• Авторизация


Отчет об автопутешествии в Скандинавию (часть1) 25-06-2008 23:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вокруг Ботнического залива, или Скандинавия для начинающих автопутешественников (часть 1)
 
Москва - Великий Новгород – Хельсинки – Турку – Вааса –Оулу – Рованиеми – Лулео – Сундсваль – Стокгольм – Таллин –Витебск - Москва
  [646x412]
 
 
Планирование
 
О поездке на авто в Скандинавию мы стали задумываться осенью 2007 года. Скажу сразу, что до этого мы путешествовали на машине исключительно по России.
Побудительным толчком к этому послужили многочисленные отчеты, прочитанные мною в интернете . Так же были изучены мегабайты информации с сайтов:
Особенно «запали в душу» рассказы о путешествиях С.Тихомирова (tsn), семей Соколовых, Кирпичевых. Им и многим другим путешественникам - большое спасибо за советы и информацию!
 
Начитавшись путевых заметок, я отправился в «Молодую гвардию», где купил очень неплохую 8,5-километровую карту Финляндии издательства «Дискус Медиа», и принялся «строить прожекты» предстоящего маршрута.
 
Первоначально было решено воспользоваться услугами по бронированию (отелей, мотелей и паромов) одной финской турфирмы с длинным названием. Ее рекламу я нашел на купленной карте. В декабре списался по e-mail с ее русскоязычными сотрудниками, изложил наши пожелания (планировалось проехаться по 4 столицам: Хельсинки-Стокгольм-Осло-Копенгаген). Договорились, что в феврале-марте (за 3-4 месяца до поездки) займемся уточнением маршрута, бронированием отелей-мотелей-паромов, получением виз.
К началу марта маршрут был несколько скорректирован (исключены Осло и Копенгаген, добавлен мыс Норд Кап) о чем и были оповещены «финские товарищи», которые пообещали «оперативно подобрать варианты». Так вышло, что прождав ответа две недели, в третьей декаде марта я с ужасом узнал, что в финском консульстве в Москве (после ремонта и пасхальных праздников) образовалась немалая очередь в три сотни человек, которая, к тому же (по информации очевидцев-авторушников) с каждым днем становилась все длиннее. Дальнейшее ожидание ответа от неторопливых финнов стало напрягать.
 
Предпринятая в этой связи попытка самостоятельного бронирования парома и отелей привела к мысли воспользоваться услугами по визовой поддержке фирмы «Паромный центр» (благо заявленная стоимость - 50 евро (включая консульский сбор)).
При дальнейшем планировании, по причине краткости отпуска, из маршрута был окончательно исключен «самый северный мыс Европы» (тем более, что С.Тихомиров «открыл всем глаза» на его «самость» J ). Решили «ограничиться» поездкой вокруг Ботнического залива и «заездом» в Таллин: Москва-Выборг-Хельсинки-Турку-Васа-Оулу-Рованиеми-Лулео-Сундсваль-Стокгольм-Таллин-Витебск-Москва.
Маршрут составлялся таким образом, чтобы, по возможности, свести к минимуму длительные (более 400-500 км) переезды (дабы оставалось достаточно времени на осмотр достопримечательностей проезжаемых мест). Всего планировалось 13 ночевок: 1 в России у границы (Выборг), 5 в Финляндии; 4 в Швеции (в т.ч. 2 ночи в Стокгольме); 1 на пароме Стокгольм-Таллин; 1 в Таллине и 1 в Белоруссии (Витебск). 
Итак, 31.03.2008 был заключен договор с «Паромным центром» (GR-Travel www.grtravel.ru или www.paromy.ru ) по которому нам должны были быть забронировать отели в Финляндии, Швеции и Эстонии, билет на паром и сделать однократные визы в финском консульстве в Москве:
 
30-31/05 ScandicHotelGrandMarina, Helsinki, 115e
31-01/06 ScandicPlaza, Turku, 105e
01-02/06 RantasipiTropiclandia, Vaassa, 181e
02-03/06 HolidayInnOulu, Oulu, 136e
03-04/06 SkyHotel, Rovaniemi, 95e
04-05/06 ScandicHotelLuleo, Luleo, 77e
05-06/06 ScandicHotelSundsvallNord, Sundsvall, 77e
06-08/06 ScandicPark, Stockholm, 316e
08-09/06 STO-TLL 218/A2+52/car+52/DIN+19/BRE=341e
09-10/06 TallinkSPAHotel, Tallinn, 94e
Итого: 1537е

Виза 50*2=100е, страховка 12*2=24е

Всего: 1661е (Оплата в рублях по курсу ЦБ + 1%).
 
Вообще, перефразируя Василия Алибабаевича из «Джентльменов удачи», можно сказать: «Паромный центр – фирма хорошая, но слабовнимательная». Последнее, вероятно, следствие большой загруженности работой. В процессе подбора вариантов и заключения договора нам несколько раз пришлось указывать на допущенные серьезные косяки (сроки, даты, суммы) и переделывать сам договор. Пустячок, конечно, но осадок остался.
В итоге, 8 мая мы получили пакет документов: ваучеры на отели и паром, медицинскую страховку и паспорта с шенгенскими визами (однократными, на 12 дней (строго по датам броней)).
 
 
Подготовка
 
Бронирование отелей «по пути»
 
Через интернет был забронирован номер в мотеле «Медведь» ( www.unirem.ru ) что находится у российско-финской границы (Торфяновка). Следует отдать должное сотрудникам мотеля: ответ на мой запрос о бронировании пришел через пару часов.
Важное замечание: если вы планируете заехать в «Медведь» НАКАНУНЕ начала действия визы, то на это следует обязательно обратить внимание сотрудников мотеля и сообщить им свои паспортные данные и данные на авто - для оформления пропуска на въезд в погранзону!
 
Несколько сложнее оказалось забронировать ночлег на обратном пути – после Эстонии. Поскольку о дороге Москва-Рига в сети ходит много страшилок, решено было ехать не напрямую (и не одним днем), а через Белоруссию (с ночевкой в Витебске) и далее на Смоленск. Первый отель («Эридан»), в который был направлен запрос, ответил: «Мест нет». Пришлось пытать счастья в гостинице «Лучёса», расположенной не в центре.
 
Карты и глобусы (навигация)
 
Кроме упомянутой выше карты Финляндии, были приобретены и частично постигнуты путеводители «Финляндия», «Скандинавия», «Швеция», «Эстония», 6-километровая карта Прибалтики и карта Стокгольма обе - все того же издательства «Дискус Медиа», атлас «Москва-Санкт-Петербург-Хельсинки. Легенда трассы». В итоге, картой Финляндии пользовались только при планировании маршрута; карта Эстонии помогла, когда «сбойнул» навигатор; немного пользовались путеводителями «Вокруг света» и «Томас Кук»; карта Стокгольма не понадобилась вовсе (взяли более простенькую и удобную на рецепшен отеля.
 
Еще была куплена и «от корки до корки» прочитана книга М. и Я. Сартан «Во Францию на автомобиле» издательства «Вокруг света», вышедшая из печати аккурат за месяц до поездки. Слово «Франция» в заголовке книги не должно вводить в заблуждение, ибо правильнее всё же было бы назвать ее «В Европу на авто» - т.к. большая часть приводимых авторами советов применима абсолютно в любой западноевропейской стране. В книге достаточно подробно и внятно изложена информация по всем аспектам автопутешествия: от подготовки и планирования до написания отчета. Приведу лишь названия некоторых глав: «Машина», «Документы на машину», «Страховки», «Деньги и банковская карточка», «На прокатной или на своей», «Кемпинг или отель», «Готовим машину», «Пакуем багаж», «Проходим таможню и пограничный контроль», «Заправляемся», «Паркуемся», «Ориентируемся», «Осваиваем ПДД»... Словом, 245 рублей, отданные интернет-магазину «Библио-Глобус», не пропали даром, а несколько из них, надеюсь, попали непосредственно в карманы уважаемых авторов (между прочим – «авторушников»). 
 
Также была совершена давно планируемая покупка: навигатор Garmin nuvi 200 – самый простой из продающихся в то время Garmin’ов.
Навигатор с картами областей Центрального и Северо-Западного федеральных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга обошелся в 7490 рублей. Еще 3700 рублей – карта Западной Европы. Вниманию потенциальных покупателей: в «Навикоме» и у отдельных их дилеров, как это не звучит странно, периодически случаются перебои с картой Европы! Посему, не откладывайте на последний день приобретение карт для навигатора, дабы не пришлось бежать за ними «на Горбушку». Вообще, у некоторых «официалов» выгоднее покупать прибор в комплекте с картами – получается дешевле.
Как показала практика – покупка полностью оправдала себя, несмотря на ряд возникших проблем (см. ниже).
 
Страховка
 
В «РОСНО» (где у нас уже была страховка КАСКО) бесплатно сделано расширение КАСКО на страны Европы и Балтии. В число этих стран НЕ ВХОДЯТ: Албания, Турция, Украина, Молдова и Белоруссия. Поскольку планировался проезд по территории Белоруссии решили взять расширение КАСКО на это государство, что характерно - союзное России. Расширение для каждой из перечисленных выше стран СНГ можно оформить на любое количество дней. На всякий случай мы сделали на срок с 10 по 15 июня (первоначально была мысль задержаться в Белоруссии на пару дней). Обошлось это чуть более 6 долларов США (примерно, доллар в день). Кстати, страховка не распространяется на случаи перемещения авто любым видом транспорта (в том числе – паромами) и на погрузочно-разгрузочные работы, связанные с таким перемещением.
«Green Card» на 15 дней, действующая во всей Европе (включая Белоруссию) была куплена там же за 30 евро. Отмечу, что многие страховые компании Москвы начинают продажу «Green Card» не ранее чем за 5 дней до начала ее действия. Для оформления карты требуется Свидетельство о регистрации транспортного средства.
 
Валюта
 
Из соображения «диверсификации активов и платёжных систем» J (в дополнение к имеющимся рублевой и долларовой Viza’м) была сделана мультивалютная дебетовая MasterCard банка «ВТБ-24». Куплено немного наличных евро, шведских и эстонских крон.
 
Прочие мелочи
 
В магазине, торгующем рабочей одеждой («Спецодежда» в конце Ярославского шоссе) за 147 рублей куплен жилет желтого цвета со светоотражающими полосками.
Естественно, была приобретена наклейка «RUS».
Решено было ее не покупать «традиционную» у некоторых автопутешественников канистру (для ввоза в Финляндию 10 (15) литров бензина)…. Во первых – занимает какое-никакое место в багажнике. Во вторых – может иногда «издавать запах». В третьих – не в пустыню, все же, едем: вряд ли не сможем найти заправку. В четвертых – при ввозе 10 (15 литров бензина (что, кстати, незаконно)) экономия составит от 300 до 400-430 рублей при цене за 20-литровую канистру в «Ашане» - 870 рублей.
 
День 1-й
 
По ряду объективных причин вместо запланированных четырех (пяти) утра, удалось выехать только около 15 часов.
Перед этим утром по телефону забронировали номер в гостинице «Волхов» в В.Новгороде, т.к. было понятно, что до границы до вечера доехать не сможем. Бронь в «Медведе» сняли (так же по телефону).
Заглянув в Яндекс-пробки, убедились, что МКАД от Дмитровки до Ленинградки стоит. Решено было поехать через Дмитровское шоссе и А107 (бетонку). По пути «прислушались» к навигатору, который предложил «срезать» через Лобню. В итоге, постояв полчаса в «мертвой» пробке в городе, повернули назад и через Шереметьево (посмотрев по пути проезд аэроэкспресса в Шереметьево) выехали таки около 17 часов на Ленинградку.
Настоявшись в пробках в Солнечногорске и Клину, в Тверской области я немного расслабился (+26 км/ч) за что и поплатился немедленно 100 рублями, бесплатно получив при этом информацию от лейтенанта ДПС о том, что многострадальный Мигаловский мост под Тверью отрыт, но после объездной дорога плохая (ремонты).
Поужинав в 19 часов в придорожном заведении после объездной Твери, за 5 часов преодолели оставшиеся 300 километров федеральной трассы «Россия». Из отрывочных впечатлений вечера и начала ночи – бесконечные фуры (я еще не видел ТАКОГО их количества в обеих направлениях), перманентные ремонты дороги, ночные самовары с чаем вдоль трассы в Крестцах (не знал, что они «работают» круглосуточно). 
Еще из впечатлений - два участка объездной Великого Новгорода: первый – автобан, второй – направление. Как говорится: два мира – два Шапиро. На втором, кстати, чуть не проскочили съезд на Новгород. Спасибо навигатору (без него не заметили бы в темноте).
Ну, и в качестве «компенсации» за 9 с лишним часов пути мы получили удивительный подарок: примерно километров за 15 до Новгорода мы попали на соловьиный концерт! Пение было таким звонким, что было слышно при закрытых окнах, несмотря на шуршание шин по не самой гладкой дороге. Соловьи сопровождали нас почти до самого центра города (до Волхова).
 
