Имя художника Юрия Ильича Репина – сына великого Ильи Ефимовича, многим неизвестно, хотя уже в этом веке опубликовано несколько серьезных исследований зарубежных историков и энтузиастов, которые и легли в основу моего рассказа. Конечно, кое-что было известно и ранее, благодаря репинским исследователям и биографам. В одной из статей о Репине-младшем я встретил вот такую мысль: «Одни специалисты считают сына великого Репина бездарностью и идиотом, паразитировавшим на известности отца, другие — талантливым живописцем, но прожившим в тени величия Репина-старшего. Но истина, как всегда, находится где-то посередине…». В этом материале я постарался собрать по крупицам все факты и события биографии Юрия Репина и его семьи, чтобы попытаться выяснить – кто же из историков прав?
Талантливый отпрыск в тени отца или сумасшедший человек и бездарность. Отмечу лишь, что отклонения в психике – это семейное бремя Репиных, как утверждают специалисты…
Юрий (Георгий) Ильич Репин
29 марта (10 апреля) 1877, Чугуев, Харьковская губерния — 9 августа 1954, Хельсинки
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Автопортрет с трубкой. 1898 г.
Русский живописец, член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), сын Ильи Ефимовича Репина.
Детство
Юрий был третьим ребёнком и единственным сыном в семье Ильи Репина и его первой жены Веры Алексеевны Шевцовой (1854-1918).
[показать]
[показать]
Репин Илья Ефимович (1844-1930) Автопортрет. 1878 г. Русский музей, С.-Петербург
Репин Илья Ефимович (1844-1930) Портрет В.А.Репиной, жены художника. 1876 г. Русский музей, СПб
Родился он в Чугуеве Харьковской губернии на Украине в родительском доме художника после его возвращения из длительной поездки за границу. При крещении ребёнку дали греческое имя — Георгий. Крестили малыша в Покровском соборе Чугуева, крёстными стали мировой судья Александр Михайлович Любицкий и жена отставного майора Евдокия Степановна Чадина. Любицкие были друзьями семьи Репиных, и Илья Ефимович даже написал портрет супруги мирового судьи — Софьи Любицкой. Сейчас этот портрет хранится в Харьковском художественном музее.
[показать]
Репин Илья Ефимович (1844-1930) Портрет Ю.И.Репина, сына художника, в детстве. 1882 г.
После развода родителей в 1887 году Юрий и его младшая сестра Татьяна (1880-1957) остались жить с матерью, а старшие дочери И. Е. Репина – Вера (1872-1948) и Надежда (1874-1931) переехали к отцу.
Юрий в детстве тяжело болел, что отразилось на состоянии его здоровья, учёба давалась ему с трудом. Осенью 1893 года Илья Ефимович забрал шестнадцатилетнего сына из реального училища в Петербурге и увез за границу. Юрий совершил с отцом путешествие по Германии, Италии и Франции, там он увлекся искусством и занялся живописью.
[показать]
Репин Илья Ефимович (1844-1930) Портрет Юрия Репина на фоне Неаполитанского залива. 1894 г.
Учеба
Первоначальное художественное образование Юрий получил у отца. Сначала в усадьбе Здравнево в Витебской губернии, затем в 1894–1899 годах в Рисовальной школе княгини М. К. Тенишевой, где Илья Ефимович преподавал живопись и рисунок.
[показать]
[показать]
Репин Илья Ефимович (1844-1930) Портрет сына. 1895 г. Национальная галерея, Прага
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) На даче у Репиных. 1900 г.
В 1899 году он поступил вольнослушателем Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств. Занимался сначала в мастерской отца, затем — у П. О. Ковалевского, а с 1903 года — в мастерской академика Д. Н. Кардовского.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Мужская модель.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Юный фехтовальщик. 1904 г.
