Есть самые-самые-самые фильмы, о которых только и остается говорить, что об их само-само-самости. Вот и «Крупная рыба» — самый-самый-самый фильм. Для кого-то он самый-самый сказочный, для кого-то — самый-самый волшебный, или самый-самый стильный, или самый-самый красивый, самый-самый любимый, самый-самый лучший, et cetera… Что же можно после такого сказать, когда каждый актер — драгоценный бриллиант в огранке искуснейшего режиссера, когда сценарий — произведение классика интереса и увлечения, когда сам фильм — резные ворота в совершенный мир создателя? Стоит лишь добавить, что «Крупная рыба» господина Тима Бартона есть ни что иное, как подлинный шедевр!
Бартон удивлял, удивляет и удивлять будет. Он делает это стабильно. Кажется, уж невозможно поразить так же, как в самый первый раз. Но нет! Тиму Бартону подвластно все… В «Крупной рыбе» он меня шокировал. Мой совет: если хотите кому-то доказать, что Бартон извечно свеж, молод, оригинален, нов, не заезжен и актуален — покажите ему «Крупную рыбу». Эта работа полностью разбивает бартоновский амплуа, но заставляет считать, что перед вами — если не лучший, то один из самых лучших фильмов Тима.
«История длиною в жизнь» — очередной лик Бартона. Совершенно новый, гладкий, свежий. «Опять сказка», — скажите вы. Может, и сказка, да зато с моралью. Зато с проблемой, зато с философией, зато с глубокомыслием. Тим не оскорбляет, не учит, не тыкает носом благодарного зрителя, но заставляет его думать. Ведь, по сути, каждый из нас — большая рыба. Только вопрос в том, каков литраж нашего водоема? Вопрос в том, кто кого учить должен: малек или крупная рыба? Отцы и дети — классика, да в новой огранке…
В «Крупной рыбе» есть многое, но нет лишнего. Каждый сумеет найти что-то, приспособленное специально для него. Не надейтесь смотреть на картину отстраненным взглядом критика — у вас все равно не получится. Два часа пролетят со стремительностью карнавала, захватят вас с собой и оставят желание видеть это снова и снова. Вы попытаетесь найти какую-ту червоточину в фильме Бартона, чтобы только остановить зависимость от него и его творчества, но не сможете.
В «Романе мифических пропорций» совершенно все на своих местах: даже Котийяр с ее талантом в данной роли не выглядит китом в луже, даже Вито с его врожденной комичностью не смотрится клоуном. МакГрегор, Финни, Бонем-Картер, Бушеми — что ни актер, то «мастодонт кинопленки». Каждый из актеров блистает, переливается и сверкает, но не создает порочного ощущения дешевого балаганного рынка с обилием блестящего люрекса. Тим Бартон взвесил все точно в граммах и получил совершенный продукт на выходе. Ну, что еще сказать?! Шедевр!
В конце фильма я вздохнул и повторил фразу Эдварда: «Я умру не так!» — жаль… а как хотелось бы!
Цитаты из фильма:
Потому-то нам всего важнее сказочники.
* * * *
Сколько вешать в граммах?
* * * *
Самой крупной рыбой в реке становится та, что не клюет на приманку.
* * * *
— А что ты делаешь здесь?
— Да вот, граблю банк.
* * * *
— Я должен встретиться в пути. Я припозднился, меня ждут.
— Нет, сынок, ты забежал вперед.
* * * *
Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.
* * * *
- Вот так вы и появились на свет. Ничего удивительного, правда?
- Если бы мне пришлось выбирать между этой версией и той, приукрашенной, я бы выбрал вторую. Она куда привлекательнее!
* * * *
Я мечтала быть на месте вас с мамой, но этому не суждено было сбыться. Я была понарошку, а другая жизнь — вы, были настоящими.
* * * *
Человек рассказывает истории по многу раз и становится неотделимой их частью. Они живут и после его смерти. И таким образом, он становится бессмертным.
* * * *
Отец! Сколько можно! Это моя свадьба и здесь не место твоим выдумкам!
* * * *
Честно говоря, я не видел в отце никакого сходства с собой, а он кажется мечтал о том, что я похожу на него.
* * * *
Мы были словно чужие, хорошо знающие друг друга люди.
* * * *
Я узнал, что существа, которых считают ужасными или злыми, просто очень одиноки и не знают, как им выжить в этом мире.
* * * *
Говорят, когда встречаешь свою суженую, время замирает, и это правда… Но все упускают, что потом оно пускается во весь опор, навёрстывая упущенное..
* * * *
Бывают случаи когда нужно бороться, но бывают и такие, когда лучше смириться с тем, что всё пропало. Корабль уплыл и только дурак станет упираться… но дело в том, что я всегда был дураком.
* * * *
Что с тобой? Ты подавлен как жена фермера, на которую сел слон!
* * * *
Одно и то же в разном возрасте видится по-разному.
* * * *
Чем тяжелее испытания, тем больше потом наград.
* * * *
В его историях самое неожиданное всегда происходило в самом конце…
* * * *
Кое-что кажется невероятным, а многого и вовсе не было.
* * * *
Рассказывая историю жизни моего отца невозможно отделить правду от вымысла, человека от мифа.
* * * *
Я была понарошку! А другая жизнь — вы, были настоящими!
* * * *
Ты стал тем, кем был всегда.
* * * *
Я жила в сказочной стране… Я пыталась создать подобие счастья, а его другая жизнь.. вы.. вы слишком реальны.
* * * *
Вы, наверное, слышали шутку, которая часто повторяясь, перестала быть смешной. Вы ее снова слышите, и она уже стала новой, потому что вы вспоминаете, почему она вам нравилась раньше.
* * * *
Как я умру? Это будет неожиданно… Не хочу портить эффект.
* * * *
Хотя мое сердце принадлежало Сандре, все остальные части тела принадлежали правительству США.
* * * *
— Ты когда нибудь слышал о пожизненном рабстве?
— Нет.
— А о вопиюще несправедливом контракте?
— Нет.
— Отлично! Он нам подходит.
* * * *
— Двенадцать лет работаю над этой поэмой. Я должен оправдать ожидания поклонников.
— Но тут всего три строчки.
— Вот и показывай незаконченные вещи!
* * * *
Ты был крупной рыбой в мелком пруду, а тут уже океан.
Трейлер к фильму: