кажутся ему наиболее комфортными. Самопроизвольно включаются все новые и новые нейроны слуха и слух человека таким образом прогрессирует.

Правильная настройка, на мой взгляд, должна быть полным аналогом природной. Мощность и интенсивность элекростимуляции слухового нерва должна быть точно такой же, как и природная. 
Невозможно поверить, чтобы микроскопичные волосковые клетки могли выдавать электростимулы большой мощности. Скорее всего, они очень слабые и далеко отстают от мощности стимуляции в КИ.
Измерить это с точностью в 100% невозможно, но видно, что мозг сам повышает громкость и доводит свой слух до стандарта, находясь на самых низких параметрах стимуляции.
Сам Бог велел выставлять именно такую громкость на настройках, чтобы не было лицевых тиков и качество звучания было наиболее  естественным. И, что парадоксально и смешно - я пришел к такому заключению, благодаря моему лицевому нерву.

Неправильная методика настройки аудиопроцессора КИ происходит из-за неправильной теории слуха (читайте главу о теории слуха). Современные сурдологи концентрируют все свое внимание на улитке внутреннего уха, забывая о слуховой коре головного мозга. Современная теория пытается определить механизм уха, толком необъясняя, почему же человек слышит именно такой звук. Ученые считают, что у человека есть ухо и значит, им он слышит. На самом деле человек слышит исключительно мозгом и все наше ухо предназначено только для получения внешних звуковых частот и для передачи их в мозг или вернее электрических импульсов, закодированных мозгом, а не ухом. Этим занимается и КИ. Если нейроны мозга откажутся обрабатывать звук, то никакое ухо не поможет. Мы ничего не услышим.

Путем размышлений я пришел к такому заключению:

В человеческом ухе всего один частотный канал, ничем не ограниченный с самого начала. Существующие ограничения по слуху являются следствием несовершенной или деградированной системы волосковых (сенсорных) клеток кортиева органа.

В ухо уже с самого рождения попадают частоты от 16 Гц до 30 тысяч Гц или того больше по одному каналу. Это наша улитка. Наш мозг при рождении не до конца сформирован, функционируют еще не все нейроны слуха, либо они раскрыты не полностью и поэтому он не может сразу после рождения человека воспринять все частоты, закодировать их. Множество электроимпульсов, создаваемых мозгом и волосковыми клетками кортиева органа, не закодированы и идут пустыми в мозг, либо они поначалу  вообще не создаются. По мере формирования нейронов слуховой зоны мозга, а заодно и самих волосковых клеток, формируются и электроимпульсы. Работает все больше нейронов и волосковых клеток, человек слышит все более громкий и более богатый звук.

Очень мало людей обладает слухом, воспринимающим по воздуху частотный диапазон до 30 кГц. Это доказывает, что у этих людей особая улитка (слуховые центры мозга такие же, как у всех, а улитка особая). Их организм после рождения умудрился создать нужное количество волосковых клеток, чтобы у мозга была возможность создавать и кодировать электроимпульсы такого широкого частотного диапазона. Нечто противоположное происходит с нейросенсорной тугоухостью. С возрастом человек теряет часть волосковых клеток, либо они перестают работать и человек слышит менее богатый частотный диапазон. Все это доказывает, что все люди имеют одинаковое количество нейронов слуха и преимущество слуха одного человека над другим  - это не меньшее или большее количество нейронов слуховой коры, а отсутствие или присутствие меньшего или большего количества волосковых клеток, связанных со своими нейронами мозга.

Отсюда легко сделать вывод, что все люди могут иметь первоклассный слух в КИ, т.к. у них у всех имеется огромное количество нерабочих нейронов слуховой коры мозга, которые можно сделать рабочими!

Процесс изменения слуха происходит очень медленно и постепенно. Биологические механизмы очень медленны и поэтому практически незаметны.

В КИ мы разделяем один канал на несколько (от 12 каналов до 22-х) и аудиолог начинает выставлять различные ограничения на эти каналы, чего нет в нормальном слухе.

 

В принципе, мы в КИ создаем искусственную нейросенсорную тугоухость, аналогичную настоящей нейросенсорной тугоухости.

