[278x197]
С ПОЗИЦИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА( Из статьи Дмитрия Крылова, этнобиолога)
Немецкие ДЗОТы к февралю 1943-го года обычно вооружались одним из двух пулеметов: МГ 34 или МГ 42. У обоих калибр 7,92х57 (Маузер) и дульная скорость пули 755 м/с. Скорострельность первого до 900, второго до 1200 выстрелов/минуту. Живые цели на близкой дистанции такое оружие сносит и почти мгновенно превращает в лапшу. Есть все основания усомниться в том, что «подвиг» Александра Матросова имел место в том виде, в каком его описывают советские источники. Он физически невозможен.
Однако эта история, по советским данным имевшая место 23-го февраля 1943-го года в Псковской области, вошла в школьные учебники советского периода и была принята в качестве одной из опорных для «подвига советского народа» в войне.
Важность именно этого «подвига» для советской пропаганды определилась еще во время войны. Приказ Народного Комиссара Обороны И. Сталина от 8 сентября 1943 год гласил, «великий подвиг товарища Матросова должен служить примером воинской доблести и героизма для всех воинов Красной Армии». На языке того времени это означало, что в каждой части должен был найтись свой «матросов».
[mor=читать дальше]
Сталин бросил безоружных солдат на пулеметы, и замполиты в каждой части следили за выполнением его приказа. Согласно советским данным, 284 человека, пошли на ДЗОТы, причем командиры отбирали у них перед броском гранаты — единственное доступное средство подавить огневую точку.
Вспомним, что в 1943-й год советская армия понесла самые тяжелые человеческие потери за всю войну.
По факту вся советская армия того времени представляла коллективного Матросова. Она несла тяжелый урон на своей территории и обеспечила перелом в войне за счет беспощадного использования человеческих ресурсов.
В этой связи показательно, что Тегеранская конференция собралась 28-го ноября 1943-го года, когда большая часть русских, оплативших своей жизнью перелом, были уже убиты. На конференции обсуждались начало военных действий войсками Англии и США и будущее Германии после ее поражения. Второй фронт был открыт лишь летом 44-го.
Если сравнить современную российскую армию и практически любую другую современную, в глаза бросается прежде всего утилитарное отношение к военнослужещим. Они рассматриваются в российской армии как расходный материал, причем это их положение определяется системными свойствами армии, закрепленными в сознании общества. Русские современники не представляют другой армии, кроме той, в которой солдат мучают, калечат и убивают.
Нетрудно заметить связь между историей Матросова и такими представлениями.
Наша культура, хотели мы того или нет, деформировалась под воздействием идеологического давления советского времени. В ней закрепилась НУЛЕВАЯ цена русской жизни и идея «служения» великим целям, указанным тем или иным вождем.
Сама по себе идея служения и военного подвига, конечное, явление не исключительно советское. Но сравнивая, скажем, тэйсинтай, причислявшихся к лику святых покровителей Японии, и в частности камикадзе («божественный ветер», по легенде уничтоживший корабли монголов, шедшие на Японию), немецких Selbstopfermänner или мусульманских шахидов с Матросовым, оказывается, что первые, как правило, применялись для уничтожения сильно превосходящего по численности противника. Они шли на смерть с мощным оружием, которому противник не мог ничего противопоставить. В истории Матросова характерно то, что он и его последователи были брошены на верную и бесполезную смерть без оружия. Приказ Сталина считался выполненным, только если солдат действовал исключительно своим телом, причем фраза «грудью на амбразуру» прочно вошла в современный русский язык.
Можно заключить, что цели у советских и других смертников были различные.
Американские моряки, например, дрожали от страха при звуках японских авиационных двигателей, а страх шахидских атак знаком многим русским современникам. Цель здесь — навести ужас на врага и, запугав его, говорить с позиции силы. Цель Сталина и его идеологов была навести ужас на подвластный им народ и говорить с этим народом исключительно с позиции силы. Эта тактика террористов, освоенная революционерами в России еще в начале XX в. и получившая новое применение во время войны. Враги японцев, немцев и мусульман всегда другие народы, а враг советской власти — это «свой» народ, точнее тот, который она пыталась поработить.
Советская идеологическая машина была направлена не только и не столько против немцев. Ее основным врагом был русский народ, получивший в руки оружие и поэтому опасный для нее. Власти необходимо было затереть инстинкт самосохранения у русских и заменить его на готовность умирать по первому слову власти.
Осведомлен значит вооружен. Те, кто понимает, откуда у русских гетерономная культура, уже сделали первый шаг для ее преодоления.
Если за относительно короткий срок огромный народ можно было заставить ненавидеть и презирать себя (а именно это необходимо, чтобы люди начали ставить свою и чужую жизнь не во что), значит, вернуться к нормальному автономному взгляду на себя можно проще и быстрее - в силу того, что он изначально присущ любому народу.
Проделаем это относительно истории Матросова. Она представляет из себя пропагандистскую ложь. Вот составляющий ее основу тероррестический подтекст:
1. победа над врагом достается только путем человеческих жертв
2. жизнь солдата ничего не стоит
3. жертва своей жизнью, пусть и бесполезная - это подвиг
Эти тезисы только кажутся абсурдными. На них, с определенными поправками к мирному времени, построены многие конструкции современного русского общества. Точнее сказать, именно с этими разрушительными идеями в русском общества уже не первое поколение разворачивается борьба.
Преодолеть их оказывается не так просто в силу того, что они вошли в нашу культуру, а значит в наше подсознание. Исправлять этот хронический вывих культуры, тем не менее, можно и нужно. Расставляя по местам акценты в «истории Матросова», в частности, можно прийти к таким базовым представлениям:
1. победа над врагом достается его уничтожением без человеческих потерь со своей стороны. Отношение потерь с нашей и их стороны и есть количественная мера победы.
2. жизнь русского солдата представляет собой абсолютную ценность, не сводимую ни к каким другим ценностям или идеалам.
3. понятие «жертва» существует для рабов. Народ, решивший жить свободно, должен перестать понимать это слово в том значении, которое принято сегодня.
Спасая Александра Матросова от «подвига», мы возвращаем себе представления, которые обеспечивают преемственность русской культуры и народа во времени.
http://www.apn.ru/column/article21356.htm