• Авторизация


Речевое развитие или как научить говорить попугая 27-11-2013 04:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


          Речевое развитие или как научить говорить попугая

 

Любой человек обладает функцией мышления. Даже глухой с рождения. Человек отличается от животных тем, что у него в мозгу протекают мощные мыслительные процессы. Мысли у всех людей имеют какое-то значение, образы. Называя эти образы своими именами, мы получаем речь. Тот, кто не знает слов, использует зрительные образы – это глухонемые с рождения, говорящие только на жестах. Но и у них, каждый образ имеет свое название, поэтому словообразуемой функции такие люди не лишены. И все-таки знать или предполагать образные слова-названия и разговаривать, общаться правильно на каком-то языке – это огромная разница.

Слышащие люди, родители глухих детей, сурдопедагоги плохо понимают, насколько неестественна для большинства глухих речевая среда. Навязывая глухим общение речью, они не представляют себе реальный размер проблемы. Я думаю, понять это легко и каждый человек скажет: О, да, я все понимаю.

Но осознать весь масштаб? Видел я таких кто «все знает», «все понимает» и «все умеет», а когда дело доходит до практики, то выясняется, что человек в этой сфере – полный «ноль».

 

Попытайтесь освоить жестовый язык, и вы поймете, как трудно освоить речь глухим. Насколько неестественно для слышащего жестовое общение, настолько неестественно для иного глухого общение речевое. Можно взять, как наиболее приемлемое - упрощенное речевое общение с простыми оборотами и лексикой. Но местный сленг? Научный сленг? Этика речи? Литературный язык? Все это – непомерный груз, тащить который может только тот, что приучен к речи с пеленок. А речь, между прочим, многократно сложнее жестового языка!

Общение жестами кажется суррогатом и чем-то извращенным для слышащего. Общение речью для глухонемого – то же самое, только гораздо хуже, т.к. уровень сложности в речи очень высокий и почти недоступен осознанию многим глухим. Конечно, они могут так же сказать, что все понимают. Что речь сложна, но ее можно освоить…

Взявшись за нее серьезно, глухой, не знающий, что такое речь, быстро отступится перед грандиозной сложностью поставленной задачи. Он поймет, что решение такой задачи ему просто не по силам.

 

Можно ли выучить иностранный язык в КИ? Вот так с нуля? Учитывая несовершенную разборчивость речи, это исключительно трудно. Сложность речи имеет так же большое значение. Существуют языки, которые можно освоить не раньше, чем за 10 лет и это нормальнослышащему человеку, постоянно общающемуся на этом языке. Некоторые языки можно освоить полноценно только тем, кто с рождения привык к ним, настолько во многих языках сложна грамматика и структура. Что уж говорить про тугоухих пользователей КИ, когда многие полноценно слышащие отступают перед тяжестью проблемы освоения иностранного языка! Азы, конечно освоить не трудно, это можно сделать и совсем без слуха. Особо упорные могут и язык, якобы освоить. Но общаться на таком языке на равных с людьми, свободно владеющими этим языком? Увы, в КИ - это невозможно, если кто-то общается на равных на чужом языке, то он наверняка уже имел подготовку до наступления глухоты. Даже идеально владеющего языком иностранца легко раскусить, заметив кое-какой акцент или непонимание некоторых оборотов речи, еле заметные ошибки в грамматике.

 

Иностранная речь у человека с КИ будет очень корявой. Благодаря чтению, глухой может многому научиться, а вот правильно произносить слова и тем более говорить так чисто, как нормальнослышащий, у него будет плохо получаться или это совсем безнадежное дело.

В 19 лет, когда я уже 7 лет был глухим, на меня вдруг напал азарт и желание осваивать иностранные языки. Я энергично, по самоучителям стал дополнительно и параллельно осваивать сразу три языка. Это были новые для меня языки. Когда я был слышащим, в школе я на слух осваивал немецкий язык. Это было довольно занудное занятие. За несколько лет школьной программы я мог самостоятельно произносить только некоторые фразы и читать со словарем некоторые тексты. Такую методику обучения языку можно назвать слухо-речевой. Несмотря на свой идеальный слух, мне так и не удалось за 2 года освоить немецкий язык. Фактически то же самое я получил, изучая незнакомые языки по самоучителю, совершенно ничего не слыша. Я мог говорить кое-какие фразы. Мой словарный запас в каждом языке за несколько месяцев самообучения по самоучителю составлял примерно 500 слов. У меня тогда не было никакого слуха, а о КИ в России никто и понятия не имел. Поняв, что мне не удастся овладеть этими языками без приложения сверхчеловеческих усилий, я бросил это занятие.

