Зачёт по древнерусской литературе по своей сложности приравнивается к экзамену, именно поэтому его традиционно выносят на зимнюю экзаменационную сессию.
В этом году моя группа сдавала почти последней - 22 января. И нам несказанно повезло, что в расписании стояло именно это число, ибо времени на подготовку катастрофически не хватало.
Требовалось прочитать 45 произведений, сделать конспекты минимум по 40 из них, выучить 50 вопросов и, собственно, сдать "строгому, но справедливому" экзаменатору, фанатке своего дела - Д.С. Менделеевой.
Было сложно.
Голова отказывалась вмещать в себя такие понятия как: "пареймийник", "постная и цветная триодь", "минеи четьи" и так далее.
А раз голова отказывает - необходимо найти способ, который поможет сдать экзамен не уча билетов.
Строго говоря, он был найден ещё в декабре, перед первым зачётом.
Учить ничего не надо. А паниковать - тем более (это я поняла уже после собеседования, когда познакомилась с Большим Братом). Экзамен - это интервью. Журналист не может идти на него неподготовленным, он должен хотя бы в общих чертах ознакомиться с предметом, а уж затем прийти на встречу и постараться максимально расположить к себе человека, чтобы получилась интересная беседа. В связи с этим, билеты я не учила. Максимум, что делала - сама писала на них ответы, не пользуясь готовыми и читала литературу по списку. Именно это и позволяло "в общих чертах ознакомиться с предметом интервьюера".
На экзамены шла абсолютно спокойно, с улыбкой, беседа с преподавателем складывалась и ыбла интересной для обоих(!). Расставались на очень позитивной ноте.
На древнерусскую зашла как всегда в первой пятёрке, не потому что всё знала, а потому что сидеть в атмосфере всеобщей паники невыносимо. Лучше сразу отстреляться и уйти.
Сдали конспекты на проверку, получили свои вопросы.
Мне достались почти идеальные:
1. Повесть временных лет. Редакции, основные гипотезы возникновения.
2. Столь любимый всеми студентами "Дракула-воевода!"
К слову сказать, вопрос про повесть был единственным, который я сделала не сама, а списала с готовых ответов. Вот он ко мне и пришёл.
Сажусь отвечать. Первая.
Бодро излагаю теорию Шахматова.
- И вот Ярослав Великий построил Митрополию…
- Таня, а что такое Митрополия?
Меня как-то заклинило. Я не смогла сообразить что вообще-то слово "митрополия" образовано от "митрополит"...
- Ну.. понимаете.. Это такое учреждение... даже не то, чтобы учреждение а..
-Таня, митрополию нельзя было построить по инициативе князя, т.к. это было церковное... объединение.
Далее минут 15 шло объяснения что же это такое ("Вам, как журналистке, пригодится")
- А теперь скажите мне у кого в теории упоминается Остромир
- остромир? О! Кстати сказать, первая, дошедшая до нас книга – остромирово Евангелие…
- Таня, не уходите от тему. У кого?
- ну точно не у Рыбакова!
- именно у него!
- да! Ну конечно у него! Просто понимаете..
- понимаю. Кто такой Остромир?
- Остромир это...
- Посадником он был. Кто такой посадник?
- Это деятель!
- …
- Ну как деятель. не то, чтобы чиновник… не могу подобрать слово..
- Подбирайте
- Не чиновник, а.. ну как же сказать.
- Мэр по-нашему
- Ну да! городничий! Вот, что я хотела сказать.
- ладно, с этим всё ясно. второй вопрос.
- Дракула! Особенности авторской позиции! Дракула..
- Как вы можете мне охарактеризовать сюжет? Вильчек же сдавали?
- Сдавали, знаете, это был такой странный экзамен!..
- Не надо мне про экзамен у Вильчек. Вы мне про сюжет
- начинается всё с того что…
- Нет. Какой там сюжет. не надо пересказа.
- Сюжет сложен и многогранен.
- Таня. Там рамочный сюжет! Ряд новелл, объединённых общим персонажем! понимаете?
- Да, конечно! У Дракулы -рамочный сюжет. Потому что ряд новелл объединён общим персонажем - Дракулой.
Тут Менделеева не выдержала и рассмеялась.
- Так ладно. С Вами всё понятно. Какие вы новеллы вспомните.
Перечисляю "подвиги" Дракулы. Менделеева быстро останавливает, берёт зачётку.
- Ладно, когда была Куликовская битва?
- 1380!
- С вами всё.
Тут меня начинает мучить совесть! Я несла такой бред и она ставит мне зачёт? позор! надо что-то делать, чтобы она не посчитала меня совсем тупой.
- Дарья Сергеевна. Я читала работу Зимина, посвящённую "Слову о полку Игореве..." Он там доказывает, что это подделка…
Всё. Выстрел в цель.
- Вы интересуетесь работами Зимина?
- ну конечно!
ещё минут 15 мы разговаривали об этом.
- да-да! очень интересная книга и замечательно, что вы её прочитали! Зачёт! Зовите следующего. Хотя подождите.. почему это у вас не три оценки, а четыре?
- Ну вот так вот, Григорий Владимирович поставил.
- поздравляю. Вы - студентка.
- До свидания, спасибо!
Да. Я студентка теперь полноправная и настоящая.
Вообще вся сессия была очень интересна и каждый зачёт/экзамен - тема особая, весёлая и полезная. Но вот древнерусская запомнится надолго, никогда я ещё не чувствовала так глупо и не несла так нагло полную чушь.
Да и предмет сам по себе полезен. Ну когда бы я ещё прочитала «Домострой» ли «Житие протопопа Аввакума»? Учёба на Журфаке вообще меняет моё мышление в лучшую сторону. И это не может не радовать)
Журфак - это наш праздник, наша сказка. Даже во время сессии.
Осталось только поверить в эту сказку.
Б0бёр: И я не читал Зимина! Но меня еще с журфака мучил тот же вопрос! Тем более с детства занимаюсь подделками! То пиратских карт, то японской поэзии...
А_Туманов, это такая история! Зимина за это травило всё научное сообщество во главе с Лихачёвым! за то, что он усомнился! Он привёл около 150 доказательств и сказал, что если хотя бы 50 опровергнут, то он поверит. в подлинность "Слова".
а вы не могли читать работу Зимина, так как его тогда не опубликовали.
Всем привет!))))
мои новости такие: сдала сессию на пятерки, кроме одного экзамена - руслит. Совесть не позволила согласиться на 3, когда сдаем Пушкина...
2. Сегодня мы взяли котенка!!! Это не описать , это надо видеть!
3. Активно ищу работу. Никто не видел, не пробегала?