|
На самом деле эта статья могла называться совсем по-другому. «Наш ответ «Ведьмаку». Или «Сказки батюшки Лиса». Как вариант – «ЭТО-НАСТОЯЩЕЕ-ФЕНТЕЗИ-СМОТРИТЕ-ВСЕ-НАКОНЕЦ-ТО». Но пусть уж остается то название, которое Дмитрий Скирюк сам выбрал для своей книги. Как утверждает сам автор в послесловии, «смысл в этом названии есть, хотя и не до конца понятен даже мне самому (тем интереснее!)». Итак, роман в рассказах «Осенний Лис». Грандиозной и шумной известности эта книга не получила и, вероятнее всего, уже не получит – если только однажды кому-то не вздумается снять по ней фильм, как это было с семеновский «Волкодавом» и пресловутым «Ночным дозором»… Тем сильнее желание, возникающее после прочтения – желание крикнуть как можно громче, сообщить всем, что это – Книга, чтение обязательное для всех людей, считающих себя любителями и поклонниками русской фантастики-фентези. Мир Лиса удивительно похож на наш – мир хаоса юго-западных окраин Восточной Европы, где смешиваются народности, языки, валюты, где бродят представители разных этносов и религий, где христианский Крест еще не до конца победил веру в домовых, оборотней и древних языческих божеств. Это – роман-странствие. По дорогам и бездорожью бредет рыжий травник по имени Жуга, прозванный Лисом. Воспитанный в горах племенем волохов, а затем чудом избежавший смерти от рук испуганных соплеменников. Идет не куда-то, а ЗАЧЕМ: чтобы понять, что ведет его по бесконечным путям, действительно ли он избежал смерти, или все это, вокруг, один невероятный сон… И по дороге встречается с тысячей проблем, которые решает и будет еще очень долго (вечно?) решать человечество. Пожалуй, задумай Скирюк написать цельный роман, без разбивки на отдельные рассказы, в него не влезла бы и половина начинки «Лиса». В 12 рассказов влезло все. И главная прелесть книги - не в размышлениях. Не в герое, который крут в меру. Не в сумашедших драках а-ля «книжный Голливуд». Фишка книги – в авторской игре. Тут и там по мере прочтения встречаются цитаты из песен, знакомых до боли. Из фильмов. Даже герои из прочитанных книжек! И Геральт Сапковского, и Ассоль из любимой в детстве сказки… Эдгар По и В.С. Высоцкий. Все это смешалось в голове автора и появляется на страницах, вызывая улыбку пополам с какой-то внутренней дрожью. Вроде детской игры в кладоискателя. Из рассказа в рассказ перекочевывают и герои – то пропадая, то неожиданно встречаясь вновь. В конце все персонажи уже кажутся родными и знакомыми, как будто сам бродил по улочкам Гаммельна и лесам в землях Влада Цепеша. То есть, простите, Его Милости воеводы Цепеша. То есть «чтоб он сдох, проклятый дракул». В общем, чего там только нет. Списком: нет беспорядочно вставленных в речь и описания «сеченей», «серпеней», «обмоток» и «холопцей». Но – есть четкое ощущение, что все это происходит тогда, а не сейчас. Нет четко выверенной по хронологии череды событий – но есть чувство, что «так и надо» (если вы, конечно, не упертый критик из числа историков-фанатиков). Нет извечной войны эльфов с гномами и прочими троллями за право наследовать Землю и считаться Первой расой – но есть и те, и другие, причем ведущие себя абсолютно адекватно и отнюдь не горящие желанием людям показываться. Напоследок приведу кусочек из послесловия. Просто чтобы дать понять, насколько все «взаправду». Если прониклись – ищите, обрящите и прочтете. Если нет – вы зря потратили кусочек личного времени.
«Живым серебром» гномы называли не ртуть, но тяжелый изотоп серебра 110, редкий, нестабильный, с периодом полураспада около трехсот пятидесяти лет. От этого волшебные мечи излучают в трех диапазонах, светятся в темноте и весьма опасны для своих владельцев. В ножнах содержится свинец. Надо сказать, что вся «нежить» весьма чувствительна к радиационному фону, и потому прекрасно распознает такие мечи на расстоянии. По этой же причине волшебные мечи приходится перековывать наново по прошествии некоторого времени».
|