• Авторизация


Искусство - на помойку? 28-11-2010 20:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения BatashN Оригинальное сообщение

Мир искусства лихорадит! В России скоро перестанут готовить профессиональных артистов балета и музыкантов!

[225x300]
[320x240]
И даже в области балета… Перестройка продолжается...

Чиновники в министерстве образования либо сошли с ума, либо полные профаны!
Боюсь, если не принять срочных мер лучшие хореографические и музыкальные училища просто перестанут существовать! Прошу процитировать сообщение, чтобы как можно больше людей узнало о катастрофе, которая грозит искусству балета!
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/ar...5&rubric_id=200&pub_id=1141820

Всех, кто связан с балетной педагогикой, последнюю неделю лихорадит. Беспокойство вызвано отказом Министерства образования и науки Российской Федерации утвердить программы среднего профессионального образования, составленные Учеными советами Академии русского балета имени А.Я.Вагановой и Московской государственной академии хореографии.

Между тем программы разработаны с учетом уникальной системы национального хореографического образования, реализуемой в учебных заведениях подобного профиля. Не надо быть профессионалом, чтобы понять: нарушение целостной системы хореографического образования уничтожает не только школы, где “прописаны” основы классического балета, но и обрекает на скорую гибель русский классический балетный театр. Не надо будет затрачиваться на закрытие балетных трупп Большого или Мариинки, они погибнут сами, лишенные профессиональных исполнительских кадров. Мы благодарны ректору Московской государственной академии хореографии, народной артистке России, кандидату искусствоведения, профессору Марине ЛЕОНОВОЙ за те разъяснения, которые она дала по волнующему многих вопросу.

– Над хореографическим образованием действительно нависла угроза?


– Как известно, сейчас происходит перестройка образования, ориентиры которой определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Наша Академия, где создана и постоянно развивается система непрерывного профессионального образования от среднего к высшему, тоже включилась в этот процесс. Представляя государственное и законопослушное учебное заведение, мы подготовили стандарты по высшему профессиональному образованию, которые и были приняты. Но для хореографического образования принципиально важными являются стандарты и программы среднего профессионального образования. Они также были нами подготовлены, но приняты не были. Так что среднее профессиональное хореографическое образование осталось за бортом.

– Таким образом, наметился опасный разрыв между двумя звеньями единого процесса? Поясните, в чем конкретная опасность?

– 1 января 2011 года мы вместе со всей страной должны перейти на стандарты следующего поколения без учета нетипового характера наших программ. Для отказа в принятии подготовленных нами стандартов нашли массу зацепок: с 10 лет нельзя учить профессии, школа – для всех, сначала – общее образование, потом – профессиональное, специальное. Услышали мы даже такое: балет – это-де не образование, а совокупность профессиональных навыков. Как вариант было предложено уйти в дополнительное образование. С каких пор хореографическое образование, существующее в нашем учебном заведении уже третье столетие в качестве базового, стало “дополнительным”?

В Министерстве образования и науки говорят: “Главное у нас – общая школа”. Согласна, но после девяти лет обучения в общей школе мы не можем начинать учить детей балету. Поздно! Нам необходимо разрешение работать по профессионально обоснованному стандарту и принимать на обучение только тех детей, чьи природные данные позволяют заниматься искусством балета. Если же предлагаемый нами стандарт не будет принят, то мы должны отказаться от конкурсной основы и будем обязаны учить тех детей, кого родители записали первыми. В Министерстве образования считают, что мы нарушаем права человека: десятилетний ребенок еще не может понять, хочет он или не хочет быть артистом балета. Но дело в том, что есть законодательство, в котором прописано, что интересы ребенка представляют его родители или опекуны. С нашими правилами каждого из них мы знакомим. Вы же понимаете, что все в руках родителей: если не захотят, передумают, то заберут ребенка и отправят в обычную школу.

Лишающая радостей детства ранняя профессионализация, в которой нас упрекают, предусмотрена даже Трудовым кодексом. Там сказано, что на работу в театр и театральные организации можно принимать детей даже младше 14 лет. Но если их можно брать на работу до 14-ти, то когда их учить?

