С детства я часто слышал замечательную фразу: «Дуракам закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так». Чем больше живу, тем больше поражаюсь ее истинности, теперь уже для краткости заменяя ее на то, что «если что-то может быть понято не так, то оно будет понято не так». При этом в качестве оправдания всегда будет приведено «но нам же так говорили». Эта извечная беда всех преподавателей в полной мере распространяется и на гештальт. Данный текст является попыткой свести воедино наиболее типичные ошибки восприятия гештальт подхода, почерпнутые из собственного опыта и бесед с другими участниками обучающихся программ.
Миф первый.
О чувствах.
Почувствовал чувство – вырази его!
Итак, первое – гештальт учит нас тому, что надо выражать чувства! Да, конечно, на группе или в индивидуальной терапии, тренера и терапевты часто повторяют, «что ты сейчас чувствуешь?» «Вырази это, скажи об этом!». В результате возникает ощущение, что чувства, это некая самодостаточная ценность в гештальте и выражение ее должно сильно изменить мир к лучшему. На самом деле, выражение чувств является не целью само по себе, а призвано 1) улучшить ощущение собственных чувств клиента (если с этим проблемы); 2) улучшить коммуникацию при недостаточном предъявлении себя (только при недостаточном); 3) осознать потребность, стоящую за чувством. Третье, по сути самое важное, поскольку бесконечные «я злюсь на тебя», хоть и являются шагом вперед по сравнению с «что-то у меня голова разболелась», но по сути столь же мало продвигают, если закономерный вопрос «а чего хочешь?» вызывает растерянную реакцию «чувства предъявить…». Зачем? Так учили…