• Авторизация


ТЕКСТ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ 02-08-2008 04:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


К серьезному чтению я отношусь как к возможности через авторский текст прочувствовать что-то свое, важное. Почувствовать и поймать какое-то нужное ощущение. При этом сам читаемый текст по большому счету часто является посредником, не более того.

Предлагаю Вашему вниманию один текст. А именно, это текст проповеди Димитрия Смирнова, на мой взгляд, весьма талантливого и хорошего человека. Совсем не нужно воспринимать этот текст, как пропаганду православия, веры или христианства. Я не для этого сюда его помещаю. Просто сами по себе выступления Димитрия Смирнова достаточно сильные и не пустые по смыслу.

Изначально у меня они есть в аудио-формате, этот текст родился в результате перевода формата mp3 в формат текста. Попутно я поупражнялся сегодня в наборе текста в режиме стенографиста :-) Давно не было подобной практики в таком большом объеме, так что для меня было полезно и с этой точки зрения тоже.

Как раз сегодня в теме про "библиотеку" мне задали вопрос, как соотносятся чтение книги и ее аудио прослушивание. Не знаю, как они соотносятся. Сложно сказать. Я эту проповедь слушал в формате mp3, а не читал. Говорит он хорошо, как это будет в текстовом варианте - решать Вам (кто захочет прочитать). Я специально, когда записывал за Смирновым, старался сохранить максимально разговорную лексику и фразопостроение, чтобы попытаться максимально передать именно живую речь. Насколько это получилось - опять-таки решать Вам.

Тема затронута достаточно фундаментальная, и не простая в первую очередь своей сутью. Но для тех, кто любит поразмышлять (а я надеюсь, что сюда заходят в первую очередь такие люди), это должно быть, наверное, особенно интересно. Я обещал серьезное пополнение дневника, так что вот, получайте :-)

Повторюсь, на последок, что это материал и текст для размышлений. А не пропаганда того или иного образа жизни. Соответственно, буквальное содержание материала и его лексика означают просто форму, которая выбрана Смирновым в силу его статуса и рода деятельности. Важно - содержание.

На этом заканчиваю и передаю слово Димитрию Смирнову:

*****************************************************************************


Сегодня святая церковь начала нас приготавливать ко времени покаяния, к Великому Посту. Когда-то в древности время великого поста – это было время подготовки принятия новых членов в церковь Божью. Постились и те, кто готовились принять святое крещение, и те, кто их готовил ко святому крещению. Вообще, главное дело церкви так вот осознавалось, как исполнение заповеди Христа Спасителя «Идите и научите все языки, крестящие во имя отца и сына и святого духа». Это такое было сознание у людей: принес Христос в мир свет. И человек, воспринявший этот свет, он должен передать его другому человеку. Потом прошли годы, века, очень много изменилось, сейчас этот вопрос перед большинством людей, ходящих в храм, уже как бы и не стоит. И по большому счету даже до этого как-то большого дела нет. Но богослужение оно сохраняет в себе вот этот просветительский пафос. Просветительский – именно от слова «свет», именно «свет Христа».
Когда-то давно у меня был такой можно сказать приятель, который всегда в этот день всех любил поздравлять с праздником. Его спрашивают: «С каким?» Он говорит: «С именинами». Его снова спрашивают: «Как же так? У меня же сейчас не именины!» А он отвечает: «Ну, как же. Неделя мытаря и фарисея. Мы все именинники!» Потому что действительно фарисейство – это такое ну общее свойство падшей человеческой природы. Поэтому совсем не удивительно, что, вспоминая о мытаре и фарисее, святая Церковь именно с этого начинает подготовку к покаянию. Потому что самое главное, что может привести нас к тому, чтобы познать бога – это искренность в отношении с ним. И если мы не избавимся от лицемерия, то тогда этот путь нам будет закрыт. А все наше Христианство – оно будет чисто внешним. Такого Христианства во всем мире дополна. Все выродилось в показуху. И вот почему это так, идет такой процесс – это очень понятно. И психологически очень объяснимо. Потому что человек все время, будучи грешным, он вместо того, чтобы искать оправдания от бога, он ищет оправдания себе сам. И поэтому все время стремится из себя изобразить того, кем он не является. Такое вот это свойство падшей природы. Это также естественно для падшей нашей природы, как закон гравитации. Ведь требует большого такого усилия, чтобы это преодолеть. И поэтому не многие из фарисеев стали учениками Христа, один только великий апостол Павел. И то много позже, чем остальные ученики. Господь избрал именно простых рыбаков именно по этой причине. Мог бы он, конечно, набрать людей и поумнее, и пообразованнее, и пограмотнее, но он избрал именно простых рыбаков. Потому что слишком долгий труд нужно предпринять человеку, пройти через всякие испытания, страдания, какое-то такое взросление, прежде чем человек осознает вот эту всю беду вот этого фарисейского лицемерия. Как Господь учил своих учеников: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие».
Лицемерие по самому этимологическому взгляду на это слово оно показывает нам, что это есть некая такая маска. Человек на свое лицо нечто одевает другое. И причем это бывает такой сложный процесс, что человек даже уже сам забывает, кто он есть на самом деле. И вот эта маска становится как бы его вторым лицом. И вот в чем сложность. Почему вот приходится все так рационализировать нам и объяснять, потому что это действительно нужно понять: в чем причина. Казалось бы, человек делает все правильно – ну что еще богу от него нужно? Не пьет, не курит, жене не изменяет, денег не ворует, нищим уделяет, на церковь дает, утром-вечером богу молится, постится в те дни, когда положено, все праздники соблюдает, Евангелие читает, - ну что еще нужно Богу от человека? Можно дерзнуть сказать, что все перечисленное Богу вообще не нужно. Можно еще сказать, что то, что перечислено – это вообще каждый может. Ты читаешь священное писание? – Ну и мусульмане читают. Ну, у них, правда, свое, но все-таки на основе Ветхого и отчасти Нового завета составлен Коран. А сектанты какие-нибудь Иеговисты – так они вообще, у них даже курсы специальные есть по изучению Библии. Так какое преимущество? Ты постишься? Ну и какой-нибудь там пятидесятник постится. А кришнаит вообще и рыбу не есть, не то, что мясо. Ты в храм ходишь? Ну и вообще все люди нормальные, имеющие религиозное чувство, в храм ходят – каждый в свой храм. Так что чего тут такого? В чем преимущество?