 

Мы ограничиваем частотный диапазон на каждом канале и, чтобы возместить нехватку громкости увеличиваем (расширяем) динамический диапазон на последующих настройках (?!). Т.е. то малое количество частот, что поступает в мозг еще имеет и неестественную нагрузку, т.е. громкость!

Мы заставляем малое количество нейронов работать на предельных оборотах, чтобы нам «хватало громкости» в КИ.

Как глупо! В своей совокупности это множество частотных каналов составляет, конечно, один канал, поэтому я не вижу особой погрешности в многочисленности каналов-электродов. Погрешность я вижу в другом. На этих многочисленных каналах обрезаются необходимые частоты. Это, как картинка, разбитая на пазлы. Половины пазлов там нет и мы слышим неполноценный звук, который наш мозг пытается изо всех сил (!) сделать полноценным, что мы сейчас называем реабилитацией слуха (!?). Мозг сдвигает частоты, смешивает их, додумывает сам и человек в итоге слышит более-менее натуральный и чистый звук. Но какие усилия мозга затрачены! Наш мозг творит поистине чудо, пытаясь создать гениальную скульптуру без нужного количества материала. О всех недостатках слуха в КИ научный мир уже знает, о чем и я сам в этой книге пытаюсь рассказать.

 

Я пришел к выводу, что никак нельзя органичивать мозг по частотам. Такое ограничение означает, что наибольшая часть нейронов слуховой зоны мозга так и не будет работать, потому что они не будут получать материал для анализа – закодированные нужными частотами электроимпульсы. У меня даже была идея, что часть нейронов, возможно, может переквалифицироваться на другие частоты и будет работать неполноценно. Таким способом мозг как-то умудряется исправлять искажения звука. Правда идею нельзя доказать и подтвердить и потому я ее отбросил.

Чтобы не вызвать дискомфорт, необходимо выставить, как можно наименьшую громкость на весь частотный диапазон и ждать пока слуховая зона мозга реабилитируется.

Такое количество частотных каналов совершенно ни к чему. Достаточно одного канала, но нужно чтобы он имел максимально широкий частотный диапазон. Для начала я предлагаю диапазон, который слышит наиболее счастливая часть человечества, обладающая прекрасным слухом. Я имею в виду диапазон от 16 Гц до 30 кГц!

По мере включения все новых нейронов в работу слуха будет самопроизвольно расширяться и динамический диапазон. Он будет расширяться в соответствии с биологическими законами индивидуума, а не с законами, которые ему диктует «слепой» аудиолог или фирма-производитель КИ.

Я хорошо помню, что испытывал при первой своей настройке левого (первого) уха. Ощущения были практически теми же, что и при последующих настройках даже через 2 года.Те же гудки на каналах. Правда мой слух значительно улучшился со временем, но, если бы я не настраивался  больше вообще и дал мозгу самостоятельно вести работу над слухом, без всяких насилий над ним, то возможно я слышал бы еще лучше.
Можно допустить мысль, что волосковые клетки крепнут со временем и мощность стимуляции слухового нерва все-таки немного увеличивается. А, т.к. наш слух в КИ после подключения – это, в принципе, слух новорожденного человека, то тогда нужно после начала работы КИ через 3 месяца, немного, только один раз повысить громкость на каналах и через полгода сделать это еще один раз, а не несколько, как это происходит по 10-20 раз на настроечной сессии, потому что так предполагает современная методика настройки КИ. Бесконечное повышение громкости не делает глухого пациента с КИ, нормальнослышащим. А, скорее всего, этого не понадобится и достаточно одной настройки во время активации системы КИ.

Преимущество одноразовой настройки еще и в том, что не надо ездить перенастраиваться, сэкономится куча средств и времени у КИ-пользователей, многие недостатки слуха в КИ решатся сами собой. У аудиологов будет много времени на других пациентов. А, т.к. в будущем имплантированных КИ станет в десятки раз больше, то количество аудиологов и аудиологических кабинетов не придется увеличивать. И, конечно, в палатах клиник станет больше места для кандидатов на КИ - клиника сможет принять больше пациентов для операций.
А саму активацию КИ можно производить в ближайших к месту жительства пациента городах, где есть аудиологический кабинет и специалист или дистанционно через интернет.

Я ничего не навязываю, я пытаюсь упростить, на первый взгляд, невероятно сложную задачу. Все это напоминает не до конца проработанные инновации и думаю, вряд ли будет принято людьми. Почему? Потому что специалисты не уверены ни в чем, что касается КИ на 100%, они только предполагают.

Часто, задавая вопросы специалистам, я вместо ответа на свои вопросы получал множество вопросов от них, так и не дождавшись ответа на свои вопросы.

Отвечать вопросом на вопрос - интересная и весьма распространенная техника решения проблем пациентов, когда ничего по сути не решается, но имеется ловкий выход из затруднительного положения. Специалист не может найти ответа, т.к. боится ошибиться, а иной специалист на свой страх и риск отвечает. Такой ответ почти всегда ошибочен, когда дело касается слуха в КИ и хороший специалист это знает и старается не отвечать на задаваемые вопросы или отвечать предполагаемыми аргументами, где он не гарантирует точности и истинности своих умозаключений.

 

Во всем процессе КИ участвуют не только специалисты, но и пациенты, и общество. Настройка и реабилитация в КИ – очень важный и дискуссионный аспект, касающийся большого количества людей, а вовсе не одного пользователя КИ.

Если бы мне пришлось начинать все сначала, то я так и поступил бы. Настроился бы один раз, выставив максимальный частотный диапазон, и уехал бы домой навсегда, чтобы реабилитироваться. В идеале, я бы сделал операцию КИ на оба уха, подключил бы их одновременно.

Мне пришлось через многое пройти, чтобы прийти к такому решению. В самом начале своей КИ-карьеры я мало чего понимал и думал, что настраиваться придется часто и чем выше будет у меня громкость после настроек, тем быстрее и качественней я буду слышать. После каждой настройки я слышал звуки более громко и это меня убеждало, а впоследствии, после стабилизации громкости, разочаровывало. В итоге, я так и не получил желаемого и теперь понимаю, что я шел по ложному пути.

После каждой настройки с расширением динамического диапазона (увеличением громкости) мне всегда казалось, что предыдущие программы, в которых я ходил до новой настройки, хуже. Они напоминали мне лилипутов рядом с новой программой-Гулливером. Старые настройки и слышимость в них мельчали и уже неудовлетворяли в сравнении с новыми настройками.

Каждый раз перед новой настроечной сессией я размышлял: а зачем все-таки я туда еду? Мне вроде бы и так неплохо. Я слышу, как мне казалось, все звуки, но, может быть, я буду слышать еще лучше?

Подняв громкость, мне казалось, что я поступил правильно. Через месяц и даже раньше, у меня появлялось ощущение, что никакой настройки и не было. Не было расширения динамического диапазона и я слышу точно так же, как и до настройки. И так каждый раз.

Улучшения я замечал неожиданно, спустя очень много времени после настройки. Вдруг я понимал, что слышу какой-то звук лучше, слышу какую-то мелочь, чего раньше не было.

Когда произошло изменение и когда была настройка? – этот вопрос преследовал меня постоянно, ведь прошло около года после настройки, а изменения в лучшую сторону продолжались и являлись очень неожиданно. Можно, конечно, предположить, что нейроны слуха медленно включаются в работу и происходит это, благодаря новым частотам, что добавил аудиолог на настройке.

Но где же тогда идеальный слух? Мы его так и не можем достичь. Может быть частот добавлено недостаточно? Скорее всего, так оно и есть.

 

Что происходит при повышении громкости? Мозг переключается на новый тип звучания, более громкий, слуховая система мозга тут же начинает перестраиваться под новую громкость и перестраивать эту громкость. Это объясняет, почему я, спустя пару недель или месяц, уже не ощущал такого эффекта и мне казалось, что я зря ездил на настройки.

И что делать? Снова и снова ездить и перенастраивать аудиопроцессор? Это замкнутый круг и в итоге ничего особенного не дает.

