• Авторизация


Отчет об автопутешествии в Скандинавию (часть 3) 25-06-2008 23:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


День 11-й
 
С утра опять направились в Старый город.
Посмотрели королевский дворец изнутри. Кстати, сейчас там проходит выставка, посвященная правящей династии Бернадотов. Что интересно: сейчас «руководит» Швецией потомок французского офицера, усыновленного бездетным шведским королем в конце XVIII века.
Зашли в музей Нобиля. Музей «своеобразен». Одно из основных его назначений, на мой взгляд, посредством видео-инсталляций, представленными экспонатами и документами попытаться разбудить у посетителя интерес к творчеству, заставить иначе взглянуть на окружающий мир.
Для меня в музее наибольший интерес представили рукопись Бориса Пастернака и пишущая машинка Иосифа Бродского. Артефактов двух других российских нобелевских лауреатов по литературе мною обнаружено не было.
Тем, что в европейских городах моют тротуары с мылом – никого не удивишь. А вот мы наблюдали, как моют фонтан шампунем:
Поскольку, до отправления парома оставалось еще немало времени, решили прокатиться на катере (трамвайчике). Экскурсия продолжительностью около 1 часа, аудиогид на русском языке. Кстати, для счастливых обладателей «Стокгольм Кард» это удовольствие бесплатно. Что сказать? Общеизвестен факт, что любой город с воды смотрится хорошо. Стокгольм исключением не является.
Небольшое недоразумение произошло на паромном терминале. Я предварительно попросил у портье отметить мне на карте место отправления паромов «Tallink-Silja Line». Ну, он и отметил терминал Сильи на Хельсинки (Vartahamnen). Хорошо, что терминал на Таллин (Frihamnen) находится в нескольких минутах езды на машине. Приехали мы часа за полтора до отправления парома. Перед нами у кабинки на въезде была всего одна машина. Получив 6 магнитных карточек-билетов (2 ключа от каюты, 2 «талона» на ужин, 1 «талон» на завтрак (на двоих), 1 ваучер для «TallinkSPAHotel») мы встали в хвост небольшой очереди на погрузку.
Двухсотметровый паром «Victoria» впечатлил.
Наша каюта с окном располагалась в самом конце 8-й палубы по левому борту. Внутри откидная кровать, раскладывающийся в кровать диванчик, 2 шкафа, телевизор, крошечный санузел с душем, на полу мягкий ковер. В общем, очень неплохо. Разместившись, в ожидании ужина (20-15) мы отправились гулять по парому. На 6-й и 7-й палубах располагаются ресторанчики и кафешки, детская «площадка», два магазина дьюти-фри (винно-продовольственный и парфюмерно-промтоварный), кабаре и мини-казино. Порадовал стенд a-la «лучшие люди парома «Виктория», где висели фотографии передовиков-членов экипажа. Рядом - информация о пароме, осколки бутылки шампанского, разбитого при спуске парома на воду и фото «матери парома» - дамы, выполнившей эту почетную миссию в 2002 году.
Докупили парфюмерных и алкогольных сувениров, подышали воздухом на палубе…
Подошло время ужина. Проголодавшийся народ выстроился в две длинные очереди к «раздачам»: шведский стол. Долго ли коротко, набрав на тарелки еды, мы отыскали свой столик. Среди пассажиров было много немолодых уже шведов, в толпе выделялась китайская группа туристов. По залу расхаживали колоритные музыканты.
В общем, народ, начал расслабление, продолжение которого плавно переместилось в «Кабаре», где под музыку местной группы активнее всех «зажигали» пассажиры из категории «кому за…». Молодцы!  
Примерно в час мы вернулись в каюту. Покачивало. В эту ночь на Балтике был довольно приличный шторм. Корпус «Виктории» ощутимо вибрировал от работы винтов. Вот где сказалось то, что наша каюта – самая последняя на палубе! В такт парому дребезжал телевизор, плохо закрепленный на шкафу. В общем, ночка еще та! Долго ли, коротко, но усталость сделала свое дело: кое как удалось поспать, периодически засыпая и просыпаясь.
 
День 12-й
 
Утро было солнечное и ветреное. На завтраке большинство виденных нами накануне в «Кабаре» пенсионеров, «несмотря на» (а, может, «благодаря»), были свежи и бодры. 
Выйдя на палубу, увидели в утренней дымке небоскребы Таллина.
Минут через 5 после того, как открылись ворота, мы покинули паром. На выезде с причала стояли полицейские и выборочно просили водителей подышать в трубочку.
Отель «TallinkSPA» оказался расположен совсем недалеко от терминала: дольше вводили в навигатор его адрес. И это не преувеличение.
Поскольку «чек ин» в нашем ваучере был указан как «15 часов» мы планировали оставить машину в гараже отеля и погулять по городу. Поинтересовавшись у портье: как нам разместить машину, мы получили первый приятный сюрприз. Оказалось что наш номер уже готов и мы можем прямо сейчас заселиться в него. Было четверть одиннадцатого утра.
Поставив машину в гараж и бросив вещи в номер мы пошли на рецепшен СПА узнавать: как нам можно воспользоваться бассейном отеля. Второй сюрприз ждал нас здесь. Выяснилось, что мы можем хоть весь день бесплатно пользоваться бассейнами, саунами и банями отеля. За дополнительную плату только СПА-процедуры.
 
Не заставив себя долго упрашивать, мы решили перед походом в город часок поплавать. В итоге, плавали и парились в сауне и римской бане мы в общей сложности два с половиной часа. Последствия бессонной ночи на пароме как рукой сняло. Я читал на авто.ру отзывы об этом отеля типа: «Ну, да, СПА. Да видали мы СПА и получше». Не спорю. Но 94 евро на двоих в совершенно новом отеле, расположенном в 10 минутах ходьбы от Старого города – по моему скромному мнению, очень неплохая цена. «Пиарить» отель больше не буду: такая корова нужна самому! В общем, «при случае», решили вернуться сюда еще раз.
Потом долго гуляли по старому Таллину. Я поражаюсь, как он сохранился в таком виде до нашего времени.
Чудесный город с узенькими улочками, старинными домами с красными черепичными крышами, с крепостными стенами, с брусчаткой, с многочисленными сувенирными лавочками и не очень большим числом туристов (по сравнению с другими местами). Пожалуй, Таллин вызвал самое большое «туристическое» удивление за всю поездку! А Эстония – удивление в человеческом плане (но, об этом позже).
Обед из традиционного копченого лосося с сидром обошелся раза в 3 дешевле, чем в Скандинавии. На рынке, что расположился у старинной стены мы купили в подарок красивые вязаные шерстяные носки за (примерно) 150 рублей и мне свитер «с оленями» за 42 евро. Напомню, что это цены центра города (по нашему – Арбата).
Потом по «криминально опасной» улочке «Pikk jalg»
поднялись в «верхнюю часть города», где наснимав прекрасных видов,
купили вот в такой «торговой точке» местных очень вкусных жареных орехов
Прогулку закончили в кофейне, где напробовались местных пирожных.
 
День 13-й
 
Позавтракав, во время сборов, я «полистал» на ТВ довольно многочисленные местные телеканалы (чуть ли не десяток, и что характерно, на русском языке). Погода испортилась: немного накрапывал дождик и было довольно прохладно - комфортно для езды.
Навигатор уверенно вывел нас из города в сторону Тарту.
Дорога, на мой взгляд, не уступала, многим финским и шведским. Ну, положим, скандинавы за своими дорогами ухаживают уже не один десяток лет и они – богаты. Но почему в маленькой Эстонии, которая не относится к числу «локомотивов капитализма» дороги такие, какие великому восточному соседу пока только снятся? Может, это НАТО их содержит, для броска моторизованных колонн на Псков? Почему не на Москву? Да потому, что после Пскова они навсегда застрянут на колдобинах трассы «Москва-Рига», где зимой Генерал Мороз заморозит их летнее масло в двигателях! Ну, ладно. Это как у Гоголя: «Куда мчишься ты?.. Не дает ответа».  
Перед Тарту с навигатором второй раз за поездку случился конфуз, аналогичный шведскому. Тут уже на перегрев не свалишь. Думаю, все дело в волшебных пузырьках (извините) – в картах. Ну, да не проблема. Достали «бумажную» карту Эстонии. Тарту проехали «по ощущениям» (т.е. наугад). Город маленький: не заплутали. Выехали в сторону Печёр – на город Ряпина. Дорога, хоть и местная, но неплохая. Трафик практически нулевой. И вдруг, километров за 15 до Ряпина асфальт пропал «как класс», а вместе с ним и дорога превратилась в самую настоящую грунтовку с глубокими колеями: ремонт. Причем, ремонт капитальный (т.е. не как обычно у нас. Снимается не только асфальт, но и «подушка». До грунта). Местами пришлось ползти со скоростью пешехода, местами – чуть быстрее. Если бы прошел приличный дождик, думаю, пришлось бы не очень сладко.
Долго ли, коротко: ремонт закончился и мы помчались к границе, радуясь тому, что дорога вновь стала нормальной. В результате, на одной из развилок я свернул не в ту сторону. А дальше - начались приключения. Километра через три нас нагнал местный автомобиль. Водитель посигналил и остановился впереди на обочине. Когда я подошел к нему узнать: в чем дело, то услышал следующее: «Наверное на границу едете? Тогда, Вы свернули не в ту сторону. Вам надо было по указателю на Койдула. Вам нужно или вернуться назад к развилке или срезать по вот этой нормальной грунтовке: километра через 2 она выходит к асфальтированной дороге». Поблагодарив местного жителя, я почему то решил выбрать второй вариант. Грунтовка, действительно, оказалась проезжей. Только на асфальтированную дорогу я, непонятно почему, свернул налево, вопреки логике. В результате мы заехали в район городка Вярска. Пока ехали по пути насчитали несколько отелей-пансионатов и даже один СПА-отель. Видимо, места там курортные.
В итоге, в Вярска пришлось зайти в местный магазинчик, чтобы узнать дорогу на Койдула. Продавщица и покупатели попыталась объяснить, что надо вернуться назад в сторону Тарту, что будет мост, после моста – грунтовка, по которой ездят местные. А можно проехать дальше и там повернуть налево. Отъехав от магазинчика, я понял, что не спросил самого главного: какая из двух местных улиц-дорог ведет к Тарту. Тут, на счастье, мы увидели указатель «Полицейский участок». На самом деле – это было административное здание, где находятся все власти городка. Как раз здешнего констебля на месте не оказалось. Мы прошли по коридору и зашли в первую открытую дверь. Выслушав нашу проблему пожилой сотрудник администрации города сказал только: «Пойдемте» и вышел с нами на улицу. Там он показал дорогу на Тарту и почти слово в слово повторил то, что уже мы слышали от местных жителей, но уточнил, что все же лучше проехать 4 километра после моста и повернуть на дорогу на Койдула, а не ехать по грунтовке. После этого, спросил: откуда мы едем? Наш ответ (из Таллина) удивил его: почему мы не поехали через Нарву? Объяснив, что дорога на Петербург в плохом состоянии и поблагодарив его мы направились таки в правильном направлении.
Вообще абсолютно все жители страны (и эстонцы и русские), с которыми мы за эти пару дней общались, произвели самое положительное впечатление. Да, уже выросла эстонская молодежь практически не знающая русского языка, но и в этом случае (1 раз за поездку) они терпеливо пытались объяснить нам что требуется на англо-русско-жестовой смеси. Несколько раз, когда мы начинали общаться по-английски, эстонцы сами первыми переходили на русский язык.
Как оказалось, в плутаниях вокруг Вярска мы потеряли час. Возможно, поехав мы с самого начала правильно, мы не попали бы в пересменку на границе (чем еще объяснить, почти полуторачасовое стояние без движения и легковушек и фур – не знаю).
На пограничном контроле возникла маленькая проблема. Поскольку въезжали мы в Шенген через Финляндию эстонцам надо было проверить это по «базам». Вероятно, возникла какая то техническая проблема: только минут через 10 им удалось удостовериться в законности нашего пребывания на «единой европейской земле». 
Российских пограничников прошли без задержки, а вот с таможней возникла заминка. Сначала, поглядев на наш (второй) экземпляр выездной таможенной декларации, выданной нам в Торфяновке, таможенник заявил, что это простая бумажка, которую можно выкинуть, поскольку штамп отпечатался слабо и его не видно. Потом, увидев, вписанные во въездную декларацию фото- и видео-камеры сказал: так, это надо смотреть, после чего попросил открыть багажник и достать чемодан.
На самом видном месте в багажнике (совершенно сознательно) был положен нами ящик финского пива (8 литров). Как я уточнил (уже находясь за границей) беспошлинно в РФ можно ввозить не более 2 литров алкоголя (причем, ЛЮБОЙ крепости). Авторушники, когда мы были в Швеции, проконсультировали по этому поводу, присовокупив, что «из опыта», скорее всего, провезти «лишнее» пиво удастся.
«Вы знаете сколько пива можно ввозить?» - спросил таможенник, мельком бросив взгляд на ящик. Я благоразумно не стал уточнять, что знаю. «Откройте чемодан. Что там?» Убедившись, что только личные вещи, досмотр закончил.
Фотоаппарат и камеру смотреть он, естественно, не стал, но опять, как до того в Торфяновке, нудно покорил нас за то, что мы вписываем это в таможенную декларацию, вместо того, чтобы правильно ее заполнять (мы забыли вписать сверху номер нашего ОСАГО).
Закончив наконец, формальности мы в 18 часов уже было выехали на дорогу, как вдруг еще один непонятный шлагбаум и будочка. Вспомнив, что это та самая будка, где собирают плату за проезд по дивным псковским дорогам, я вышел и заплатил 140 рублей. Что характерно, записав в журнал номер и марку нашего автомобиля, чек нам не выдали. Может на «Куничиной горе» (так называется погранпереход) так принято?
Платная дорога, по российским меркам, была неплохой (вроде местной дороги Тарту-Ряпина до места ремонта), но довольно быстро закончилась. Миновав Изборск и Остров мы выехали на легендарную Е95 (Санкт-Петербург – Киев), о которой рокеры слагают песни, ошибочно, правда, полагая, что это «Москва-Питер». Качество дороги (по российским меркам) можно считать удовлетворительным: ехать в целом можно со скоростью километров 80-100. Местами заплаты ямочного ремонта, местами – просто плохая дорога, но всё это объезжаемо на третьей передаче. Несколько раз видели на столбах аистов!
Миновав Опочку, которую Пушкин обессмертил в своем стихотворении «К Алине», мы часам к 10 вечера вдруг выехали на автобан в районе Невеля. В первый момент я даже подумал, что уже началось союзное государство. Но нет, граница была только спустя несколько десятков километров. На российской стороне у нас спросили: «Все ли пассажиры – граждане России?» и махнули: проезжайте. На белорусской контролер сказала: «Вообще то надо талон получить». Пошел на пост. Первый вопрос: «Куда едете?» «В Витебск» Второй: «А что за праздник послезавтра в России». Пришлось рассказать, что раньше в народе его называли «День независимости», но это неправильно. А как он называется на самом деле – мало кто знает. Посмеялись. Распечатали талон, напомнили, что его надо сдать на выезде из РБ, пожелали счастливого пути.   
Пошли белорусские села: чистенькие, одинаковые заборчики, хорошие (в массе своей) дома.. В общем, практически так, как говаривал нам один татарин в Башкортостане: «Едешь по республике. Видишь – красивая деревня, чистые дети, ухоженные коровы. Значит, деревня татарская». В общем, сплошные «татарские» деревни и села попадались нам по пути.
Стемнело. Съехали с Е95 на дорогу ведущую на городок по имени Городок. Навигатор такой дороги не знает (карты Белоруссии в нем нет). В Городке развилка. Спросили у местных жителей дорогу на Витебск. Радио играет незнакомые произведения на русском языке, напоминающие песни советских композиторов. В 23 по местному въехали наконец в Вицебск. Город современный, отстроенный после войны. Уточнили дорогу.
23-30. Вот и гостиница «Лучёса». Внешне – современное здание. Просторный холл. Хочется спать: в пути сегодня были с 10 утра. Заполняю анкеты: всё как положено. Портье называет цену за номер: двести с чем то тысяч с учетом брони (50 процентов от стоимости). Спрашиваю: «А сколько это в российских рублях». Удивление после подсчета на калькуляторе. Еще больше удивление, после того, как мне выдают отдельный чек за охраняемую парковку машины: 30 с копейками российских рублей за сутки. Вспоминается стоимость парковки в Великом Новгороде. Про Стокгольм – молчу. Ставим машину на стоянку. Поднимаемся наконец в номер. Две комнаты, холл, ванна, балкон. Прайс минибара: в московских магазинах – дороже.
Позади в оставшемся дне - почти 700 километров, плутание в эстонской глубинке, граница, «неровности» Е95… Спать.
 