 

Как назвать такую методику обучения речи?

Слухо-речевой определенно нельзя! Тогда можно назвать зрительно-речевой. Правда, с точки зрения специалиста зрительно-речевой методики не существует. Или не существует? Я ни о чем подобном пока не слыхал и не читал. Выходит, такая методика вполне применима для глухих, и она имеет право на существование.

Недостаток такой методики – это ударения в словах. Но, как ни странно, мне в большинстве случаев, практически наугад, удавалось ставить ударение правильно.

Даже закрадывалось подозрение, что вся эта речь (возможно на многих языках) заложена в молекулах ДНК человека, как слух и зрение. (Кстати, это может объяснить тот феноменальный случай, что я увидел в одной телепередаче, когда человек после клинической смерти вдруг заговорил на многих незнакомых ему языках, в том числе и древних, вышедших из употребления.)

Конечно, забросив  впоследствии все иностранные языки, я забыл весь материал. Без практики, т.е. без должной стимуляции определенных зон мозга, мы не можем не то, что развивать речь, мы не можем поддерживать ее на должном уровне. Без практики речь деградирует и тут вам не поможет никакой слух.

 

Все это говорит о том, что речевое развитие слабо связано со слухом и отсталость речевого развития – это результат не плохого слуха, а отсутствие речевой практики.

 

Можно ли глухонемому с рождения в КИ выучить родной язык? А вот тут все проще, но тоже очень трудно.

Когда речевые звуки звучат немного смазанно, любое незнакомое слово воспринимается неуверенно. Конечно, никто по самоучителю не станет изучать родной язык. Развитие родной речи опирается в первую очередь на слух. А как же быть глухим с рождения или перилингвальным глухим (оглохшим до 5 лет, во время осваивания речи)? Безусловно, большинство из того, что им остается – это чтение. В дело опять вступает несуществующая методика – зрительно-речевая. Возможно она существует по умолчанию, т.к. в профессиональной литературе я не нашел упоминаний о такой методике. Специалисты по развитию речи у глухих и тугоухих упорно стараются научить речи инвалидов по слуху через их жалкий слух, надрывая свой голос на занятиях, стараясь обвесить бесполезными слуховыми аппаратами глухих людей, чтобы, якобы развить еще и то, что они потеряли, и чего у них нет, т.е. слух. В итоге теряется и то, что у них сохранилось. Слуховые аппараты со временем убивают остатки слуха. А та стимуляция речевых нейронов (информация), что поступает через ничтожные остатки слуха, явно недостаточна для развития речи.

 

Можно легко представить, как слышит речь достаточно хорошо реабилитированный человек с КИ (не всегда, но довольно часто). Представьте себе, что между вами и говорящим перегородка, эдакая тонкая стена и при этом собеседник не повышает голоса и говорит быстро и тихо. Бубнящая речь будет казаться набором звуков. Только очень четко поставленное произношение с ясным выговором можно легко понимать через такую стену.

По моим выводам разборчивость речи низкая в КИ по двум причинам:

1. Нет необходимых частот, чтобы речь, слоги, фонемы-буквы звучали идеально разборчиво. В начале реабилитации – это мозг еще полностью не включился в работу и поэтому не все частоты воспринимаются им. Дальше превалирует технический недостаток - система КИ просто не обрабатывает и не посылает в мозг нужные частоты. Считается, что тех частот, что обрабатывает КИ, вполне достаточно для разборчивости речи. Как я выяснил - это не так.

2. Те частоты, что имеет КИ-пользователь, звучат искаженно, мозг еще полностью не научился правильно обрабатывать эти частоты, делать их натуральными. Многие нейроны слуховых центров еще не успели проснуться. Это произойдет позже.

