Обида - это такое неудовлетворенное желание, ответственность за идентификацию и реализацию которого приписывается другому человеку. Например, обиделась я на подругу, что она меня в гости не позвала. "Хочу в гости" и "Хочу чтоб меня позвали" - это мои желания, о которых подруга моя может и не знать. Я могу позвонить ей и спросить: "Как ты смотришь, если я в гости к тебе приду?", то есть самостоятельно идентифицировать и реализовать свое желание. Но если я этого не делаю, то я буду сидеть, ждать, злиться и обижаться. А мужики, как обычно, не в курсе. Это не значит, что обиду надо подавлять. Такая кривая идентификация желания есть следствие детского слияния с матерью, когда мать отвечала за идентификацию желания ребенка и его реализацию и так и не помогла ребенку взять эту ответственность на себя, то есть сепарация не произошла. И во взрослом возрасте обида есть лакмус не идентифицированного и не присвоенного желания. Не надо ее подавлять, лучше осознать, что за ней стоит и присвоить себе ответственность за озвучивания своего желания.
Смысл процесса сепарации и самоидентификации можно выразить в следующей метафоре. Представьте себе, что человек, не отделившийся личностно от своих родителей и окружающей среды, - это цыпленок в яйце. Скорлупа служит одновременно защитой и забором, так же как и психологические защиты. Чтобы "вылупиться", нужно достаточное количество агрессии и мужество встретиться с окружающей реальностью и разрешение внешней среде влиять на вас. По сети бродит термин "пробуждение", "вылупившихся" называют "проснувшимися". В каком-то смысле так и есть. И да, вылупишься - почувствуешь все влияние жизни вокруг, и тепло, и холод, и удовольствие, и отвращение. В скорлупе человек беспомощен и пассивен, вылупившийся обнаруживает ноги, руки, собственный взгляд на вещи. В скорлупе можно много фантазировать, каков я, слаб или силен, но никогда этого не узнать, с треском скорлупы можно узнать, на что я способен на самом деле. Что именно для вас лучше - выбирать вам.
Сепарация начинается в первом триместре беременности. Проявляется она обычно через токсикоз. То есть из организма начинает выводиться то, что этому организму не подходит, у женщины изменяются вкусовые пристрастия. То есть ребенок дает матери знать уже таким образом, что лично ему не подходит. У женщины изменяется поведение, настроение, у каждой по разному. Токсикозы бывают не у всех.
Далее роды, второй главный момент сепарации. Тоже у всех по-разному бывает. И для ребенка, и для матери нелегкий это процесс.
Далее у ребенка развивается ЖКТ и нервная система, и он своим поведением начинает показывать, что ему подходит, а что нет. Очень трудный период для обоих, особенно если это первый ребенок. Это НОВЫЙ человек, с которым женщине нужно найти общий язык, договориться, понять друг друга. Без речи, как вы понимаете, это сложно. Одна сплошная пантомима. Здравствуйте предки - homo sapiens.
Далее у ребенка начинают расти зубы, еще один важный момент сепарации, он переходит с жидкой пищи на твердую, здесь уже проявляется его животная агрессия. В этом возрасте ребенок активно хватает все, мамины очки, кубик погрызть и пососать, собственный носок и т.п. Дети тут не знают предела своему любопытству. Ну и так далее, вместе со всем организмом развивается эмоциональная сфера, идет все более тонкая дифференциация нервной системы, спектр вкусов, невкусов, приятного, неприятного, комфортного, некомфортного, стремительно расширется. Дети в это время очень капризны хотя бы потому, что с таким количеством ощущений справляться трудно. Потом он начинает ползать и ходить, все больше самостоятельности, все больше новой информации. Далее начинает появляться речь как необходимый способ удовлетворять свои потребности с помощью других людей. Возникает потребность обмениваться информацией в более полноценном виде. Далее чем старше ребенок, тем все новые и новые вещи возникают в этом сепарационном процессе: что такое хорошо и что такое плохо, кто прав, кто виноват, зачем нужно то, зачем это. Начинает формироваться личность. Это уже к 3 годам жизни происходит.
Очень важно, как просходил процесс сепарации с каждым ребенком, как вели себя родители, как они понимали ребенка, как они общались с ним.
Насилие затормаживает процесс сепарации и создает зону страха в личности между тем, что мне полезно, и тем, что мне не полезно, ведь отказ быть похожим на родителя, быть собой, отказ себе в том, чтобы отталкивать то, что мне не полезно, создает внутри напряжение. Манипуляции приводят к тому, что ребенок делит себя на правильную и неправильную части. Неправильная - то есть отвергаемая родителями, унижаемая, презираемая. А правильная - удобная родителям. То есть по факту ребенок подменяет свою идентичность, идентичностью родителя. Что мы в гештальте и называем слиянием.
Далее этот страх укрепляется посланиями, угрозами, манипуляциями, аргументами родителей и т.п. и ребенок начинает верить, что быть собой это страшно, плохо, стыдно, испытывает за свои истинные потребности чувство вины.
Откопать себя в этом довольно сложно. Это долгий процесс. Страх мешает отказаться от интроецированных родительских фигур. Буквально как будто без них нет и ребенка. То есть если я откажусь от "правильной" родительской интроекции, а собой мне быть нельзя, то в наличии остается ноль, что в общем равносильно смерти. Конечно страшно.
Зато когда себя откопаешь, испытываешь облегчение, потому что просто больше не нужно бороться против себя.
В основе любой депрессии лежит подавление энергии. Энергия в данном контексте - это способность реагировать на то, что происходит с человеком в контакте с окружающей средой.