Все законно: у родителей (или опекунов) просим разрешения на “занятость” детей, допустим, в спектаклях Большого театра. Это их сценическая практика, за которую они получают оценки. Не первое столетие идут балеты с участием детей: “Спящая красавица”, “Корсар”, “Эсмеральда”, “Дон Кихот”, и в этом – налаженная связь с нашим работодателем – Большим театром. Должна заметить, что наши выпускники востребованы: они танцуют и в Большом театре, и во многих балетных труппах страны. Студенты-иностранцы? Да, они у нас есть, их около 20 процентов от общего числа обучающихся. И внебюджетные средства мы тоже зарабатываем. Все это указано в принятой концепции, что мы и выполняем.

– Все те претензии, о которых вы рассказываете, – свидетельство вопиющего непрофессионализма. Трудно представить “Спящую красавицу” без детского кордебалета. И почему выход на сцену Большого театра отменяет радость детства? По-моему, напротив, это счастье! Кто решил, что шляться по улицам и играть в компьютерные игры полезнее?

Существуют диссертации о необходимости ранней профессионализации в области балета. Казалось бы, этот вопрос давно решен и научно обоснован. И вдруг требуется вновь доказывать, что дважды два – четыре.

– Хореографическое образование – уникальная система, предмет зависти профессионалов многих стран – в нашей стране существует издавна. Московская государственная академия хореографии и Академия русского балета имени Вагановой практически ровесники Московского и Санкт-Петербургского университетов. Это выдающиеся хореографические учебные заведения, аналогов которым в мире нет. Страна сумела сохранить наши школы в самые сложные времена: их не ликвидировали в годы революции, учебный процесс не прерывался во время Великой Отечественной войны, когда ученики и педагоги были отправлены в эвакуацию. В период перестройки о нас забыли, но мы тоже работали и поставляли кадры для лучших театров страны – Большого и Мариинского. Никогда не нарушались главные принципы подготовки артистов балета: тесное соединение профессионального и общего образования, непрерывность образовательного процесса. Это и определяло качество обучения.

– Если стандарты так и не будут приняты, то страдает только хореографическое образование?

– Страдают все хореографические и музыкальные училища страны, им попросту грозит закрытие. Проблема может быть решена. Нужно включить наши академии в перечень тех учреждений высшего профессионального образования, которые самостоятельно устанавливают образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего и среднего профессионального образования. Необходимо срочно принять Федеральный закон “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании” (в части среднего профессионального образования в области искусства). Проект этого закона № 272334-5 с нашими дополнениями нуждается в скорейшем рассмотрении в Государственной думе Российской Федерации.

– Если ваши голоса не будут услышаны, то мы потеряем и хореографическое, и музыкальное образование?

– Конечно. Мы начинаем учить детей в десять лет, развивая их мышцы постепенно, чтобы потом их тела не были сломаны. Мы не рекорды ставим, а учим профессии. Артист балета начинает танцевать в 18 лет, и в 38 лет уходит на пенсию, установленную государством. Если же мы начнем учить классическому танцу в 15 лет, то выйти на пенсию артист сможет годам к 45-ти. Но в этом возрасте далеко не каждый может танцевать.

А что будет с высшим образованием? Ведь оно строится на фундаменте среднего профессионального образования как базовом, и угроза ему велика. Не менее остро стоит вопрос у музыкантов – они начинают учить детей с семилетнего возраста.

– Московская и Петербургская академии находятся в подчинении Министерства культуры. Оно бессильно помочь?

– Министерство культуры предпринимает различные шаги по этому поводу, и нашу проблему там понимают абсолютно, но Министерство образования непреклонно: сначала – общее образование, а потом, пожалуйста, и дополнительное.

Сложившаяся ситуация абсурдна. Зачем ломать то, что выстраивалось веками? Последние годы мы не раз писали о проблемах школ искусств, многие из которых перестали существовать, обойденные помощью государства. А ведь их воспитанники не только развивают свои художественные способности, но и формируются как творческие личности, то есть именно они и составляют в будущем аудиторию умных зрителей и слушателей. Писала наша газета и о юношах, молодых артистах балета, для которых служба в армии – реальная угроза потери профессии. Сегодня же “под снос” попадает сама профессия. Лично я хочу надеяться, что в данном случае вопрос о среднем хореографическом и музыкальном образовании решится положительно, но сама тенденция, прослеживаемая четко и неотвратимо, не просто настораживает, но пугает.

Беседу вела Елена ФЕДОРЕНКО
http://ballet-school.livejournal.com/186465.html?view=1899105#t1899105
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (23):
pyromantium 28-11-2010-20:55 удалить
Сейчас буду ругаться. )))
В принципе, как человек связанный непосредственно с образованием (4 поколения педагогов и я сама - педагог), могу сказать, что та ситуация с образованием, которая творится начиная года с 2000-го, носит негативный и деструктивный характер. Не буду говорить о детоцентризме общества в данный момент, но, тем не менее, у меня складывается картина, что сейчас правительство нацелено на то, чтобы воспитать максимально виктимных людей, привыкших к примитивистскому контролю. При чем здесь примитивизм? - при том, что контролировать проще человека, который воспитан на примитивных ценностях и на чувстве собственной важности (в такой виктимной форме).
Что касается искусства (да и профильного образования в подростковом возрасте в целом). Естественно, профильность выкинуть выгодно, т.к. среднестатистических людей, не знающих, что хотят от жизни (а хотеть за них по идее, при таком выгодном раскладе, должно правительство) выгоднее растить.
Да, что балет с 10-13 лет, что музыка с 10-13 лет (к этому я тоже имею отношение) подразумевает то, что ребенок перестает по сути быть ребенком, он становится взрослым. НО:не в том плане, что его заботят "общечеловеческие ценности", а в том плане, что от него требуют результат, качественный, хороший, ну и несение ответственности за свои действия. Считаю, что это правильно. Что чем раньше человек научится нести ответственность за свои желания, действия, их последствия - тем лучше. Лично я, будучи педагогом (да, можете кидаться тапками при желании, конечно) считаю, что человек в 13 лет - это уже не ребенок, это - вполне себе Человек, способный что-то делать на результат и оценивать последствия. Именно профильное образование в подростковом возрасте и позволяет подростку становиться не дитем-переростком, а взрослым (в настоящем, а не "общественном" смысле). И считаю, что это хорошо. Почему?
1) оно дает возможность ранее определиться с жизненным путем,ё
2) последствия от самоопределения такого в более раннем возрасте могут быть менее плачевны, чем последствия от самоопределения, принятые уже глубоко после института, лет за 20 (тоже по своему опыту, конечно),
3) вдальнейшем меньше шансов поколечить себе жизнь и переваливать собственные проблемы на чужие плечи.

ЗЫ: Люди, это - лишь мое мнение. Я не призываю никого ему следовать и с ним соглашаться. Также принимаю альтернативные мнения, но не обязательно с ними соглашаюсь. Потому можете кидаться тапками (особенно те, кто являются родителями подростков).
НИЧЕГО СТРАШНОГО...БУДЕМ ЗАКУПАТЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ ХОРЕОГРАФОВ...БАЛЕРИН...ЗАКУПАЕМ ЖЕ ФУТБОЛИСТОВ...ХОККЕИСТОВ....САМИ ТОЖЕ ПЕРЕСТАЛИ ВЫРАЩИВАТЬ..
микола_питерский, угу, будем закупать... пока ресурсы не кончатся. Общество потребителей, не творцов...
МЕНЯЕМ ЦИСТЕРНУ НЕФТИ НА МЕСЯЧНЫЙ ТУР БАЛЕРИНЫ ИЗ НИКАРАГУА
BatashN 28-11-2010-22:07 удалить
Гастарбайтеров долой, все в дворники пойдут. Зачем нам артисты!
MioGallagher 29-11-2010-01:57 удалить
Ответ на комментарий pyromantium # pyromantium, мои родители никогда не обращались со мной, как с ребёнком. Они меня воспитывали и объясняли мне что и как, не сюсюкаясь и не лобызая деточку. Учили всегда отвечать за свои поступки и слова. Это по поводу обращения с детьми.

А по поводу примитивизации культуры плачи и стоны были всегда и всегда будут. Потому что всегда кажется, что творится полный ужас и всем вокруг хочется только жрать, спать и испражняться. Но каждый ведь сам выбирает то, что ему нравится. Хочешь - деградируешь, не хочешь - читаешь книжки.

По поводу балета. Балет - это не единственный вид искусства. Если его не будут показывать и ставить, то это не означает, что не будет культуры и искусство не будет развиваться. Будут независимые труппы и постановки. Будут энтузиасты. Лично мне балет никогда не нравился. Даже хип-хоп ярче, живее и пластичнее.
Волшебница_Алиша, вполне ожидаемо - если падает институт общего среднего образования, то специальное тоже рухнет.
BatashN 29-11-2010-19:24 удалить
Ответ на комментарий MioGallagher # Медвежонок_Впадлу, разговор не только о балете, а и о музыке. Искусство переводят в доп. образование. Директор нашей школы уже много лет пытается доказать, что искусство и культура не могут быть доп. образованием, что искусство и культура неразрывно связаны с науками. Ведь у нас тоже уроки общеобразовательной школы проходят вперемешку с уроками музыки, танца, актерского мастерства, более того, мы устраиваем совместные уроки (например совместный урок по физике и сцен. движению).
Что означает доп. образование на практике - это когда дети в первой половине дня изучают базовые, общеобразовательные предметы, а после уроков по желанию ходят в кружки, что не обязательно. Такой подход невозможен при подготовке профессионалов в области музыки и балета. Видимо, чиновники считают, что занятия музыкой, танцем, актерским мастерством мешает общему образованию. На самом деле все как раз наоборот. А еще чиновники забывают, что в памяти человеческой остается только то, что воспринимается через эмоции, все остальное, зазубренное по бумажке, выветривается без следа. Именно поэтому в нашей школе на уроках по физике, химии, математике даются творческие задания.
И если уж за профессиональные училища взялись, то нашей школе и подавно будет очень сложно отбиваться от чиновничьего непонимания.
BatashN, действительно. Нужна только рабсила, а искусство - ...
Старый_Шизофреник, надеюсь - очень хочется верить - не рухнет!
Ответ на комментарий Волшебница_Алиша # Хм... Рабочая сила нужна здоровая (хотя бы). А в наше время еще и квалифицированная.
Ответ на комментарий Волшебница_Алиша # Волшебница_Алиша, похоже - уже рухнула... Кто надеется, что все можно купить.
pyromantium 30-11-2010-12:06 удалить
Ответ на комментарий MioGallagher # само собой, каждый выбирает сам. Но, с другой стороны, могут быть приняты такие законы (в частности, в области образования и культуры), что права выбора они за человеком не оставят, вот что обидно.

Про балет обидно одно. Кто-то тут сравнил с футболистами, которых закупают за границей, думаю, сравнение некорректное. У нас в стране - очень сильная балетная школа, наследие нефиговое (Это - страна, в которой выросли такие балерины, как Павлова в начале 20 века, Плисецкая в наши дни... ну и т.д.).
Старый_Шизофреник, купить вместо создать - вот философия потребителя...
Ответ на комментарий Волшебница_Алиша # Волшебница_Алиша, иногда очень просто скатиться к хм... лицемерию(?!), по отношению к самим к себе. Мы едим еду, которую не сами полностью сделали, мы живем в домах, которые не мы делали, мы пользуемся вещами, которые не делали - значит ли, что мы все потребители?
Старый_Шизофреник, в общем, да. Мы и есть потребители, я не спорю. Причем потребители не самого лучшего качества.
Ответ на комментарий Волшебница_Алиша # Волшебница_Алиша, а вот нет! ;) Пока мы производим больше общественно полезного обобщенного продукта, чем потребляем - мы не потребители!
Ответ на комментарий Волшебница_Алиша # Волшебница_Алиша, хм... "мы" в вашем вопросе это кто? В моем предложении, под мы я имел ввиду вообще всех людей, и как минимум одну вещь производят все - энтропию социальных отношений. ;)
Старый_Шизофреник, так и я о всех людях. На самом деле, что-то реально полезное производят единицы. А вот насчет энтропии - хорошо ли это?:) Смотря в каком контексте трактовать
Ответ на комментарий Волшебница_Алиша #
Исходное сообщение Волшебница_Алиша
Старый_Шизофреник , так и я о всех людях.

Ага, хорошо - в этом вопрос полный консенсус. ;)

На самом деле, что-то реально полезное производят единицы.

Это нет. На сегодняшний день соотношение Паррето (20/80) некий предел. Даже в Англии на одного человека придумавшего некий концепт требуется не меньше троих которые будут реализовывать эту идею.

А вот насчет энтропии - хорошо ли это?:) Смотря в каком контексте трактовать

Это некая данность, или закон природы. Например, вы же не будете говорить, что то что g=9.81 плохо, или хорошо?!


Комментарии (23): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Искусство - на помойку? | Волшебница_Алиша - Жизнь Птицы. Волшебство сплошное...:) | Лента друзей Волшебница_Алиша / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»