 

Как я выяснил, благодаря самоанализу своего КИ-слуха, слуховые центры работают не в полную силу, особенно в начале реабилитации. Работают они так не от того, что были глухими, а по большей части от того, что им не знакома необычная кодировка звука, т.к. мозг по своей природе кодирует звук сам, а в КИ этого не происходит. Мозгу преподносится уже закодированный звук и поэтому предыдущий слуховой опыт КИ-пользователя почти не влияет на реабилитацию слуха. Слуховым центрам мозга КИ-звук все равно будет в новинку.

При общении с многочисленными пользователями КИ с большим сроком глухоты и с недавно оглохшими, я не увидел никаких особых отличий в реабилитации слуха, в качестве звучания. Все слышат одни и те же искаженные звуки. Разборчивость речи может немного отличаться и, как я понял, это зависит от готовности речевых (интеллектуальных) центров мозга понимать такую речь, а не лучшей работоспособности слуховых центров мозга.

 

Ясно, что в сегодняшней кохлеарной имплантации никакими методами реабилитации не достичь идеальной разборчивости (смотрите первый пункт выше). С помощью тренировки можно лишь натуризовать некоторые частоты и звук, речь (слоги, буквы) станут более разборчивыми (смотрите второй пункт выше).

Тренировка может быть, как пассивной, так и активной. Признаюсь сразу, я не люблю неудач, не только своих, но и чужих. Мне очень неприятно, когда задуманное не получается. Наблюдая, как кто-то чего-то не может достичь, хочется как-то помочь ему. Любое фиаско для меня неприемлемо, т.к. сам факт глухоты в детстве стал для меня огромным жизненным фиаско. Пожалуй, я не смог бы этого избежать. Неотвратимость случайностей и исключительно точное стечение обстоятельств в нашей жизни иногда просто поражают.

 

Человек, неумеющий говорить, вряд ли научится этому в будущем, даже, имея 100% слух. Он сможет выговаривать некоторые слова и предложения, но научиться говорить так, как это делают слышащие с рождения и с рождения овладевшие речью, он не сможет.

Как правильно говорят сурдопедагоги – идеальные речевые успехи приходят до достижения определенного возраста. Т.е. вы должны начать слышать где-то до 4х лет, т.к. это период наиболее активного речевого прогресса. Почему так, трудно сказать. Возможно, речевая область нашего мозга развивается в это время активно, а потом развитие тормозится. С моей точки зрения речевые нейроны мозга, отвечающие за профилирование речи, с возрастом начинают все хуже раскрываться, становятся менее активными.

Может быть, обычная речевая стимуляция на них уже не действует так, как действует в раннем детстве.

Начавшему слышать в КИ после 5 лет ребенку, с возрастом все труднее и труднее будет овладевать речью. Он, конечно, научится понимать простые фразы и говорить простыми фразами и словами, но не думаю, что очень сложная речь, набитая интеллектуальным или местным сленгом ему будет доступна. Но не надо путать слуховую реабилитацию и речевую. Слуховые зоны мозга развиваются не так, как речевые, а в случае с КИ-слухом мы имеем совершенно другой слух и любому, кто начал слышать в КИ придется начинать практически с нуля и перспективы у каждого без исключения, очень радужные.

 

Возможно ли такое, что младший глухой ребенок будет слышать в КИ лучше, чем более старший? По-моему в слуховые центры мозга не включены те механизмы, которые включены в речевые центры. Маленький ребенок будет слышать точно так же, как более старший.

Это доказано и проверено, так же я лично наблюдал за подростками, кому в разном возрасте сделали КИ. И те и другие слышат с недостатками. Может быть и такое, что тот, кому позднее сделали КИ, слышит лучше, а может быть и наоборот.

Это в первую очередь зависит не от возраста пациента на время операции КИ, а от того, как часто и в каких разнообразных звуковых ситуациях приходилось бывать пользователю КИ. Впрочем, эти различия эфемерны и незначительны, т.к. в итоге все слышат в ограниченном частотном диапазоне. Так сделано либо вынужденно (не позволяют технические возможности), либо по глупости (неверные исследования и научные данные), либо специально, чтобы с точки зрения разработчиков КИ быстрее овладеть пониманием речи. Это, чтобы лишние звуки-частоты, якобы не мешали понимать речь уже на первых порах, вызывали меньше дискомфорта с учетом того, что поначалу они все искажены.