Параллельно учебе в Академии, в 1903 году Юрий Репин окончил Высшие художественно-педагогические курсы при ИАХ (1898–1903), где обучался в классе батальной живописи Ф. А. Рубо. Во время учебы Юрий принимал участие в Весенних выставках в залах Академии и в выставках Союза русских художников.
[показать]
Репин Илья Ефимович (1844-1930) Портрет Юрия Репина. 1901 г.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Восход. 1900-е гг. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»
С 1903 года Репин работал помощником в петербургской мастерской отца, в своем творчестве находясь под сильным его влиянием. Отец очень радовался успехам сына, считал, что в портретах тот умеет выразить характер и называл манеру письма Юрия «сочной живописной лепкой».
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Портрет графа С. Ю. Витте с собакой.
Женитьба
В 1905 году Юрий женился на Прасковье Андреевне Андреевой (1883-1929) – племяннице или приемной дочери прислуги Репиных. Он бросил учёбу, так и не получив звания классного художника.
[показать]
Репин Илья Ефимович (1844-1930) Репин Юрий Ильич (сын художника). 1905 г.
Илья Репин был очень недоволен выбором сына, считая, что он женился на «неровне». Он считал, что Юрий женился на «наглой, разбитной девке. Она ловко заарканила мальчишку: облапошила и повела под венец. Полбеды, что она ему не ровня, обидно, что мальчик стал чужим и требует только деньги...».
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Портрет Паши. 1910-е гг. Челябинский музей изобразительных искусств
В 1906 году в семье родился сын Гай (Георгий), в марте 1907 второй сын — Дий (Дмитрий). Мемуаристка Вера Андреева писала: «Это были тихие, скромные юноши и, кроме звучных имен, ничем не напоминали древних патрициев времен расцвета Римской империи».
С 1907 года Юрий жил рядом с отцом в посёлке Куоккала.
[показать]
Илья Репин с семьей сына Юрия. На руках у Прасковьи Репиной старший сын Гай. 1906 г.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Автопортрет с сыном Дием. 1917 г.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Моя жена. (Портрет Прасковьи Андреевны Репиной, урождённой Андреевой (1883-1929) с сыном Гаем (Георгием Юрьевичем Репиным) 1909 г. Третьяковская галерея. Москва
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Портрет жены и сыновей художника. 1909 г.
Известно, что вторая жена Ильи Ефимовича – писательница Наталья Борисовна Нордман (писательский псевдоним Северова, 1863-1914) очень хорошо относилась к Прасковье и старалась сгладить трения, возникавшие между сыном и отцом. Наталия Борисовна выделила Юрию и его семье участок, на котором был построен дом с мастерской, названный им из-за архитектурного сходства «Вигвамом».
[показать]
Репин Илья Ефимович (1844-1930) Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. 1903 г. Музей Атенеум, Хельсинки
[показать]
Дом Юрия Ильича Репина "Вигвам".
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Портрет архитектора Александра Богдановича Дзескальна. 1915 г.
По воспоминаниям В. Ф. Леви: «С сыном отношения у Репина были натянуты из-за его чудачеств и женитьбы на неровне, как считал Репин. Поэтому бывали долгие периоды ссор, и отец с сыном не встречались. Ссорился и отходил от отца, впрочем, всегда сам Юрий».
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Портрет отца. 1912 г.
Корней Чуковский писал о взаимоотношениях отца и сына так: «В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с Пенатами (а их размолвки длились порой годами, и вообще отношения у них были тяжелые), Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой. Репин встречал его очень радушно, даже как будто заискивающе, и после первого же сеанса горячо одобрял его живопись, но Юрий Ильич выслушивал его в угрюмом молчании, не глядя ему в лицо, и норовил воспользоваться любой возможностью, чтобы ускользнуть из Пенатов и скрыться от отцовского глаза».
[показать]
Юрий Репин с семьей на веранде своего дома. 1912 г.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Лето в Куоккала 1909 г.
Юрий действительно слыл человеком странным, он часто поражал знакомых и друзей экстравагантными выходками. Как считают историки, возможно, он страдал душевной болезнью, которая позже была обнаружена у его старшей сестры Нади.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Портрет сестры Нади. Здравнево. 1898 г.
Знакомые Юрия описывали его как «красавца с точеными чертами лица», однако отмечали его странности — скрытность, необщительность, увлечение мистикой. С юности Юрий мучился видениями, мрачными предчувствиями, постоянно слышал некие «голоса». Современники писали, что одной из странностей художника было то, что он запрещал стричь сыновей. Поэтому на этой фотографии мальчики с практически девчоночьими косичками.
[показать]
Ю.И.Репин с женой Прасковьей и сыновьями Дием и Гаем у своего дома.
В 1914 году Юрий Репин открыл в Куоккале частную рисовальную школу для детей.
Творчество
Репин-младший писал в манере импрессионизма. Им созданы исторические картины, портреты и пейзажи, работы на евангельские темы.
[показать]
Сварог (Корочкин) Василий Семенович (1883-1946) Портрет Ю.И.Репина 1915 г. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»
В 1906 году Юрий написал картину «В парусной лодке» (1906), на которой была изображена компания на борту лодки под парусами. Фигура, играющая на гитаре, скорей всего, отец - Илья Репин. В профиль на корме сидит жена Юрия – Прасковья. За ней изображен друг и сосед художника, который помогал Репину-младшему строить дом «Вигвам» - архитектор Александр Богданович Дзескальн. Спиной к зрителю в красной кофточке, как предполагают специалисты, изображена сестра Надежда. Картина была представлена на Международной художественной выставке в 1913 году в Мюнхене.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) В парусной лодке. 1914 г.
В 1910 году за картину «Великий вождь (Петр I перед Полтавской баталией)» Репин получил первую премию Императорского Общества поощрения художников, юбилейную премию имени принцессы Евгении Ольденбургской и II золотую медаль Мюнхенского Сецессиона. Сегодня эта картина хранится в Государственном историко-культурном заповеднике «Поле Полтавской битвы» в Полтаве, в Украине.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Великий вождь (Пётр I перед Полтавской баталией). 1910 г. Историко-культурный заповедник «Поле Полтавской битвы».
В 1911-1912 годах Юрий Репин участвовал в работе Всероссийского съезда художников. Он экспонировал свои произведения на выставках Товарищества независимых художников (1911, 1913) и Товарищества передвижных художественных выставок (1914-1918).
В 1914 году за картину «Тюренчен. В славной смерти вечная жизнь», заказанную в 1912 году шефом 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, императрицей Марией Фёдоровной, матерью императора Николая II, художник получил вторую премию Общества поощрения художеств, а в 1915 году — премию по исторической живописи на конкурсе имени А. И. Куинджи.
Сейчас эта картина находится в Приморской государственной картинной галерее.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Тюренчен. В славной смерти вечная жизнь (11-й Восточно-Сибирский стрелковый полк в Тюренченском бою). 1914 г. Приморская картинная галерея
После революции
В апреле 1918 года «военизированные силы самообороны Финляндии» - национал-шовинистическая финская организация Шюцкор, которую именовали «белой финской гвардией», созданной Маннергеймом, вышли к бывшей таможенной границе Великого княжества Финляндского и закрыли границу между Финляндией и Россией.
Таким образом, Репин-младший с семьей оказался отрезанным от России финляндской границей, фактически он оказался в эмиграции.
Юрий вместе со своей семьёй испытывал сильную нужду, практически находясь на иждивении отца, как и сестра Вера. При этом Юрий постоянно упрекал отца в лишних тратах денег, и в том, что отец мало заботится о его семье. А Илья Ефимович до самой смерти продавал за бесценок свои полотна.
Но творческая жизнь при этом продолжалась. В конце 1918 года он провел персональную выставку в музее Атенеум в Хельсинки. В 1918–1919 годах вместе с отцом Юрий провел выставки в Териоках (ныне Зеленогорск) и Выборге. До 1921 года художник появлялся на советских выставках, участвовал в петроградских и московских выставках, выставлялся на Первой государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде (1919) и 3-й выставке картин в Рязани (1919).
В 1922–1932 годах его картины экспонировались рядом с работами отца на выставках, устраиваемых художником В. Ф. Леви в Финляндии, Швеции, Дании, Чехословакии, Германии и Франции.
[показать]
Чирков Иван Петрович (1877-1920) Портрет Ю.И.Репина.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Стреляй! 1921 г.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Портрет художника Э. К. Липгарта. 1921 г. Эрмитаж, СПб
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Кувшинки.
В начале 1920-х годов в творчестве Юрия Репина преобладала религиозная тема: «Явление иконы», «Явление Богородицы в лесу», «Явление креста в лесу» и др.
В ноябре 1925 года Ю. И. Репин получил у финских властей «паспорт Лиги Наций», дававший возможность выезда за границу.
Посетившая летом 1926 года Илью Ефимовича делегация советских деятелей культуры, в которую входили художники-основатели АХРР: Исаак Бродский, Евгений Кацман, Павел Радимов и Александр Григорьев, приглашала Илью Ефимовича вернуться в СССР.
Художник ответил отказом. Основной причиной было то, что художник узнал о бедственном положении своей дочери Татьяны, жившей с мужем и 4 детьми в Витебске. Одновременно с восторженными письмами от Ворошилова и приездами делегаций с предложениями вернуться на Родину, новая власть терроризировала семью его младшей дочери только за то, что они жили в большом родительском доме, половину которого бесплатно предоставляли школе, в которой бесплатно преподавали, но при этом не имели денег оплатить высокие налоги за «индивидуальное владение». Вероятно, узнав о судьбе родных, Илья Ефимович в последний момент отказался от возвращения в СССР.
Вторая делегация пригласила Ю. И. Репина приехать в СССР. Осенью 1926 года он совершил поездку в Ленинград, о чем написали все газеты. Художник даже получил заказ на написание картины «Конец самодержавия», но картина так и не была написана.
[показать]
Юрий Репин у своего дома "Вигвам" в "Пенатах".
Фото сделано финским писателем Илмари Кианто (Ilmari Kianto, 1874-1970) до 1929 г.
Трагедии в семье
Рубеж 1920-1930-х годов стал большим испытанием для Юрия.
[показать]
[показать]
И. Е Репин и Ю. И. Репин. Фотографии 1928 года.
В 1929 году умерла от туберкулёза жена художника Прасковья. Она была похоронена в Линтульском женском монастыре во имя Святой Живоначальной Троицы в Линтуле.
29 сентября 1930 года скончался 86-летний Илья Ефимович, он был похоронен в парке усадьбы Пенаты. Для помощи по уходу за слабеющим отцом были вызваны все его дети, которые по очереди дежурили возле Ильи Ефимовича до самого конца.
Историки пишут, что в день похорон отца Юрий вёл себя странно. С утра он ушел в лес с ружьем и вернулся к обеду, неся в руке убитого зайца. Пройдя на веранду, где на столе лежал покойный отец, он прибил этого зайца в распятом виде к столу в ногах покойного. Затем, вбив еще один гвоздь, подвесил корзинку с яблоками. Когда его спросили, что это значит, Юрий Ильич ответил: «Я принес в дар папе все, что мог самого дорогого». Юрию было уже 53 года.
А через полгода после отца умерла сестра Юрия Надежда, она с 1910 года страдала душевным заболеванием, переросшим к концу жизни в острую форму шизофрении, и даже лечение у В. М. Бехтерева не помогло.
Испытав сильное потрясение после смерти жены, отца и сестры, художник стал вести замкнутый и религиозный образ жизни, у него появилась склонность к мистицизму, основной темой его произведений становится тема страстей Голгофы.
Юрий очень нежно относился к своей жене, и после ее смерти в 1929 году так и не нашел себе вторую половинку.