 

Множество пользователей КИ, обычно это те, кто никогда не слышал идеально-полноценного звука, походив с КИ некоторое время, даже год, отказываются носить аудиопроцессор, т.е. пользоваться КИ. Происходит это постепенно. Человек все меньше и меньше слушает в КИ или может даже сразу отказаться от этого не очень приятного ему дела. Ему становится понятно, что жить в тишине гораздо комфортнее, чем слушать несовершенный звук. Чтобы услышать всю красоту звука нужно иметь идеальный слух, а КИ не может дать идеальный слух. Или все-таки может? Я уже достиг той стадии, когда звук более-менее красив. А что другие? У других может не хватить терпения, т.к. они конкретно не знают, к чему стремятся, к чему должен привести этот некомфортный слух и что им пытается предложить слышащий мир.

 

Заявления некоторых сурдологов, требующих постоянной перенастройки аудиопроцессора, выглядят на первый взгляд логично: Слуховое восприятие в КИ меняется после первой настройки. Меняется чувствительность нервной ткани после начала электрической стимуляции. Меняются сопротивления на электродах. Меняется анатомо-гистологическая структура улитки в процессе нахождения инородного тела - электродного массива в улитке. Меняется работа нейронов слуховой коры. Поэтому, то, что вчера было так, сегодня стало иначе, а завтра снова может измениться. Так думают сурдологи…

Такие заявления противоречат сами себе, т.к. изменения происходят после каждой настройки. Значит, сам настройщик вредит пациенту? Меняется настройка и приходится приспосабливаться заново. Что тут хорошего? Все изменилось, но мы еще изменим, чтобы все изменилось еще больше…

Вместо того, чтобы спокойно приспосабливаться к одному изменению (КИ - это стресс и нечто новое для мозга) мы начинаем постоянно менять что-то в настройках, постоянно пихая мозгу все новые задачи. А задача то одна – это хороший слух и ответ на нее должен быть один. Мы же пытаемся получить множество ответов на одну задачу, преподнося ее мозгу в разных вариантах.

 

Я бы еще задал вопрос: как может произойти глобальное изменение за 1-2 дня и даже 3-4 часа? Ведь на настроечных сессиях именно через такой промежуток времени перенастраивают аудиопроцессор.

И я бы согласился только с изменениями работы нейронов слуховой коры мозга и изменения эти вовсе не таковы, как предполагают аудиологи (вернее они ничего не предполагают, а просто абстрактно называют это изменениями). Все остальные изменения очень и очень сомнительны. А сказать по правде: никаких изменений нет. Ткань не может меняться и вырождаться под влиянием естественных процессов, а электростимуляция – естественный процесс.

В результате мы видим, что на перенастройке КИ аудиопроцессор не подстраивают под мозг, а наоборот заставляют подстраиваться мозг под аудиопроцессор, и в который раз! (Если бы это было не так, то человек каждый раз ощущал бы сильные улучшения слуха уже во время настройки и длительная реабилитация была бы не нужна.) В очередной раз перестраивается работа нейронов мозга, что значительно удлиняет реабилитацию слуха в КИ, делает звук не таким качественным, ведет к искажениям. Мозгу приходится все выправлять, перескакивать на новые рельсы, т.к. со старых его сбили новыми настройками.

 

Есть еще одно преимущество такой теории. У детей очень трудно подобрать нужную громкость во время настройки аудиопроцессора КИ. Аудиолог ориентируется только на мимику лица ребенка и в результате, якобы «угадывает» максимально комфортный уровень, т.е. нужную громкость. Впрочем, это не страшно, потому что мозг привыкает и адаптируется к любым настройкам. Громкость, в принципе, сойдет любая, лишь бы она не вызывала дискомфорт и желания снять аудиопроцессор. Всех этих мучений можно избежать очень простым способом – отказаться от них.