День 2-й
 
Погуляли немного по центру города (в Новгороде мы не первый раз), пофотографировали немного утренний Кремль, Волхов, памятник пионеру-герою Советского Союза Лёне Голикову
и в 10 часов стартовали в сторону северной столицы на КАД которой и въехали в полдень. Так уж вышло, что до сего времени мы не разу не ездили по этой поразительной магистрали Питера.    А поражает она не только вантовым мостом и совершенно иноземными видами на некоторых отрезках, а еще, например, тем, что на отдельных участках имеет всего ДВЕ полосы (со всеми вытекающими, как говорится)! Ну, да ладно. Двухполоска через некоторое время кончилась, начался автобан, до А122 оставалось каких то 5-6 км, как вдруг дорога оказалась перегорожена машинами ДПС и всех погнали в объезд в город. Потолкавшись в пробке около часа и попав в сильнейший ливень к 14 часам мы наконец то выехали на А122 (Выборгское шоссе). Первые километры неприятно поразили. Вспомнив слова tsn о том, что «дорога хорошая, недавно отремонтированная», я вслух и про себя корил С.Тихомирова, но каково же было мое изумление, когда километров через пять дорога чудесным образом превратилась в нечто прекрасное (особенно, если сравнивать с Е105 на участке Тверь-В.Новгород). По этому самому «нечту» подавляющее большинство граждан летает со скоростями, позволяемыми их железными конями (ну, или чуть меньше).
Перед Торфяновкой заправились до полного бака. Хотели помыть машину, но сиделец на мойке усталым от общения с клиентами голосом сказал, что освободится не ранее чем через полчаса-сорок минут. Решили ехать «как есть» - не мытыми.
На границе перед нами было машины 3. Довольно долго заполняли бланки таможенных деклараций (дома перед отъездом этого сделать не успели). По глупости вписали имеющиеся разные валюты (суммой менее 3000$), фото- видео-камеры и телефоны, зато забыли вписать номер авто. За что таможенник нас легонько пожурил.
В дьюти-фри купили подарков себе (немного) и товарищам (в том числе ящик пива о провозе которого обратно в Россию будет сказано отдельно).
Пересекли границу Родины в 18 часов. «Разницы в воздухе», описываемой некоторыми, не почувствовали, возможно, потому, что уже примерно километров за 50 до кордона вокруг дороги стали появляться красивые «финские» виды (валуны, сосны, речушки и тп.).
Финский пограничник спросил: куда едем и где будем пересекать границу обратно. Поскольку бумага с маршрутом была у меня – я подошел к окошку и стал объяснять цель нашей поездки. На это финн, с интонацией как в анекдотах сказал: «По отному, пошаалуйстаа». Если б не слышал своими ушами – не поверил бы.
 Далее – дорога до Хельсинки. Сначала хорошая, потом – очень хорошая. Единственный минус – все придорожные заведения, в которые мы заворачивали в надежде поужинать, были уже закрыты. 
Навигатор четко довел нас до отеля, расположенного в пяти минутах ходьбы от рыночной площади. Разместились сами, разместили на парковке отеля авто (за 10 евро) и пошли ужинать и гулять по вечернему городу.
Покушав копченого сальмона мы запили его чудесным напитком, к которому с того времени и пристрастились (изменив пиву) – сидром. А потом – вечерний Хельсинки.
 
День 3-й
 
Утром, уточнив у портье место отправления экскурсионных автобусов, мы купили билеты (50 евро на двоих) и в ожидании отправления пошли на рыночную площадь, где торгуют разными вещами: от сувениров до молодой картошки, от испанской клубники до финских ножей по 110 евро (рядом – отдаленно похожие, явно производства китайских мастеров, но по 35). Тут же купили вкуснейшую «ватрушку» весом в полкило. Рядом на эспланаде концерт живой музыки. Сначала играла «обычная» группа, а затем – Санта Клаусы. Потом – полуторачасовая экскурсия по городу. О Хельсинки россияне очень часто говорят… с плохо скрываемым высокомерием, как, впрочем, о Финляндии в целом (и не только о ней одной). Сразу хочу сказать, что город мне понравился. Да, пусть он не впечатляет размерами, как Москва, да, пусть архитектурный ансамбль его главной площади немножко провинциален…
Но город показался светлым и ненапыщенным: красота в простоте. Самое главное - город не разочаровал. Возможно, нам просто повезло: начало лета, солнце, выходной день сыграли свою роль.
Возможно в дождливом ноябре он показался бы нам совершенно другим. Но все, к счастью, случилось именно так, а запоминается не только «последняя фраза», но и первые впечатления. Город оказался примерно таким, каким я и ожидал его увидеть. Удивила только Церковь в скале. По описаниям представлял ее немного иначе.
Из-за недостатка времени не смогли съездить в Свеаборг (Суоменлинну). Ну, да надо и на будущее что то оставлять…
 
Во второй половине дня переезд в Турку по стандартно очень хорошей дороге. Первая заправка в Финляндии (1,58 за литр). У нас пока дешевле… Купили парковочные часы (примерно 2 евро, пригодились 1 раз).
В Турку решили временно припарковаться неподалеку от отеля. Подошли к парковочному автомату и тут проходящий мимо молодой финн, увидев наши действия, подошел и стал объяснять, что сегодня суббота и время уже позже 15 часов: посему – парковка бесплатная. «Мелочь», характеризующая местный народ.
Заселились, переставили машину на парковку отеля. Пошли гулять по городу. Местный «Арбат», площадь с церковью своеобразной архитектуры, речка с корабликами – кафешками.
Впечатления? Финское Иваново (кто был в последнем – поймет). Без всякого снобизма - обычный трудовой город из серии: «Когда Иерусалим молится, а Тель-Авив – развлекается, Хайфа – работает». Встретили первого пьяного финна. Т.е. «до положения риз». Справедливости ради – второго (и последнего) в сосиску пьяного гражданина Суоми мы увидали на пароме Стокгольм-Таллин.
В этот день (31 мая) и в Хельсинки и в Турку (и, наверное, по всей Финляндии) можно было встретить чинно одетую молодежь (юноши – в костюмах, девушки – в строгих (или не очень) платьях), в фуражках с белой тульей на голове. Как мы поняли, это связано каким то образом с высшим образованием: то ли они посвящались в студенты, то ли (что менее вероятно) выпускались? Что характерно, потом в разных городах в витринах фотоателье мы видели многочисленные парадные фото молодых людей в таких головных уборах. Вряд ли много наших молодых людей делают свои «праздничные фотопортреты».
Поскольку отель находился на «Арбате», вечером и ночью мы в полной мере убедились в ошибочности утверждения о холодности финнов: мальчики и девочки «в фуражках» зажигали не по-детски!
 
День 4-й
 
Решили заехать на пару часов в городок Наантали, что километрах в 15 от Турку. Собственно, мы прочитали, что это один из самых престижных курортных городков Финляндии, что там любит отдыхать Президент страны, и, главное, что там находится «Страна Мумми-троллей».
Городок оказался совершенно очаровательным. Если вы смотрели гайдаевский фильм «За спичками» (там, где играют Е.Леонов и В.Невинный), то вы непременно вспомните его, увидев деревянные домики на улицах Наантали. Было воскресенье: на улице развернулся рынок (торгующий всякой всячиной – от плетеных корзин до китайского ширпотреба), в воздухе пахло копченой рыбой и праздником.
Естественно, не могли не зайти в фирменный магазин Мумми-троллей. Если охарактеризовать его в двух словах, то «не впечатляет» (похоже, продавцы это и сами понимают).
«Мумми-парк» расположен на живописнейшем островке среди вековых сосен. К острову ведет мостик по сторонам которого «припаркованы» многочисленные лодки, яхты и яхточки. Парк оказался закрытым – не сезон.
Направились к Ваасе. Первые километров 30 – живописнейшая дорога, петляющая по полям и маленьким сосновым рощицам. Потом – дорога №8. Первые сто километров постоянные скоростные ограничения: 80, часто 60 (и меньше). И камеры, камеры, камеры… Оставшиеся километров 200 представляли собой дорогу, на которой недавно отремонтировали покрытие и ещё не всю разметку нанесли. Трафик – минимальный. Ехать можно было в соответствии с собственными представлениями о комфортной и безопасной езде (мы, кстати, не злоупотребляли, в отличие от многих местных водителей).
Километров через 150 после Наантали начал заметно меняться пейзаж за окном: сосны «стали чахнуть», все более берез и бурелома.
«RantasipiTropiclandia» в Ваасе оказался самым неудачным решением из всех возможных по соотношению «цена/качество». Это отель с мини-акваценторм и СПА. Приехали мы в него часов в 5 вечера, когда аквацентр уже завершил работу, а на следующее утро мы решили не пользоваться его услугами (с 10 до 11-30). Вечером просто погуляли по территории – по берегу залива.
Красиво, пустынно (в смысле – малолюдно). В общем – не сезон (эдакий зимний (весенний) вечер в Гаграх). 
 
