• Авторизация


Инвалид - еще не приговор! 16-10-2007 09:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Настроение сейчас - задумчивое

К моему великому сожалению, статья не моя, друга. Знакомьтесь: Игорь Глушенков.
Эту статью (сокращенный вариант) публиковал "Русский инвалид" №8 за 2004 год.
Полный вариант - эксклюзив, так сказать, мы предлагаем Вашему вниманию только сейчас.

Прочел в «РИ»№8 за 2003 год горькое письмо Ю.В.Васильева «Не могу понять!». Да, здоровому-то жить в Эпоху перемен непросто. А уж стать инвалидом 1-ой группы в наше время, как это произошло с автором письма, не пожелаешь и заклятому врагу! Мир меняется буквально в одну секунду. Из нужного всем, «завязанного» во многих делах человека, со своими интересами, принципами ты в миг превращаеся в безвольное, никого не волнующее нечто. О принципах лучше забыть, навсегда. Так лучше для дальнейшей «безоблачной» жизни. С подобными проблемами приходится сталкиваться большинству наших инвалидов, и «со стажем», и «новичков».

Мне «повезло» больше, чем Васильеву, я инвалид 1-й гр. с детства, дцпэшник. Сейчас мне 44 года. Потихоньку заработал 10 лет трудового стажа, брался за любую посильную работу. И теперь тоже стал инвалидом общего заболевания. К сожалению, все описанные Васильевым проблемы мне хорошо знакомы. Самое ужасное, я встречался с ними и 30, и 40 лет назад. Тупое стояние в очередях, в том числе и в поликлинику, поездки в набитых сверх нормы автобусах, одурманивающе-бесмысленное доказывание чиновникам всех мастей, что ты не верблюд и что вверху у тебя голова, а внизу ноги, очень отчетливо врезается в память даже в 4-5 лет. По-моему, и сейчас ничего по сути не изменилось. Инвалиды по-прежнему маятся в очередях, места в транспорте нам уступать также не торопятся. У бюрократов, увы, пандемия все еще не закончилась, они, бедные, продолжают путать местоположение головы и ног у посетителя. И когда разговаривают с нами, обращаются часто явно не к мозгу, а к другим частям тела!

Вряд ли исправить ситуацию смогут грозные указы, супержесткие законы, тем более Знак инвалида на лацкане пиджака. Помните в конце 80-х принимались громкие Постановления, направленные на улучшение жизни бывших воинов-интернационолистов? Тогда, кажется, инвалидам-»афганцам» попробовали выдавать нагрудные Знаки. Отношения общества к ним это не улучшило. Скорее наоборот, вызвало множество раздраженных вопросов вроде «Почему им, мальчишкам, все, а нам ничего?!» Да еще данные льготы помогли чиновникам увеличить штат проверяющих со всеми вытекающими отсюда приятными последствиями, разумеется, не для «афганцев». А намерения были самые благие...

Наша беда не в том, что в органы соцзащиты идут работать сплошь плохие люди. Как в любой организации там есть разные работники. Большинство из них - тихие, честные трудяги, которые привыкли подчиняться заведенным правилам. Соцработник сегодня не отвечает перед инвалидом напрямую за качество предоставленных услуг последнему. У него нет ни малейшего стимула выделяться из «общего ряда», искать индивидуальный подход к каждому из своих подопечных, интегрировать их в общество. А человек с ограниченными возможностями не может у нас пока решать серьезные вопросы самостоятельно, без помощи сотрудников соцслужб. В своем материале «Нужда в продюсере есть и у инвалида», опубликованном в «РИ»№12 за 1998 г., я уже описывал один из вариантов решения наших основных проблем. В нем я предлагаю наряду с другими мерами по улучшению жизни людей с ограниченными возможностями ввести вместо аморфных групп инвалидности коэффициент Процент Потери Трудоспособности, правильнее сказать, Здоровья (в дальнейшем ППЗ). И с его помощью рассчитывать пенсию инвалида и все прочие расходы, связанные с бытом, работой и реабилитацией конкретного человека с ограниченными возможностями. Сумма, предназначенная для реабилитационных мероприятий и соцпомощи, должна быть известна ему и находиться на спецсчете в банке. Расходовать эти деньги можно будет только в безналичной форме за товары и услуги, полученные через органы соцзащиты. Пусть инвалид сам определяет то, что ему нужно в первую очередь, что во вторую. Пусть ищет при желании более дешевые, эффективные услуги, лекарства или доверяет поиск соцработникам. Главное не допустить перерасхода этой суммы. Человек, зная ее, уверен, не станет тратить деньги бездумно.