Конечно, разработчики КИ пытались, как можно ближе приблизить стимуляцию к природной, естественный слух глубоко изучался. Судя по тому, что мы слышим в КИ, такой слух очень близок к совершенству, но ряд недостатков дает о себе знать и я поставил перед собой задачу обнаружить причины этих недостатков и ликвидировать эти причины. По-моему, множество недостатков слуха в КИ – это еще и результат неправильной методики настроек аудиопроцессора КИ и реабилитации слуха. Есть, конечно, и другие причины, т.к. проблема такого чувства, как слух, многогранна.

 

Мои результаты примерно через год после максимального снижения громкости в аудиопроцессоре и интенсивности стимуляции слухового нерва были таковы:

1.Четко слышно музыку из другой комнаты (при старых, громких настройках еле-еле слышно было или совсем ничего), правда качество по-прежнему исключительно плохое и музыкой такое трудно назвать.
2. Громкая связь на работе из старых, плохих динамиков, правда не всех, иногда понятна полностью, так же сразу узнается голос говорящего из динамиков со всеми интонациями. При громких настройках я понимал только отдельные слова и только те, что знакомы, типа имен людей, а обычно совсем ничего не мог понять. Узнать голос говорящего из плохих динамиков, кто говорит, было невозможно, в торговых центрах с этим было более-менее терпимо, т.к. динамики качественные и расположены удачно.
3. Слышно, как в ванной шумит вода при закрытой двери, когда ты в комнате. (Раньше такого не замечал).
4. Слышно из туалета через закрытую дверь и даже можно понять громко говорящих в другой комнате. (Раньше, при громких настройках, мог только голос услышать еле-еле или вообще ничего).
5. В компании могу понять, что говорят, особенно «трудных» людей с плохой дикцией, молодых людей и вообще мужской пол и некоторых женщин, кто говорит тихо быстро и приглушенно. (Раньше даже голоса мог не услышать и редко кого понимал.).
6. В помещениях с сильной реверберацией эта реверберация не так заметна (иногда даже ее не замечаешь) и с людьми легко разговаривать, хотя при групповом общении остались трудности. (Раньше было гораздо хуже и реверберация ощущалась исключительно сильно!).
7. Телевизор смотреть легче и понятно больше. Иногда даже все понятно. (Раньше было труднее и много недослышивал). Правда тут имеется по-прежнему сильная завивисимость от качества звука на канале.

8. Ветер на улице не мешает носить аудиопоцессор, треск по-прежнему есть, но он тихий. (Раньше вынужден был выключать аудиопроцессор или прятать под бейсболку, т.к. ветер вызывал ужасный треск и раздражал).

При тихих настройках помехи от включенной телекатушки (она ловит магнитные волны возле источников излучения, от этого слышен треск и гудение) почти не слышны и не мешают слушать, в отличии от громких настроек.

9. Если сигарету затушить в воде, то она издает слабое шипение. (Раньше этого не замечал).
Из недостатков могу отметить, что предупреждающий сигнал (тонкие гудки) в аудиопроцессоре (они издаются, когда кончается энергия в элементах питания) стал слышен очень тихо и можно даже пропустить его, когда слушаешь громкую музыку (при громких настройках сигнал был громким и резко выделялся). Музыка в плеере через индуктор тоже тише идет, разговоры по телефону тоже тише, чем было, но пользоваться можно. Желаемого качества музыки, к сожалению, добиться так и не удалось, хотя улучшения есть, появились тембры, которых раньше не было.

Правда, спустя еще полгода, разговоры по телефону стали такой же нормальной громкости, какими они были и при громких настройках.

 

В пользу теории одноразовой настройки говорит мой огромный опыт периодических поездок на настроечные сессии. Свои разнообразные ощущения я так же сравнивал с ощущениями других глухих в кохлеарных имплантах после активации и настроек КИ.

Я проводил многочисленные распросы и опросы позднооглохших людей в КИ, читал отзывы в интернете. Это единственный тип глухих, что могут дать адекватный ответ на такой вопрос, описать свой слух в КИ и ощущения после настроек.

К моему удивлению мои ощущения в КИ ничем не отличались от ощущений других людей, несмотря на различный период глухоты. Многие из них вообще не были никогда глухими, а имели тугоухость 3-4 степени и до КИ носили слуховые аппараты. Так же были среди них и такие, кто никогда не слышал нормального звучания и с рождения имел тугоухость от 2 до 4 степени. Отзывы людей несколько отличались, но рыбак рыбака сразу поймет, особенно, если этот рыбак с головой на плечах.

