19.02-20.02. В Париж! Праздник, который…
Ясным солнечным утром мы попрощались с гостеприимным Блуа. На выезде попали в серьезную по местным меркам пробку (около километра-двух ехали со скоростью 20 км/час). Однако, миновав шлагбаум и выехав на трассу Тур-Орлеан мы вновь восхитились дорогами Франции. В отличие от понедельника, машин было больше. Скажем так, правый ряд был занят (наверное, с плотностью 1 авто на 50-100 метров дороги). Плотность обгоняющих во втором ряду была на порядок меньше. Третий ряд, за исключением единичных «двойных обгонов» был, естественно, пуст. После Орлеана плотность потока почти не изменилась. Ограничение – 130 км/час. Большая часть авто (кроме фур) едет под 140. Около 10е оплата дороги.
Приближаясь к конечной точки нашего автопробега, стали искать бензоколонку с автомойкой. Не сказать, что наша машина была очень грязной… Скорее, по отечественным меркам, она была почти чистой, но, прочитав в Интернете рассказы о штрафах за возврат немытых машин, решили подстраховаться. На первой заправке мойки не оказалось. Заправились до полного (34,85л. по 1,06е) на 36,94е. Попытка перекусить в придорожной едальне «Flunch» не увенчалась успехом: на дверях висело объявление о том, что заведение закрыто (типа, на спецобслуживание, или что-то в этом роде).
Когда до цели путешествия оставалось километров 25 на нашем пути возникла еще одна заправка. Решили испробовать колонку, работающую по кредиткам. Наш Mastercard автомат не устроил. Рядом так же не смогли заправиться еще какие-то «иностранцы» (не французы). Пришлось переместиться к колонке, обслуживаемой «вручную». «До полного» вошло лишь 3 литра на 3,26е, что очень удивило кассиршу. Пришлось пояснять, что авто – прокатное, залили full и через пару-тройку километров машину будем сдавать. На этой заправке мойки так же не оказалось.
Уже практически «на территории» аэропорта Орли мы увидали заправку с автоматической мойкой. Цена вопроса всего 7е (примерно как в Москве). На кассе покупается карточка, которая и вставляется в приемную щель мойки. Три огромные щетки «проходятся» несколько раз по кузову авто. На всякий случай, перед помывкой я открутил с крыши антенну: вдруг повредят. Всё мытье занимает минут 5.
С обозначение места парковки прокатных авто в Орли «не очень». Сначала, мы подъехали к терминалу. Попытка выяснить у местных – где паркинг «рентованных» машин ни к чему толковому не привела: мне сказали, что «надо проехать вниз». Поехали вниз. Как оказалось: в сторону Парижа. В очередной раз неоценимую помощь оказал навигатор, быстро развернув нас к аэропорту. На этот раз подъезжали медленно, внимательно изучая все попадающиеся надписи. Паркинг действительно оказался «внизу»: на минус первом и минус втором уровнях. Процесс сдачи авто занял минуту. «Приемщица» что-то ввела в «наладонник», бегло посмотрела на машину и забрала ключи, сказав «О’k». На мой вопрос о том, когда нам вернут заблокированные на карте деньги, девушка, посчитав, что мы вылетаем из Орли, ответила что-то вроде: «Вы еще не улетите, как деньги разблокируют». Окончание этой истории очень поучительно. Деньги были разблокированы. О чем пришло соответствующее сообщение в ВТБ-24. Не знаю: по какой причине, но российский банк «спутал» разблокировку со списанием средств и ничтоже сумняшеся (дней через пять) уменьшил мой баланс на эту сумму. Пришлось, когда мы уже вернулись домой, звонить в банк и разбираться: «Как такое могло случиться?» Внятного ответа на вопрос я так и не получил, хорошо еще деньги оперативно вернули. К чему это я? С картами надо всегда быть «начеку».
Поднявшись в здание аэропорта «по указателям» вышли к остановкам автобусов ЭрФранс. Вообще в «парижском регионе» между аэропортами и Парижем существует 5 автобусных маршрутов:
№1 Аэропорт Орли – Вокзал Монпарнас – Invalides
№1* Аэропорт Орли – Вокзал Монпарнас – Etoile (триумфальная Арка)
№2 Аэропорт Руасси Шарль де Голль – Porte Maillot – Etoile
№3 Аэропорт Руасси Шарль де Голль - Аэропорт Орли
№4 Аэропорт Руасси Шарль де Голль – Лионский вокзал – Вокзал Монпарнас
Стоимость проезда от 11,50е (маршруты 1 и 1*) до 19е (маршрут 3). Билеты «туда-обратно» со скидкой. Интервалы движения 30 минут. Собственно, мы и машину сдавали в офисе Sixt в Орли потому, что не хотелось въезжать в Париж, а от аэропорта до триумфальной арки (где расположен отель) удобно добираться на автобусе.
Итак, подойдя к остановке, мы увидели готовый к отправлению автобус. Уточнив у диспетчера идет ли он к Etoile, мы получили отрицательный ответ и «направление», где должен быть «наш» автобус. В указанном месте загружался автобус до Montparnasse-Invalides. Тут произошла довольно примечательная история. Стоявший поблизости француз, решил помочь нам. Как оказалось, он немного понимал по-русски, поскольку женат на россиянке. Похоже, сам он не парижанин, посему не очень точно знал маршруты автобусов. Он сказал, что нам надо доехать до вокзала Монпарнас, а там пересесть на автобус до триумфальной арки (Place Etoile). Я был уверен, что этого делать не стоит, поскольку еще в самолете в журнале ЭрФранс увидел схему маршрутов автобусов. Надо было найти остановку «прямого» автобуса до нужного нам места, а не ехать с пересадкой. Посчитав, что мы его плохо понимаем, француз позвонил своей русскоязычной супруге с просьбой объяснить нам как ехать. Пока он общался со своей второй половиной мы, наконец то, выяснили у диспетчера, что остановка до «Пляс Этуаль» находится здесь же и нам нужен «Next Bus». Поблагодарив за помощь молодого человека и его русскоязычную супругу (по телефону), мы через 10 минут уже сидели в автобусе, а еще через полчаса оказались на Елисейских Полях.
В отеле «Golden Tulip Royal Garden Champs Elysées» что расположен минутах в 10 пешком от Площади Звезды мы оказались около 14 часов (за час до чек-ин). Номер, как и положено для «четырехзвездочного» парижского отеля был еще не готов: нефига баловать. Оставили вещи в комнате для багажа и направились перекусить.
Время было обеденное и мы решили выбирать едальное заведение исходя из количества находящихся внутри едаков по принципу: местные то знают где покушать. Таким заведением оказался ресторан «До-ре-ми» на углу avenue Hoche. Заведение было заполнено пролетариями умственного труда из окрестных офисов. Посмотрев меню и вспомнив Амбуаз мы решили не рисковать и заказать по самой обычной пасте с овощами (между прочим, блюдо дня) и по бокалу вина. Кстати, вино было дешевле кофе и одинаково по стоимости с чаем «из пакетика». Несмотря на «время ланча», обслуживали нас «как в ресторане»: минут через 10 официант принес вино, еще через 10 – «пасту». Под этим гордым итальянским названием скрывалась небольшая порция макаронных изделий (по-русски: ракушки), политая соусом зеленоватого цвета, в котором угадывались кусочки кабачка. Еще минут 15 ждали, пока усталый официант принесет счет (32,40е).
Вообще, еда в Париже – дело не простое. Никогда раньше не обращал внимания, но тут был удивлен картиной в другом ресторанчике: прилично одетый клерк средних лет с аппетитом поглощал «пустую» картошку фри с кетчупом. Это, на мой взгляд, посильнее вечных парижан с газетой перед чашкой кофе. Еда в Париже требует самоотречения. Или средств. Но когда маленькая чашечка кофе стоит 8 и более евро, а маленькая порция макарон – 12, начинаешь думать о том, что «может в консерватории что-то не так?» Короче, в дни, оставшиеся до отъезда, мы питались в китайских ресторанчиках.
Немного погуляли и ровно в 15-00 подошли к стойке портье. Вероятно, номер только закончили убирать: дверь была не закрыта. Я пошутил по этому поводу: надо проверить – может быть, из минибара всё вынесли пока номер был не закрыт (был опыт на Кипре). Номер оказался просторнее стандартных парижских «трешек» - метров 12, балкончик, два окна, в ванной и туалете на стенах мрамор, в комнате вместо обоев – ткань. Однако, при виде номера первым делом вспомнился «Гранд Отель» в Труа – время явно не пошло «Золотому тюльпану» на пользу. Не очень тщательно замытые пятна на стене, отсутствие плитки-бордюра в углу, телевизор начала 90-х годов выпуска… Обычная цена за это удовольствие составляет 370е в сутки. Скидка почти в 70% с которой мы забронировали этот отель (238е за две ночи) должна, конечно, наводить на размышления о «бесплатном сыре» (но это на будущее). Самое смешное то, что минибар, действительно, оказался пустым (если не считать пол-литровую бутылочку воды). Как объяснил портье – у них так принято. Если что-то надо – можно заказать из ресторана. Такой подход, мягко говоря, удивил: впервые увидали подобное. Неужели, к постояльцам менее «звездных» отелей в Париже у хотельеров больше доверия?
Вообще впечатления от отеля накапливались по принципу «чем дальше в лес…». Никогда не предполагал, что пассажирский лифт отеля, претендующего на что-то, можно ждать минут 5, а дождавшись обнаружить там тележку с грязным бельем, к тому же, застрявшую в дверях. На завтраке в ресторанном зале, претендующем на «шикарность» интерьера перевернутая «чистая» чашка оказалась прилипшей к блюдцу и они поднимались со стола «парой». Ну да ладно… Короче, по соотношению цена-качество отель переплюнул четырех остальных (не с лучшей точки зрения).
Полтора оставшихся дня мы просто неспешно гуляли по городу, наблюдая за его жизнью.
Может, от того, что перед Парижем мы поездили по французской провинции (иногда, почти глубинке); может, от того, что со времени нашей последней поездки сюда мы немало повидали; а может, просто от того, что мы стали старше на 5 лет, город показался другим… Каким-то «омосковившимся»… Однако, не смотря ни на что: Париж всегда Париж, пусть даже «праздника, который всегда с тобой» он в этот раз отсыпал нам меньше, чем ожидали. Набродившись по знакомым местам, мы, как обычно, посидев на скамейке в нашем любимом скверике Вивиани, бросили монетки в Сену: «До встречи, Paris»!
21.02. Домой
До аэропорта Шарль де Голль доехали на автобусе ЭрФранс. За полчаса и 30е (2 билета). В дьюти фри накупили вина и немного парфюма. Вылет задержался на 2 часа (поздним прибытием воздушного судна). Долетели нормально: временами потряхивало. Паспортный контроль в Шереметьево прошли минут за 15. Еще через полчаса были дома.