"Настало время рассказать про Уплисцихе, волшебный и загадочный пещерный город, возникший на берегу реки Куры в конце II тысячелетия до н.э. Это грандиозное творение человеческих рук вдохновляет не меньше, а то и больше, чем египетские пирамиды. Огромный (по тем временам) город, высеченный в камне! Город, в котором есть все: дворцы, храмы (сначала языческие, затем христианские), театр, магазины, винохранилища и даже тюрьма-колодец. Удивительное, волнующее зрелище.
Для справки упомяну, пожалуй, что совсем недавно, в XII веке, всего в 12 км от Уплисцихе некто Давид Сторитель основал какой-то городок. Кажется, Гори. Но нас сей новодел интересует мало. -)
Должна сказать, что столь пренебрежительное отношение к недавней старине появилось у меня не просто так. Я переняла его от экскурсовода, показавшего нам Уплисцихе. Экскурсовод этот, кстати, личность довольно известная. Редкий путник, побывавший в древнем городе, не знает Сталбера...
Мы не успели и на полшага отойти от билетной кассы, как нас тут же перехватил какой-то поджарый коренастый мужичок. Он назвался экскурсоводом и начал бойко предлагать свои услуги. Мы отказались: сработала старая добрая привычка не доверять назойливым продавцам. Однако, поразмыслив немного, решили, что 20 лари не такая большая сумма, и что рассказ про Уплисцихе вряд ли может быть совсем уж занудным и скучным. Должна сказать, что впоследствии мы ни на минуту не пожалели о том, что все-таки взяли экскурсию. Потому, что, во-первых, мы почерпнули из нее очень много полезной и увлекательной информации, а во-вторых, сам экскурсовод оказался крайне интересным персонажем.
Не знаю, как его зовут на самом деле, но гостям он преставляется Сталбером. Рассказывает, что так его назвал дедушка, уроженец города Гори, закадычный друг Иосифа Джугашивли. Неизвестно также и то, сколько Сталберу лет. Наверное, он и сам уже точно не помнит. По одной из версий, ему 65, по другой - за 80. Но судя по тому,с какой легкостью он, весело насвистывая, скачет по горам, первая версия кажется несколько более правдоподобной. С 13 лет Сталбер участвовал в раскопках в Уплисцихе и знает там каждый камешек, каждую травинку. С любовью и гордостью он рассказывает о великом прошлом пещерного города, а все памятники младше III века с легким пренебрежением зовет "неинтересным новоделом". Когда Сталбер узнал, что мы из Москвы, то сначала обрадовался, а потом выплеснул на нас все накопившееся в нем возмущение. Было видно, что он тоскует по Советскому Союзу, и что нынешняя напряженность страшно бесит его. Оно и понятно, русские туристы ему роднее и ближе поляков..."
/Ленка, моя жена/
Но вернемся к Уплисцихе. Еще из маршрутки вид этого города привлекает внимание - на ровной скале как будто висит огромное осиное гнездо, причудливые отверстия входов в пещеры и тонкие черточки дорог сливаются в неописуемую картинку. Впрочем, маршрутка не идёт к самому городу, сворачивает у моста. И, наверное, это правильно: ведь вид с дороги в сторону Уплисцихе завораживает. Трудно поверить, что эта красота - дело рук человеческих. Кстати, местные жители, завидев незнакомых людей славянской внешности безо всяких расспросов рассказывают, где лучше выходить и куда лучше идти. И сами руководят водителем: "Эй! Стой!!! Туристы сходят!"
Город, как уже сказала Ленка, целиком высечен в вулканической скале. В период расцвета он включал в себя аж более 700 пещер и пещерных сооружений, из которых около 150 сохранились к настоящему времени. В скале было высечено множество разных сооружений - храмов, общественных зданий, домов, улиц, площадей и прочее. Строители стремились воспроизвести в толще скалы детали, свойственные традиционной архитектуре из камня либо дерева. Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов: вручную тут высечены колонны, пилястры, капители, арки, своды и прочие украшения зданий. Причем украшения эти были не только в храмах, но и в жилых домах. Вот имитация деревянных балок, характерных для домов того времени. Всё выточено из камня. А в окнах были деревянные рамы.
И небольшие выдолбленные ступеньки, чтобы не затекала вода при редких дождях.
А вот канализационная система города. В этих каналах были протянуты глиняные трубы, а сверху они были закрыты каменными плитами.