Вообще, в чем Христианство состоит? Состоит только в одном – приобщиться к благодати божьей и, живя здесь на Земле, начать жизнь небесную. А как этого достичь? Потому что соответствующего опыта – нет. Это все равно, что слепому от рождения говорить: «Знаешь, вот если желтое смешать с синим, то получится зеленое», - он не знает, ни что такое желтое, ни что такое синее, ни что зеленое. Ему говорят: «Вот трава зеленая и дуб зеленый», - но он не понимает. На ощупь он знает, а что такое цвет не знает. Поэтому и человек, когда рождается, на Земле грешный от грешных родителей, он не знает, что такое благодать святого духа. Он с этим словом (только словом) сталкивается только тогда, когда сталкивается со священным писанием. Там просто говорится о том, что это есть, и ты можешь, человек, если захочешь, к этому приблизиться. Ты можешь покаяться, и приблизится к тебе Царствие небесное. Приблизится. А чтобы оно вошло в тебя, чтобы ты вошел в него – для этого надо, чтобы Господь пожелал сам прийти к тебе. И вот когда это происходит, вот это соединение, вот с этого момента начинается, собственно, подлинная духовная жизнь. А до этого ну существуют разные попытки у одних наладить какую-то свою жизнь, у других успокоить свою совесть, у третьих поправить свое здоровье или благополучие, ну и всякие многие другие вещи, которые с помощью Господа бога человек пытается как-то решить. Но самое главное – это душевный покой обрести. И почему этого человек не достигает – да потому, что Христа нужно возлюбить больше жизни, а чтобы больше жизни возлюбить, надо отречься от себя. Потому что любовь требует самоотречения. Если нет самоотречения, то нет любви. Имеется в виду любовь в самом высшем духовном смысле. Потому что любовь к сыру, или к шербету, или к какому-нибудь итальянскому вину – она не предполагает самоотречения. Выпил, так сказать, люблю, приятно – это самые поверхностные чувства, которые могут быть, могут не быть, от настроения много зависит. Любовь та, о которой пишут в священном писании, она измеряется тем количеством крови своей собственной, которую ты согласен дать. Вот, люблю своего ребеночка. Замечательно. Сколько своей крови согласен дать, чтобы спасти своего ребеночка? Половину? Или может быть всю? И чтоб не на словах, а на деле. Вот только таким образом это проверяется. И то же самое по отношению к богу: сколько ты богу отдашь, человек, своей жизни? Вот в сутках двадцать четыре часа. Сколько из этого времени ты отдаешь богу? Сколько себе? Сколько детям? Сколько отдыху, сколько развлечениям? Ну и так далее, и так далее. Сколько своему мясу? И вот этим все и проверяется, этим твоя мера, человек, точно может быть дозирована. И конечно, чтобы достичь полноты общения с божеством требуется «сами себе и друг друга и весь живот наш Христу, богу предадим» – так от нашего имени Церковь воспевает, если это действительно наши слова. Ну и понятно, что грешный человек… А грех каждого из нас, вот эта поврежденность, она выражается вот в чем – в самом извращении человеческой природы. В чем это извращение? То, что наше сердце способно на любовь, потому что мы, люди, созданы богом, но вот извращенность заключается в том, что эта любовь повернута не на бога, не на ближнего, который есть образ божий, а на самого себя. Вот это есть извращение. То есть, как бы человек с ног становится на голову. Почему кровь не дает? Потому что человек все время предпочитает самого себя другому. Муж любит больше себя, меньше жену, меньше детей, и так далее, когда одно превышает другое. И это всегда можно выявить – вот что согласен, сколько крови отдать? И ясно, что человек этого совершенно не может.
Но! Вот с детства – к мальчику подойди двухлетнему и спроси: «Ты хороший или плохой?» – «Я хороший!». Человек, будучи грешным, плохим, он все время хочет быть хорошим. Потому вот это кажущееся часто ему заменяет подлинное. Ни один ребенок не хочет знать, ни один не хочет учиться, но каждый хочет пятерку, чтобы ему поставили пять. Он этого хочет. Ему не важно – заслуженно или не заслуженно, списал или не списал. А вот чтобы было «пять». Он еще маленький, он еще плохо осознает, что с ним происходит, но вот это вожделенное желание получить «пять» говорит о том, что он уже родился лицемером, потому что это «пять» никак не соответствует ничему. Вообще. И никогда не соответствовало. Как никогда ни одна золотая медаль не соответствует подлинным каким-то знаниям, умениям, это все показуха. И вот одна из главных иллюзий современного мира, как принято говорить «цивилизованного общества» - это все от начала до конца сплошная показуха. Возьми хоть искусство любое – от драматургии начиная, и кончая архитектурой. Возьми политику – все состоит из каких-то жестов. Не то, что человек действительно что-то любит, что-то хочет, а все время жесты – человек изображает из себя нечто. И это настолько въелось…