День 14-й
 
Утро. Город с высоты 9 этажа отеля смотрится очень неплохо. Чистый, новый, зеленый.
Только сейчас толком рассмотрел номер.   Понял, чего удивило вечером. Номер чистый, плотно обставленный мебелью… Ремонт добротный, мебель добротная, плитка добротная… Но, все как будто из 80-х годов, хоть и новое. Как, впрочем, и народ советской Белоруссии. И внешне и в общении с «зарубежным» туристом. Ни в коем случае это не плохо и не хорошо. Это данность!
Позавтракали. Вечером на рецепшен предупредили, что номер при выезде обязательно надо сдать дежурной по этажу. Минут 10 звоню ей по телефону, потом иду в ее каптерку: никого нет. Наконец, номер сдан: все вилки-полотенца на месте.
Едем по городу в сторону Смоленска. Широкие проспекты. Машин, как в фильмах о Москве 60-х годов.
Проехали Лиозно. Часто ремонты. Временами милиция. Народ старается грубо не нарушать.
Граница. Много фур. Объезжаем их. Подхожу к контролеру. Сую ему талон. Он не понимает. Говорю: «Просили на выезде сдать». «Так это белорусам надо было сдавать. Здесь – Россия. Оставьте на память».
Ближе к полудню выезжаем на М1. Пожалуй, лучшая из виденных мною российских дорог. Идем 110-120. Мелкие ремонты особо не мешают. Встречка в нужных местах исправно мигает. К 16 часам въезжаем в Московскую область. Покрытие заметно портится, трафик увеличивается, из Москвы поток дачников. Навигатор предлагает повернуть на малую бетонку. Поворачиваем. Понимаю, что был не прав: наш электронный «Сусанин» решил выиграть пару километров и ведет нас через Одинцово. Последние 11 километров до Москвы едем полчаса. МКАД стоит. Решаем ехать через Кутузовский. Свободно. С ветерком проезжаем в тоннель под Третьим кольцом.
Москва встретила нас предпразничным дорожным коллапсом.
 
Итоги:
 
За 14 дней пройдено 4663 км.
Автомобиль Тойота Королла 2006 г.в.
 
Дата
Город, отель
Километраж за день
Смотрели
Примечание (бензин, парковка, экскурсии)
29.5
Великий Новгород, «Волхов»
530
 
Парковка отеля – 300 р.
Отель – 3500 р.
30.5
Хельсинки, «ScandicGrandMarina»
583
Новгородский кремль; Прогулка по Хельсинки
45 л. – 1124 р.
13 л. – 340 р.
Парковка отеля – 10 е
 
31.5
Турку, «ScandicPlaza»
177
Обзорная автобусная экскурсия по Хельсинки,
Прогулка по Турку
18,9 л. – 29,87 e
Автобусная экскурсия (2 чел.) – 50 е
01.6
Вааса, «RantasipiTropiclandia»
324
Наантали, Вааса
9,5 л. – 14,30 е
02.6
Оулу, «HolidayInn»
332
Оулу
28,5 л. – 44,67 е
03.6
Рованиеми, «SkyHotel»
236
Рованииеми, Офис Санта Клауса
25 л. – 39,71 е
Парковка в городе – 3 е
04.6
Лулео, «ScandicHotelLuleo»
283
Лулео, приходской город
18,5 л. – 255,64 kr
Парковка в городе – 42 kr
05.6
Сундсваль, «ScandicHotelSundsvallNord»
550
Сундсваль
26,3 л. – 346,63 kr
Парковка в городе - 40 kr
06.6
Стокгольм «ScandicPark»
423
Стокгольм
28,5 л. -386,91 kr
07.6
Стокгольм «ScandicPark»
0
Обзорная автобусная экскурсия, Юнибакен, Васа, Скансен 
Стокгольм кард на 2 дня (2 шт.) 920 kr
08.6
Стокгольм-Таллин Паром «Victoria»
5
Королевский дворец, Музей Нобеля, Обзорная экскурсия на катере, Паром
Парковка отеля (2 суток) – 480 kr
Обзорная автобусная экскурсия (2 чел.) – 360 kr
09.6
Таллин, «TallinkSPAHotel»
2
Таллин Старый город
 
10.6
Витебск, «Лучёса»
671
 
19,3 л. – 500 р.
Платная дорога в Псковской области – 140 р.
Парковка отеля – 3000 белорусских рублей (33 рубля)
Отель – 217740 белорусских рублей (2416 рублей)
11.6
Москва
547
 
13 л. – 300 р.
34,7 л. – 815 р.
25,5 л. – 632 р.
 
Расходы
 
Суммарные «обязательные» расходы составили примерно 92000 рублей.
Сюда включены расходы на проживание, паром, визы, страховки, парковки, бензин, экскурсии.
Расходы на питание, кофе, мороженое и мелкие сувениры в эту сумму, естественно, не входят. В среднем, они составляют от 70 евро в день на двоих. Это, естественно, очень индивидуально.
 