В пещерном городе сохранился выдающийся двухколонный "зал приемов царицы Тамары", с арочными нишами и огромными пилонами. Он выделяется своими размерами, совершенством технического исполнения и изяществом архитектурных форм. Целыми остались многочисленные жилые помещения, винохранилища, части храмов, водопровода и крепостных стен. Также вы можете полюбоваться на останки древнего театра или пробраться к реке по потайному подземному тоннелю, посредством которого Уплисцихе снабжался водой.
Росту города способствовало то обстоятельство, что он находился на одном из торговых путей, соединяющих Европу и Ближний Восток, который проходил между Чёрным и Каспийскими морями. Для защиты от нападений, город был окружен защитным рвом, обходящим город с востока и севера. Уплисцихе имел четыре входа, ориентированных по странам света, впрочем, по-настоящему использовался только один из них.
Вот священная дорога, переходящая в главную улицу.
Уплисцихе был культовым храмовым городом, крупным языческим центром до принятия Грузией христианства. Здесь проходили всевозможные языческие ритуалы, совершались жертвоприношения. В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло противостояние, которое закончилось тем, что жрецы и жители Уплисцихе были подвергнуты гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви. Найден церковный документ раннехристианского времени, призывающих предать смерти язычников Уплисцихе, и, возможно, многие жрецы, а также некоторые жители города были казнены в этот период. После принятия христианства, в городе стали строить христианские церкви. На данный момент в Уплисцихе остались в сохранности несколько таких церквей, правда более позднего периода.
В целом же, с введением христианства религиозное значение Уплисцихе упало, поток пожертвований прекратился, число паломников резко снизилось. Политическое и торговое значение города только растет. К IX-X векам он достигает своего расцвета и приобретает особое политическое значение - становится временной столицей Грузии. Кстати, примерно к этому времени относится и единственная "наземная" постройка в Уплисцихе - небольшая церковь.
В пик своего развития в городе (как в пещерах, так и вне их, под горой, проживало до 20 000 жителей, включая всех в пределах почти 10 километров). Самая же красивая часть - каменная - вмещала в себя более 1000 человек.
Впрочем, расцвет продолжался недолго - после того, как в 1122 году грузинский царь Давид Строитель освободил Грузию от арабов и переместил государственный центр в Тбилиси, город переживает спад. Надо сказать, что в это время Уплисцихе сотрясают несколько землетрясений. Одно из них было очень сильное, как рассказал Сталбер, около 8-9 баллов. Однако, город выстоял, т.к. все здания были только одноэтажными.
На рубеже XII-XIII веков в Уплисцихе, по предположениям некоторых историков, останавливалась царица Тамара. И один из прежних языческих храмов, который позже был переделан в царские палаты, сохранился в устных преданиях местного населения XIX века как "зал Царицы Тамары".
Отверстие в зале для освещения помещения и винохранилище при покоях правителя.
Зал этот всегда был жилищем правителей. Так, в 975 году именно в этом зале на троне в его центре короновали Баграта III. Именно с этого трона было произнесено впервые слово "Сакартвело", как символ объединение Грузии и сегодняшнее самонаименование этой страны.
Вот, что осталось от этого трона:
Вообще, мы успели заглянуть только в "основные" здания города. Всего там можно лазать несколько дней, открывая для себя все новые и новые места.
Вот, например, это. Древний театр.
Тут была сцена со своими кулисами, рассказывает Сталбер.
А от амфитеатра остался только 1 ряд.
Потолок украшен очень красивым узором. Сталбер рассказывает, что это более поздняя работа. "Всего лишь" 1 век нашей эры. Новодел.
Википедия рассказывает нам, что это, на самом деле, "Храм с кессонами", но мы-то больше верим Сталберу. И даже не потому, что эта версия излагается сразу в нескольких учебниках по истории Грузии. А потому, что приезжайте в Уплисцихе, поболтайте со Сталбером, тоже поверите во всё, что угодно. -)
В частности о том, что в этом театре найдена самая древняя статуя музыканта в мире. 7-6 век до нашей эры. Человек, держащий в руке струнный инструмент. А также в то, что яма на сцене этого театра нужна была для сидящего там суфлёра.
Одиночная камера, каменный мешок. Очень узкий, там можно только стоять. Построена на центральной улице. Туда сажали людей в назидание прохожим.
Подлая википедия, опять же, шепчет, что это были не тюрьмы, а ямы для жертвоприношений. Но мы знаем, кому верить. -)
Самый крупный храм Уплисцихе. Был языческим, потом перестроен в трёхнефную базилику. Известен многочисленными жертвоприношениями. Причем, говорит Сталбер, в жертву приносили только мужчин. -)
Ещё одна трёхнефная базилика. Была сильно разрушено землетрясением уже в этом веке.