Обязанности чиновников всех уровней в этом случае автоматически будут разделены и четко обозначены. Государство станет выполнять роль строгого менеджера, оно ищет необходимые на социальные нужды средства и распределяет их по нашим спецсчетам, исходя из ППЗ каждого из нас. Распорядиться данными средствами поможет Государственный продюсер, нынешний соцработник или любой другой по выбору инвалида, конечно, после соответствующего курса обучения и оформления в органах соцзащиты. Им сможет стать любой желающий: кто-то из родственников, хороший знакомый, сосед и т.д. Как видите, контроль за его действиями установится жесткий: и «сверху», и «снизу»! Функции такого продюсера, разумеется, не должны ограничиваться лишь технической помощью: купить продуты, лекарства, убраться в доме и т.п. В обязанности Госпродюсера нужно включить выполнение и других поручений инвалида. Например, подыскать мастеров для ремонта определенной вещи либо обустройства квартиры подопечного, найти ему работу, навести какие-то справки у юриста по просьбе инвалида. За что продюсер получает небольшой процент от сделки со спецсчета при благополучном ее завершении. Главное, у социальщиков появится стимул «вырывать» нашего брата из одиночества, быстрее интегрировать нас в общество.

Безусловно, мои предложения появились не на пустом месте. Скольких новых инвалидов я видел, которые, недавно потеряв здоровье, пытались противостоять ударам судьбы, отстаивать свои права, но, увы, сникали, не добившись ничего… Сил хватало у них на эту ''борьбу с системой'' в среднем на полгода. Потом люди становились покорными, удобными для чиновников среднего звена. Под таких инвалидов последние научились ''выбивать из центру'' неплохие деньги. Куда данные средства затем исчезают, думаю, ясно всем.

Сейчас инвалиды поставлены в условия малых детей. Мы можем просить, требовать что угодно. Однако знать о том, где и как это взять, мы не должны. И не дай тебе Бог проявить небольшую самостоятельность, что-то посоветовать, в миг попадешь в список ''неблагонадежных''. Тебя начнут менее охотно обслуживать, могут сообщить о чем-то важном с опозданием… Беда нынешней (да и советской!) системы соцобеспечения в том, что в центре ее стоит ЧИНОВНИК. От него, увы, зависит почти все. А инвалид со своими проблемами находится где-то далеко на периферии. Ему еще нужно как-то добраться до собеса, доказать обоснованность его просьб, выслушать массу жалоб на загруженность соцработников, нехватку средств и т.д. и т.п. Вобщем, впору отдавать на поддержку социалщиков половину собственной пенсии! Хотя бюджет соцзащиты известен, тарифы на оказываемые ее сотрудниками услуги тоже не тайна. По сообщениям СМИ в начале 2003 года на одно место в пансионатах для инвалидов и престарелых выделяло 6700 рублей в месяц (разумеется, без учета пенсии). Из этой суммы и начисляется зарплата персоналу пансионата, выделяются средства на покупку одежды, продуктов, на коммунальные расходы и т.д. Учитывая то, что в подобных учреждениях живут в среднем по СТО ЧЕЛОВЕК, бюджет наших пансионатов оказывается весьма неплохим (как им распоряжаются – другой вопрос!). По той же схеме финансируется и обслуживание людей с ограниченными возможностями на дому. Думаю, ''домашний'' инвалид обходится госбюджету в сумму не менее половины от тех 6700 рублей (наверное, это сегодня чуть больше). Если оттуда вычесть коммунальные и прочие бытовые расходы, то так оно и выйдет. Сложилась парадоксальная ситуация: чем больше в обществе инвалидов, тем больше вливания в соцзащиту и тем менее выгоден индивидуальный подход к проблемам конкретного человека при таких объемах. Организация, призванная бороться с инвалидностью, заинтересована в росте последней!!! Увы, таковы правила игры, придуманные чиновниками.

Никто не спорит, что данная система ни к чему хорошему не приведет. Число бюрократов, различных инструкций, подзаконных актов будет только увеличиваться с одной стороны. С другой – безвольные, не верящие в себя инвалиды. И, как следствие этого, непомерные социальные налоги с работающих. Примерно так же, как сейчас на Западе, где каждый работник вынужден отдавать в казну около половины своего заработка! Западные политики приняли после Второй Мировой войны нынешнюю социальную модель, в которой основная роль отводилась экономике. Во многих странах тогда число инвалидов выросло на несколько порядков за счет солдат, пришедших с фронта. Проблему уже нельзя было не увидеть, она сама стучалась в двери, в окна. Об интеграции людей с ограниченными возможностями, о рабочих местах для них мало заботились. Мол, появятся лишние деньги, все решится само.

Сегодня на стимулирование самостоятельности, активности западных инвалидов тамошние власти выделяют огромные средства. А результатов почти не видно: мало инвалидов там стремится получить высшее образование, еще меньше работает. Им выгоднее ''сидеть'' на пособии. Недавно, например, в США Конгресс принял Закон, сохраняющий социальное пособие, или Медикейд, бывшим инвалидам, т.е. тем, кто восстановил свое здоровье, если они не работают или получают за свой труд меньше данного пособия.

Не повторяем ли мы те же самые ошибки? Не создаем ли мы сейчас проблемы для наших детей и внуков, чтобы они ''героически преодолевали'' эти трудности в будущем, искусственные, вобщем, трудности? Нам всем уже сегодня нужно думать о полноценной интеграции российских людей с ограниченными возможностями в общество, использовать желание многих инвалидов учиться, работать. Пока это желание еще есть, пока его не отбили у нас чиновники! Необходима система, разрушающая монополию бюрократа на информацию, на принятие решений в социальной сфере, дающая инвалиду экономическую базу и механизмы для того, чтобы он мог сам обустраивать свою жизнь, развиваться, исходя из своих интересов и способностей, а не брать помощь по ''утвержденному на верху списку'' или отказаться от нее. Ведь не секрет, что время ''валового подхода'' к нашим проблемам проходит. Скоро инвалида, да и любого здорового человека, общество станет оценивать по его непохожести на остальных, за то, что может делать только он. И нам, людям с ограниченными возможностями, надо быть готовыми к этому прежде других!!! ЭТО НАШ ШАНС НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ!!!

Один из вариантов того, как быстро, главное эффективно интегрировать инвалидов в общество и избежать многих проблем в будущем, я описал в предыдущей своей статье. Человек с ограниченными возможностями при помощи спецсчета и коэффициента ППЗ сможет стать более самостоятельным, активнее привлекать к себе внимание окружающих. Пусть медики по своим методикам выводят ППЗ каждому из нас, а социальщики, коммунальные и другие службы, организации рассчитывают нам пенсии, различные компенсации, дотации, прочие расходы по данному индивидуальному коэффициенту. Выплаты инвалидам при этом должны увеличиваться на ППЗ от прожиточного уровня либо от величины назначаемой компенсации на тех же условиях, что и для обычных, здоровых людей. Например, пенсии трудовые, военные, надбавки за звания, награды целесообразно, по-моему, умножать на ППЗ, если человек заболел, получил травму. Он же не виноват, что так случилось. Он свою пенсию ЗАРАБОТАЛ, значит, рассчитывал на определенный достаток. Однако если он становится инвалидом, его расходы, естественно, вырастают. Государство, просто, таким образом сможет компенсировать нам данные затраты, только и всего. Тем самым власти выведут львиную долю инвалидов из зоны бедности, о борьбе с которой они нынче столько говорят! Рассчитывать здесь на особую сверхприбыль людей с ограниченными возможностями трудно, даже с генеральской пенсией!!! Разумеется, с начислением пенсий, дотаций и т.д. по ППЗ на первых порах возникнут сложности. Чиновники будут от него не в восторге! Все за них сделает компьютер. Станет меньше возможностей толкования Законов, Постановлений. Зато мы получим четкую, прозрачную схему начисления. Проверить по ней правильность расчета своего пособия сможет каждый, не выходя из дома. Наконец уйдем от уравниловки, когда нередко ходячий и лежачий инвалиды получают одинаковую пенсию. Но лежачему средств на поддержание здоровья, быта и т.д. объективно необходимо больше. Ему постоянно приходится просить о дополнительном финансировании, обосновывать перед кем-то нужность выделения дополнительных денег и, извините, ходить за ними по кабинетам, бывает и такое. Ну, не бред ли?! Чем тяжелее инвалид, тем большему количеству унижений ему предстоит сегодня подвергнуться. Изменять надо эту уродливую ситуацию. И чем скорее, тем лучше!

Чиновника надо заинтересовать в предоставлении своевременных, качественных услуг, необходимых конкретному инвалиду: льготами ли по налогам, отчислением ли процента от выполненного заказа либо чем-то другим. Вообще, все те, кто оказывает услуги через соцзащиту, должны иметь определенные льготы, рассчитанные по индивидуальному ППЗ своего подопечного. Это справедливо и экономически верно. Ведь у них на работу с нами уходит объективно больше времени и труда. У врачей, сотрудников различных бытовых, коммунальных служб, у педагогов, обучающих молодых инвалидов, и т.д. Все они вправе будут получать надбавки за услуги конкретному человеку с ограниченными возможностями, учитывая эти самые возможности, вернее их отсутствие, т.е. ППЗ. И уж сам инвалид определит, кому из них давать надбавку, чьи услуги ему сегодня важнее, поскольку сумма на его спецсчете ограничена. Вокруг этих денег возникнет конкурентная борьба, как и вокруг всех бюджетных средств, значит, последует снижение цен для инвалидов на товары, услуги различных организаций и более пристальное внимание к нашим проблемам общества без череды всяких катаклизмов, демонстраций-голодовок, не нужной нервотрепки. Самое главное, исчезнет почва для злоупотреблений в соцобеспечении, т.к. крупные суммы денег не будут сосредоточены в одних руках, на одном банковском счете. Уговорить же хотя бы десятерых инвалидов принять единое решение весьма трудно. Тем более эти люди не зависимы от чиновника, а зависят только от здравого смысла! С помощью коэффициента ППЗ человек с ограниченными возможностями сможет, думаю, регулировать свои взаимоотношения с обществом в самых разных направлениях. Все будет зависеть от данного коэффициента и интересов, способностей самого инвалида. Почти каждый день мы узнаем о новых чудодейственных способах различных болезней, о врачах-одиночках, о народных целителях, которые обещают поставить всех на ноги и вытащить из нас наши болячки как минимум на сто лет. Инвалиды, их близкие и друзья собирают последние копейки на поездку к такому «кудеснику». В 9 из 10 случаев подобное лечение ни к чему не приводит, если не ухудшает здоровья пациента. В предлагаемой выше схеме можно избежать этих волнений, потери времени и денег. Имея определенные средства на своих спецсчетах, несколько инвалидов, заинтересованных в методике какого-то целителя, смогут сложиться и пригласить его к себе или организованно поехать к нему, а затем вполне официально оплатить предоставленные услуги. Пациент недовольный лечением в таком случае уже не останется один на один с шарлатаном. С помощью юристов органов соцзащиты он вернет потраченную на халтуру сумму да еще умноженную на его ППЗ. Нечистые на руку медики, знахари вряд ли начнут использовать этот легальный путь для своей работы, им ведь привычнее «окучивать» клиентов по одиночке, где-нибудь в подворотне, без свидетелей. Зато у врачей с оригинальными, действительно помогающими людям методиками появится возможность разрабатывать их и дальше. У них появится почва под ногами, новые доказательства своей правоты в научном споре! Открытия в медицине станут быстрее внедряться! В выигрыше останется, думаю, все общество! Будет меньше «охов» и «ахов» по поводу «проходимцев в белых халатах» и несчастных, обманутых инвалидах, если поставить дело на «цивилизованные рельсы» изначально!

Возможно, и такое применение коэффициента ППЗ. Наша жизнь во многом зависит от местных властей, коммунальных служб. Депутаты разных уровней принимают хорошие Законы, прописывают в них массу льгот для людей с ограниченными возможностями. Исполнение львиной доли этих льгот лежит на мэриях, ЖЭКах, у которых на все готов ответ: «Льготы материально не обеспечены,»- и отойдите отсюда, не мешайте им трудиться на общее благо! Инвалиду самому приходиться порой рыться в документах, газетах, доказывать, что деньги из пункта «А» вышли. Но ушли не туда! Да не наше это дело: выводить чиновников «на чистую воду». ЭТО ЖЕ СКУЧНО И БЕСПОЛЕЗНО! Бюрократы тут же придумают миллион новых уловок взамен одной, отобранной у них! Пусть за каждую невыполненную льготу нам повышают индивидуальные ППЗ на 10-50% со всеми описанными выше возможностями данного коэффициента. Нет у человека с ограниченными возможностями домашнего телефона, прибавляй к ППЗ 20%. Ютится он с семьей в однокомнатной квартире, еще по 10% за каждый квадратный метр ниже норматива. Не выдают ему лекарства бесплатно - 30-50% за наименование в соответствии с их стоимостью. Ну и так далее. Если одна ветвь власти не выполняет свои обязанности, за нее должны расплачиваться другие власти. А потом выяснять между собой: кто виноват и что с этой ветвью, нерадивой, делать? Благодаря такой ответственности друг за друга, они скорее договорятся, снимут все разногласия по обеспечению инвалидов, нашей интеграции в общество и будут работать как часы!

Повышать коэффициент ППЗ, думаю, целесообразно будет крайне редко: при ухудшении здоровья инвалида, при снижении качества бытовых условий его жизни, в связи с другими противоправными действиями против него. Повысить свой ППЗ должен иметь возможность и за продолжение образования после окончания школы! Почему бы ни поднимать индивидуальный ППЗ за каждый год обучения в среднем специальном или высшем заведении на 1% и 2% соответственно? Это стимулирует людей с ограниченными возможностями к приобретению новых знаний, поможет пониманию их интересов со стороны близких, снимет с общества часть неминуемо возникающих проблем у инвалида с низким уровнем образования. Увы, проходит время грубого ручного труда, без специальных знаний уже сегодня трудно найти работу. Кустарное изготовление конвертов, табуреток мало кого интересует и сейчас. А что будет лет через 5? В скором времени мы, инвалиды, сможем конкурировать с обычными, здоровыми людьми на рынке труда лишь своими идеями, мыслями. Не нужно бояться этих перемен, надо готовиться к ним заранее! Ведь давно известно, что образованный человек, с инвалидностью он или нет, требует к себе меньше внимание властей. Он четко знает, чего хочет достичь в жизни и добивается этого самостоятельно!

Разумно, по-моему, будет рассчитывать и налоговые льготы для наших работодателей по ППЗ каждого работника-инвалида. Тогда государственным и частным организациям станет выгодно принимать не работу инвалидов не по каким-то непонятно как выведенным квотам, а столько, сколько возможно. С каждым из нас будет просто выгоднее сотрудничать индивидуально, оборудовать для конкретного инвалида специальное рабочее место, переобучать такого работника в связи с требованиями времени. Самое главное, инвалид начнет выступать в трудовых отношениях как полноправный партнер. И всегда может найти новое место работы, если его что-то не устроило на прежнем. Ведь с ним на другое предприятие переходит и часть льгот.

Подобное же налоговое освобождение не помешает и нашим спонсорам и меценатам (последним, разумеется, побольше) рассчитанное так же по ППЗ людей с ограниченными возможностями, которым оказывают помощь через органы соцзащиты. У благотворителей появится мощный стимул помогать в первую очередь наиболее тяжелым инвалидам! Обустраивать их квартиры, дома, покупать для своих подопечных дорогие, но такие необходимые при определенных заболеваниях, вещи. Кроме соцработников к поиску спонсоров и меценатов по данной модели сможет подключиться и сам инвалид. Ему достаточно будет назвать потенциальному благотворителю координаты своего соцработника-продюсера или номер личного спецсчета и название предмета либо услуги, на которые нужен взнос. На другие цели эти средства израсходованы быть не смогут. Взносы на спецсчета инвалидов без конкретной цели зачисляться по идее не должны. Если деньги придут из нескольких источников и сумма превысит необходимый уровень, лишние средства автоматически вернутся благотворителям. Разумные ограничения здесь, конечно, нужны, чтобы больные люди не попадали в лапы к аферистам, а приобретали бы действительно необходимые им вещи и услуги в дополнение к госпрограммам. Это все можно продумать заранее, никаких особых сложностей я тут не вижу, было бы желание у властей. Зато мы получим простую, четкую систему, при которой станет выгодно богатым людям поддерживать самых нуждающихся, создавать инвалидам подобающие условия жизни. Они сами начнут искать нас, выяснять наши потребности, пожелания. Люди с ограниченными возможностями и здесь станут равноправными партнерами. Нам уже не втюришь ''чего похуже''. У НАС ПОЯВИТСЯ РЕАЛЬНЫЙ ВЫБОР!

За последние 10-15 лет рождалось и исчезало немало обществ инвалидов, различных фирм, основанных нашим братом. У них не было начального капитала, материальная база зачастую зависела, да зависит и сейчас, буквально от запятой в разных положениях, инструкциях. Производств инвалидов сегодня почти не осталось, наши объединения влачат жалкое существование. Их благополучие, увы, напрямую подчиненно нынче красноречию руководителей этих обществ, знакомству лидеров с сильными мира сего. Ежели никого из начальства не знаешь, ничего не получишь. Никаких объективных критериев для назначения льгот подобным обществам и фирмам: по численности, по тяжести заболеваний и т.д. Вряд ли в отношении инвалидов такой подход справедлив и перспективен. В случае введения ППЗ эти проблемы не возникали бы. Мы могли бы передавать часть данного индивидуального коэффициента, скажем, не более 3% от него в свои организации (в одну 1%, в другую 0,5%, в третью еще сколько-то либо все проценты в одно место, величину такого взноса – определяет сам инвалид). Эти проценты должны переходить туда безвозмездно и сниматься с ППЗ каждого до момента его выхода из членов данной организации. Безусловно, размер своего взноса инвалид вправе будет изменить в любое время или забрать его совсем. Рассчитывать льготы для подобной организации, думаю, следует из переданных ей, таким образом, частей ППЗ членов общества или фирмы. Из них сложится своеобразный НАЧАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, используя который она быстрее окрепнет и станет увереннее вести свои дела в дальнейшем. Свою льготу организации инвалидов по идее должны иметь право передавать в разумных, конечно, пределах, работающим с ними партнерам и благотворителям. Они будут более свободны и разборчивы в выборе последних. В главе организаций инвалидов встанут деятельные, с идеями люди, которые будут зависеть от рядового инвалида больше, чем от чиновника!!! Привлекать в свои ряды новых людей станет не выгодно, поскольку рост льготы организации не сможет происходить бесконечно и неминуемо остановиться на определенном уровне. Будет множество небольших объединений людей с ограниченными возможностями, где каждый человек на виду. Инвалиды начнут чаще объединяться не по болезни, как сейчас, а по интересам, по профессиям. Так легче и эффективнее помогать подобным обществам, чем ''оптом'', когда знаешь нужды конкретного человека и знаешь, что твои средства пойдут на пользу именно ему!