После смерти Репина его дети продолжали жить продажей вещей и картин отца. Но все равно испытывали нужду.
В Российском государственном архиве литературы и искусства сохранилась переписка Юрия Репина с директором Московского Государственного литературного музея Владимиром Бонч-Бруевичем. Директор музея обратился к Юрию Ильичу в 1934 году с просьбой прислать музею возможно сохранившуюся в Пенатах переписку его отца с литераторами. Репин-младший ответил, что отцовских рукописей и писем не имеет, и предложил музею купить несколько репинских картин и вещей, составив внушительный список.
Бонч-Бруевич не стал обсуждать покупку предложенных вещей и картин и настойчиво выспрашивал о переписке Репина. На что Юрий написал Бонч-Бруевичу в апреле 1935 года: «Почему же Вы, несмотря на то, что я столько потерял для Вас времени с перепиской, не отвечаете мне, что бы Вы желали приобрести для музея из работ профессора И.Е. Репина, находящихся у меня, и какая Ваша цена?»
В начале 1930-х годов Репин участвовал в выставках русских художников в Берлине (1930), Амстердаме (1930) и Париже (1931). В 1933 году он стал членом вновь образованного Общества русских художников в Финляндии и принимал активное участие в его деятельности.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Финляндский пейзаж. 1924 г.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Охота. 1927 г.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Женский портрет. 1933 г.
Сыновья
О судьбе старшего сына Юрия Репина известно немного.
Гай после учебы в Териокском реальном училище в 1923 году отбыл учиться в Пражскую инженерно-строительную школу, в дальнейшем он прожил 22 года в Чехии, а после Второй мировой войны переехал в Германию.
О младшем сыне известно больше, благодаря исследованиям российских и шведских историков.
18-летний Дий после учебы в Териокском реальном училище решил стать моряком. Он, получив Нансеновский паспорт, 23 января 1925 года завербовался юнгой в Швеции. Первый рейс Дия был по Северному Ледовитому океану на деревянной парусной барке «Wanja» (оказывается, это популярное в Скандинавии женское имя). На этой барке сын Юрия ходил более полутора лет.
За это время долговязый домашний мальчик из интеллигентной семьи превратился в сильного, и бесстрашного мужчину, который мог подняться на мачты без страховки, закрепить скользкий такелаж и работать с парусами.
[показать]
Дий Репин, фото из удостоверения личности. Архив Службы безопасности. Национальный архив Финляндии. 1925 г.
После 20 месяцев работы на барке «Wanja» Дий почти два года провёл на плавучей базе морской Навигационной школы Густава Эриксона – парусном корабле «Киллоран» (Killoran). Обучение оказалось не дешевым, за учёбу Дия Репины в несколько приемов внесли 15000 финских марок. «Киллоран» специализировался на перевозке сахара, древесины, угля, удобрений и пшеницы в Австралию, поэтому и здесь Дия ждал тяжёлый повседневный труд моряка. Кроме капитана-шведа команда состояла из 26 шведско-норвежско-финско-русских членов экипажа.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Шхуны.
Стремясь попасть на «Киллоран», Дий с другом-финном не знали, насколько опасна предстоящая учеба, как много человеческих потерь на корабле уже было. Даже бывалые моряки боялись наниматься на этот корабль, поскольку его конструкция была такова, что при шторме и шквальном ветре, морская волна заливала палубу, разбивая и унося за борт штурвал, мачты и моряков. Дий не раз был свидетелем таких трагедий, но не жаловался в письмах семье о трудностях. Уже первый рейс корабля из Швеции в порт Аделаида на юге Австралии с грузом древесины был таким изматывающим, что шестеро членов команды, как только вошли в порт 29 января 1928 года, сбежали с корабля. А Дий продолжал работать, и считал потом эти годы лучшими годами своей жизни.
Дий проработал на «Киллоране» 22 месяца и 6 дней. Узнав о смерти матери, он решил вернуться в Куоккалу, чтобы поддержать в горе отца. Юрий Ильич Репин тяжело переживал смерть жены, он даже сделал два надгробных памятника – для могилы жены и для себя.
16 октября 1929 года Дий был списан с корабля в порту Антверпен, получив расчет 53 франка и 5 центов, и приехал в Куоккалу. В документах Дия были проставлены визы, позволявшие ему плавать до 1933 года, но ему пришлось надолго задержаться в родительском доме, поскольку вслед за матерью умер дед и тётя.
Дий получил на курсах вождения в Выборге новую профессию – водителя грузовых машин, он отправился в Бразилию работать по контракту на строительстве железной дороги между городами Сантос и Сан Паулу. Вернувшись оттуда, Дий пытался найти работу в Куоккале, но безуспешно.
Тогда он вернулся к своей мечте стать художником и с одобрения отца решил поступать в Ленинградский институт пролетарского изобразительного искусства (ИПИИ), так в то время называлась Академия художеств.
Для учебы нужна была виза на въезд в СССР, в 1932 году Дий подал прошение в советское консульство в Выборге на получение визы, но ему отказали. Отказ Дий Репин воспринял, как недоразумение.
[показать]
Дий Репин. 1932 г.
Отец пытался помочь сыну, в январе 1934 года он написал видному общественному деятелю русской эмиграции, генеральному секретарю Союза русских писателей и журналистов Франции, организатору «Комитета по увековечиванию памяти И.Е.Репина» Владимиру Феофиловичу Зеелеру (1874-1954), жившему в Париже, с просьбой помочь Дию поступить в Национальную Академию изящных искусств в Париже. В письме Репин-младший писал: «Я имею двоих сыновей - прямых внуков моего родителя, одному 28 лет и второму 27 лет. Оба рисуют и пишут, и имеют большие способности по заключению моего родителя и моему... То нельзя ли их устроить в Академию Парижа на счет других? Хотелось бы дать им возможность получить художественное образование...». Но Зеелер не смог помочь.
Тогда, мечтая о художественном образовании, Дий решил пойти на риск и, чтобы попасть в Ленинград, нелегально пересечь границу. Он рассчитывал, попав в город, обратиться к друзьям деда, прежде всего к его ученику И.И.Бродскому, к которому отец, учившийся вместе с Бродским, написал письмо. Бродский уже давно сам преподавал, мало того, был руководителем ИПИИ и мог помочь с поступлением.
Биографы Бродского пишут, что художник не получил этого письма. За ним самим уже давно было установлено наблюдение, почта перлюстрировалась и, видимо, НКВД перехватило письмо Репина. Бродский уже был болен лейкемией, ему оставалось жить 4 года, ни о письме Репина, ни о переходе границы Дием он никогда так и не узнал.
Граница проходила в 6 километрах от дома Репиных, по руслу пограничной реки Сестра, которая была шириной 7 метров. 28 февраля 1935 года Дий Репин нелегально перешёл границу СССР, но до дома Бродского он не дошел, потому что был сразу задержан, арестован и доставлен в Сестрорецкий погранотряд г. Белоострова. В протоколе задержания, составленном на Александровской заставе, зафиксировано чистосердечное признание. Дий рассказал, что он внук художника Ильи Репина, подданство Финляндии не принимал, в течение нескольких лет пытался выехать в СССР, чтобы там честно работать и учиться. Перейдя границу нелегально, он намеревался сразу же явиться к властям. В зарубежных контрреволюционных организациях никогда не состоял и враждебных целей против советского государства не преследовал, никаких заданий ни от кого не получал. Границу он перешел с целью возвратиться на Родину...
Затем делом перебежчика занялось Ленинградское ГПУ–НКВД. Правдивый рассказ Дия о том, что «он хочет жить, учиться и работать в Ленинграде», не устроил следователей Особого отдела НКВД. Они с целью выполнения плана по поимке шпионов и террористов сделали 28-летнего Дия «членом подпольных антисоветских террористических организаций «Братство Русской Правды» (БРП) и «Русского общевоинского союза» (РОВС), отправленным в СССР с заданием проводить теракты против высших руководителей СССР».
Репин находился в Ленинградском Доме предварительного заключения НКВД на улице Воинова 25 (бывшая Шпалерная) полгода. Он, не смотря на пытки и побои, виновным себя так и не признал. И был приговорен военным трибуналом Ленинградского военного округа 10 июня 1935 года по ст. 58-8 и 84 УК РСФСР к расстрелу. Его апелляцию отклонили, и приговор привели в исполнение 6 августа 1935 года.
В эти дни Ленинград праздновал 91-ю годовщину со дня рождения Ильи Ефимовича Репина. Спустя два года, Академии художеств присвоят имя Репина, но его внук этого уже не узнает.
Дий Репин стал жертвой сталинских репрессий. Его дело П-N79622 более 70 лет была на секретном хранении в Архиве УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Заключённые на этапе 1937 г.
В 1991 году он был полностью реабилитирован «в связи с отсутствием состава преступления». Его имя внесено в «Ленинградский мартиролог», где собраны списки граждан, расстрелянных в Ленинграде в 1935 году.
Юрий Ильич Репин до конца своих дней так и не узнал, что случилось с его сыном Дием.
Сначала, пытаясь узнать о судьбе сына, он написал письма директору Государственного литературного музея В. И. Бонч-Бруевичу, с которым переписывался ранее, и самому Сталину.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Кошмар царя Ирода. 1938 г.
В письме Бонч-Бруевичу Юрий Репин писал о том, что его сын Дий Юрьевич самовольно на лыжах отправился из Финляндии в Россию. Он просил навести справки о его судьбе и по возможности помочь ему. Бонч- Бруевич отреагировал на письмо в духе времени, он написал докладную народному комиссару внутренних дел Генриху Ягоде: «Само собой понятно, что я решительно ничего не знаю об этом внуке знаменитого художника Репина и также, само собой понятно, что я ни одного слова о нем не писал и писать не буду его отцу, а Вам сообщаю для сведения».
Не получив никакого ответа на свои письма, Юрий Ильич считал, что сын живёт где-то в России под другой фамилией на нелегальном положении, поэтому не может выйти на связь с отцом.
Последние годы
В ноябре 1939 года, накануне «Зимней войны» Финляндии с СССР, Юрий с сестрой Верой в ходе массовой эвакуации населения был вывезен вместе с другими жителями Куоккалы в деревню Леванто близ местечка Мянтсяля на юге Финляндии, к северу от Хельсинки, оставив дом с принадлежащей ему частью отцовского наследства.
Финские соседи Репина вспоминали: «Он всегда был набожным, а к старости стал ещё религиознее. Он построил рядом с шоссе часовенку, в которой молился за Россию, Финляндию и за всё человечество... Юрий был мягкий человек, он не мог убить даже мухи. Еще он не ел мясо зарезанных животных. Он собирал вынесенных морем мертвых рыб и солил их, запасая на зиму. У него была большая слабость – алкоголь. К нему он то и дело прибегал, но на следующий день, плача, просил у Бога прощения. Иногда он наказывал своё тело за грехи, стоя полуголым в муравейнике... Когда началась война, это стало для него большим ударом».
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Зима. 1942 г.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Женский портрет. 1942 г.
В июне 1940 года, когда Карельский перешеек был присоединен к СССР, в усадьбе Пенаты был открыт мемориальный музей И. Е. Репина, а дом Юрия Репина стал хранилищем фондов, куда были помещены и его работы. С началом Великой Отечественной войны картины и рисунки из обоих домов, были вывезены в Ленинград, в Академию художеств. В 1944 году в ходе боевых действий усадьба Ю. И. Репина полностью сгорела.