День 5-й
 
Выехали в 10. Проездом осмотрели Вааса. Город напомнил пригороды какого-нибудь крупного европейского города: чистые улицы, застроенные 5-этажными домами, зелень. Не зацепило.
Выехали на трассу (всё та же 8-я дорога). Погода испортилась: временами дождь, похолодало. Виды по сторонам все более и более суровые. Иногда появляются лесовозы. Постоянно камеры: 100, 80 и ниже.
Часам к двум приехали в Оулу. Приятный городок. На берегу – театр из стекла и бетона и заправка для катеров.
Напротив – старые амбары, приспособленные под ресторанчики и магазины.
Памятник рыночному полицейскому.
Город довольно современной застройки: встречаются скверики, ручей с мини-водопадиком и красной (коричневой) водой.
Отель «Холидей Инн» - самый северный «Холидей Инн» в мире (как гласит реклама).
Один из самых хороших отелей (из 11), в которых мы жили в поездке. Рядом – собор XVIII века.
 
День 6-й
 
Часа за 3 неспеша доехали до столицы Лапландии. Не совсем просто было отыскать «Лапландия Скай отель Рованиеми», т.к. адрес, указанный в ваучере оказался не верным. Отельчик расположен за городом, на горе. Поблизости городской дворец спорта. Рядом горнолыжная трасса. Красивые виды.
Рованиеми – городок маленький. Если не мысль о том, что через каких-нибудь 10 километров – северный полярный круг – полное впечатление будто находишься в южном приморском городишке: светло и солнечно.
Поехали на полярный круг к Санта Клаусу.
Первым делом, зашли на почту: отправили открытки в Россию. Естественно, пообщались с настоящими Сантой и его помощником-гномом (бесплатно), и сфотографировались (огромное фото, вероятно что то вроде 40х60см, обошлось в 45 евро). Прикупили сувениров. Сфотографировались на полярном круге.
Между прочим, в лесочке в окрестностях офиса Санта Клауса кое где еще лежал (дотаивал) снег. Это, напомню, третьего июня.
Погуляли по Рованиеми и поехали к себе на гору – в отель.
Проснувшись ночью – наблюдал настоящий полярный день. Впечатляет, особенно в сравнении с питерскими «белыми» ночами.
 
