• Авторизация


главред про издательство ультра.культура 11-06-2010 12:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


08.10.2004
KM.RU Литература

Корр.: Ориентируется ли издательство «Ультра.Культура» на какую-то уже существующую читательскую группу или старается своего читателя «воспитать»?



Илья Кормильцев: Да, у нас есть ориентир. Наши книги, разумеется, читают самые разные люди, но если брать наиболее активную часть нашей аудитории, то ее можно определить как молодых политизированных, социально активных - по крайней мере, в области мысли и на уровне фразы - представителей гуманитарной интеллигенции в возрасте от 25 до 35 лет, а также студенчество. Это люди, которые посещают небольшие книжные магазины и интеллектуально ориентированные клубы. Наверное, среди наших читателей это самый распознаваемый тип, на них мы в первую очередь и ориентируемся.



Корр.: Есть ли среди проектов издательства «Ультра.Культура» проекты, успешные в коммерческом плане?



И.К.: Есть, хотя это и не такие проекты, чей коммерческий размах можно было бы назвать абсолютным, потому что ничего сопоставимого с успехом Донцовой или Акунина у нас нет и по определению быть не может. Но если сравнивать с нашими средними тиражами, то неожиданно успешной оказалась книга Дмитрия Нестерова «Скины». Надо сказать, что «Скины» - это такой маленький коммерческий феномен. Первый роман молодого и никому известного автора нашел очень большой спрос и стал одним из самых тиражных произведений, вышедших в нашем издательстве. Другой вопрос, как относиться к этому успеху, радоваться ему или нет…



Корр.: А как к этому относитесь лично Вы?



И.К.: Как издателя он меня, конечно, радует, как социального провокатора - тоже. Для меня национализм - это инфантильный этап развития протестного сознания, с которого можно начинать, но на котором плохо задерживаться. Морального кризиса, противоречия у меня успех «Скинов» не вызывает. Книга – документ, факт, и, как любой факт, это палка о двух концах. Последствия, которые могут возникнуть по прочтению книги Нестерова, тоже неоднозначны. Они могут оказаться глубоко противоположными тем, что входили в замысел автора. Это очень реалистический, очень честный и очень правдиво написанный роман, который показывает явление таким, какое оно есть. Поэтому для человека, который имеет свою точку зрения на вещи, описанные Нестеровым, он служит не агитационно-пропагандистским произведением, а романом-предупреждением. Роман Нестерова – источник, который помогает многое понять в экстремальном национализме. Например, то, что он находится в непростых симбиотических отношениях с государственным аппаратом насилия. Очень хорошо видно, что экстремальный национализм - это резерв государственного насилия, к которому прибегают в тех случаях, когда нельзя вмешиваться самим. Я считаю, что «Скины» - это нужная книга.



Корр.: Какими проектами издательства Вы гордитесь?



И.К.: Начнем с того, что я больше всего горжусь «Ультра.Культурой» как проектом. Поскольку мы маленькое издательство, мы не можем себе позволить роскошь выпускать «балласт» ради того, чтобы обеспечивать большие совокупные тиражи. Мы стараемся, чтобы каждый наш проект доставлял нам удовольствие. Но, если что-то выделять, то для меня какую-то особую ценность представляет, во-первых, «Антология анархизма и современного радикализма» и, во-вторых, «Антология поэзии битников», которая выйдет к началу осеннего сезона. Вообще, литературы подобного рода: антологий, энциклопедий, собраний документов, - хотелось бы делать больше. Другое дело, что по части производства это самые трудоемкие книги, и при нашей небольшой численности делать их в большом количестве сложно. Но мы будем стараться.

В начале осени у нас выйдет «Энциклопедия альтернативной культуры на постсоветском пространстве». Очень давно готова великолепная «Энциклопедия конопли», составленная Дмитрием Гайдуком, которая пока еще лежит в типографии, по юридическим соображениям: в связи с последними скандалами, проверяют степень конфликтности в случае ее выхода.

В середине осени появится еще одна масштабная книга, как она будет называться еще не решено, или «Путеводитель по местам силы», или «Энциклопедия сакральной географии». Это будет цветной атлас сакральных мест планеты Земля с очень серьезным текстом, описывающим различные теории касательно причин возникновения «мест силы».



Корр.: Не могли бы Вы рассказать о трудностях, с которыми приходится сталкиваться издательству?



И.К.: У нас три слоя трудностей. Один слой трудностей является общим для всех небольших издательств, независимо от их ориентации: небольшие тиражи, трудности с дистрибуцией, особенности организации российского книжного рынка… Второй слой связан с нашей направленностью - это конфликты с правоохранительными органами. Но эти трудности - тоже палка о двух концах. С одной стороны, они создают некоторые сложности в работе, а с другой стороны, эти трудности предусматривались программой издательства. Мы занимаемся только той литературой, которая содержит в себе потенциал метафизического и социального протеста. Протест всегда бывает против кого-то и, естественно, вызывает соответствующую реакцию того, против кого он направлен. Наконец, третий слой проблем – это культурные проблемы, общие для всего социума в целом. У нас практически уничтожена популяция людей, способных написать предисловие и комментарий. Ничтожно мал слой людей, чей интерес к общественным наукам идет из внутренней потребности в подобной информации. Основная масса читателей к познавательной литературе относится весьма безразлично. Если в США бестселлером в области нон-фикшн может стать очередная книга Наоми Кляйн, «Народная история Соединенных Штатов Америки», то у нас - в лучшем случае Мулдашев. Вот наш уровень.



Корр.: Как Вы относитесь к электронным книгам?



И.К.: Я вижу в них большое будущее для справочной, учебной литературы, но не думаю, что люди когда-либо будут массово предпочитать электронную версию художественного произведения бумажной. Есть определенная эстетика потребления художественной литературы, в особенности стихов.



Корр.: Как Вы оцениваете ситуацию, которая сложилась в области авторских прав?



И.К.: Авторские права должны беспокоить человека только в том случае, если ему наносится ощутимый ущерб. В идеале, авторские права должны охраняться и здесь, но вопрос, как всегда, упирается, в то, сколько реально недобранных денег находится на этом секторе рынка. Мне кажется, что мало.



Корр.: А принципы?



И.К.: В юриспруденции нет принципов, а есть «Кому выгодно?». Более того, я сам выступаю против очень многих крайних проявлений авторского права. Я считаю, что многие аспекты современного видения авторского права и интеллектуальной собственности не имеют никакого отношения к защите прав автора и оказывают негативное влияние на формирование культурного пространства. К этим вопросам нельзя подходить примитивно и огульно. Нельзя рассматривать интеллектуальный продукт как классическую собственность, какой является материальный объект. И закон, и отношение к этому должно быть крайне гибким. Если люди не могут поставить эпиграф из какой-нибудь песни к роману, потому что это обходится в половину гонорара, то зачем нужно такое авторское право? Почему вопрос о том, давать или не давать права на использование чего-либо, решает не автор, а человек, облеченный законом?



Корр.: Расскажите, пожалуйста, об интересных новинках из области художественной литературы, которые выйдут в издательстве «Ультра.Культура».



И.К.: С осени мы начинаем выпускать серию «Russkiy Drive», в которой будут выходить крупные прозаические произведения, написанные на русском языке. У этой серии очень важная задача. Русской прозы печатают много, но это или молодая поп-культура в духе Денежкиной, или «шестидесятники» - группа, стилистически принадлежащая истории; современных же серьезных романистов мало где печатают последовательно. Мы попытаемся это сделать.

Параллельно с «Russkiy Drive’ом» мы начинаем серию «Новояз», которая имеет ту же направленность, только ее объектом является малая форма повесть или рассказ.

Далее, мы начинаем издание книг британского автора Мелвина Берджесса, который пишет очень интересные неортодоксальные книжки для старших подростков, которые интересны тем, что они предельно не политкорректны и предельно приближены к реальности. Он не боится трогать темы, о которых не очень любят писать – например, о подростковой половой жизни – причем они их рассматривает с позиции внутренней стороны, а не внешней. Вопросы социализации и отношения к миру взрослых решаются довольно необычно. Книги в достаточной степени дидактичны, но мораль, лежащая в их основе, не носит характер прописной истины.

Кроме того, мы продолжаем все наши традиционные серии – «ЖZЛ», «Overdrive»…

http://www.km.ru/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Арт-проект Ультракультура 2.0 начал своб работу. На 5-м Московском международном открытом книжном фестивале, который проходит 11-14 июня в ЦДХ, на втором этаже в зале BookFair можно заметить в ограниченной продаже на столах у Берроунза и АдМаргинем:
«Ультракультура времён Апокалипсиса»,
«Штурмуя небеса: ЛСД и американская мечта»,
«Даркнет: Обратная сторона сети».
а, ещё сайт есть) http://www.ultraculture.net/
все уже вкурсе наверное давно))) чота я отстал..


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник главред про издательство ультра.культура | НЕВИДИМЫЙ_НАВСЕГДА - Дневник НЕВИДИМЫЙ_НАВСЕГДА | Лента друзей НЕВИДИМЫЙ_НАВСЕГДА / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»