В чем тут беда? Ну, в том, что это ложь. А отец лжи – Дьявол. И нельзя служить двум господам. Поэтому это все приходится очищать. Вот человеку надо что-то от другого человека, и он с ним и поласковей, и повежливей, и потерпеливее. А если человеку не надо ничего от этого человека, он будет с ним и погрубее, и пожестче, и понетерпеливее. Собственно, вот оно и все. И никуда от этого не денешься. Что человеку интересно – тем он и занимается. А то, что ему скучно – то ему не интересно. Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше.
И есть замечательное у человека свойство. Это есть совесть. Каждый человек имеет совесть. И вот Господь хотел бы, чтобы человек повиновался совести. И чтобы совесть побуждала его поступать согласно воле божьей. Ну, грубо говоря, честно перед богом. Но честно перед богом поступать не выгодно. Поэтому человек стремится занять такую позицию, когда внешне будет выглядеть более-менее благопристойно. Для чего? Чтобы свою совесть обложить ваткой, чтобы она не очень, так сказать… Вот. Конечно, в течение жизни при достаточном уме человек успешно этого достигает – такого навыка. Ну и что? Особенно люди, которые чуть-чуть понимают в актерском мастерстве, они этого достигают. Часто интуитивно, потому что учатся этому с детства. Именно с детства, глядя на взрослых и пробуя разные ситуации, человек оттренировывает вот эту возможность. Ну и что в результате? А в результате сердце закрывается. Человек лицемерием обкрадывает самого себя. Он всю жизнь в церковь ходит – и ничего не получает. Все мимо. Мимо денег. Потому что богу-то показуха никакая не нужна. Бог то смотрит на сердце человека. Это можно поверхностного человека, приятеля обмануть, или какую-нибудь дурочку. Мимозы ей купил, и говорит: «Ах, как я тебя люблю!» Или еще какую-нибудь ахинею в письме написать… «Ах, он такие письма писал, он так меня любил!» – господи, глупая, это же бумага! Давай разберем каждую строчку, ты увидишь: вот это из Тютчева, это из Блока, это из какого-то Эдуарда Асадова, – тут же ничего нет настоящего, все показуха от начала до конца. Только тогда, когда дело касается собственной крови, когда человек готов жертвовать (временем, силами, умом, здоровьем, деньгами в конце концов) – вот только таким образом это проверяется. Грубо говоря, когда мать, желая спать, встает кормить ребенка в пол-третьего, пренебрегая собой. Но при этом все равно остается желание жить за счет другого, устроиться, опять же той же ватой проложить… Более того, большинство наших забот даже о наших детях, – вроде казалось бы искренне волнуемся, искренне желаем, вроде любовь, – на самом деле нет. Даже и в этом мы ищем на самом деле своего покоя. Чтобы был здесь рядом, чтобы не волноваться, чтобы ничего не болело, и более того, чтобы делал при этом то, что я хочу. То есть, настаиваем только на таком своеволии. Вот такая непробиваемая броня.
Поэтому покаяние – это не обязательно перечислить, что «рассеян на молитве, пивка попил, осудил» – это все есть, это, конечно, есть такие грехи, это все правильно. Но если человек хочет быть христианином, в нем должен произойти переворот. Вот этот переворот называется покаянием. Если он происходит. Со многими людьми это так и не происходит, хотя он может с детства быть в церкви, ходить, причащаться… Ужасная участь. Потому что когда душа от тела оторвется, то врата царские, вход в небесную жизнь, будет закрыт. Человек будет стучать, говорить: «Господи, отверзи нам!», а Господь скажет: «Я даже Вас не знаю!» – потому что вся христианская жизнь от начала до конца – это все было показуха. И есть как бы два вида показухи. Одна – перед людьми другими, но это не очень успешно, потому что дураков-то нет. А вот хуже, к когда перед самим собой, когда человек теряет уже самого себя, например, входит в какую-то роль и ничего не слышит. И вот удивительная милость божья – Господь дает человеку свои заповеди. Казалось бы – зачем? Зачем они нужны? Чтобы познать свою собственную немощь. Только исполняя заповеди, человек может понять, что он ни на что не годен в духовном и нравственном отношении. А то, что он себе требует – это вообще ни в какие ворота не идет, потому что человек не имеет права ничего себе выторговывать от другого. Никто человеку не должен, но человек должен всем.
