"... Я мог быть
Отцом
Миллиардов жителей
Миллионов планет
Превзойти Создателя
Изваявшего
Только Адама и Еву
Жаль семени моего
Растраченного
Впустую "
Вадим Сидур. Гроб арт, скорбь, страстная любовь и предсказание чернобыльской катастрофы.
Coffin Man (человек - гроб), 1972
75 x 187 x 61 cm
Metal, wood
Прочитав и прокомментировав пост Наталья Елир о его творчестве, не удержался, что б не выложить материал об этом уникальном художнике.
На ленте друзей увидел это :
Памятник "Погибшим от насилия" 1965г. г. Кассель
Пошел в интернет искать продолжения, нашел и делюсь с вами увиденным :
Peace, 1953
С какой стороны не глянь - совершенно обычная на то время скульптура и название "Мир", четко определяет границы дозволенного. Но в 1953 умер "вождь всех народов", вместе с ним умер "одноименный ампир" и началась хрущевская оттепель .
Оцените разницу :
Old Sujet (Virginity Test), 1956
эти персонажи уже совсем не вписывались в знаменитый "принцип соцреализма",
Adam and Eve, 1956
но если убрать некоторые детали, еще сошли бы за "колхозницу с трактористом". Тема Адама и Евы прошла через его творчество второй главной канвой, первой была - боль, смерть и скорбь. Их (темы) можно смело поменять местами.
Текло время, зрел автор и его творчество.
The Machine Gunner, 1960
[400x590] "Инвалид"1962г.
В послевоенные годы тема инвалидства актуальна, даже я еще помню ветеранов на костылях или без рук. "Мясорубка" была, а не война.
Серия работ "Смерть от..."
"...бомбы", чему он был свидетель.
Death through Bombs, 1965
Я бы для себя выбрал " ...от любви", все равно дело неизбежное , а если так, то уж лучше от чего то стоящего...
Death through Love, 1965
"Операция на сердце" 1966г.
Он как чувствовал, что именно сердце станет причиной его смерти (физической)
Проявил он себя и как интересный рисовальщик, исследователь.
"Mutations II", 1969
Тут же переносит находки в скульптурную версию.
Prophet, or the Smile of the Century, 1969
Iron Prophets, 1971
Не трудно представить, какая реакция была на его творчество в эпоху расцвета Брежневского социализма. Тогда многих посадили, бульдозерами разгоняли, и в лучшем варианте отправляли в эмиграцию. Но он остался верен своему пути и не свернул обратно к скульптуре "Мир".
From the cycle "Adam and Eve", 1979
Опять Адам и Ева, но уже совершенно не похожие на своих предшественников.
From the cycle "Adam and Eve", 1981
From the cycle "Adam and Eve", 1981
Эксперименты с формой сильно видоизменили и его скульптуру
Seated Woman, 1963
Puzzle for Adults, 1980
Sunbath, 1981
[500x429]Серия "Неосалон"
Проявился он и в живописи. Серия работ на дверях шкафов расширила его монументальный диапазон.
"Paradise Begins in the Corridor", 1982
Памятник евреям погибшим от геноцида в 1941г. "Формула скорби" 1972г.
[260x197] Художник в своей Московской студии.
Художник так и не был признан в СССР, умер в 1986г., так и не дождавшись новой "оттепели". В конце его жизни произошла Чернобыльская трагедия, многие поняли, что ее он предсказал.
В Москве есть музей Вадима Абрамовича Сидура
"Создатель с Адамом и Евой", "Бабий яр"
"Хула-хуп"
На сайте музея есть много информации о художнике и его интервью 1980г. http://www.sidur.ru/Sidur.html
Его многие знают как художника, но он еще и неплохо писал:
"Павел Ольховников
Пьяный
Мочился
На голую
Ей отвратительно было
В страхе столбом стояла
От брезгливости умирала
Молча позор терпела
Яблоня
Топора
Боялась"
или еще, цитата, актуальная :
"Празднуя
Христа
Рожденье
Верующие
Христиане
Добрые
Прихожане
Жертву
Приносят
Миллионам
Невинных
Младенцев
Горло
Режут
Маленьких
Покойников
Обряжают
Вокруг
Зарезанных
Пляшут
Счастья
Друг
Другу
Желают
А
После
Торжества
Христова
Трупы
Убитых
Ёлок
Долго
Гниют
На
Помойках"
"Самая счастливая осень"1983-1986гг. можно прочитать: http://www.lib.ru/POEZIQ/SIDUR/stihi.txt