[показать]
Дом Ю.И.Репина 1944 г.
В годы войны Юрий Репин продолжал заниматься живописью, используя вместо холста фанеру и картон. После Второй мировой войны он вместе с сестрой Верой Ильиничной обосновался в Хельсинки.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Художник на побережье. 1947 г.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Вид на Хельсинки. 1952 г.
В 1946 при помощи советского военно-морского атташе Юрий Репин даже провел свою выставку в пакгаузе морского порта в Хельсинки.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Служба. 1946 г.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Парк Кайвопуисто.
Художник эпизодически продолжал писать портреты на заказ и иконы для православных храмов, часто он проводил время в уединенной молитве.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Женский портрет. 1950 г.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Церковь. 1951 г.
27 августа 1948 года от разрыва сердца в возрасте 76 лет умерла Вера Ильинична Репина, и Юрий остался один.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Портрет Веры Репиной. 1925 г.
После смерти сестры Юрий стал бродяжничать, в поздние годы жизни он не имел постоянного пристанища и ночевал в ночлежных домах и приютах, организованных «Армией спасения».
Художник превратился в полубезумного старика, который круглый год бродил по городу в монашеской рясе, в ермолке на голове и сандалиях на босу ногу. Еду он добывал среди отбросов на городском рынке, собственные картины бесплатно раздавал всем желающим.
[показать]
Юрий Ильич Репин. 1950-е гг.
Эти сведения подтверждает еще одно воспоминание финских соседей Юрия: «Он переехал в Хельсинки вместе с другими переселенцами и продолжал свою аскетическую жизнь, занимался живописью, жил на попечении Армии спасения... Жители Хельсинки с удивлением видели ходившего на зимнем морозе человека с великолепными седыми волосами, поразительно похожего на Петра Великого. У мужчины не было носков. Он ходил в открытых сандалиях, с босыми ногами на морозе».
«Армия спасения» даже определяла художника на лечение в клинику для психически больных, но это не помогло.
Юрий Ильич Репин покончил с собой 9 августа 1954 года, выбросившись из окна четвертого этажа дома Армии спасения. Похоронен он был на православном кладбище в районе Лапинлахти в Хельсинки рядом со старшей сестрой Верой. На их могилах стоит общий крест красного гранита.
[показать]
Могила В. И. Репиной и Ю. И. Репина.
Рядом с кладбищем есть небольшая церквушка, иконостас для которой вырезал Юрий Репин в память о своем отце.
Послесловие
Нельзя сказать, что творчество Юрия Ильича Репина было забыто. Его картины находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Государственном Эрмитаже, НИИ музее Российской Академии художеств, доме-музее И. Е. Репина «Пенаты», Национальной галерее в Праге, других музейных собраниях и во многих частных коллекциях.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Портрет Василия Михайловича Максимова 1923 г.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Опушка леса. 1926 г.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Лошадь.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Лесничий. 1929 г.
[показать]
Репин Юрий Ильич (1877-1954) Воля Шувалов. 1933 г. Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты»
Юрий Репин написал мемуары «Книга жизни», которые так и не были опубликованы.
Из родственников великого Ильи Ефимовича Репина остались только его французские потомки младшей дочери Татьяны Ильиничны Язевой (1880-1957), которой после смерти отца удалось бежать из СССР во Францию вместе с дочерью Татьяной Дьяконовой и ее четырьмя детьми. 17 октября 2016 года во Франции умерла правнучка Репина – Галина Ивановна Дьяконова, несколькими годами ранее не стало ее братьев Романа (1926-2012) и Жана (1931- 2014) Дьяконовых. Еще один правнук Репина - Валентин, умер во Франции от менингита в десятилетнем возрасте (22 июля 1922 – 2 июля 1932). Остались только члены их семей, которые проживают во Франции, но они, скорей всего, не знают о том, какой фигурой в истории культуры России был их предок – художник Илья Репин.
Источники:
1,
2,
3,
4,
5,
6.