Слова шамана
- Тот, кто видит, что горы являются волнами, видит, что и народы как волны. Сейчас волна одних народов на подъеме, других - на спаде.
- От чего зависят подъемы?
- От силы отдельных людей.
- Как узнать сильных людей?
- Сильный человек спокойно преодолевает новые и новые препятствия, независимо от того, предвидел он их или нет. Другими словами: обстоятельства не разбивают его волну.
...
- Эта цивилизация ошибочна в том, что везде стремится создать одинаковые условия. Такой способ проигрышен, так как требует постоянного притока энергии извне. Скоро варвары будут изучать способы жить в тех условиях, которые есть.
- Кто это - варвары?
- Варвары - люди со столь низким уровнем культуры, что без своих приспособлений они не проживут в тундре и суток.
- А развитые цивилизации здесь были?
- Да.
- Почему же нет следов?
- Они на дне моря и на некоторых северных островах. Скоро найдут.
- Что за следы?
- Сейчас на больших глубинах могли сохраниться только следы огромных сооружений. Например, аэродромов, туннелей, каналов. А рядом найдут и остальное.
- Как скоро?
- Еще при жизни твоего поколения.
...
- Почему Духи помогают или не помогают?
- Духи помогают при определенных условиях.
- Каковы эти условия?
- Духи не помогут тебе ни в одном деле, которое ты смог бы сделать сам. Но если ты подвел свои дела к черте своих возможностей, действуешь на грани возможностей и дружен с Духами, они помогут тебе.
...
- Как ты решаешь, когда отвечать?
- Не решаю. Вопрос должен “перевариться”. А ответ должен “придти”. Бывает, что я даже на некоторое время забываю о вопросе. Простой вопрос требует нескольких минут, а принятие решения требует очевидных знаков.
- Какие знаки?
- Эвелны, например, часто видят варианты решения во сне. Многие жители Магадана “читают” совпадения, хотя не отдают себе отчет в этом.
- Как увидеть знаки?
- Сначала тебе нужно научиться смотреть.
- Как ты научился?
- Очень много лет мне не нужно и не перед кем выделываться. Вербальные объяснения отпали сами собой.
- Но я - преподаватель.
- Тебе очень трудно. Работа приучила все объяснять. Теперь ты чаще видишь не реальность, а свои объяснения.
- Что мне делать?
- Поучись у эвелнов. Посмотри, как они начинают действовать. Их мир не так благоустроен, приходится больше действовать. Для этого нужны не объяснения, а реальность.
...
- Кто - то заболел?
- Нет, пришли поговорить со мной.
- Надолго?
- Утром уйдут. Разговор ночью.
- Могу я спросить, если не секрет?
- Исчезла одна звезда, наверное, шестой величины.
- Где исчезла?
- В небе. Сегодня первая половина ночи будет ясной.
- Это - катастрофа?
- Наверное. Много тысяч лет назад.
- Я видел эту звезду?
- Это - вряд ли. У тебя не такое зрение, как у местных.
- Они что, постоянно считают звезды?
- Они не умеют считать.
- ???
- Мы с тобой умеем считать, поэтому мы ничего бы не заметили. А они видят небо как картину, целиком, и заметили, что картина изменилась.
- Почему они пришли к тебе?
- Они хотят знать, что это за знак?
- А это знак?
- Конечно.
...
Эти эвелны - прямые потомки тех, и вряд ли кому улыбнется воевать с ними здесь. В то же время в городе они выглядят неуверенно, почти любой жулик или хулиган видят в них жертву. Они стараются ни с кем не связываться, слишком многое, на мой взгляд, могут стерпеть. Если же будет перейдена черта и их терпения, то реакция будет отсроченной и неадекватной. Например, стрельба или поножовщина в ответ на слова или удар рукой, нанесенный восемь дней назад. После этого дорога в город заказана.
- Почему они так теряются в городе?
- Не теряются, не успевают.
- Как это?