День 7-й
 
За 3 часа добрались до Лулео. То, что въехали в Швецию – поняли не сразу, да и то – по косвенным признакам: поначалу, дорога в Швеции (Е4) стала заметно хуже финской (прямо как часто бывает у нас на стыке областей или районов:
Вскоре – всё наладилось Скоростные ограничения в Швеции 110, 90 (редко 70). Дороги показались шире аналогичных финских. Довольно много ремонтов. Проезд в этих случаях регулирует светофор:
Хуже разметка. Ездят шведы менее дисциплинированно, чем их восточные соседи. Если финн, въезжая на магистраль видит метрах в 500 приближающееся авто, то, как правило, пропустит его. Швед, скорее всего, ждать не будет.
На первой же шведской заправке-магазинчике увидели необычный кассовый аппарат. Необычность его – в отсутствии «традиционного» выдвигающегося ящика для купюр и монет. Вместо него у аппарата есть два «блока». Первый – имеет несколько купюроприемников для приема-выдачи и, наверное, проверки подлинности купюр, каждый – для купюр определенного достоинства. Второй – устройство для приема-выдачи монет. Действия кассира сводятся к загрузке денег покупателя в купюроприемник соответствующего достоинства. Покупатель самостоятельно (без участия кассира) может (при необходимости) «насыпать» в монетоприемник и металлических денег. После этого, аппарат «выплевывает» сдачу «бумажными» деньгами и выдает мелочь. Иными словами, кассир может не уметь считать!
«Скандик отель Лулео» находится в пригороде. До центра – километра три. Оставили автомобиль на одной из многоэтажных парковок и пошли гулять. Лулео - довольно приятный город, как впрочем, большинство небольших городков, встретившихся нам на пути. Как и многие из них – был деревянным. Сгорел в 19 веке. Отстроен в регулярной планировке лет сто с чем то назад.
В обед в Лулео довольно непросто нормально перекусить: пришлось ограничиться гамбургерами и колой.
Насытившись, поехали в так называемую «Приходскую деревню», что в нескольких километрах от города. И в наше время север Швеции и Финляндии не самые густонаселенные районы Европы, а в XVII-XVIII веках хутора и деревеньки встречались тут еще реже. Однако, и тогда (как, впрочем, и сейчас) власть прекрасно понимала – насколько важна «идеология в работе с массами». А поскольку шведы – люди западные, то с точки зрения экономики (и здравого смысла) они поступали очень разумно: строился крупный собор к приходу которого «приписывались» жители окрестных хуторов и деревенек в радиусе нескольких десятков километров, которые на праздники и по воскресеньям съезжались в храм для «отправления культа».
Так как, зачастую, ехать было не близко (обернуться одним днем трудновато, да и пообщаться-расслабиться хотелось) народ строил себе вокруг собора маленькие домишки (примерно 3х5, 4х6 метров), в которых, приехав в субботу, ночевали, а в воскресенье шли на службу, общались, после чего – ехали по домам.   В таких «поселках» был рынок, питейные и другие заведения, необходимые простому шведскому крестьянину. Называли их – «приходские города». Пару столетий назад в Швеции насчитывалось несколько десятков таких «городков».
«Приходской город» в окрестностях Лулео занесен ЮНЕСКО в список объектов исторического и культурного наследия. Домишек сейчас осталось несколько сотен. Все они «жилые» - в том смысле, что используются местными шведами «как дачи». Иметь здесь «фазенду» довольно престижно, несмотря на то, что у такого строения, как правило, нет никакого прилегающего земельного участка (да и стоят они буквально «плечом к плечу» друг с другом).
В информационном центре (турофисе) встретили местного гида – Елену (она русская), которая рассказала нам о городке, показала 10-минутный видовой фильм и небольшую экспозицию.
Жаль, собор уже был закрыт, а на следующее утро нам предстоял ранний отъезд. Тем не менее, наполненные положительными впечатлениями, мы вернулись в отель, где нас ожидал не самый впечатляющий ужин в тамошнем ресторане…
 
Продолжение отчета тут:
 
 Другие отчеты здесь: blogs.novgaz.ru/users/v161514/post98562312/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
davydov 24-10-2008-17:25 удалить
а какие страшилки ходят о дороге Москва-Рига?
v161514 27-10-2008-09:26 удалить
Ответ на комментарий davydov # Вот из прессы весны 2008 года: Автобусы, следующие из Москвы в Ригу, из-за плохого состояния дороги были вынуждены изменить маршрут. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили 19 марта в компании-перевозчике Ecolines. Теперь автобусы Eсolines маршрута Москва - Рига большую часть пути по России следуют по трассе М-1, через Смоленск. Длина нового маршрута увеличилась приблизительно на 100 - 150 км, соответственно увеличилось и время в пути на 1,5 - 2 часа. На вопрос, как долго будут действовать эти изменения, в Eсolines ответили, что "все зависит от российского правительства"." Ссылка тут: http://www.regnum.ru/news/fd-central/smolensk/autonews/973803.html
29-02-2012-13:25 удалить
Ответ на комментарий v161514 # Администратор сайта "Мои автопутешествия" http://my-travel-info.ru приглашает Вас разместить на страницах сайта Ваши рассказы об автопутешествиях. Если Вам неудобно размещать повторно Ваши рассказы прошу Вас дать согласие на размещение Ваших рассказов на страницах сайта администратором. P.S. естественно под вашим ником, с соблюдением авторских прав. Если хотите, можно указать дополнительную ссылку на Ваш блог или е-емайл Надеемся что на страницах нашего сайта Вам будет удобно и комфортно..


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Отчет об автопутешествии в Скандинавию (часть1) | v161514 - Дневник v161514 | Лента друзей v161514 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»