Актуальна ли ныне Благая Весть? Что говорит, и говорит ли вообще что-либо Евангелие сердцу современного человека? Быть может, оно просто устарело, как устаревает все на свете, и его пора заменить чем-нибудь другим, скажем, сайентологией или агни-йогой, которые более созвучны нынешним умонастроениям, и в большей мере соответствуют современному естественнонаучному мировоззрению, нежели учение Иисуса Христа, которому уже две тысячи лет? Это отнюдь не праздные вопросы. Подводя итоги истории христианства в 20-ом веке, приходится признать их неутешительность. В начале третьего тысячелетия оно переживает не лучшие свои времена. Подобное мнение может показаться спорным, поскольку эпоха массовых гонений на Церковь ушла в прошлое вместе с крушением тоталитарных режимов 20-го века. Вроде бы никто больше не угрожает существованию христианской религии, однако налицо ее серьезный кризис, который продолжает углубляться. Он проявляется в том, что христианские духовные ценности более не являются путеводной звездой для большинства людей даже в тех странах, население которых традиционно исповедует христианство.
Все меньше и меньше остается людей, понимающих, что Иисус Христос-это не просто величайший моралист всех времен и народов, а Путь, Истина и Жизнь. Примечательно, что 20-ый век, ознаменовавшийся необычайным ростом интереса к различным, в первую очередь восточным духовным практикам, в целом не засвидетельствовал роста интереса к богатейшей традиции христианского мистицизма. Подобное равнодушие отнюдь не случайно. Оно говорит о том, что в сознании современных христиан их религия более не ассоциируется с мистическим Богопознанием. К сожалению, подобное мнение не лишено оснований. Современная Церковь, как на Западе, так и на Востоке, не отрицая значимости христианской мистики, видит свою миссию, главным образом, в социальном служении, в оздоровлении нравственного климата в обществе и в гармонизации общественных отношений. При этом забывается, что данные функции, при всей их значимости, все же являются для христианства второстепенными. О том, что должно быть духовным приоритетом для христиан, с исчерпывающей ясностью сказал Сам Христос: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам”. (Мф.6,33) Следовательно, основное внимание христианам следует обращать не на внешнюю, социальную активность, а на внутреннюю, созерцательную жизнь, ибо “…Царствие Божие внутрь вас есть”. (Лк. 17,21)