Серия, посвященная войне 1812 года, была начата еще в Париже, и до конца дней она оставалась главным делом художника. Однако ее замысел претерпевает существенные изменения: из сюиты картин о Наполеоне и его русском походе она обращается в национальную историческую эпопею. Художник Василий Верещагин В штыки! Ура! Ура! (Атака). 1887-1895 [700x641]
Серия осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России
Наполен и маршал Лористон, 1900 [700x590] В Кремле - пожар! [635x700] Наполен на Бородинском поле [700x491] Наполеон. Дурные вести из Франции [611x700] Наполен у Москвы. В ожидании депутации бояр [700x641] Конец Бородинской битвы, 1900 [700x450] Великая армия. Ночной привал [700x477]
В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качестве не только как баталист, но и как историк, психолог. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. Ярославль. Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове [700x517]
Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел "Старый партизан". С оружием в руках - расстрелять! [700x512] Не замай, дай подойти [700x632]
Его живописная манера вновь меняется: он избегает эскизности исполнения (во всяком случае, в картинах, где важен психологический момент), ищет экспрессию фигур, для чего пристально всматривается в искусство актерского перевоплощения и приемы построения театральной мизансцены. Его композициям присуща театральность, оттенок мелодраматизма. Как и для большинства реалистов, для Верещагина камнем преткновения была работа по воображению; все, что лежит за пределами непосредственного наблюдения, дается ему с трудом. Отступление. Бегство на большой дороге [700x492]
Серия "Наполеон I в России" впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. Ни один из коллекционеров и музеев не выразил готовности приобрести ее. После долголетних переговоров и проволочек серия была куплена в 1902 году правительством и передана Русскому музею в Петербурге (ныне хранится в Историческом музее в Москве). Тем не менее многим из входящих в нее картин суждена была впоследствии широкая популярность. В конечном счете именно верещагинская серия формировала представление широкого зрителя об эпохе Отечественной войны 1812 года. АРТ АРТель