 

Лично я не рекомендую проводить какие-либо специальные речевые занятия первые 3-4 месяца после активации и первой настройки системы КИ.

 

Если говорить о реабилитации речевой, то понятно, что речевые зоны мозга и слуховые  - это две разные зоны. Изначально речь – это обычные звуки. Речью они стали только потому, что приняли соответствующую форму. Это искусственная форма и генетически возможно и не заложена в человека. У меня было предположение, что в речевую матрицу человека заложена только информация о окружающем мире в разных формах-словах, т.е. на различных языках. Как это должно звучать в виде звука – этого в речевой матрице нет. Рождаясь, человек воспринимает те слова, которые говорят окружающие, запоминает, как они должны звучать. После определенного типа стимуляции определенных речевых нейронов со своими речевыми архивами, речевая информация начинает раскрываться. Это необязательно слуховая стимуляция, что объясняет, почему глухонемые с рождения знают множество слов, знают названия предметов, могут в письменной форме изложить мысль и достаточно развиты в бытовом плане. И это так же объясняет, почему, зная, как назвать предметы, они не знают грамматики. Правильное склонение и т.п. – это уже от слухового опыта.

 

Любой ребенок, любой национальности, будучи воспитан в семье на неродном языке, будет его воспринимать как родной и легко освоит. Это говорит о высоких возможностях адаптации человека к различным, в том числе речевым условиям. Пластичность мозга? О ней так много говорят. Что это? Ответа ясного нет. Я думаю, это включение новых информационных архивов мозга, т.е. нейронов с этими архивами, после соответствующей стимуляции, способность быстро и безболезненно переключаться с одной информации на другую.

Мне кажется, что тут тоже имеется генетическая зависимость. Мозг уже расположен к обучению речи и это о многом говорит. У животных такого нет, они не могут понимать речь, не смотря на понимание отдельных команд. Заученная форма звука позволяет им сопоставлять ситуацию с формой звука, и они начинают действовать, повинуясь команде.

Именно искусственное создание языка не дает глухонемым с рождения полностью освоить речь на слух в КИ. Наука еще не знает, почему мозг наиболее расположен к активному обучению речи только на раннем этапе периода развития. Именно к активному, т.к. слух например – это пассивная форма обучения и быстро научить мозг слышать с помощью активных приемов нельзя в любом возрасте в отличии от речи.

Получая звуковую информацию, он сам обучается слышать. Пассивно обучается. Это называется самообучение. Обучение речи маленького слышащего ребенка выглядит тоже как пассивное. Он слышит слова, случайные слова и их запоминает будто бы несознательно. Но на самом деле происходит активное впихивание речевой информации в мозг. Звуки же впитываются сами. В любом случае, как в речевом, так и любом другом, например, слуховом плане, в нейронах мозга происходит трактовка получаемой информации с помощью архивной информации – это моя версия. Различие пассивной обучаемости от активной можно увидеть на примере:

Если вы кинете бумагу в воду, то она впитает эту воду, намокнет и утонет – это пассивный метод. Если вы кинете в воду губку, то она начнет плавать и не впитает воду в себя. Для того, чтобы губка впитала воду надо надавить на губку – это активный метод.

 

Принято считать, что с помощью тренировки можно развить разборчивость речи. Составлены таблицы на определенные слова и слоги, предложения. Развить разборчивость речи можно, но до определенного уровня и без помощи специальных тренировок, т.к. любой активный метод слушания для слуховых центров мозга будет являться на самом деле пассивным. Будь это иначе, то с помощью тренировки все бы достигали идеальной разборчивости речи в КИ, чего конечно нет.

Человек в КИ плохо слышит многие согласные буквы. Так же мешает этому определенный дефект произношения говорящего. Например, я в одном фильме у разных людей путал букву «Т», «С» и «Х». Играло роль еще и то, что аудиозапись была не высшего качества. Бывает такая путаница и у нормальнослышащих людей, но конечно качество разборчивости в природном слухе намного выше, чем в КИ. Если разборчивость в нормальном слухе достигает примерно 99,8 %, то в КИ, в лучшем случае только 90%. Я говорю про хорошие условия, когда шум очень тихий, фоновые звуки не мешают.