Так вот, я хочу сказать, что после каждой настройки я не ощущал повышения качества звука на частотах, улучшений не было в принципе. Но изменения были в виде того самого «эффекта открытого окна».

Это, когда, например, вы сидите в тихой комнате и резко распахивают окно на шумную улицу, вы слышите, как все звуки стали громче и естественней, звук как бы врывается в комнату. Или, например, в ваших ушах вата и ее резко вынули…

Именно такое ощущение появляется у человека в КИ, когда ему разумно повышают на настройках громкость в аудиопроцессоре, вызывая у него безумный восторг от иллюзии удачной и результативной настройки. Иногда этот восторг человек не показывает, а иногда его видно со стороны.

 

При неразумном повышении громкости может возникнуть дискомфорт, но он постепенно проходит, как и «эффект открытого окна».

Проходит такой эффект в течение нескольких дней или недель. Пациент с КИ возвращается в круги своя, на исходную позицию, от которой отплыл.

За счет повышения громкости на частотах первоначально у человека возникает ощущение, что будто улучшилась и разборчивость речи. Спустя некоторое время, он понимает, что разборчивость речи осталась прежней и он не сдвинулся с мертвой точки.

На самом деле улучшение качества звучания, разборчивость речи и повышение громкости приходят не сразу после настроек, а спустя значительное время, за счет адаптации мозга к новому для него типу слушания.

 

Через несколько лет после активации своего первого КИ-уха, я слышал звуки той же громкости, что была у меня сразу после активации КИ. За несколько лет громкость в аудиопроцессоре подняли в несколько десятков раз, мой аудиопроцессор был настроен чрезвычайно громко, а после первой своей настройки мой процессор был настроен очень тихо.

Тем не менее, окружающие звуки были такими, какими они и должны быть по громкости. Как это возможно? – спрашивал я у себя. Процессор, настроенный громко, должен давать более громкие окружающие звуки, а этого нет. Так я и понял, что мозг не только повышает сам громкость, не только запускает в работу КИ-слуха все новые и новые частоты, но и снижает эту громкость до нормы. Сказывается генетически заложенная в нашем мозге информация о правильности звука. Мозг следует определенным инструкциям, записанным в его матрице звука.

 

Настройка сама по себе напоминает мытье головы шампунем. Вы вымыли голову, вам тут же кажется, что объем волос увеличился, волосы стали красивыми и блестящими.

Но это самообман, волосы не могут вырасти и улучшиться качественно за такой короткий срок, как и слух! Слух растет и развивается так же медленно, долго и незаметно, как и волосы. Сколько бы вы не мыли голову, ускорить рост волос не получится, как и настройками громкости ускорить развитие КИ-слуха.

Сколько времени нужно женщине, чтобы отрастить косу до пояса? Года 2-3, не меньше. Так же и слух. Не надейтесь, что полноценный слух придет к вам одномоментно, с помощью хитроумной настройки. Даже, если вдруг вам встроят настоящее живое ухо, вам придется ждать долгие годы, чтобы выйти на уровень слуха нормальнослышащего человека. И это проблема не уха, а нашего мозга.

Все дело тут в нашем мозге, такой вот он творец. Наш мозг – это художник, который создает картину или скульптуру, или музыкальное произведение искусства. Для этого ему нужно время, даже при идеальных условиях. Задача ведь исключительно сложная: из хаоса частот, создать естественное звучание.

Облегчив ему задачу, создав наиболее идеальные условия, мы поможем ему создать идеальный слух. И наоброт, максимально затруднив ему задачу создания идеального слуха, мы добьемся того, что идеальный слух никогда не будет создан. По-моему, мы сейчас именно так и поступаем, нагружая мозг запредельно мощной стимуляцией, придумывая хитроумные стратегии кодирования звука с ограниченным частотным диапазоном.

