Неделю назад в Министерстве культуры Франции были собраны десять бригад архитекторов, которые представили свои проекты относительно будущего парижских пригородов.
[493x271]
В июне этого года все они получили задание разработать план развития парижских пригородов до 2050 года. Этот план назвали «Большой Париж» (Grand Paris). Идея заключается в том, чтобы превратить Париж с пригородами в один огромный метрополис с развитой инфраструктурой и продуманными зелеными зонами.
Самый «романтичный» проект представил архитектор Ролан Кастро. Одна из его задумок – строительство нового оперного театра в пригороде Женевилье (Gennevilliers) на севере столицы, напоминающего оперный театр в Сиднее.
Другая часть его проекта – это центральный парк в ближайшем пригороде Ля Курнев (La Courneuve) на северо-востоке Парижа.
[576x386]
Третья часть проекта – деловой центр, превосходящий размерами Ля Дефанс, на искусственном острове в Витри (Vitry) юго-восточного пригорода Парижа.
[574x384]
Кроме этого, в планы архитектора входит трансформация парижского канала де Люрк (canal de l'Ourcq) в «канал знаний» с постройкой по берегам крупных учебных учреждений, таких как Колледж Франции, а также формирование сети надземного метро вдоль автомагистрали А86, строительство линии высокоскоростных поездов, соединяющей Руасси, Орли и Ля Дефанс, разветвленной сети трамваев и сети водного сообщения.
Другой архитектор, Антуан Грембак (Antoine Grumbach), основное значение придает транспорту. Он предлагает соединить Ля Дефанс и Гавр линией высокоскоростных поездов (TGV), которые будут преодолевать расстояние за один час. «Все крупные метрополисы мира имеют доступ к морю, следовательно, нужно расширять Париж вдоль Сены», считает он. Кроме того, в его планы входит строительство крупного порта в Ашер (Achères), северо-западном пригороде столицы, строительство высокоскоростных железнодорожных линий и автомагистралей. В краткосрочном периоде архитектор предлагает построить Университет профессионального образования с лабораториями и учебными аудиториями на специальной барже, которая сможет перемещаться по Сене и обучать студентов в разных городах.
[575x146]
Ив Лион (Ives Lion) предлагает построить в северных пригородах Парижа 20 городов с населением в 500 000 человек в каждом и соединить их транспортной сетью с центром столицы таким образом, чтобы в любую точку можно было попасть за полчаса. Также он предлагает проект по урбанизации коммуны в месте слияния Сены с Марной (на юго-востоке Парижа). Особое значение он придает экологии, в связи с этим настаивает на использовании экологически чистых материалов для строительства и расширении лесной зоны вокруг Парижа на 40%.
[574x385]
Кристиан де Портзампарк (Christian de Portzamparc) предлагает построить вокзал в Обервилье (Aubervilliers), который объединит функции ныне действующих Северного и Восточного вокзалов. Здания последних будут сохранены, но использованы в других целях. Второй частью его проекта является строительство линии высокоскоростного надземного метро вдоль парижской кольцевой автодороги (boulevard Périphérique). Кроме того, он предлагает урбанизировать пригород Масси и плато Саклай.
Итальянец Бернардо Секки (Bernardo Secchi) делает упор на развитии водоемов к северу от Парижа и создание там охраняемых зон биоразнообразия, в том числе и за счет сноса уже существующих строений. Так он пытается обезопасить парижскую агломерацию от наводнений, возможных при глобальном потеплении. Также он предлагает разделить Большой Париж на «разноскоростные» участки. На участках «средних скоростей» будут развиваться трамвайные сообщения, а на «низкоскоростных» участках, преимущественно вне самого Парижа, - пешеходные и велосипедные зоны.
42-летний алжирец Джамель Клюш (Djamel Klouche), самый младших из собравшихся архитекторов, вдохновлен примером Токио, в котором есть и небоскребы, и небольшие дома, и торговые центры, и метро, и трамваи. Он называет Токио городом-гибридом, в котором все перемешано, не так как, например, в Ля Дефансе – одни небоскребы. В его проект входит «переплести» парижские пригороды друг с другом, а что касается самого Парижа – перестроить Самаритен.
В общем, предложения поступили разные, и пока что обнародованы далеко не все. Архитекторы официально представят свои проекты лишь 12 марта. А 29 апреля откроется выставка во Дворце Шайо на Трокадеро, где все эти проекты будут доступны широкой публике.
При написании использованы материалы газет «Le monde», «Métro», «20 minutes» и французские новостные сайты.