Визы, страховки, отели, паром (оплачено в Москве) всего 63320 рублей, из них:
 
-         отели в Финляндии, Швеции, Эстонии (1196е), из них:
Scandic Hotel Grand Marina, Helsinki, 115e
Scandic Plaza, Turku, 105e
Rantasipi Tropiclandia, Vaassa, 181e
Holiday Inn Oulu, Oulu, 136e
Sky Hotel, Rovaniemi, 95e
Scandic Hotel Luleo, Luleo, 77e
Scandic Hotel Sundsvall Nord, Sundsvall, 77e
Scandic Park, Stockholm, 316e;
TallinkSPAHotel, Tallinn, 94e

- паром Стокгольм –Таллин (ужин, завтрак): 218/каюта
A2+52/car+52/DIN+19/BRE=341e
 
- визы 50*2=100е;
 
- страховка медицинская 12*2=24е;
 
- «GreenCard» вся Европа на 15 дней 1110 рублей (30 е);
 
-         расширение КАСКО на Белоруссию 140 рублей (6 долл.).
 
Прочие расходы - 21656 рублей, из них:
 
-         бензин 306 л. (примерно 6,55л. на 100 км.): 3711 руб., 128,55 евро, 989 шведских крон (в сумме примерно 12500 руб.);
-         отели в России и Белоруссии 5916 руб.;
-         парковки в сумме примерно 3100 руб.;
-         платная дорога в Псковской области 140 рублей.
 
Экскурсии – всего 7040 рублей.
 
 
Личное мнение
 
Здесь я попытаюсь кратко сформулировать то, к чему я пришел после этой поездки. Это мое личное мнение. Вероятно, многие с ним не согласятся. Возможно, оно кому-нибудь поможет в путешествии. Итак:
-         Путешествовать на автомобиле – здорово. Путешествовать на автомобиле по скандинавским дорогам – замечательно. Ездить в Скандинавии гораздо проще, чем в России. Во первых – прекрасные дороги, во вторых – водительская культура большинства европейцев не чета среднему автомобилисту-россиянину. В Северной Европе перестаешь гадать: а не выкинет ли чего «эдакое» твой сосед по дороге? Не выскочит ли перед твоим носом? Не подрежет ли со свистом? Не выкинет, скорее всего. Вам остается только не нарушать и получать удовольствие от нормальной езды.
-         При езде по магистралям желательно иметь на автомобиле круиз-контроль. Если таковым авто не оборудовано, старайтесь держать скорость, «указанную на знаке минус 5 км». Это сохранит Вам немало нервных клеток, когда из-за куста (поворота) вдруг «внезапно» покажется камера стационарного радара. И не придется размышлять: не превысили ли Вы скорость на пару-тройку километров в час. Вообще, смотрите на местных водителей. Они, как правило, знают «опасные» места.
-         Научитесь пропускать других. При выезде на дорогу, при въезде на круговой перекресток, при подъезде к зебре.
-         При обгоне в Скандинавии не принято возвращаться в свою полосу «за метр» перед «носом» обгоняемой машиной. Постарайтесь отъехать вперед, чтобы обгоняемому не пришлось притормаживать. Если Вас обгоняют - немного сместитесь вправо, дабы не мешать обгону. Это не только правило «хорошего тона», но и дополнительная гарантия Вашей собственной безопасности.
-         Какие бы хорошие дороги не были, по возможности, не планируйте ежедневных переездов. Даже если ездить по 200-300 километров в день, со временем накапливается «моральная усталость» - сознание того, что несмотря на то, что ты сегодня устроился на новом месте, завтра – снова новый город, новый отель. Лучше проехать 500-600 километров (7-9 часов) и провести в одном городе хотя бы 2 ночи.
-         Не всегда недорогой отель в пригороде выгоднее городского: учитывайте такие факторы, как: стоимость проезда на общественном транспорте (такси) до достопримечательностей; стоимость платной парковки в центре; стоимость Вашего комфорта наконец - невозможность выпить за обедом (ужином) пива, если Вы за рулем и т.п.
-         Купите навигатор, чтобы «не болела голова» при езде в незнакомом городе. При этом, еще рано отказываться от одного (но приличного) атласа (карты).
 
И еще. Сейчас бы маршрут немного изменил:
Хельсинки (2 ночи) – Оулу – Рованиеми – Умеа (с заездом по пути в приходской город Лулео на пару часов) – Стокгольм (3 ночи) – паром - Таллин (2 ночи).
 
Удачных путешествий!
 
 
Другие отчеты здесь: blogs.novgaz.ru/users/v161514/post98562312/
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Отчет об автопутешествии в Скандинавию (часть 3) | v161514 - Дневник v161514 | Лента друзей v161514 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»