Вот когда человек придет в такое устроение, когда он должен всем (жене, мужу, детям, племянникам, каким-то бедным родственникам, всем на свете, налоговой полиции), причем по гроб жизни, – это значит, что человек положил начало покаянию. А у нас же не так. Мы весь мир воспринимаем таким образом, что этот мир мне должен. Бог должен мне помогать, бог должен мне исцелять, бог должен мне давать, мама мне должна это, папа мне должен это, братик мне должен это, учительница мне это должна, то есть весь мир мне должен! А я только стою в позе неудовлетворенности. И недовольства. И критики. Нахожусь в обиде на господа бога, на духовенство, на государственную власть, на друзей, на родственников, даже на то, что я такой болван, и то я в этом виню, так сказать, родителей часто, что они недостаточно образования дали, видите ли, с генетикой подвели, и так далее, и так далее… То есть все кругом. И, конечно, стоя в такой позе можно ли достичь будет царствия небесного? Нет, категорически исключено. Поэтому покаяться – это значит с головы встать на ноги. Причем голова-то у нас в этом месте уже совершенно плоская стала, нам удобно стоять на голове, то есть мы никакой другой жизни никогда и не знали, и все вокруг. Поэтому если кто-то когда-то и встанет на ноги, то он производит чудное впечатление, некоторая необычность, что-то «не так». Но это сделать необходимо. Потому что только это и есть покаяние, когда каждый из нас серьезно попробует хотя бы одну заповедь исполнить. Ну, любую. Например, господь говорит: «Позовут тебя на брачный пир – садись последним». Ну, хотя бы в течение недели не лезть вперед. Это же элементарно. Или, например: «Жена да убоится своего мужа». Современный человек вообще не понимает, что это значит: что значит «бояться», что значит «мужа», что значит «жена», вообще эти роли даже в голове, в душе, в сердце стерлись, и дети – они рождаются в этом сумасшедшем доме, они не знают даже, как им реагировать, их естество, созданное богом, велит одно, а ситуация родителей, соседей, родственников – она совершенно другая. И возникает вот эта шизофрения. Потому что естество одно, а жизненная ситуация – она совершенно другая. А Христианство с точки зрения замысла божьего – это и есть, собственно, норма, просто эта норма теперь очень редко встречающаяся. Но только таким образом можно, есть такой евангелиевский термин, «прийти в себя». Вот если нам это удастся, то тогда есть смысл и в посте, и в праздниках, и в богослужении, и вообще в каком-то нашем посильном подвиге. Если этого в нас не происходит, то… Потому что понятно, что во всем вдруг так перевернуться враз это можно только на смертном одре, когда все по-серьезному, когда действительно кровь льется, и когда очень больно – тогда действительно человек становится серьезным. А так пока каждый стремится в свою меру какого-то дурака валять. Хотя понятно, что пройдет какое-то время, все равно же будешь умирать – вот оно, серьезное дело. Надо к этому нам подготовиться. Потому что если мы не будем к этому серьезно относиться, то вот это драгоценное время жизни нашей, она очень короткая, но она дана нам богом для определенных вещей, мы эту жизнь можем просто промотать, бессмысленно совершенно. Огромные даны возможности у нас, и вера нам дана, сколько людей без веры живут впотьмах, как несчастные, все время идут куда-то стукаются, плачут, потом опять, не знают куда, и кончается все это ужасно. Но вот нам дается всем такой шанс. И вот от того, насколько в нас хватит решимости, а решимость зависит еще от веры, вот если мы вот в это во все верим, тогда мы это совершим, а если не верим, то уговаривать-то бесполезно. Хоть пистолет наставляй, хоть карабин семизарядный – ну и что? Из страха человек может что-то сделать, но не полюбить. А служить богу можно только любя его. Любя, сознавая свое несовершенство, действительно каясь перед ним, и действительно имея с ним личные отношения, которые всегда ответственны. А то приходит человек и спрашивает: «А какие мне молитвы читать?» Интересно, а ты что, с родной матерью, которая тебе по телефону звонит, тоже по разговорнику разговариваешь? Нет, это к молитве имеет очень косвенное отношение. Одно дело читать молитву, а другое дело – молиться. Это совершенно понятно, совершенно разные вещи. Одно дело этот человек собачий вальс играет, а другое дело – это профессиональный музыкант. Это совершенно другие категории. И бог требует от нас не выполнения каких-то функциональных задач, или мы думаем, что с помощью прочитывания чего-то что-то само нам откроется. Нет, это само сердце должно расколоться, эта короста, должно все перевернуться, мы должны все-таки раз и навсегда понять, что от нас Господь хочет по отношению к нему самому и по отношению к ближнему. Причем, у каждого свой ближний. Кому жена досталась «не ахти», у кого ребеночек «трудненький», у кого… и так далее – это бесконечно. Если Господь тебя поставил в определенные условия, он от тебя ждет именно вот этого ответа. А мы? А мы – нет. А мы хотим от этого убежать, мы хотим все куда-то уйти от этого. Куда? Где легко, где хорошо, где комфортно, где тишина, где хорошее ко мне отношение, где праздное время препровождение… Но какое праздное, когда