Подавлению этому человека учат с детства. Например, когда ребенку больно или обидно, его как бы учат "так правильно", и в угоду этому правилу ребенок учится не злиться, не обижаться, не испытывать боль, или даже не испытывать радость, там, где они как раз являются естественной реакцией.
Будучи уже взрослым, человек так привыкает объяснять себе, почему он не должен чего-то чувствовать и как-то реагировать, что его главной задачей становится все правильно себе объяснить, чтобы не чувствовать того, что он на самом деле чувствует.
Задачей воспитания является регулирование поведения, а не чувств. Это две разные вещи, например, чувствовать ярость и из этой ярости совершать насилие. Чувствовать ярость - нормально, совершать насилие - жестоко. (Кроме случаев защиты жизни и здоровья.)
Поскольку ребенок об этой разнице не знает, вместе с поведением он пытается регулировать и свои чувства. Чувства подавляются и человек превращается из живого реагирующего существа в пластиковую думающую куклу. И окружающей среде предлагает себя как куклу, тем самым вызывая эту самую среду обращаться с собой так же, как он обращается с собой сам. Не воспринимая себя как живого, человек и в других видит кукол, и к ним так же жесток как и к себе, требуя от них такого же подавления чувств, какого он требует от себя. В результате такой человек снова и снова создает в своей жизни ситуации, в которых он снова и снова вынужден подавлять свои реакции.
То есть изначально депрессия случается в детстве, все последующее - это рецедив депрессии, заученное повторение подавления своих реакций. Бесконечно подавлять свои реакции невозможно, где-нибудь да стрельнет, психически или соматически, просто потому, что инстинкт самосохранения сильнее, чем любые наши "идеи во благо". Организм хочет жить даже тогда, когда личность уже жить не хочет.
По скольку чаще всего человек не знает, что является причиной его плохого настроения, он пользуется привычным способом - объяснением себе причин. И тут человеческое племя не очень креативно, причины обычно две: или я не нормальный, или люди и жизнь ко мне несправедливы.
Жизнь со всеми ее ситуациями на самом деле совершенно беспристрастна. Ей плевать, холодно мне или жарко. Другие люди в некотором смысле тоже беспристрастны, все их действия по отношению к нам исходят из тех потребностей, которые у них актуализированы. И мой собственный организм безжалостен к среде, когда речь идет о моем личном выживании. Нет никакой справедливости или несправедливости. Есть стимул и реакция.
Реакции организма призваны помогать человеку обеспечивать себе наиболее комфортную жизнь в каждый отдельный момент времени. Злость - чтобы оттолкнуть плохое для меня или иным образом себя от него защитить, радость - чтобы питаться тем, что мне полезно. Когда человек подавляет свои реакции, он становится беззащитным и голодным. И истощается.
Пока у человека есть идея о справедливости, некотором "правильном обращении со мной", о том, что окружающие люди и среда вообще могут быть другими, чем они есть (это такой способ подавлять свои чувства, перекладывая на окружающую среду ответственность за свою сохранность и удовлетворенность), человек остается бессильным как-то о себе позаботиться. В какой-то момент бесплодные попытки изменить мир истощают человека, и вот тогда и наступает депрессия. "Я бессилен изменить этот мир, а как мне в нем жить, чтобы не страдать, я не знаю."
Я хочу сказать, что осознание своего бессилия изменить этот мир - это как раз есть хорошо, как раз в этом месте и появляется возможность изменить свое отношение к себе, свои способы взаимодействия с окружающей средой. А для этого сначала придется признать свое право быть живым, право чувствовать то, что я чувствую, незаисимо от того, "правильно" это или "неправильно". Чувства и реакции есть, хотим мы того или нет. И дело остается за малым, научиться тому, чему не научили родители - заботиться о себе так, чтобы не навредить другому и окружающей среде. То есть регулировать свое поведение, а не чувства.
Другая важная деталь взаимодействия индивидума с окружающей средой состоит в том, что не разрешая себе какие-то чувства, человек проецирует их во вне, приписывая свою собственную жестокость к себе другим людям или миру в целом. И у этого есть своя причина. Изначально учителем и отражателем чувств для ребенка является его мать (или лицо, ее заменяющего), через нее ребенок узнает, что он чувствует, то есть самой перввой проекцией ребенка естественным образом является его мать. Если сепарации с матерью не происходит, и ребенок не узнает в конце концов, что мать - другой человек, а не часть него, если мать не научает ребенка распознавать свои потребности самостоятельно, отличные от ее потребностей, то ребенок вырастает проецирующим. В идеале мать должна уметь распознать чувства и потребности ребенка и сообщить ему о них в какой-то вербальной форме, и в то же время мочь сообщить ему и о своих чувствах и потребностях. В таком случае человеков два, а не один. Но таких идеальных матерей нет, в большинстве случаев каждая мать тоже ребенок своих родителей, не обладая достаточной чуткостью к себе, она и к ребенку не может быть достаточно чутка, чтобы верно интепретировать его чувства и потребности, не говоря уже о своих. И в этом смысле задача сепарации во взрослом возрасте - уже не задача родителей, а задача самого взрослого человека.
К депрессии эта деталь имеет прямое отношение, проекция своих чувств и потребностей "в другого человека" блокирует возможность рассмотрения своих собственных реакций. И в этом случае, вместо того, чтобы выяснять отношения с собой внутри себя, человек выясняет их со своей проекцией в другом человеке, а снаружи это выглядит как выяснение отношений между людьми. Каждый выясняет по сути свои отношения с собой в такой паре. Когда с собой отношения ясны, исчезает повод для большинства конфликтов между людьми.
http://anna-paulsen.livejournal.com/