Используя кувалду, топор и долото мастер просто не способен вырубить из мрамора статую Давида, для этого нужны тонкие резачки и шлифовальная бумага…

 

Теория одноразовой настройки в первую очередь призвана включить в работу слуховые центры мозга полностью. По моим соображениям, чем больше вы нагружаете мозг, тем в первое время меньше звуковых деталей он воспринимает. Сурдологи могут это называть потерей чувствительности, но это не так. У мозга нет чувствительности, вернее ее нет у слуховых нейронов мозга.

Потеря чувствительности на слуховом нерве? Так ее там и не было, т.к. нерв не работал много лет.

 

Постоянное изменение в КИ громкостей, стратегий кодирования звука, программ, вводит мозг в состояние замешательства. Он не может на чем-то одном сконцентрироваться и начать спокойно адаптироваться, перемены не дают ему нормально реабилитировать слух.

Как пример, я слышал жалобу, что ребенку с КИ дали аудиопроцессор последнего поколения, очень часто настраивали этот аудиопроцессор, но слышит он в нем, даже спустя год, хуже, чем в старом аудиопроцессоре.

Столкнувшись с подобной проблемой, что делает аудиолог?

Он ищет. Ищет решение проблемы в настройках, меняет громкость на каналах, меняет стратегии, меняет… И, чаще всего, увеличивает громкость аудиопроцессора, при этом обрезая еще больше частотный диапазон на каждом канале звукопередачи, ошибочно думая, что «избыток» частот мешает слушать.

 

Так и не решив проблему, предполагают, что, либо все дело в микрофоне или процессор плохой, либо пациент - чурбан.

Могут сказать, что чувствительность слухового нерва упала, могут еще что-нибудь сказать. А все дело в нейронах нашего мозга. Им просто не дают начать нормально адаптироваться в новой для себя среде. Ждут от мозга быстрых результатов, и не получив

в скором времени оных, т.е. за несколько недель или месяцев, начинают всю эту настроечную головомойку заново.

Так же на аудиопроцессоре существуют кнопки повышения и снижения громкости, чем незадачливый родитель или пациент могут активно пользоваться.

Поняв, что их чадо слышит хуже, родители могут броситься прибавлять громкость. Это тоже мешает мозгу самостоятельно работать, вводит его в состоянии депрессии. В принципе, это незначительная мелочь, но разве в природе слух искусственно убавляют или прибавляют? Нет. Мозг сам хозяин, сам и без всяких помех управляет своим слухом.

Если вы что-то делаете, пишете, к примеру, ручкой на бумаге и в это время кто-то берет ручку и пытается вам помочь, водит ручкой по бумаге вместе с вами…

Что вы напишете? Будет ли ваш почерк идеален? Можно ли так научить ребенка писать?

Думаю, ответ ясен.

 

Во время настройки КИ-пользователи всегда допускают самую распространенную ошибку - они пытаются  определить максимальный комфортный уровень, высший порог громкости или (очень редко) низший. КИ-пользователь (сужу и по собственному опыту) почти всегда не уверен в собственном выборе, настолько необычна поставленная задача, но выбрать он должен. Сообщая аудиологу свой выбор – уровень наиболее терпимой громкости на канале, пациент сомневается. Аудиолог ориентируется на выбор пациента и выставляет в настройке громкость, превышающую необходимую. Он, конечно, снижает выбранную громкость, но это все равно многовато, т.к. пользователь всегда выбирает максимальную, излишнюю для себя громкость (была поставлена именно такая задача).

 

Спустя огромное количество настроек, я понял, что это ошибка. Вынуждает ее делать, как ни странно, сам аудиолог. Почему? Потому что методика настроек обязует его узнать эти пороги, а пациент решает, что чем громче у него будет МКУ, тем лучше будет слух.

Я считаю, что выбор МКУ необходим только маленьким детям. Взрослым пациентам, адекватно умеющим оценить свой слух и сообщить об ощущениях аудиологу, методика выбора максимальной громкости не подходит. Взрослому достаточно просто выбрать комфортную громкость, не очень сильную и не очень тихую, не достигая порога дискомфорта.