- В привычной ситуации они действуют на основе понимания так, как им кажется правильно. В городе не чувствуют, что правильно. Соответственно, не могут вовремя принять решения о действии.
- Часто кажется, что они боятся.
- И такое, наверное, бывает. Хотя реже, чем у городских.
- Но они часто уступают в ситуациях, подчиняются.
- Для них ситуация еще долго не кончается. Счастье городских, что размышляя, они гораздо чаще обвиняют себя в некомпетентности, чем их в грубости.
- Если все же они обвинят городских?
- Очень редко.
- Ну, все же.
- Тогда они охотятся прямо в городе. Могут улыбаться при встречах. Но ты уже - дичь.
- Жуть.
- Не тревожься, ты не агрессивен. Тебе не грозит.
...
- Ну, у нас судна не построишь на одном намерении.
- Кто Кузьма по образованию?
- По - моему, бывший артиллерист.
- А Вовчик?
- Радиоинженер.
- А Генка?
- Понял. Среди них нет ни одного судостроителя.
- А как они построили свое судно?
- Сам видел. Резали заброшенный флот и варили свое прямо на песке.
- Хорошее?
- Сносное, наверное, хорошее.
- Не лукавь. Судно отличное. Лучше заводских. Раньше их называли беспроектными, а сейчас рыбнадзор и погранцы называют беспредельными из - за ходовых и штормовых качеств. Ну и как они его сделали?
- Действительно. Не задумывался.
- Говорю тебе: у них была цель, и они начали действовать. Остальное - приложилось.
- Эвелны в городе слабы, потому что не имеют цели?
- Да. Пока меняют - покупают, хорошо держатся. А потом начинают болтаться без цели... .
...
(Отступление про конфликты с вертикалами.)
Нежелание реагировать на вербальную агрессию затрудняет мне жизнь и сегодня. Годы давно не те, чтобы драться, и не принято в университете. Бывает, что слышу претензии или обвинения, кажущиеся настолько нелепыми, что не считаю нужным отвечать. Изредка, каждый раз с удивлением, слышу потом от присутствующих: “Ты не оправдывался и сам не обвинил в ответ. Значит виноват или испугался”. Сразу вспоминается казарма и наглеющие из-за молчания сослуживцы. Сейчас, конечно, могу отвечать и вербально, но делаю это редко. Как трудный, нудный, но необходимый ритуал.
Волк не считает лай нападением. Для него это просто странные звуки, которые мешают самим же собакам жить содержательно - охотиться. Нормальный Волк, услышав лай, молча уходит на свою содержательную территорию. Но иногда собаки слишком раздражают. Тогда Волк молча возвращается через несколько суток. Собаки удивляются - за что? Со своим лаем они это никак не связывают.
...
- В первый раз вижу среди тайги веточки на окне. Зачем?
- Зимы еще много. Часто нужны активные вещества
- Как ты их добываешь из веточек?
- Это - ольха. Суточного урожая пыльцы с семи сережек хватает на лекарство взрослому.
- Ты ешь эту пыльцу?
- Эта - горькая. И слишком сильна. Лес и так полон лекарств и витаминов. Зимой можно жевать стланик, почки березы, ольхи или шишечки. Пыльца - для мазей и смесей при лечении.
...
(Сказано о случайном зимовщике, но подходит ко многим ситуациям, в том числе и с замерзшими на ориенбургской дороге.)
- Должна быть стабильность борьбы. Твои подарки позволят временно не бороться, как свечи и солярка. Из за них он чуть не замерз, так как сразу не приобрел привычку запасать дрова. Вспомни судьбу ушедших коренных народов: они прекрасно жили до того, как к ним пришла “помощь” западной цивилизации.
- Но он сам из западной цивилизации.
- Это - Колыма. Он мог бы частично выживать где - нибудь в обильной сибирской тайге или в тамбовском остаточном лесу. Здесь частично не получится. Или он полностью задействует все свои ресурсы в борьбе за жизнь, или сдохнет.
- Ох и суров ты. Вообще не нужно помогать?