На Западе к пониманию такого подхода к проблеме пришли, по моим сведениям, лет 15 назад. Там стало почетно для богатых опекать небольшие группы людей с ограниченными возможностями или отдельного инвалида. Работники соцобеспечения в цивилизованных странах сами теперь ищут инвалидам спонсоров для приобретения дорогих, но необходимых в жизни вещей: холодильника, компьютера, спецмебели и т.п. За что благотворитель, естественно, получает потом налоговые льготы или другие преференции. Как видите, я ничего не придумал. Просто, немного адаптировал мировой опыт, известный мне, под наши условия, под российские традиции. В России всегда богатые помогали больным, бедным. Только они хотели видеть тех, кому помогают. Оказывать помощь окружающим их людям, улучшать мир вокруг себя! Милосердие всегда у нас было конкретным, а не абстрактным! Почитайте воспоминания о купцах, промышленниках конца 19-го и начала 20-го веков. Запад лишь недавно пришел к такому выводу, а в России эта практика уже тогда существовала. И чиновников в Министерстве презрения работало куда меньше, чем нынче в Минтруде. Неужели мы вновь откажемся от собственного опыта и будем в который раз повторять чужие ошибки, чтобы прийти к тому же выводу, только лет через 50? Неужели у нас есть столько времени, когда счет идет часто на месяцы и недели? Времени преступно мало у многих инвалидов. Нам хочется жить обычной жизнью уже сегодня, а не совершать постоянно героические действия по добыванию хлеба насущного! И предпосылки к этому в России, мне кажется, есть. Нужна разумная организация дел в соцсфере, в которых главным звеном наконец-то станет человек с ограниченными возможностями!

Об этом и многом другом я писал еще в Верховный Совет РСФСР весной 1991-го года. В 1998-ом отправлял мои предложения в Госдуму и Минтруд. С 1994 года пытался опубликовать свои предложения в обычных, массовых газетах. Думал: проблемы-то у нас, как выясняется, общие. Мне ответили одно-два издания, поблагодарили за внимание к ним и продолжили ударными темпами демократизировать общество, разумеется, без нашего участия. Только «Русский инвалид» напечатал мой материал! К сожалению, в «РИ» попал один из первых вариантов статьи, где я, воспитанный советской системой, предлагаю рассчитывать все льготы для нас по Проценту Потери Трудоспособности. Однако о том, как вывести коэффициент ППТ я тогда не задумывался, а теперь тем более не представляю сего механизма. После той публикации ко мне пришли документы ООН, где всюду предлагается оценивать инвалидность, как утрату здоровья, а не возможность заниматься чем-либо. Возможности и инвалида, и неинвалида, строго говоря, зависят от окружающих тебя, от нашего общества. Теперь я пишу уже о Проценте Потери Здоровья. У медиков существуют достаточно объективные методики определения данного коэффициента. И медкомиссии не зависят от органов соцзащиты, во всяком случае, напрямую. Пусть каждый занимается СВОИМ ДЕЛОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО!

Когда одно ведомство пишет правила и выполняет их, это ведет к развитию в нем бюрократии, раздуванию там штатов, бессмысленному хождению по кабинетам посетителей и т.п. Что-то подобное происходит сейчас с системой соцзащиты. Нет четких правил ее деятельности, постоянно появляются новые и новые отделы, службы, функции которых очень узконаправленны. Зачастую сотрудники, непосредственно работающие с инвалидами, знающие наши проблемы, не имеют влияния на принятие важных решений. Из небольшого собеса она превращается на глазах в мощную структуру, которая по определению не сможет «дойти до каждого», подладиться под его нужды. Чтобы получить что-то у такой системы, нужно быть удобным для нее. Ее не интересует цель, что самое прискорбное, для нее важна лишь правильно применяемая технология делопроизводства. Это как компьютер. Ему ведь, железяке бездушной, не нужен смысл вводимых команд, а необходима лишь их четкость. Чуть ошибся, и ничего не получишь! Нам говорят: «Идет гигантская перестройка, масса людей перетекает из сферы производства в сферу услуг. Надо же этих людей пристроить! Вот, подождите, все успокоится, и тогда уж наведем здесь порядок...» Но почему бы ни задать правила этого «перетока» сразу, поставить своеобразный фильтр, защищающий нас от нерадивых чиновников, от переноса «технологических наработок» из производства в соцсферу? К примеру, применить изложенные выше предложения? При тех же затратах мы достигли бы тот же результат гораздо быстрее, без лишней нервотрепки! И не нужно никого увольнять, судить товарищеским судом или что-то еще посерьезнее. Необходимо создать условия, отвечающие морали наших традиций. Ведь большинство людей хотят помочь инвалидам. Один может в магазин сходить за продуктами для немощного соседа, другой в силах купить ему путевку в санаторий, третий возьмет его на работу. И каждому надо воздать должное по его заслугам. Для чего нужно чуть-чуть изменить законодательство. Пока же законы на стороне кичливых. Тех, кто больше говорит о своей благотворительности, чем делает. Вообще, законодательство, касающееся инвалидов, должно быть неким шаблоном, подставляя которое под прочие законы: о жилье, о медобслуживании, КЗОТу и другим,- легко узнать о причитающихся именно тебе льготах и правах. «Закон об инвалидах» не должен нас обособлять, делать нашу жизнь беспроблемной, а должен быть своего рода линейкой, честно определяющей возможности, которых ты лишен в различных сферах бытия и которые тебе обязаны предоставить, чтобы ты жил обычной жизнью! Если, конечно, цель данного Закона не выживание инвалидов, а их полноценная жизнь!

Да, социальная защита инвалидов нуждается в коренной модернизации! Инвалидность - это не приговор, а сложная ситуация, которую человек вправе исправить, так или иначе. А государство должно ему в этом помогать, а не мешать! Современные техника и наука дает нам такую возможность. К нам уже нельзя относиться как к больным людям, кому нужны лишь покой и таблетки. Медицинский подход к проблеме существует сегодня только где-нибудь в глухих уголках третьего мира, каковым Россия, очень верю, не является и НИКОГДА НЕ БУДЕТ!!! Медицинская модель реабилитации инвалида пагубно влияет не только на него, но и на общество в целом. Она порождает множество новых и новых доселе неизвестных проблем, на решение которых, естественно, требуются и дополнительные средства. И так - по кругу, безо всякой надежды выйти из него. Это нарушает права людей с ограниченным возможностями и права наших близких на достойную жизнь, на возможность заниматься любимым делом. Ведь недороботанность законов, усеченность возможностей теперь напрямую отразятся на правах человека в скором времени. Легче сейчас предупредить проблемы, чем потом бороться с ними! У нас необходимо развивать социальную модель реабилитации инвалидов, признанную во многих цивилизованных странах еще в середине 80-х гг. прошлого века. Такая модель дает нам перспективу трудоустройства, самостоятельности, вобщем, обычной жизни.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Инвалид - еще не приговор! | Natalia_Guzik - Дневник фантазерки | Лента друзей Natalia_Guzik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»