[показать]Частенько в преддверии очередных «длинных» праздников слышишь вопрос: «Что бы взять почитать в дорогу?» Собеседник, как правило, имеет ввиду, чтобы книжка была:
а) не клонящая в сон;
б) не особо длинная;
в) подходящая почти на любой вкус;
г) желательно не шибко проблемная – отдыхать едем.
В связи с развитием цифровых технологий отвечать на подобные вопросы стало легче. Можно, узнав интересы собеседника, порекомендовать, например, широчайший «спектр» детективов: от Донцово-Устиново-Марининой «через» Хмелевскую и Валё до Агаты «нашей» Кристи с Конан Дойлом, или до Джеймса с Гришемом. Хотя, конечно, детектив и «беспроблемность» как то не очень уживаются. Можно, конечно, посоветовать что-нибудь «женское-как бы психологическое». Или, наоборот, крутое «триллерно-мужское». Или «фэнтезийно-сказочно-подростковое»… Но, я в такой литературе профан. Лауреаты отечественных литературных премий редко когда отвечают хотя бы половине изложенных выше требований (ограничений-предпочтений)… А тут, мониторя в очередной раз общедоступную электронную библиотеку, я попал в очень «своеобразную» ситуацию.
Среди последних «новинок» обнаружил «Пересуд» Алексея Слаповского. У меня двойственное отношение к его произведениям. «Серьезная как бы проза» и драматургия автора – не моё, а прочее - читаю. Так вот, возвращаясь к «новинке», я долго пытался вспомнить: не читал ли я эту вещь ранее. Называйся она как-нибудь «пообычнее», я бы, скорее всего, скачал и поместил книгу в свой «лист ожидания чтения», но название… Неужто я уже дошел до возраста, когда предпочитают здороваться с соседями по пять раз на день, чтобы не казаться невежливым (если что)? Нет! Книгу с таким названием я точно читал пару-тройку лет назад. И даже помню, что она «остросюжетная», что в ней захватывают автобус с пассажирами… И всё, дальше – как отрезало.
Только «читанув» по диагонали первые два десятка страниц я понял, что моя «амнезия» вызвана особенностью творчества автора. Герои его произведений – самые обычные люди, наши современники. Обычные работяги. Обычные клерки. Обычные чиновники. Обычные преступники. Обычные олигархи разного масштаба. Те люди, которых мы каждый день видим дома, на улице, на работе. О которых мы смотрим сюжеты в новостях по ТВ. Хотел сказать: «о которых мы читаем в газетах», но газеты большинство уже не читает. И поступают они совершенно обычно, …пока не оказываются в необычной ситуации. Да и там, рассуждает читатель, доведись мне, я бы повел себя как вот этот персонаж, а не как тот. И закончилось бы всё не так, «как пишут в книгах», а буднично и… (впишите по своему усмотрению).
В общем, современная «обычная» проза Слаповского именно то, что можно читать «не заморачиваясь». Она ни в коем случае не беспроблемна, но она особо «не грузит». Она не примитивна, но и не излишне «наворочена». Она о жизни, но с разумным количеством «философствования», она как раз то, что смело модно назвать «на любой вкус» для аудитории, скажем, «35+».
Есть вещи «попроще» и повеселей, знакомые многим по «чудесному ящику» - «Участок» и «Заколдованный участок». Есть остросюжетный «Пересуд». Есть предсказания Болотной и, что важно, её как бы результатов в «Походе на Кремль». Есть практически чеховский «Народный фронт. Феерия с результатом любви». Есть подлинней и пожизненней «Большая книга перемен» (Лучшая по мнению автора. Возможно, он прав)…
Короче. «Всё фигня, кроме пчёл. Да и те, если задуматься, тоже фигня!» (Народная мудрость).
Думаете, с чем отдохнуть на праздники? Скачайте Слаповского тут.