занятия с опытным педагогом могут помочь преодолеть какие-либо трудности, а главное – уберечь начинающего вокалиста от некоторых ошибок, приводящих при неконтролируемом процессе обучения даже к потере голоса. Однако возможность учиться у квалифицированного педагога есть не у всех. В этом случае, занимаясь самостоятельно, вы становитесь как-бы своим собственным педагогом и учеником в одном лице. Поэтому самоконтроль помогает, или лучше сказать, определяет вектор обучающего процесса. Именно самоконтроль, выявляя собственные ошибки и недочёты, даст понять над чем следует работать, на что уделить внимание, дабы добиться своей цели – научиться петь. Как известно вокалисты контролируют и регулируют процесс голосообразования при помощи ощущений – слуховых, мышечных, резонаторных (вибрационных). Но существует ряд причин, особенно на первом этапе занятий, из-за которых самоконтроль затруднен: 1. Голосовой аппарат является частью организма, поэтому резко ограничены возможности самого эффективного – зрительного контроля над процессом. 2. Субъективные ощущения своего собственного пения часто обманчивы. 3. Мышечные ощущения не подчинены сознанию полностью (кроме того, у детей и у взрослых они могут быть неодинаковыми), а резонаторные для начинающих малознакомы. Обычно на первых уроках молодые вокалисты совершают много лишних движений (мимических, артикуляционных), прикладывают излишние усилия, их внимание очень напряжено, они бывают суетливы. И как следствие их ощущения могут быть не всегда верны. Поэтому хочется обратить ваше внимание на некоторые основные моменты. 1. Пение не должно вызывать неудобства в гортани, болевых симптомов, скованности в теле. Со временем, при систематических тренировках, вокальные навыки автоматизируются, Появляется свобода, естественность, начинается путь совершенствования. 2. Наиболее осознанными являются слуховые ощущения и представления, поэтому слух – главный регулятор голоса. Именно с помощью слуха необходимо научиться различать все тонкости своего звучания, уловить лучшее и зафиксировать мышечными ощущениями. 3. Формирование вокальных ощущений также связано с подражательным рефлексом. Это самый короткий путь при освоении вокальных навыков. Здесь немаловажен музыкальный вкус. Будьте аккуратны при выборе для себя образцов вокального мастерства. Очень хорошо, если вы живёте не в узкожанровом направлении и вам не чужды эталоны – например, классического вокала, джазового и т.д. Порой не известно, кто из исполнителей окажет большее влияние или поможет освоить что-либо, необходимое именно вам. В любом случае, чем шире и полнее вокальный кругозор, тем лучше разовьётся ваш музыкальный слух. Ведь певец настраивает свой инструмент в соответствии с тем идеалом звучания, представление о котором у него создалось. Самостоятельная работа, в процессе которой развиваются индивидуальность, активность, изучение самого себя, анализ качества звучания и правильность совершённых движений, осмысление причинно-следственных связей, логика музыкального мышления и другие элементы, является наиболее важным звеном освоения вокального искусства. Теперь можно перейти к конкретным упражнениям. И тема данного урока посвящена певческим тренингам. Певческие тренинги. Вводные упражнения Певческие тренинги идут по трём направлениям: 1. Артикуляционный комплекс; 2. Дыхательный; 3. Вокальный. Выделить какой-либо из них по эффективности нельзя. Только в совокупности они дают положительный результат. 1) Упражнения, о которых сейчас пойдёт речь, не требуют больших разъяснений и оговорок. Их цель – раскрепощение артикуляционного аппарата, у начинающих вокалистов и детей работающего вяло. А именно – сильно «зажатая» нижняя челюсть, перенапряжённый язык в сочетании с вялыми губами и т.д. По какой причине это происходит и что собой представляет артикуляционный аппарат – тема достаточно объёмная. Для начала попробуйте освоить некоторые конкретные упражнения, значение коих можно оценить со временем. Работать полезно перед зеркалом, чтобы движение нижней челюсти, положение языка находилось под зрительным контролем поющего. Так как в вокальной технике обучение строится на слуховых и физических ощущениях, то при объяснении тех или иных упражнений у педагогов выработалась практика ассоциативного объяснения, которая не должна вас пугать. Упражнение 1 Расслабление нижней челюсти. Чтобы ощутить естественно расслабленную нижнюю челюсть, Ю. А. Ковнев, например, советует: «Представьте себя спящим с открытым ртом, при этом челюсть как бы “отваливается”». Упражнение 2 Расслабление языка, глотки, гортани. Сымитируйте дышащую собаку, когда ей жарко – необходимо высунуть язык изо рта и сделать несколько быстрых выдыхательных движений. Голову опустить, расслабить шею. Упражнение 3 Хорошего открытия рта можно добиться на гласных «А», «О», «У». Попробуйте это упражнение на речевом произношении с утрированной артикуляцией. Нижняя челюсть легко, без напряжения опускается вниз. При фонации язык расслаблено расположен между нижними зубами. Гласные можно чередовать. У детей и начинающих вокалистов при перенапряжении язык часто лежит горбом, закрывает зев, оттянут назад и загибается наверх, создавая определённые трудности во время пения. Наилучшего звука можно добиться только тогда, когда язык в полости лежит ровно. (Некоторые педагоги даже укладывают язык ученикам при помощи ложечки – зачастую данный способ даёт результат.) При неоднократном повторении приведённых выше упражнений довольно быстро вырабатывается более естественная работа артикуляционного аппарата, необходимая при пении. 2) Теперь можно приступить к некоторым вокальным упражнениям. Данные упражнения помогают разогреть связки и подготовить голосовой и артикуляционный аппараты к пению. Распевайтесь на легко берущихся нотах, не насилуя голосовой аппарат. Пока это упражнение выполняется на среднем участке диапазона. (Диапазон это количество нот от самой низкой до самой высокой, которые может спеть данный голос). Упражнение 1 «Мычание» – пение с закрытым ртом на сонорный согласный «М». Оно настраивает на головное звучание и осуществляется при сомкнутых губах, с несколько опущенной нижней челюстью и ощущением небольшого зевка. Грубо говоря, «мычите» на кончик носа. Если упражнение выполняется верно, то вы ощутите вибрацию в районе носа, губ и грудной клетки. Упражнение 2 «Рычание» – пение на широкой, нарочитой улыбке согласного «Р». Во время выполнения упражнения кончик языка плотно прилегает к верхним зубам, рот приоткрыт, положение губ, языка на протяжении распевки не меняется. Причём чем выше ноты, тем более утрировано «улыбайтесь». При упражнениях не бойтесь искажений, странной гримасы на своём лице. Упражнения выполняются секвенциями по полутонам вверх и вниз. (Прим. Знак V – вдох) Что касается дыхательного тренинга, то данная объёмная тема будет рассмотрена отдельно. Желаю удачи!