Ребенок сам не может сообщить аудиологу о своих ощущениях и поэтому аудиолог по мимике лица и эмоциям пытается определить порог громкости, чтобы выставить оптимальную громкость.

Эти пороги, по своему опыту знаю, не имеют той конкретики, что обычно отмечает настройщик или сам пациент. Порог – расплывчатое понятие. На самом деле пациент может слышать еще с меньшей или большей  громкостью вполне комфортно. Тот «порог», что он определил на момент настройки, порогом не является. Это лишь приблизительная граница. Да и граница ли? Конечно, нет. Возможности слуховых центров мозга на самом деле шире и это определяется, спустя длительное время реабилитации. Даже в день первой настройки они шире, чем определил аудиолог.

Вот и получается такой абсурд, что порог – вовсе не порог. Тогда зачем он нужен? Он нужен только для детей, как я уже говорил, и еще аудиологу, чтобы успокоить себя, знать, что он не делает грубой ошибки.

Взрослому я рекомендую выбрать наиболее приятный уровень громкости. Не надо стремиться к максимальным громкостям. Это ничего не даст для вашего слуха, но работки для мозга прибавится, что удлинит и притормозит реабилитацию, и, в конечном итоге, вы так и не сможете достичь идеальных результатов. Мозг остановится на среднестатическом результате. Я имею в виду качество звучания и разборчивость. Правда, идеальных результатов в современном КИ-слухе вы все равно не достигнете, просто я описываю одну из причин, мешающую достижению идеального слуха.

Нам же что надо? Нам нужен идеальный результат! По анализу своих ощущений, спустя множество перенастроек системы КИ, я пришел к заключению, что полное слияение КИ-слуха с человеческим мозгом происходит, спустя 5 лет с активации импланта и ежедневного слушания в нем не менее 12 часов. Я тут не имею в виду сравнение качеств натурального слуха и КИ-слуха. По качеству КИ-слух все равно будет уступать нормальному, здоровому слуху из-за ограниченного частотного диапазона в КИ-процессоре.

 

Родной слух, родное зрение, естественная подвижность, натуральность – это то, что ощущают здоровые люди и мечта протезиста. Если не делать перенастроек, то это произойдет, возможно, не через 5 лет, а гораздо раньше. Я, конечно, имею в виду не только моноуральный КИ-слух, но и бинауральный с условием одновременного подключения обоих КИ.

Билатеральная КИ, когда оба КИ-уха подключили одновременно, и сейчас очень редко встречается. Правда, феномен мозга – искусство дополнять недостаток одного уха, другим, более совершенным ухом, делает чудеса. Такой бинауральный слух тоже ощущается своим родным до тех пор, пока у вас работает лучшее КИ-ухо.

Следуя современной методике реабилитации и настроек в КИ, изменяя регулярно параметры, частотный и динамический диапазон в аудиопроцессоре, меняя режим и темп стимуляции, мозг никогда не сольется с КИ-слухом. КИ-слух так и не станет таким же родным, каким его ощущают нормальнослышащие. Мозг не сможет такой слух признать родным и он всегда будет казаться мозгу инородным, частично искусственным. Если ослабить перенастройку и делать изменения в КИ-слухе минимальными, то признание мозгом КИ-слуха произойдет так же очень поздно, т.к. после каждого изменения в настройках мозгу придется опять начинать приспосабливаться к новым параметрам.

 

Следует знать, что чем проще звуковая ситуация, тем естественней КИ-слух. Задача КИ сделать слух естественным в самых сложных звуковых ситуациях пока не решена.

Все недостатки настройки КИ, о которых я говорю, не катастрофичны. Принцип одноразовой настройки – тонкость, и без максимально широкого частотного диапазона эта тонкость незначительна. С годами привыкание к новым параметрам настройки протекает все более легко, все более быстро и безболезненно.

Настройки аудиопроцессора КИ все-таки достаточно щадящи и сломить волю мозга, помешать его адаптации к звуку и стремлению к стабильности, на 100% не сможет никто.

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ловушка для аудиолога или особенности нашего мозга, моя теория одноразовой настройки | Русский_боярин - Дневник Русский_боярин | Лента друзей Русский_боярин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»