[показать]аит — древнеегипетская золотая корона фараонов. По внешнему виду хаит похож на голубую корону хепреш.
Отличие от хепреш в том, что хаит не имеет продольного выступа по периметру короны. Также как и корона хепреш хаит покрывали узором из множества мелких колец, ямочек или кружков. В лобовой части короны крепился урей.
Хаит использовали при совершении ритуальных обрядов. [показать]
[показать]теф — белая корона с двумя окрашенными в красный цвет перьями страуса по бокам, которую носил древнеегипетский бог Осирис.
Обозначение короны атеф в иероглифах
Между двумя страусиными перьями расположена похожая на вытянутую луковицу белая поверхность короны. Перья страуса пышные у основания, сверху образуют небольшой завиток. Те же самые перья (только по одному) носила богиня мудрости Маат. Перья короны атеф чем-то похожи на перья хвоста сокола, также они похожи на перья короны Амона, только у него они более узкие, прямые и сверху не завиваются.
По короне атеф можно распознать Осириса на древнеегипетских фресках. Корона атеф на голове у Осириса, является своего рода символом управления загробным миром. Перья олицетворяют истину, справедливость и баланс. По внешнему виду корона атеф похожа на корону хеджет, которую носили фараоны Верхнего Египта. Отличие двух корон в том, что на короне хеджет не было перьев по бокам.
[показать]ешрет — красная корона которую носили фараоны Нижнего Египта. После объединения Верхнего и Нижнего Египта, произошло и объединение корон обеих земель в единую корону пшент. Символом, прикрепляемым в лобовой части короны хеджет была голова богини-кобры Уаджит. Аналогичным символом на белой короне хеджет была голова богини-грифа Нехбет. После объединения корон двух земель, обе богини размещались в лобовой части короны пшент.
В Додинастическом периоде и в эпоху Древнего царства вместо иероглифа "n" (красная корона) был иероглиф "N" (волны, вода). Слово «красная корона» в дальнейшем стали обозначать символом "n".
В мифологии, бог земли Геб, управлявший Египтом, поручил Гору властвовать над Нижним Египтом. Египетские фараоны, которые считали себя преемниками Гора, носили символы власти Нижнего Египта.
На остраконе периода Рамессидов, фараон изображён в красной короне. XIX-XX династия
Обозначение короны дешрет в иероглифах
Существуют и другие божества, которые которые либо носили красную корону либо отождествлялись с ней. К таким божествам относятся богиня-кобра Уаджит и богиня создавшая город Саис - Нейт, которую часто изображали в красной короне.
Красная корона в сочетании с белой короной Верхнего Египта сформировали двойную корону пшент, которая стала символизировать власть над всей страной, над обеими землями Египта.
Словом «дешрет» также называли красную пустыню по обе стороны от Нила. В состав этой пустыни входили и чужие земли окружавшие Египет. Эти земли считались областью хаоса, в котором нет законов и полно опасностей. Повелителем красной пустыни и чужих земель был бог Сет.
Слово «десерет» упоминается в книге Мормона, в которой ему приписывается значение «медоносная пчела». Большинство учёных из СПД, считают это упоминание в книге доказательством связи между этими двумя словами.
[показать]емес, или клафт — царский головной убор в Древнем Египте, один из символов власти египетских фараонов. Представлял собой сделанный из ткани платок, обычно полосатый (на большинстве изображений — синий с золотом), сплетённый в узел сзади и с двумя длинными боковыми фалдами, вырезанными полукругом и спускающимися на плечи.
Обозначение царского платка немеса в иероглифах
Немес служил защитой от пыли, загара и являлся привилегией царской семьи. Немес покрывал всю верхнюю и затылочную часть головы, оставляя уши открытыми. Поперечную сторону ткани немеса накладывали на лоб горизонтально, укрепляли лентой, а сверху надевали урей — изображение богини-кобры Уаджит. В отдельных случаях поверх немеса могла надеваться двойная корона Верхнего и Нижнего Египта (пшент), о чём свидетельствуют, среди прочих, колоссы Рамсеса II в Абу-Симбеле.
Иногда словом «немес» обозначают только царский полосатый платок, следовательно, его считают разновидностью клафта, как называют любой египетский платок, плотно облегавший голову. Клафт был распространён среди представителей всех сословий. Среди рядовых египтян клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов — жёлтые, и т. п. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон.
Самое раннее изображение немеса с уреем, дошедшее до нас — пластина фараона Дена (I династия) из слоновой кости, хранящаяся в Британском музее. Первая известная нам скульптура с немесом изображает фараона Джосера. В числе самых поздних — статуи римских императоров, включая Августа. Немес присутствует и на голове Большого Сфинкса.
[показать]шент (правильнее па-схемти; от древнеегипетского названия sḫm.tỉ «две сильных», «пшент» от др.-греч. ψχεντ - «псхент», через нем. или фр. pschent) — корона древнеегипетских фараонов. По происхождению представляла собой две соединённые короны: красный «дешрет» правителей Нижнего Египта и белый «хеджет» правителей Верхнего Египта. Символизировала мощь фараона объединённого Египта. Могла надеваться поверх другого царского головного убора — платка немеса.
Обозначение короны пшент в иероглифах
Спереди на пшент крепились урей — изображение египетской кобры, и символ стервятника. Эти элементы символизировали богинь Уаджет и Нехбет («две госпожи», покровительницы объёдинённого Египта).
Из богов в короне пшент иногда изображались Хор и Атум, как символизирующие фараона или имеющие особую связь с ним.
Двойная корона пшент
До нашего времени не дошло ни одной подлинной короны пшент (как и корон дешрет и хеджет), только графические и скульптурные изображения.
Изобретение пшента традиционно приписывалось фараону первой династии Менесу, но первое известное изображение двойной короны содержится в надписи фараона Джета (Уаджи).
Царский список на палермском камне начинается с имён нижнеегипетских фараонов (возможно, мифических), изображённых в короне дешрет. Правители объединённого египта изображены уже в короне пшент. С другой стороны, один из каирских фрагментов (возможно, осколок того же самого камня) изображает и нижнеегипетских правителей в короне пшент.
[показать]ешед — древнеегипетская золотая диадема (венец). Этот атрибут фараонов Древнего царства появился в период правления Снофру. В те времена диадема всегда была связана с короной атеф.
В более поздние времена сешед стала ассоциироваться с синим ливийским париком ибес, который удерживает её на месте. Основная функция сешед в этом случае это поддержка урея.
Сешед делали из обычной льняной ткани, которую обматывали вокруг головы и завязывали в задней её части. Сешед также изготовляли из золота и серебра в которые были инкрустированы драгоценные камни или цветное стекло. Один из подобных золотых сешедов был найден в гробнице Тутанхамона.
[показать]рей — принадлежность царского убора фараонов, представлявшая собой крепившееся на лбу вертикальное, подчас весьма стилизованное изображение богини-кобры Уаджит — покровительницы Нижнего Египта. Рядом с уреем зачастую помещали изображение богини-коршуна Нехбе — покровительницы Верхнего Египта. Вместе они символизировали единство египетского государства. Урей мог надеваться поверх царских головных уборов — двойной короны (пшент) и немеса.
Обозначение символа урей в иероглифах
В XIX веке царский урей был известен египтологам только по изображениям, причём предполагалось, что урей переходил от фараона к фараону по наследству. В 1919 г. при раскопках в Саккаре был обнаружен урей фараона Сенусерта II, выполненный из цельного слитка золота с вставками из гранита, сердолика, бирюзы и ляпис-лазури. Ещё один подлинный царский урей был найден три года спустя в гробнице Тутанхамона.
С уреем на лбу изображали не только фараонов, но и богинь, отражавших те или иные аспекты Уаджит (в частности, Баст), а также облечённых царской властью богов Хора и Сета.
[показать]ререт — древнеегипетская корона. Корона уререт состоит из выпуклой кеглеобразной чати похожей на корону Верхнего Египта хеджет и двух симметрично расположеных страусиных перьев по бокам от короны, которые сверху образуют небольшой завиток.
Корона уререт это традиционный атрибут бога Осириса.
[показать]ат — древнеегипетская повязка на голову. Носился знатью. По внешнему виду хат похожа на царский платок немес. Отличие от платка немес в том, что на платке хат не было характерных полос и отсутствовали боковые фалды. В лобовой части платка крепился урей. Археологами найдены хаты из льна.
Хат использовали при совершении ритуальных обрядов.
Древнейшее изображение хата относится к царствованию фараона Дена (I династия). На обломке из слоновой кости, найденном в Абидосе, размахивающий булавой Ден изображён в повязке хат.
[показать]еджет (егип. ḥḏt) — белая корона, которую носили фараоны Верхнего Египта. После объединения Верхнего и Нижнего Египта, произошло и объединение корон обеих земель в единую корону пшент. Символом, прикрепляемым в лобовой части короны хеджет, была голова богини-грифа Нехбет. Аналогичным символом на красной короне дешрет была богиня-кобра Уаджит. После объединения корон двух земель, обе богини размещались в лобовой части короны пшент.
Обозначение короны хеджет в иероглифах
Белая и красная короны имеют древнее происхождение, уходящее корнями далеко в прошлое в Додинастическую эпоху, тем самым показывая, что царская система была уже те времена взята за основу в египетском обществе. Самые ранние изображения короны хеджет встречаются повсеместно в Северной Нубии (Та-Сети), в периоде Накада II, около 3500-3200 года до н.э.
Ментухотеп II в короне хеджет. Рельеф из храма Ментухотепа II из Дейр-эль-Бахри
Богиня-защитница Нехбет, чей культ располагался вблизи города Нехен, изображалась как женщина, реже женщина с головой грифа в белой короне. Бога-сокола Гора из Нехена также изображали в белой короне. На известной палетке Нармера, которая была найдена в Нехене, царь юга в белой короне хеджет изображён с триумфом сокрушающим его северных врагов. Фараоны объединённого Египта считали себя преемниками Гора. На вазах времён правления Хасехемуи, фараона изображали подобно Гору в белой короне.
До наших времён не дошло ни одного сохранившегося экземпляра как белой так и красной корон, поэтому неизвестно как они были устроены и из каких материалов их изготовляли. Есть только предположения, что они могли быть сделаны из войлока или кожи. Тот факт, что подобных корон небыло найдено даже в таких относительно хорошо сохранившихся захоронениях как гробница Тутанхамона, позволяет сделать предположение, что подобные короны передавались понаследству от действующего фараона его преемнику, подобно тому как в наши дни передают короны монархи.
[показать]емхемет (также известна как «тройная корона атеф») — ритуальная древнеегипетская корона. Хемхемет состоит из трёх корон атеф, каждая из которых раскрашена разноцветными полосами жёлтого, синего, зелёного и красного цвета; с обеих сторон хемхемет увенчана страусиными перьями; также корона может быть украшена солнечными дисками Ра; в основании короны разветвляются два закрученных по спирали бараньих рога; иногда, особенно в тех случаях когда подобные короны носили фараоны, с рогов хемхемет могли свисать большие уреи. В зависимости от контекста, бараньи рога являлись символом бога солнца Амона, создателя всего живого Хнума и лунного бога Яха.
Обозначение короны хемхемет в иероглифах
Подобную корону иногда надевали поверх Немеса. Название короны можно перевести как «вопль» или «военный клич».
Корону хемхемет носили такие боги как нубийский бог солнца Мандулис, львиноголовый бог войны Маахес и в редких случаях бог мудрости Тот. Ещё реже подобные короны носили фараоны.
До наших времён не дошло ни одного сохранившегося экземпляра короны хемхемет, поэтому неизвестно как они были устроены и из каких материалов их изготовляли. Есть только предположения, что они могли быть сплетены из тростника или какого-либо похожего материала (поэтому в научной литературе применительно к короне хемхемет нередко встречается название «тростниковая корона»).
[показать]ену — древнеегипетская корона. Хену состоит из двух высоких страусиных перьев (как в короне Амона) у основания которых находится солнечный диск, закрепляемый одной из пар рогов, другая пара спирально закрученных рогов разветвлялась у основания в противоположные стороны от короны. По обе стороны от перьев могут быть два урея. Вся конструкция короны крепилась на специальной платформе.
Обозначение короны хену в иероглифах
Подобную корону надевали поверх трёхчастного парика. Перья олицетворяют истину, справедливость и баланс, также они являются символом двуединства Египта. Бараньи рога являлись символом бога солнца Амона, создателя всего живого Хнума и лунного бога Яха.
Корону хену носили такие боги как покровитель города Бусириса Анеджти, до тех пор пока культ Осириса не вытеснил его. Также подобную корону носил Себек и некоторые другие боги.
До наших времён не дошло ни одного сохранившегося экземпляра короны хену. [показать]
[показать]епреш — древнеегипетский царский головной убор. Хепреш также известен под другими названиями — «голубая корона» и«военная корона». Фараонов Нового царства часто изображали с короной хепреш, едущими на колесницах во время охоты на животных или во время военных сражений. Также голубую корону надевали во время различных церемоний. Хепреш принято называть «военной короной», однако современные историки воздерживаются от подобного определения.
Обозначение короны хепреш в иероглифах
До наших дней не сохранилось ни одного экземпляра голубой короны, поэтому неизвестно как и из чего изготавливали подобные головные уборы. Есть предположения, что их делали из ткани или окрашенной в синий цвет кожи, которую снаружи покрывали мелкими жёлтыми дисками, напоминающими солнце. Как и у многих других корон, в передней части крепился урей.
Голубая (военная) корона хепреш
По мнению египтологов, стела №20799 созданная в эпоху Второго переходного периода, является одним из самых ранних упоминаний о короне хепреш. Аменхотеп I был одним из первых фараонов, кого изображали в голубой короне. Фараоны XVIII — XIX династий носили эту корону в качестве основного головного убора. После Кушитской династии такую корону больше не изображали.
[показать]епти (также известна как «двойная корона с перьями») — древнеегипетская корона богов, первые упоминания о которой восходят ко временам Древнего царства.
В основе хепти лежит двойная корона (пшент), по обе стороны от которой разветвляются два спирально закрученных бараньих рога. Сверху над короной возвышаются два прямых страусиных пера. В задней части короны возвышается третье перо. Над рогами расположен солнечный диск и урей. Два страусиных пера символизируют правый и левый глаза бога.
В храме фараона Сахура изображён рельеф бога Сопду в короне хепти, у которой спирально закрученная пружина достигает небес, исходя из этого можно предположить, что это была небесная корона.
В греко-римский период, корона хепти играла очень важную роль. Её связывали с детьми богов, которые получали корону в наследство от своих божественных родителей. Вместе с короной они получали и власть на небе. В короне хепти изображали таких богов как Бехдет и Гор Бехдетский, которые претендовали на власть. [показать]
[показать]ени — древнеегипетская корона, сочетающая в себе элементы короны хену. Чени состоит из двух высоких, сгибающихся сверху страусиных перьев, у основания которых находится солнечный диск и два разветвляющихся спирально закрученных бараньих рога (как в короне хемхемет). По обе стороны от перьев могут быть два урея.
Подобную корону иногда надевали поверх Немеса и трёхчастного парика. Перья олицетворяют истину, справедливость и баланс. Бараньи рога являлись символом бога солнца Амона, создателя всего живого Хнума и лунного бога Яха.
Корону чени носили такие боги как бог земли Татенен, бог-творец Птах (Птах-Татенен после слияния двух божеств), бог плодородия Сокар и некоторые другие боги.
До наших времён не дошло ни одного сохранившегося экземпляра короны чени.
[показать]ути (также известная как «корона Амона») — древнеегипетская корона. Шути состоит из двух высоких страусиных перьев у основания которых находится солнечный диск. Перья закреплены на красной платформе «модиусе».
Обозначение короны шути в иероглифах
В изображениях бога Амона, от короны шути отходит длинная толстая верёвка (трос) упирающаяся в пол.
В эпоху Нового царства, корона шути, стала головным убором цариц. В этом случае, под короной располагался «золотой стервятник», сделанный из чеканного золота, который ассоциировался с богиней Нехбет и Мут.
Корону шути носили такие боги как бог солнца Амон, бог плодородия Мин и бог войны Монту.
До наших времён не дошло ни одного сохранившегося экземпляра короны шути.
http://egyptopedia.info/articles/obshchestvo/byt-d...ptyan/odezhda/sudostroitelstvo