Бостон, штат Масачусетс. Ирландская мафия во главе с деспотичным Френком Костелло подмяла под себя всю криминальную среду города, казалось бы, полиция беспомощна и ничего из себя не представляет по сравнению с гениями бандитского мира. К тому же играет на руку мафии и то, что в полиции у Костелло есть свой человек. В то же время копы засылают к ирландцам своего человека, не подозревая о крысе у себя в участке.
Свой среди своих, чужой среди своих — часто используемый, как и нашими метрами, так и зарубежными киноделами прием, ведь зрителю очень интересно наблюдать за противостояниями двух лагерей, зная, что по обе стороны забора есть две маленькие крысы, пожирающие врага изнутри.
Вышедший в 2002 году гонконгский боевик Двойная Рокировка, вдохновил Мартина Скорсезе на создание своих «Отступников». Перенес действие в Бостон, переименовал героев, взял за основу историю о реальном мафиози, который сдавал своих ФБР в том же Бостоне, оставил одну девушку двух главгероям, и… получил за это 4 статуэтки. Причем заслуженно. Его «Отступники» — это не переосмысление Двойной Рокировки, по-моему, Скорсезе снял совсем другое кино, наделил его другой атмосферой, своим непередаваемым стилем и чудовищной привлекательностью.
«Отступники» — фильм, снятый в жанре, давно уже забытом киноделами: Криминальная Драма. От силы раз в год-два выходит достойный фильм на эту тему, что не может не расстраивать. Ведь тема криминала в кинематографе еще не раскрыта так хорошо, что стоит о ней забывать. Конечно, больших денег такие фильмы не принесут в казну продюссеров, поэтому постепенно отказываются от фильмов такого жанра в пользу глупых, коротких блокбастеров, которые не несут в себе никакой культурной ценности. И поэтому все киноманы, услышав, что какой-нибудь профессионал вдруг возвращается к «великому» — начинается шок, эйфория, слезы радости. Так было и с «Отступниками».
Сам фильм — это отлично снятая история о безграничной человеческой лжи. Врут друг другу все, без исключения: Фармига «лечит» Дэймону, Дэймон вешает лапшу Уолбергу и Шину, они лгут Ди Каприо, Ди Каприо врет Николсону, а Николсон вертит всему, что может хоть как-то мыслить. Но при этом в этом многоугольнике грехов легко понять, кто врет потому что надо, а кто врет потому что по-другому не умеет. Запутаться в этой катавасии довольно проблематично, хотя режиссер как голодный тигр, глотает мясо кусками, не успевая все пережевывать, но, безусловно, насытиться можно от происходящего с лихвой. События сменяются со скоростью света, персонажи пускаются в расход без лишнего пафоса и ненужных слов: ведь это отнимает время, нужно мчаться дальше и дальше, у нас нет лишнего хронометража.
Скорсезе не развлекается со зрителем в кошки-мышки, он играет в открытую, при этом умудряется обыгрывать соперника. Все ясно с самого начала кто есть кто, но предсказать что случится в следующую секунду просто невозможно. Только авторы знают, что произойдет с главными героями: Ди Каприо и Дэймоном.
Скорсезе не строит никаких серьезных пирамид в своих фильмах, не открывает Америку, его главная задача — показать интересную историю. Мартин сразу показывает пальчиком, как ребенку: Ди Каприо — хороший, Дэймон — бука. И никак иначе. Хотя они между собой очень похожи: одинаковая прическа, характер, поведение, вкус в женщинах — все говорит о том, что копы, мафия, какая нам, черт возьми, разница? Правда один под руководством Николсона, невероятно уморительного психопата, а другой — Уолберга, злобного снаружи, но честного внутри копа. Как жаль, что Оскар ему не достался. Повторюсь: какая разница, у кого значок? Пусть сидят себе, тешатся, а мы на них посмотрим и получим удовольствие.
Скорсезе снял мощный ураганный фильм, драму сокрушительной мощи, невероятно насыщенная и непредсказуемая история о человеческой лжи, лучшая работа с Казино и Славных Парней, возможно, последний великий фильм мастера, по-настоящему современное гангстерское кино. Такие фильмы нужно снимать, и, главное, надо обязательно посмотреть.
Ложь. Предательство. Самопожертвование. Как далеко ты зайдёшь?
Цитаты из фильма:
Полицейские или преступники. Когда ты видишь перед собой заряженный пистолет, то какая разница?
* * * *
Тебя выгнали оттуда, потому что ты в приступе ярости избил стулом учителя физкультуры. Один вопрос: У тебя с головой в порядке?
* * * *
- Ты ему веришь?
- А кому в наше время можно верить?
- Его дяде я доверял. А нельзя доверять человеку которому нечего терять.
* * * *
Послушай, ты черный проживающий в Бостоне, тебя здесь и без моей помощи отымеют.
* * * *
Я не хочу, что бы меня создавала окружающая среда, я хочу сам создавать эту среду.
* * * *
Церковь хочет, что бы ты знал свое место, на колени поднялся, вверх вниз. Если такие вещи тебе по душе, то я не знаю чем тебе помочь.
* * * *
Если ты захочешь, кем-нибудь стать, то обязательно станешь им. Но запомни, никто тебе добровольно ничего не даст, все нужно брать самому.
* * * *
Есть парни, которым спокойно можно врезать, а есть те, кому нельзя. Этот парень не из тех, кого нельзя трогать, но он почти такой.
* * * *
Может быть, может нет, а может пошел ты!
* * * *
И какого черта тебе понадобился оклад в 30 штук? Да сам Зигмунд мать его Фрейд, не нашел бы на это ответа.
* * * *
Наши парни маскируются почище индейцев, вы их никогда не увидите. Всю информацию будете получать от меня.
* * * *
В Америке всегда одни семьи катятся вниз, а другие поднимаются вверх.
* * * *
Когда арестовывать будет некого, мы будем арестовывать невиновных.
* * * *
Когда-то нашей опорой была церковь, хотя точнее можно было сказать, что мы опирались друг на друга. «Рыцари Колумба» были ребятами жесткими, настоящие макаронники, они подмяли под себя полгорода. Тогда ирландцам не давали даже самую дерьмовую работу, а через 20 лет у нас появляется свой президент, да упокой его душу. Вот чего нигеры никак не могут понять, если они мне не по душе, то только поэтому. Никто ничего не отдает добровольно, все нужно брать самому.
* * * *
Если я говорю, что нужно сбросить труп на дно болота, это значит, что его нужно сбросить на дно болота!
* * * *
Послушай старичок, я знаю, ты трудяга может я смогу тебе помощь. У тебя дома костюмы есть или тебе нравится ходить так, будто ты скоро вторгнешься в Польшу?
* * * *
У тебя же коэффициент интеллекта зашкаливает! Да тебе в астронавты надо идти!
* * * *
- Ты знаешь Джона Леннона?
- Да, конечно! Он был президентом до Линкольна.
* * * *
- А вы врете?
- Говорить правду и быть честным — разные вещи.
- Значит, врете.
* * * *
- Как твоя мать?
- Она вот-вот загнется.
- Мы все когда-то умрем.
* * * *
Плохая стрижка, такая безвкусная одежда и такой, знаете, лёгкий налёт засранства.
* * * *
Я пойду покурить. Ты не хочешь покурить? Что, помешан на здоровье? Ну сходи подрочи.
* * * *
Ладно, девочки, поговорим о микропроцессорах.
* * * *
Ну, и ладно!
Трейлер к фильму: