Настроение сейчас - категории Возвышенного и Прекрасного
На каникулах я много читаю и много смотрю. Поэтому - очередной "киноопус". Еще в понедельник написать хотела, да руки не дошли. Посмотрела 4-серийный фильм "Ленинград", посвященный теме 900-дневной блокады Ленинграда во время Второй мировой войны. Кино очень динамичное. Мне мозаику напомнило - много персонажей, мгновенное развитие событий, переплетения судеб... Но благодаря такой "мозаичности", на мой взгляд, получилась очень широкая картина. Поэтому мне сложно сказать в общем, о чем фильм. О блокаде, о голоде, о войне, о людях... о жизни. Сразу вспомнила слова Юрия Колокольникова: "Любой фильм - о человеческих взаимоотношениях". Но я попробую дать понятие...
События разворачиваются в ноябре 1941 года. Нормы хлеба для населения чудовищно низкие. Но случайно руководство города узнает, что на Ладожском озере есть коса, уже покрытая льдом настолько, что по ней могут ехать машины, нагруженные продовольствием. Но где именно находится эта коса знает один ученый. Начинаются его поиски, которые приводят в занятый фашистами Петергоф. Другая сюжетная линия связана с Ниной Цветковой, которая с началом войны идет на службу в милицию. Девушка грубоватая, но сильная и надежная. Она помогает соседке Соне, у которой двое голодных детей, она подбирает английскую журналистку, которая по несчастливой случайности осталась в блокадном Ленинграде; именно Нина, в составе разведгруппы, заброшенной в Петергоф, находит карту с указанием косы на Ладожском озере и попадает в один из отрядов, которые первыми прошли по этой косе - по "Дороге Жизни". Как видите, даже этот набросок двух основных сюжетных линий говорит о разноплановости картины. Разные люди, разные судьбы, которых объединил ужас блокадного Ленинграда. Фильм пересыпан множеством коротких и сильных эпизодов, которые к собственно событиям не имеют отношения, но создают многоплановую картину. К примеру, периодически на экране появлялся радиодиктор (Кирилл Лавров великолепен!): "Говорит Ленинград. Объявляется воздушная тревога..." и унылое тиканье метронома. Нервная дрожь то и дело пробегает по телу.
Еще один "побочный" эпизод. Немецкий летчик Вальтер, посмотрев на повешенных в Петергофе разведчиков, на вымириающий голодной смертью Легнинград начинает сомневаться: "Солдаты должны воевать с солдатами, а мы воюем с голодными женщинами и детьми". Он просит начальство об отпуске, но его прошение не удовлетворяют. В следующем боевом вылете он не совершил ни одного выстрела, а просто направил самолет на прожектор "зентки", пока его "мессер" не сбили. А напарника Вальтера сыграл Юрий Колокольников (как всегда - отлично!). Впервые мне захотелось, чтоб героя Колокольникова пристрелили!
Не могу не сказать об актерах. Отлично сыграла исполнительница роли Нины Цветковой - Ольга Сутулова. Искренне - другого слова подобрать не могу. Снова порадовал на экране Михаил Ефремов (капитан Омельченко). Если в "Диверсанте" он играл матерого вояку, довольно "простого" персонажа, то здесь герой интересный, сложный. До слез затрагивает момент, где капитан Омельченко отдает свою дочку тем, кто выезжает из города. Это единственный шанс спасти дочь, сам он выжить не надеется: "Будь сильной, дочка. Держись!". Каждый персонаж интересен и силен. Работница театра Соня Краско (Алена Стебунова), которая ест только крошки, отдавая все детям, хотя знает, что у слабого от природы Юры гораздо меньше шансов выжить, чем у сильной Симы. Актриса театра оперетты Анастасия Воздвиженская (Луиза Мосендз), уезжает в эвакуацию с "большим начальством", отдает ключ от шкатулки с драгоценностями Нине: "Бери все, что нужно. И выживи! Слышишь? Тогда мне, дряни последней, что бросила вас тут, легче будет..". Актерский состав в целом приятно радует: Владимир Ильин, Мира Сорвино, Александр Абдулов, Кирилл Лавров, Александр Филиппенко, Валентина Талызина, Валентин Гафт, Александр Пашутин, Донатис Банионис, Александр Баширов, Мария Голубкина.
Если выразить мои впечатления одним словом, то получится "сильно". Я ведь над фильмами плачу очень редко, а тут всю четвертую серию проревела. На мой взгляд, "Ленинград" не претендует на историческое кино, это художественное произведение, психологическое. Повторюсь - о человеческих взаимоотношениях. Может, именно поэтому фильм такой сильный и не просто трогает за душу, а "прошибает".
Как-то вообще над фильмами плакать стала... с чего бы это? То после "В июне 41го" еле успокоилась, то над "Кукой" прослезилась. Даже в "Диверсантах" над некоторыми моментами плакала... Теперь вот "Ленинград". А следующий на очереди не менее тяжелый фильм (если верить моей тете) - "Штрафбат". Ждите очередного критического опуса!