жизни осталось вообще ерунда?! Ну что жизнь человека? Это все происходит мгновенно. Вот надо учиться, чтобы наша жизнь была осмысленной. В ней много – не только всяких духовных упражнений. Нужно и сеять, и строить, и рожать, и кормить, и на кашу дуть, все это нужно. Но опять – во имя чего? Вот это самое главное. Вот это нужно в памяти иметь: что я делаю, зачем, какой в этом смысл, чего хочу достичь, какая ставится мною задача? Что, человек, ты хочешь? Вот на это надо ответ давать, в собственной совести, в собственном сердце, причем – в свете Евангелие. Вот куда ты устремился, чего ты хочешь, что тобой руководит? Зависть ли, злоба, чувство мести, жадность ли тебя обуяла, вот что тобой руководит, что ты туда устремился, что ты хочешь? Отдыха, комфорта, денег, удовольствий, власти? Что ты хочешь? Или ты хочешь благодати святого духа? Хочешь вообще жизнь не зря прожить? Так это совсем в другом месте находится, это совсем не там. Так и не надо лицемерить. Не надо. Не надо изменять Христианство по своим страстям. А то получается, что каждый гнет Евангелие так, как ему удобно: «Так, это – нет, это – нет, это – нет…» – что останется? А останется какой-то гнутый блин, вот такой весь сухой и свернутый, он даже и по форме-то не похож. Ну, а так же не честно! Неужели мы думаем, что нам удастся обмануть Господа бога? Он наш и создатель, и отец, и спаситель, и искупитель… Неужели он заслужил своим подвигом ради нас такого к себе отношения? Поэтому у нас, собственно, альтернатива очень проста – либо жить по-христиански, либо стать совершенно бессовестными людьми, а для этого придется лицемерить.
Вот поэтому этот приятель он так всех и поздравлял с этими именинами, которые в день мытаря и фарисея. Как-то может быть для себя, сейчас он уже священником давно стал, а когда-то там стихи писал. Вот это очень, так сказать, важная вещь, над которой нам надо крепко задуматься, особенно в эти приближающиеся к нам святые дни. Потому что Пасху тоже можно поверхностно праздновать, как большинство людей на Земле. Они так Рождество празднуют, забыв, кто родился. И Пасху празднуют, вот кулич ест, а ему невдомек – кто воскрес и зачем, и вообще интересно ли это: «С праздником, с праздником! Воскрес!...» А что такое – воскрес? И кто воскрес? И зачем? Можно так просто отметить, всегда есть повод ветчинки поесть. Это так сказать все очень уважительная причина. Но неужели нас мать родила, только для того, чтобы мы имели повод на Пасху ветчинки поесть? Это как-то для человека слишком уж убого. Нет, у человека гораздо задача выше. Вот, и надо вот увидеть, увидеть – каждому в своей жизни, - вот что от меня господь ждет? Не завтра, не сегодня, не в каком-то глобальном масштабе, там достичь какие-то амбиции, кем-то стать, опять же, чисто внешне, надо внутренне, именно перед богом постараться очень честно, и совесть надо все время очищать, чтобы совесть была все время обнажена, чтобы это все звучало, чтобы перед богом стоять. Ну а люди, там уж разные будут и ситуации. Может быть, и соврут про тебя, и что-то не то скажут, это не важно. Про самого Господа Иисуса Христа говорили, и каждому достанется, так оно не бывает. Да, собственно, и нет человека без греха. Что бы там кто чего не сказал, это все десять тысяч раз справедливо, не это важно. Отвечать будем только перед богом. Причем не юридически. Вот если бы юридически, еще можно было бы какую-нибудь адвокатуру развести, но здесь нет. Одно только сердце и бог. И вот надо учиться поставить свое сердце перед богом, и никого чтобы не было вокруг, никаких больше спекуляций, как можно больше честности. Попытаться. От этого выйдет нам и окружающим нас людям тоже великая польза.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
увы, данные воззрения с моими не совпадают. И здесь прослеживается явная схоластичность рассуждений на религиозную тему.
Снежик1, ну во всяком случае спасибо за комментарий :-)
Собственно, соглашаться было совсем не обязательно. Я в предисловии написал, что этот текст я, например, рассматриваю как хорошую пищу для размышлений, а не как образец правильных рассуждений :-)
Oblomok 04-08-2008-08:34 удалить
"Но неужели нас мать родила, только для того, чтобы мы имели повод на Пасху ветчинки поесть? Это как-то для человека слишком уж убого. Нет, у человека гораздо задача выше."
....
Всегда стараюсь держаться подальше от людей, у которых есть "особая миссия" на Земле :+) Я вот не понимаю, чем человек "просто кушающий ветчинку" хуже или неполноценней человека, который "кушает ветчинку со смыслом" :+) Зачем решать за людей - хватает им так называемой "внутренней духовности" или нет на основании штампов ? :+)
Автору опуса - низачот :+)

Он слишком много написал, Павел. Его нехитрые мысли можно изложить на одном тетрадном листе печатными буквами:+) Тема эта вечная....всегда кто-то сильно озабочен поисками смысла жизни для общества :+) Так сильно, что обычно не находит его в своей :+)
Phoenix-RA 04-08-2008-19:22 удалить
а можно про чтение книги и её прослушивание? :)
мне, например, очень нравится слушать, особенно если это авторское выступление. если художественное произведение читают профессиональные дикторы - тоже прекрасно.
учебную литературу, конечно же, лучше читать. а может даже лучше видеоуроки.
но иногда хочется почитать и художественную литературу, чтение оставляет больше места для фантазии :)
Phoenix-RA, спасибо за мнение. Наверное, я в целом согласен :-)
Oblomok 05-08-2008-00:04 удалить
Всем "спасибо за мнение"...а я столько написал и мне ничего :+( Жизнь несправедлива :+( (капризно)
Phoenix-RA 05-08-2008-07:30 удалить
Oblomok,

"нет в мире совершенства" ;)))
Oblomok, привет :-) Насчет того что сказано весьма многословно - оно и понятно. Это же проповедник читал прихожанам проповедь. Если она будет занимать пять минут, то это было бы странно. Я сразу в предисловии заметил, что сам по себе текст не стоит воспринимать буквально - его форма и лексикон своеобразны в силу указанных обстоятельств.
Насчет темы выступления - она в общем-то вполне конкретная, и не совсем о смысле жизни :-)


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ТЕКСТ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ | Павел_Котельников - Дневник Павел_Котельников | Лента друзей Павел_Котельников / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»