Обогатить словарный запас ребёнка можно, только постоянно общаясь с ним. Но необязательно в скучных и заунывных беседах. Достаточно просто играть, причём между делом - по дороге в садик или в школу, на детской площадке, дома в кругу семьи.
Название игры | Как играть |
Объясни слово | Ребёнок загадывает предмет и описывает его без использования однокоренных слов. Остальные отгадывают. Затем меняются местами. К примеру, он сладкий, внутри алый и много черных семечек, а сверху полосатый и зеленый (арбуз). |
Поводырь | Во время прогулки мама закрывает глаза, а малыш пытается объяснить, что видит вокруг. Задавайте ему вопросы: «А какое это дерево? Опиши его? А что за человек идёт навстречу? Как он выглядит?» |
Кто последний? | Эта игра хороша в качестве дорожной, а также подойдёт для занятий на улице, в поликлинике, в очереди в магазине. Тему можно выбрать любую. По очереди называйте предметы, относящиеся к ней. Кто последний назовет, тот и выиграл. К примеру, перечисляем предметы, относящиеся к одежде: рубашка, майка, трусы, шорты и.т.д. |
Ассоциации | По очереди называйте любые предметы и явления, которые связаны ассоциативно. Например, ребёнок говорит «туча», вы – «дождь». Он подбирает ассоциацию к слову «дождь» - «молния», а вы можете сказать уже «куртка» и т.д. |
Третий-лишний |
Вы называете три предмета, из которых один – лишний. Малыш должен найти этот предмет и объяснить, почему. К примеру, яблоко, груша, капуста. Капуста – лишняя, потому что овощ, а остальные – фрукты.
|
Человек и ассоциации | Вы загадываете любого хорошо знакомого вам обоим человека и говорите только, кто это - мужчина или женщина. А затем ребёнок задает вопросы: «Если бы он был деревом?». Ориентируясь на свои ассоциации, вы отвечаете, какое это дерево, например, липа или береза, или дуб. Дальше следуют и другие вопросы: Если бы был посудой? Если бы был цветком? Если бы был мебелью? Одеждой? И т.д. Задача ребёнка – отгадать человека. Затем – наоборот. Игра не только расширяет словарный запас, но и учит мыслить образами, правда подходит для детей младшего школьного возраста и старше. |
Подбери слово | Ребёнок придумывает любой предмет, и вы по очереди подбираете к нему качество. Например, мяч какой? Красный, жёлтый, резиновый, круглый и.т.д. Кто не сможет подобрать слово, тот и проиграл. |
Сочиним сказку | По очереди придумываете историю. Каждый добавляет по одной фразе. Интересно, что же получится? Ещё один вариант: вы даёте ребёнку несколько готовых слов (5-7), а он, используя их, должен придумать историю. |
Найди предмет на этот цвет | Игра, в которую можно играть практически везде. Вы загадываете цвет и просите ребёнка найти определенное количество предметов этой расцветки. К примеру, «найди 7 предметов красного. Раз, два, три – говори!». После чего малыш должен четко назвать эти предметы |
Синонимы-антонимы | Первый вариант игры – с помощью синонимов. Загадываете какое-то слово и подбираете по очереди, как можно больше синонимов, например, игра: занятие, увлечение, приключение, забава и т.д. Второй вариант – с помощью антонимов. Загадываете слова и подбираете антонимы: зима - лето, вода – суша, радость – скука. |
Найди больше | Игра не только расширяет словарный запас ребёнка, но и учит понятию «большой-маленький», а также сравнению величин. Найдите какой-то маленький предмет, например, камушек. Пусть это будет точкой отсчета. По очереди каждый называет предмет, который ещё больше. Например, камушек – ведёрко – площадка – дом. |
Звери и дети | Вы называете животное, ребёнок – его детеныша. И наоборот. Победит тот, кто не ошибётся |
Один или много? | Называете любой предмет в единственном числе. Задача ребёнка – назвать во множественном. Например, свёкла – свёклы, носок – носки. И наоборот, сделать из множественного – единственное. Можно усложнять задачу, называя слова, которые употребляются лишь в единственном или во множественном числе, например, человек, весы. |
Источник: https://detstrana.ru/article/deti-3-7/razvitie/luc....03.2017&utm_content=18179