Я уже давно убедился, как маленькая мелочь может значительно улучшить наши ощущения или испортить.

К сожалению, тренировка не принесет эффектных результатов. С помощью долгих речевых тренировок можно немного продвинуться в разборчивости, но не больше. Человек осознает, что, например, буква «С» отличается от «Т», а «М» от «Н». Это все, что дает речевое занятие КИ-слуху. Реально переменить похожесть звучания на ясное отличие в КИ невозможно из-за неполного частотного диапазона. Впрочем того же результата достигаешь и просто, слушая окружающие звуки с утра до вечера.

Чего нет, того нет. А в КИ нет именно вспомогательных частот, которые делают эту разборчивость речи идеальной или почти идеальной. Тут, как не тренируйся, сам мозг не сможет производить внешний звук, а звуковые галлюцинации или фантазии-догадки тут не смогут сильно помочь, потому что данный звук-речь - не продукт мозга, а переработка, поступающей извне звуковой информации.

 

Название этой главы говорит само за себя. Можно ли научить говорить попугая? Все знают, что можно. Но… он никогда не будет говорить как человек. Смысл речи ему недоступен!

Это значит, что каким бы идеальным артикуляционным аппаратом существо не обладало, за речь отвечает в первую очередь интеллектуальная зона мозга. У попугая и других животных она исключительно не развита, либо ее не существует.

У человека она есть. Она передается генетически, но она отличается от слуховой и других зон мозга тем, что ее надо развивать. На мой взгляд – это активная часть мозга. В отличии от пассивных частей типа зрения и слуха, которые развиваются самостоятельно до конкретного уровня, интеллектуальная зона пассивно развиться не может. В нее надо впихивать кучу информации. Т.е. конечно и эта зона может развиться пассивно до определенного уровня, но, чтобы, к примеру, научить говорить человека или говорить на разных языках, необходимо затратить много времени и специально обучаться этому. Для сравнения: все дети уже в 2 года прекрасно все слышат, но говорить еще не могут или говорят очень плохо. Отсюда видно, как слуховая зона мозга у них сама и легко быстро развилась, а вот речевая зона развивается очень долго и не так просто.

Я, как уже писал выше, в свое время пытался овладеть различными иностранными языками, в том числе и жестовым языком. Я знаю как это трудно. Освоить по настоящему мне удалось только то, что я смог применить в жизни, т.е. жестовый язык. Ведь я почти всю жизнь был глухим.

 

Как видим, человек осваивает хорошо только то, что применяет на практике. То, что ему действительно нужно. Значит для того, чтобы человек начал активно развивать речевую область, ему нужен энтузиазм. Он должен быть убежден, что речь ему нужна, очень сильно нужна. Убедить человека в этом не так-то просто, особенно тех, кто большую часть жизни привык проводить без этой самой речи и прекрасно приспособился обходиться без нее.

 

Я вот что думаю по поводу возможности обучения глухонемого речевым навыкам: Если уж такое жалкое и тупое животное, как попугай, легко осваивает некоторые слова и фразы, то уж человек тем более это сможет сделать.

В случае с попугаем методика проста: Повторяя одно и то же слово многократно, по принципу зубрежки, это слово отпечатывается в голове и запоминается. Его можно повторять самостоятельно. Зубрежка – это единственная и самая лучшая методика, когда заинтересованность исключительно низкая. В зависимости от уровня заинтересованности происходит запоминание слов и фраз. При высокой заинтересованности запоминание материала не требует больших временных затрат, иногда достаточно одного повторения.

В этом плане интересен факт, играющий, по-моему, первостепенную роль: Чем моложе человек, тем сильнее его уровень заинтересованности и чем старше, тем больше равнодушия.

Я думаю, именно поэтому дети особенно хорошо осваивают и запоминают речь. Относительно абстрактного понятия, что молодые и детские мозги впитывают материал сами собой, я могу сказать, что это правильное рассуждение, но оно ничего не объясняет. Почему дети лучше усваивают речь? Наука говорит неопределенно: Потому что они дети, потому что развитие всего организма идет очень быстро, а с ним развивается и речевая зона. Дальше следует вот что: Развивается еще и слуховая зона, и как следствие, речевая зона зависима от слуховой.