- Наоборот: хочу, чтобы он имел шанс. Можешь давать гостинцы. Но немного и несистематично. Чтобы он на них не рассчитывал. Пусть рассчитывает только на себя.
...
- Если считать рабочий день по пятнадцать часов, то запасаюсь дней десять - двенадцать.
- Десять дней кормят год?
- Говорю же, в городе жить потруднее. Зря ты пренебрегаешь добычей.
- Теперь призадумаюсь. Почему так?
- В городе ты должен покупать родне и себе то, что не нужно для жизни: модные вещи, технику, мебель, напитки, подарки... . Всего не перечесть. Здесь ты свободен от этого.
...
- Что ты говорил о “жестокой борьбе за существование”?
- Ну, в столь суровых условиях нужно бороться за выживание.
- Имей в виду: как только начнешь бороться - это первый шаг к смерти.
- А не бороться, так сразу замерзать?
- Не бороться и не замерзать. Просто действовать в гармонии с окружающим миром.
- Как?
- Не противопоставлять себя Природе, даже не думать об этом. Природа всегда тебя победит.
- Но без напряжения сил не обойтись.
- Обойтись. Старайся делать то, что нужно, “по течению” дня, часа, мига.
- Но как?
- Начни, старайся чувствовать и поймешь.
...
Шаман говорит, что за четыре дня меняется заметное для самого человека количество воды и солей в организме. И сам знаю: первые три дня в городе замечаешь, что вода в кране из застойного водохранилища, хлорирована и проходит по ржавым трубам. Потом перестаешь замечать.
Когда привыкнешь к чистым горным ручьям, если сосредоточиться, замечаешь, что в одном ручье вода чуть горчит, в другом чуть - чуть щиплет, в третьем - необыкновенно вкусная. Это объясняется разным солнечным, лунным и звездным режимами ледников и ручьев, разным составом торфяных болотец на вершинных плато и минеральным составом горных толщ, через которые вода с ледников и болотец фильтруется.
...
- Как это понимать: “обратная временная реакция”?
- Твоя наука еще до этого не дошла.
- Может ты объяснишь мне?
- Время окружает человека, как твои руки паука.
- Не понимаю.
- Люди думают, что сегодня они реагируют на вчерашнее.
- Правильно.
- Наполовину. Половина их реакций - на завтрашние события.
- Но человек не знает, что будет завтра.
- Умом не знает, а реакциями знает.
- То есть завтрашний день предопределен?
- Нет. Просто время окружает тебя сзади и спереди, справа и слева.
- Не понимаю. Я что, могу болеть сегодня от того, что съем завтра?
- Это – вряд ли. Редко. Тело не так чувствительно, как эмоции. Но ты можешь печалиться сегодня из-за завтрашних событий.
- Человек может чувствовать будущее?
- Чувства не подчинены социальному календарю.
- Не понимаю.
- Ты можешь годами не стареть: календарное время идет, а время чувств – нет. Ты можешь постареть на годы за дни: время чувств будет обгонять календарное время. И ты можешь помолодеть, если время чувств идет назад, хотя календарь идет вперед.
...
- А откуда ты узнал?
- От тех существ, которые, по-твоему, не существуют.
- Человек может как - то повернуть свое время назад, помолодеть?
- Существует практика, но она тебе недоступна сегодня.
- Что за практика?
- Нужно глазами повернуть назад весь калейдоскоп восприятия.
- Но человек не может помнить все воспринятое.
- Нужно не поворачивать воспринятое как видеозапись, а повернуть игру света. Тогда некоторый период твое время будет идти назад, а опыт сохраняться.
- Не понимаю, о чем ты.
- Говорю же, тебе эта практика сегодня недоступна. Ты не имеешь соответствующей концепции.
...
- Что мне делать, чтобы быть здоровым?
- Первое - не делай излишнего.
...
- Все - таки, что второе?
- Нужно, чтобы была энергия жизни.
- Где ее взять?
- Взаимная, сильная любовь.
- То есть люди, которые не любили взаимно, не смогут жить долго?
- Если они не пережили взаимной любви, у них не будет мужества нагонять волну своей жизни.
- Достаточно такого мужества?
- Его достаточно, чтобы учиться.
- Всем надо рекомендовать любовь?
- Любовь нельзя рекомендовать. Многие инстинктивно избегают любви, потому что она их покалечит или убьет.
- То есть мужество есть еще до любви?
- Ты же учился больше двадцати лет, прожил полжизни в Москве. Ты забрался холодной зимой в это место, чтобы спрашивать меня о любви? (Смеется.)
- А зачем еще стоило сюда забираться? (Смеемся оба.)
- Это - как в твоей науке о способностях. Задатки мужества и игры есть, но развиться они могут только в любви.
- Кто учит нагонять волну своей жизни?
- Человек учится сам.
- С чего начинать?
- Добейся чего-нибудь в жизни и откажись от этого.
- Начинать с асоциальности?
- Асоциальны те, кто не любил и не может ничего добиться. Беглецы от общества. Какое мужество у беглеца?
- Нужно сделать карьеру, добиться признания?
- Не обязательно. Но чтобы твердо знать, что ты - не беглец от общества, желательно.
- Но потом практически невозможно отказаться.
- Еще невозможнее, чем ты думаешь. Нужно отказаться еще и от себя, добившегося успеха.
- Как же жить, отказавшись от себя?
- Не от себя, а от надувшегося от успехов. Только тогда ты и будешь сам, истинный.
- Другого пути нет?
- Если ты не откажешься, то будешь очень социальным. И не позволишь себе нарушать социальное правило о сроках жизни.
- Этого достаточно для долголетия?
- Нет.
- Много еще условий?
- Нужно жить по сердцу.
- А еще?
- Нужно творить свою жизнь.
- Не понимаю.
- Начни с того, что в твоей жизни должно быть творчество.
- Стихи, картины, танцы, наука?
- Можно начать с чего-нибудь из этого.
Сам разговор про мумие и мед не очень интересен, но его развитие оказалось принципиально важным.
- Все же, наверное, не все есть в твоем рационе.
- Организм может вырабатывать почти все вещества. Нужно лишь заставить его.
- Как?
- Три вида активности: эмоциональная, физическая и волевая.
- Не заметил у тебя поводов для эмоциональной активности?
- Ты не чувствуешь так, как я. И я не живу здесь постоянно. Нужны новые впечатления, чтобы заставить организм правильно работать.
- Если будет достаточно видов активности, человек будет здоров?
- Он почти не будет стареть.
- Почему?
- После пятидесяти ты поймешь, что молодой человек всегда в форме, а старый как бы собирает себя для жизни каждое утро. Правильная совокупность видов активности позволяет дольше держать форму.
- После пятидесяти - нормальный средний срок?
- Средний у современного человека - после сорока. Но ты научился ходить зимой по тундре. Эта практика или отнимает у городского все, или добавляет десять лет формы.
- Откуда ты знаешь?
- Я старел и старел, и если бы я не стал осваивать особые практики, меня давно бы не было.
- Как ты узнавал, что стареешь?
- Я жил в городе и отмечал все, что наступает в последний раз.
- Как это?
- Например, последняя игра в футбол - годы больше не позволят играть. Последняя охота - возраст больше не позволяет охотиться. Последняя рюмка - здоровье не позволяет, последняя женщина - чтобы больше не пыжиться. Так современный человек дожидается последнего дня.
- Как ты переломил это?
- Мне повезло. Жизнь поставила в такие условия, в которых действительно нечего было терять. Я не выбирал это, и никто такого не выберет. А раз терять было нечего, я начал новые практики. Большинство людей умирают от этого, но единицы на десятки тысяч выживают. Думаю, что подобных мне немало.
- Обязательно нужно все потерять?
- Не спеши, все само придет с годами.
- С чего ты начал новые практики?
- Я начал творчески относиться к своей жизни.
- Почему же большинство людей умирает от этого?
- Все действительно новые практики начинаются с кризиса.
- Это обязательно?
- Например, ребенок отлично ползает: быстро, точно, безопасно. Но вот встает на ноги и делает первые шаги: медленно, неточно, да еще падет и расшибается.
- Понятно. То, что ты говорил про творчество, дает правильную эмоциональную активность.
- Да. Но я говорил не только про творчество. Творчество помогает понять идею самого себя.
...
- Годы катятся, катятся, и они так похожи друг на друга, что я не знаю, сколько мне лет.
- Но ты можешь посчитать.
- Умом я знаю, сколько, но чувствую их как пять - семь.
...
- Не лучше ли жить по - возможности в экологически чистых условиях.
- Лучше в меру.
- Экологическая чистота в меру?
- Человек не может вечно отгораживаться от мира. Мир все равно прорвется.
- Если будет развиваться экологическое сознание......
- Чепуха. Чтобы быть жизнеспособным, нужно приспосабливаться к любой среде.
- И пусть все засоряется?
- Нужно одновременно и пытаться сохранять среду, и изменяться вместе с ней. Любое одиночное направление проигрышно.
...
- У человека какой - то ограниченный ритм?
- Скорее набор или участок спектра ритмов, как участок цветового спектра.
- Чем это обусловлено?
- Телом.
- А ум, чувства?
- Представь себе механический манипулятор, который может двигаться с частотой пять раз в секунду. Он и должен получать не больше пяти команд в секунду. Если он получит десять противоположных команд, будет просто дрожать.
- У других животных другой ритм?
- Если другое тело.
- Возможно как - то ускорить обычный человеческий ритм?
- Без специальной практики ты просто разрушить себя.
- А замедлить?
- Можно, но в безопасном месте. Иначе, ты, например, попадешь под автомобиль или под движение ледника.
...
- Древний чукча убивал дикого оленя без стрел, ножом. Он просто долго бежал за ним, пока олень не падал. Человек не быстрее и не выносливее оленя. Он может быть более ритмичным.
- Как долго нужно было бежать?
- Это не имело значения. Имело значение состояние, похожее на транс, которое ты можешь понять с помощью упражнения.
- А без транса?
- Подвернешь или сломаешь ногу.
- Все так могли?
- Любой молодой охотник с здоровыми ногами.
- Был какой - то ритуал, практика?
- Как у всех народов мира. Охотник просил прощения, понимая, что и его когда - то догонит судьба, и наносил смертельный удар.
...
- Воспоминания могут “забить” твое сознание, как хлам квартиру.
- Люди дорожат своими воспоминаниями.
- Я говорю не о том, что само запомнилось, а о том, чтобы ты не наращивал объем воспоминаний искусственно.
- Есть целая культура организации воспоминаний: фотографии, видео, сувениры...
- Куда, зачем и какой багаж впечатлений тащит твое сознание?
- В каком смысле?
- Память нужна человеку не для прошлого, а для будущего. Не заполняй ее искусственно, это может помешать продвигаться в будущее.
...
- Любому человеку со временем надоедает чем - либо заниматься.
- При чем здесь аэродромы?
- Человек как самолет. (Смеется.) Летит - летит, потом ему нужно сесть и заправиться.
- Человеку нужно поесть? (Смеемся вместе.)
- Когда тебе надоедает заниматься каким - либо делом, ты или бросаешь его, или делаешь волевое усилие для продолжения.
- Естественно.
- Беда в том, что ты и бросаешь дело, и делаешь усилие неосознанно.
- Обычно я заставляю себя осознанно.
- Ты когда-нибудь делал выбор: “Бросить или сделать волевое усилие?”
- Нет, но я понимал необходимость продолжения.
- Необходимость - не выбор. Даже не совсем волевое усилие. Выбор делается без необходимости. Ты делал такой выбор?
- Трудно сказать.
- Выбор без необходимости сделать волевое усилие и есть аэродром подскока в твоих делах. Без него твой “самолет” не улетит дальше обычного радиуса.
- Чтобы развиваться нужны волевые усилия?
- Для дел. При развитии человека волевые усилия бывают и вредны.
- Как это?
- Когда человек напрягается, он становится жестче, консервативнее.
- Для развития себя нужно расслабиться?
- Разрешить себе изменяться, расти, понимать. А уж с этим или расслабиться или собраться - по ситуации.
...
- Именно, когда ты действительно взрослый - действительно не на кого опереться.
- Действительно, грустно. (Вместе усмехнулись игре слов.)
- Когда привыкнешь, увидишь новый горизонт.
- Расскажешь?
- Трудно. У тебя еще нет соответствующей практики.
...
- Новая перспектива развеивает грусть?
- Проще. Ты сможешь пойти своей дорогой только тогда, когда тебе не нужно опираться на других.
- Многие люди идут своей дорогой?
- Нет.
- Почему?
- Когда они смогли бы это делать психологически, они, как правило, настолько слабы физически, что нуждаются в помощи других: родни, общества.
- Наверное, много и здоровых?
- Нет. Слишком от многого нужно отказаться, а человек может это довольно поздно. Он и сам изобретает себе путы.
- Какие?
- Пока он здоров, он думает, что дети и внуки нуждаются в нем.
- Так действительно (опять усмехнулись) бывает.
- Редко. Просто он изобретает услуги, от которых они не отказываются. И (смеется) действительно благодарны.
- Человек, который все же пошел своей дорогой, обязательно должен жить отшельником?
- Нет. Но у него должен быть свой берег сокровищ.
- Аллегория?
- Конечно. У него должна быть внутренняя территория, недоступная другим.
- Туда выносит жизнь всякий хлам, как на вчерашний берег?
- Без этого не бывает. (Смеемся). Но есть там и много ценного.
- Если пустить туда другого, он соберет все ценное?
- Полбеды, если так. Может еще и нагадить. Твой Берег Сокровищ должен быть полностью недоступен другим.
...
- Что можно спросить у льда?
- Все. Но он будет просто пищать или трещать, если ты не нравишься.
- Как ему понравиться?
- Льду нравятся люди, подобные ему.
- Как человек может быть подобен льду?
- Энергия человека и льда - вихрь, стихия. Попробуй почувствовать. Лед не жестокий, но очень жесткий, и очень насмешлив, не терпит сантиментов и фальши.
- Но я не такой.
- Когда ты идешь днями один по льду, ты собран, сконцентрирован, тверд. Ты - такой. У костра ты расслабился, и лед подшутил над тобой.
Лед отвечает на вопросы как Шаман. Не сразу, через несколько часов или дней. Возможно, на ряд вопросов он ответил, когда я уходил греться или спать. Для диалога нужно многие часы сидеть на скамейке. Элементарно замерзаю. Шаман говорит, что я мерзну, так как не могу сидеть в полной неподвижности. Он одет полегче, но сидит сколько хочет.
...
- Зачем ты оглядываешься перед трудным участком?
- (Долгая пауза. Или я стал уже лучше понимать молчание Шамана, или мне показалось, что Шаман перед ответом решил понаблюдать за своим поведением). Когда идешь по льду в неизвестное трудное место, думай о том, как вернуться, если решишь вернуться и выбрать другой путь.
...
- Хотелось бы более четких инструкций.
- Полной ясности не будет никогда. Не жди ее, привыкай действовать в условиях частичной неопределенности.
...
- У тебя есть какая - то концепция смысла жизни?
- Тебе уже никто не поможет со смыслом.
- Почему?
- Ты - взрослый самостоятельный мужчина. Можно сказать, что стоишь на последней ступеньке тех смыслов, которые дает общество. Можешь на ней и стоять. Но, если решишь идти дальше - выше, сам должен придумать смысл.
- Если это удастся, другие смогут пользоваться новым смыслом.
