Сад Тюильри становится каким-то музеем суперсовременного искусства. Кроме 9-и метрового паука на газоне (см. пост
http://www.liveinternet.ru/users/lasana/post74289415) там обрела пристанище еще одна скульптура. Это «Клара Клара» американского скульптора Ричарда Серра: две стальные скобки высотой 3,4 метра и длиной 36 метров каждая, развернутые вовнутрь, а между ними примерно двухметровый проход.
[472x354]
Скобки искривлены в нескольких плоскостях, что должно создавать (но почему-то не создает) впечатление неустойчивости конструкции, которая на самом деле очень устойчива. А вот как сам скульптор объясняет смысл своего произведения: «Люди должны познать сами себя. Когда они проходят мимо, скульптура меняется. Искажение и расширение скульптуры – это результат их движения. С каждым шагом не только скульптура, но и все вокруг меняется».
Не знаю, прониклись ли проходящие мимо французы его философией, но скульптуру запинали, замарали и оставили надписи типа такой: «Мой пятилетний сын творит не хуже». Проходящие подростки играли в игру «Кто пнет выше», разбегаясь и с наслаждением пиная, и «кто достанет выше», подпрыгивая и оставляя отпечатки пальцев, предварительно запыленных в дорожном песке. В результате вышеперечисленных действий скульптура напоминала два гигантских коридорных коврика после дождливого дня.
Это не первый случай такого отношения к скульптурам Ричарда Серра. У себя на родине он столкнулся с неблагодарностью соотечественников в 1981 году. Он тогда создал другое монументальное произведение «Наклоненная дуга» 36,5 метров в длину и 3,6 метров в высоту. Это была тоже наклоненная скобка, только одна. Он водрузил ее на одной из площадей Нью-Йорка, перегородив таким образом почти всю площадь. Служащим соседних зданий крайне не понравилось, что теперь им приходится обходить это чудо человеческого гения, чтобы пройти через площадь, и они подали в суд. Через некоторое время скульптуру разрезали на куски и сдали в металлолом.
Французы пока терпят. Недавно скульптуру помыли. Вот не знаю, жива ли жена скульптора, Клара, в честь которой названа скульптура, и как бы она реагировала, узнав, что о посвященное ей творение вытирают ноги.