Я бы сказал, речевая зона не зависима именно от слуховой, просто у нее на данный момент нет других источников получения информации. Умели бы дети читать, они бы  точно с таким же успехом могли получать речевую информцию через зрение и так же прекрасно развивались. Но, чтобы научиться читать, нужно сначала научиться говорить, а не наоборот.

Такая схема – это еще не доказательство прямой зависимости речи от слуха. Это просто схема. Мы привыкли к такой схеме и принимаем ее за непоколебимый постулат.

Для того, чтобы превосходно говорить, необязательно иметь слух. Как доказательство – это я сам. Мне часто приходилось общаться с людьми разных специальностей. Каково же было удивление многих специалистов по речи, когда, столкнувшись со мной в жизни и услышав мою речь, они узнавали, что у меня тотальная глухота с 1982 года! Моя речь почти не деградировала за 27 лет глухоты и более того - она прекрасно развивалась.

 

Люди не верят мне, что я глухой, особенно врачи. Люди привыкли к тому, что глухой человек обязательно должен быть немым или, по крайней мере, иметь корявую и по клоунски смешную речь с ошибками и акцентами.

Да, в большинстве случаев так оно и есть. Почему же этого нет у меня? А потому что я ни на день не замолкал. Я каждый день общался с людьми речью, читал книги, газеты, журналы и т.п. А став пользователем системы КИ, я стал еще и слышать. При этом объем моей речевой практики не изменился. Я по-прежнему ежедневно выдаю такой же объем словосочетаний. Моя речь остается развитой и даже развивается немного, т.к. услышав что-нибудь новое, я пополняю свой разговорник.

 

Речь по своему составу имеет одну важную особенность. Она вопринимается так, как вы привыкли ее воспринимать. Например, возьмем слово «Сегодня». Я как-то увидел случайно это слово по телевизору, но думал о другом. Слово бросилось мне в глаза, но мои мысли были заняты. Я увидел первую часть слова: «Сего». А потом вторую часть: «Дня».

Что это - сего дня? - рассеянно подумал я. Ах, да это же «сегодня»! Привычка у меня не сработала.  Раньше я и представления не имел, что это слово состоит из двух слов, т.к. мой интеллект в силу привычки воспринимал это слово как одно, без составляющих. Тоже самое можно сказать про многочисленные двусоставные женские имена. Никто из нас не задумывается о том, что многие женские имена сложены из двух имен и, когда, услышав, например, имя «Лана», удивляются, что в паспорте стоит «Светлана».

 

Так и глухой, не имеющий речевого опыта, будет сталкиваться с подобными казусами на каждом шагу. Ему необходимо наработать привычку! А привычка не приходит просто так, для этого нужна практика, очень много практики, как слуховой (слухо-речевой), так и зрительной (зрительно-речевой). Важно, чтобы эта практика содержала в себе речь, тексты с условием, что все эти словосочетания должны быть логичны и поддаваться осознанию. То, что неподдается сознанию, например, непонятный незнакомый жаргон, тоже можно освоить, для этого придется очень долго слушать, видеть и сопоставлять. Придется спрашивать и получать ответы на множество вопросов.

Закон любого усваивания и обогащения – чем больше вы имеете, тем больше будете иметь! Не только к деньгам идут деньги. Любое богатство и интеллектуальное притягивает к себе соответствующее статусу и положению.

Так что, начав слышать в КИ, глухонемой уже не будет полностью немым. Потихоньку, даже без специальных занятий его словарный запас будет пополняться, а речь развиваться. Догнать речевых миллиардеров, т.е. полноценно слышащих людей, конечно, не получится, но стать скромным миллионером очень даже возможно.

 

От некоторых людей с КИ можно услышать, что они прекрасно понимают речь в КИ. Не следует воспринимать такие отзывы превратно и преувеличенно. Понять несколько слов, предложение намного проще, чем целую речь. Понимание истории, рассказанной говорящим человеком и вопрос, заданный им пользователю КИ, имеют между собой огромную пропасть. Понять вопрос, тем более ожидаемый вопрос, проще простого и понят он будет наверняка на 100 %. Тогда, как длинная история, рассказанная впопыхах, сбивчиво и с запутанным смыслом, может быть совсем не понята или понята только частично.

В первом случае человек имеет полное право сказать, что он прекрасно слышит и понимает в КИ, не касаясь второго случая. Он не лжет, не выдумывает, не накручивает. Качественное понимание речи видно со стороны. Ожидаемые предложения достаточно легко понимаются КИ-пользователем уже на ранних этапах реабилитации КИ-слуха.

Помню, как мой КИ-слух тестировал ЛОР-врач. Он с расстояния, шепотом называл цифры и так как я знал, что он называет цифры, я без труда их понимал. Врач был впечатлен и его вердикт – у меня прекрасный слух и в КИ идеальные настройки. Лишь я один знал, что слух у меня далеко не так прекрасен, как выглядит со стороны.

Тут еще играет роль тот самый феномен личного пространства, о котором я высказался в соответствующей главе.

 

Самое трудное – это, когда история рассказывается не лично вам, а группе слышащих, где КИ-пользователь - непосредственный слушатель. Вот тут феномен личного пространства играет минимальную роль, если вообше играет. В таких случаях, даже продвинутым КИ-пользователям, обладающим огромным практическим опытом КИ-слуха с 5-10 летним периодом, очень тяжело понимать рассказ человека. Вполне возможно, что он поймет только общий смысл, о чем идет речь. Детали и мелочи, тонкости рассказа – заоблачная мечта. Сразу вылезают все недостатки КИ-слуха. Слушать в КИ, говорящего в полголоса, да еще в шуме – это мука.

Мне часто приходится в таких случаях делать понимающий вид, чтобы не вызвать неприязни, соболезнования или насмешки со стороны людей. На самом деле я в таких случаях ни черта не понимаю, не помогает даже чтение с губ. Это особенно бесит и возникает желание снять КИ и сказать честно: Да, я глухой и ни черта не понимаю, оставьте меня в покое!

Притворяться слышащим, чтобы не позориться еще хуже, чем быть глухим.

 

Все-таки прекрасный слух и плохой слух имеют два сильных различия. И на понимание речи на слух в сложной ситуации в первую очередь влияет именно слух, а не интеллект. Интеллект тут уже занимает второе место. Тогда, как в простых речевых ситуациях в КИ-слухе развитие речевой зоны мозга лидирует перед развитием слуховой зоны.

Я постепенно пришел к такому заключению, анализируя и сравнивая свое понимание речи в разных ситуациях и на разных этапах КИ-реабилитации.

Происходит это еще и потому, что в сложных речевых ситуациях, при сложных речевых текстах применить догадку практически невозможно. Правда и сам несовершенный КИ-слух играет немаловажную роль. Как применить догадку в иных случаях, не услышав даже голоса, или услышав не то, что части слов, а только обрывки голоса?

Догадка – это один из важных феноменов в восприятии речи при неполноценном слухе.

Даже нормальнослышащие люди в сложных звуковых ситуациях используют догадку. Я это много раз отмечал, находясь в компаниях. Услышать и понять слышащему намного легче, чем КИ-пользователю. В какой-то речевой промежуток наступает момент, когда говорящего трудно понять на слух, каким бы идеальным ни был слух. Собеседника просят повторить, либо стараются сконцентрироваться, прислушаться. Это и есть момент, когда в игру вступает догадка.

Нам КИ-пользователям приходится часто пользоваться этим приемом, т.к. слух у нас особенно неполноценен. Нормальнослышащие люди пользуются таким приемом очень редко – им хватает своего слуха в достаточной мере.

Что ни говори, если бы КИ-слух был идеальным, научить человека речи, речевым навыкам было бы куда проще. Надеюсь, в будущем нас это ждет.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
22-01-2014-04:44 удалить
Надежда умирает последней. :) Спасибо за статью, редко когда увидишь такой откровенный рассказ о своих ощущениях от человека, потерявшего слух. Очередной раз убеждаешься в том, что наука не панацея и не всемогуча и это радует в каждом конкретном случае.
Ответ на комментарий # Наука нам дана, чтобы совершенствовать нашу жизнь. У науки много сил, но она многое еще не знает, у науки много ошибок и неправильных заключений.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Речевое развитие или как научить говорить попугая | Русский_боярин - Дневник Русский_боярин | Лента друзей Русский_боярин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»