- Да, если твоя практика будет доступна другим. Так общество расширяет свой мир смыслов.
- Так много людей, но не слышно о новых смыслах.
- Большинству не нужны новые смыслы. Они даже будут враждебны к этому.
- Как же они все - таки создаются?
- Многих не устраивает их жизнь. Единицы настолько конструктивны, что могут начать новые практики.
- Почему единицы?
- В рассуждениях это здорово, а в конкретной жизни страшно.
- Почему?
- У тебя есть авторитетные для общества родственники, друзья?
- Есть.
- Наверное, не очень приятные люди? Навязывают иногда свои взгляды?
- Да, своеобразные.
- Почему терпишь?
- Надеюсь, что в трудной ситуации они помогут, защитят.
- Точно?
- Не знаю.
- Для свободы мышления ты должен перестать с ними соглашаться, когда тебе это не нравится.
- Неуютно. Как крышу разобрать.
- “Крыша” - хороший термин. Чтобы расти дальше, нужно иногда разбирать “крышу”.
- Сейчас есть в городе такие выражения “крышу снесло”, “лишиться крыши”.
- Язык - коллективный ум. Много найдется людей, конструктивно разбирающих свою “крышу”?
- Очень мало.
- Потому и единицы, что из ста таких только один думает о смыслах.
...
- Ты утверждаешь, что можешь существовать одновременно в разных точках пространства?
- Для твоей реальности.
- Как это?
- Вот ползет паук. Ты ставишь на его пути руку, паук разворачивается. Ты ставишь другую руку. Для паука твои руки - два разных существа, но это - ты один: и спереди, и сзади одновременно.
...
- О каких сверхсуществах ты говоришь?
- Представь себе глубоководную рыбу без зрения и слуха. Может она иметь представление о солнце, тебе, твоей деятельности?
- Нет.
- Правильно, у тебя на два чувства больше. А теперь представь себе существ, у которых на два чувства больше, чем у тебя. Можешь ты иметь представление об их мире и их деятельности?
- Мне говорил об этом один коллега, но я не верю в существование таких существ.
- Что тебе мешает?
- Если бы они были, мы бы видели следы их деятельности.
- Мы их видим.
- Где же они?
- Например, движение материков.
- А я думал, что материки движутся по естественным причинам.
- Если ты придешь вырубать лес, зайцы разбегутся. А когда они вернутся, то не смогут связать пеньки с твоей деятельностью. Для них это будет “по естественным причинам”.
- Эти сверсущества - Духи?
- Нет, просто существа.
...
- А люди все ходят по одним и тем же туннелям?
- Нет.
- Но ведь все люди могут встретиться.
- Нет. С людьми из твоих туннелей ты будешь встречаться постоянно, хотя кажется, что вероятность встречи мала. С другими не встретишься никогда.
- Да, я часто встречаю в метро магаданцев, хотя в Москве почти невероятно оказаться случайно в одном вагоне.
- Чаще, чем простая вероятность?
- Намного.
...
(Черные чернушки (кто смотрел "Тотторо"?).)
Третий час идем с Шаманом по льду, меняясь и ступая в след друг другу. Идя сзади, заметил, что иногда от одежды Шамана отделяются черные точки и разлетаются в разные стороны. Сначала подумал, что просто рябит в глазах. Стал присматриваться. Точки были очень маленькими шариками с прозрачной оболочкой. Они летали по сложным траекториям во всех направлениях, обгоняя нас или отставая, по ветру и против ветра. Ни одна не садилась на снег. Отдаляясь, они просто терялись из виду из - за маленьких размеров. Я стал ставить руку на их пути, но они ни разу не садились на нее, всегда огибая сантиметрах в десяти.
- Ты видишь эти черные точки вокруг нас?
- Да, сегодня их день.
- Что это?
- Простые полевые существа. Сегодня сгустились.
- Что за полевые существа?
- Вроде паразитов или симбионтов.
- Они вредны?
- Обычно их не замечаешь. Скорее - симбионты.
- Откуда у них энергия на морозе?
- Они - вроде замкнутых колец энергии или вихрей. Даже света луны может хватать.
- Почему они видны сегодня?
- Выброс. Или размножение, или отмирание.
...
- Смеюсь, потому что могу быть отстраненным. Вовлеченный человек не смеется. Считай, что это хохот, например, Медведя. Лучше - Ворона, чтобы ты не пугался.
- Ты мог бы жить без человечества?
- Некоторое время мог бы, но по-другому.
- Как “по-другому”?
- Одежда, оружие, инструменты - все пришлось бы делать самому.
- С одеждой-оружием- инструментами многие смогли бы.
- Нет.
- Почему?
- Много причин. Зубы лечить, желудок. Только здоровый и понимающий окружающий мир человек смог бы продержаться долго физически. Но он свихнулся бы психологически.
...
- Но вот ты строишь коптильню. Ты же думаешь в это время о ней?
- Нет.
- А как же ты ее строишь?
- Она сама строится моими действиями.
- Но ты же обдумывал цели своих действий.
- Только общую.
- Человек так не может.
- Естественно, потому что обычный человек думает словами.
- Если не буду думать о том, что делаю, я ничего не смогу сделать.
- Правильно, пока ты не освоишь новую практику.
- Что будет со мной, если попытаюсь действовать, как ты?
- Без практики будет то, что называется “бытовой идиотизм”.
(м... не совсем про меня. я словами думаю с трудом, мне проще картинками)
...
- Почему ты думаешь, что мне не хватает глубоких отношений с людьми?
- У тебя нет гормональной болезни, но есть лишний вес.
- Лишний вес оттого, что нет полноценного общения?
- Да, задумайся о своих отношениях с окружающими.
- А я думал, что от неправильного питания и сидячей работы.
- Это – следствия.
...
- Если ты совершил действие, ты обязательно получаешь результат, хочешь ты этого или нет.
- Мистика какая-то.
- Мистика - совершить действие и думать, что ничего не будет. А совершить действие и знать, что обязательно последует результат - последовательный материализм.
- Но если мне не нужен результат?
- Не нужно было действовать.
- Люди могут действовать, не подумав или по ошибке.
- Результату все равно. Он наступит.
- Это плохо?
- Сам по себе результат нейтрален. Но если ты его не ждешь, он может разорвать цепочку твоих дел. Если ты не готов - он может быть опасен.
- Что же делать?
- Не делать ничего лишнего. Это лучшее лекарство от бестолковости. Часто помогает прекращение ненужных действий. У человека много энергии тратится на борьбу с последствиями его же ненужных действий. Если эта энергия не будет растрачиваться зря, человек начнет делать то, что нужно, и сможет одолеть многое.
- Как понять, какие действия нужны, а какие нет?
- Это - просто. Вернись к реальности и делай только то, что тебе действительно нужно.
...
- Решив не делать ненужных дел, необходимо пару - тройку дней не начинать никаких новых дел вообще.
- Что же делать в это время?
- Разгребай и заканчивай старые дела. Ни в коем случае не бездельничай.
- До каких пор?
- Пока не почувствуешь прилив энергии, обусловленный тем, что незаконченные дела не высасывают тебя.
- Сколько ждать этого?
- Думаю, что в твоем случае два - три дня.
- И что потом?
- Потом ты вдруг начнешь продвигаться к тому, о чем мечтал. Но делай только эти дела и продолжай разгребать старые.
...
- Когда человек долго живет в привычной ситуации, он становится компетентным и заскорузлым. Его мышление деградирует, так как он не решает новых задач.
- Но он все более хорошо решает привычные задачи.
- Он их уже не решает, а обкатывает. Он “экономит” мышление, живя привычным образом. Потом он начинает избегать новых задач...
- Новые задачи нужны для мышления?
- Для всего: ума, тела, чувств.
- А тебе не тревожно?
- Конечно. Но этой тревоге нельзя дать перерасти в избегание нового.