Берег утопии
16-03-2010 00:55
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
К стыду своему, долгое время считала РАМТ второсортным театром.
Молодёжный, труппа непонятная, актёры (да и то некоторые) известны лишь по сериалам.
И, хотя "Берег утопии" по пьесе Стоппарда мне советовали посмотреть неоднократно, ничего хорошего от субботнего спектакля я не ждала.
Кроме того, мне предстояло провести в театре 10 часов!
С 12.00 до 22.00 включительно. Театральная трилогия, видите ли.
"Ничего-ничего... посижу часа три и уйду, если не понравится", - примерно так я рассуждала по дороге в РАМТ.
***
"Берег утопии" репетировали два года. Получилась театральная эпопея, главные герои которой - идеи, рождённые в головах Герцена, Бакунина, Огарёва, Чаадаева, Белинского.
Борьба этих идей разыгрывается на кухнях, балах, в философских кружках, среди семейного счастья и неурядиц. Те, чьи "Философские письма", "Былое и думы" войдут в университетский минимум, совсем рядом, на скромно убранной сцене, построенной в виде огромного корабля.
Того самого, который принесёт их к краху устремлений и мечтаний.
***
Я никогда не видела ничего подобного.
10 часов как 10 минут.
Они, эти важные "исторические личности", так близко. Живые, страстные, отчаянные, переживающие, сильные!..
***
В доме Герцена - Тургенев, Бакулин, Огарёв.
- Вам письмо от графа Орлова.
- Натали! НАТАЛИ! Мы можем ехать! МЫ можем ехать в Париж!!!
И тут же к Герцену бросаются его друзья.
Объятия и потрясающее исполнение знаменитой Марсельезы.
Молоды и полны надежд.
Затем ожидание революции.
Мучительное, нетерпеливое ожидание.
Всё в этом спектакле не случайно, необычайно, сильно.
Они даже СТУЛЬЯ передвигали так, что наступающая революция ощущалась физически, и я не преувеличиваю сейчас.
А потом - поражение за поражением.
- Знаешь Саша... Самый счастливые день моей жизни... мы тогда с твоим отцом сбежали на Воробьёвы горы... Вся Москва была перед нами… Мы обнялись и поклялись стать революционерами... Отомстить за декабристов.
Издание «Колокола». Их голоса – в России! Сильные, правдивые голоса.
- Уйдите с дороги, Герцен. Сейчас наше время. Вы - отстали от него.
Корабль разрушен. Пассажиры выброшены на берег.
Поражение. Крах.
но...
"Человек всегда должен идти вперёд, а крах одних идей рождает другие".
***
Я очень люблю доронинский МХАТ. Там особая атмосфера, ощущается некая торжественность. Великий театр, надо относится с почтением и полностью сознавать ЗАЧЕМ пришёл.
А РАМТ...
Это другое.
Что-то весёлое, быстрое, лёгкое, щемящее.
Бесконечная молодость и счастье.
Актёры играли 10 часов!
И с каким упоением они играли!.. Проживали каждое слово.
10 часов!
Зал аплодировал. Овация Они, счастливые, выходили ещё раз пять.
Сделали невероятное.
Помогли зрителю "поймать волну" и плыть с ними. Бакулин стал Мишей, Герцен - Сашей...
Понимаете, это необходимо видеть: как люди, потеряв самое дорогое, имеют мужество продолжать и не соглашаться. Их несогласие быть внутри толпы, способность после каждого разочарования находить силы для того, чтобы идти дальше. В этом, наверное, и есть смысл моего любимого восклицания Сен-Жюста «Дерзайте!».
Бесконечное дерзание и готовность двигаться вперёд!..
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote