Впечатления в обычном
Москва – Витебск – Вярска – Тарту – Сигулда – Витебск – Москва
"Мало ли чем существенным в жизни можно заниматься, не описывая и даже не имея этого в виду. Любовь, семья, профессия, еда - явления самодостаточные. Но путешествовать и молчать об этом - не только противоестественно, но и глупо. Более того - невозможно".
Пётр Вайль, "Слово в пути"
1. Подготовка
2. Витебск. Музей Шагала.
3. Вярска
4. Тарту
5. Сигулда-Рига
6. Дорога домой
С возрастом у многих происходит, то, что иногда принято называть переоценкой ценностей. У разных людей это выражается по-разному… Но есть одно, становящееся характерным для многих: человек начинает обращать больше внимания на вещи, ранее считавшиеся обыденными. Как это не покажется странным: эффект личных впечатлений, от внезапно обнаруженного в обычном, может иногда по своей значимости превосходить воздействие того, что общепринято считается «важным».
Этот материал рассказывает о впечатлениях, полученных нами из путешествия по местам, которые либо совсем не известны широкой публике, либо которым уделяется внимание лишь для того, чтобы потратить некоторое время «мимоездом».
Мы вообще не относим себя к числу туристов, которые при планировании поездки изучают много уважаемых путеводителей, подробно расспрашивают «уже побывавших там», в результате чего подробнейшим образом планируют маршрут, пишут солидный перечень объектов, необходимых для обязательного посещения, а по результатам поездки строчат отчеты. Как правило, солидные по объему, а по содержанию приближающиеся к пересказу изученной (или просто добросовестно переписанной) литературы. Здесь просто изложены путевые впечатления о больших и малых, известных (и не очень известных) «точках» нашего путешествия. Причем, что важно, впечатления (по большей части) положительные и запоминающиеся (в равной мере: и от известного Тарту и от крохотного Вярска).
Подготовка
О маршруте
О поездке в места, далёкие от прелестей современной цивилизации, мы задумались первый раз весной 2010 года. На память неожиданно («сам-собой») пришел санаторий «Вярска», расположенный в самой что ни на есть эстонской глубинке, в окрестностях которого мы немного поплутали пару лет назад во время нашего путешествия «Вокруг Ботнического залива». Летняя поездка в Ригу-Вильнюс добавила к Вярска еще одно место, произведшее своей природой неизгладимое впечатление – латвийский городок Сигулду. Не являясь приверженцами особо длительных переездов на авто, мы вставили в наш маршрут «промежуточную точку» - известный нам белорусский Витебск. Тарту был «добавлен» по совсем прозаической причине: в интересующих нас отелях Сигудлы не оказалось свободных мест на первые два дня периода, отведенного на этот латвийский город. О чем мы совсем не пожалели.
Итого: 15 дней, 2500 километров, первая половина октября 2010 года.
Иными словами маршрут такой: Москва - М1 - А141 - Витебск - Городок - Е95(М20) - Остров - Палкино - Изборск - Печоры - Вярска - Ряпина -Тарту - Сигулда - Даугавпилс - Краслава - Витебск - А141 - М1 - Москва.
По М9 ("Балтия") решили не ехать по причине качества дороги в Тверской области. Разница по дальности не так уж и велика (порядка 100 км).
Об особенностях того или иного участка дороги рассказано в соответствующей главе. В целом дорога хорошего или очень хорошего качества, кроме 60-километрового участка от Сигулды до трассы "Рига-Даугавпилс" состояние которого можно считать удовлетворительным (ям нет); а так же отдельных городских улиц Витебска (окраина), по которым нас вёл навигатор.
Есть более простой способ добраться до Вярска. Поездом до Пскова. Далее, санаторий может обеспечить трансфер за дополнительную плату (порядка 1250 рублей, за машину в один конец, или 17 евро за место в автобусе). Дорога от вокзала до границы занимает около 1 часа, от границы до санатория - порядка 20 минут. Плюс время перехода границы: от 30 минут до 3-4 часов и более. Подробнее - смотри в соответствующем разделе ("Санаторий "Вярска"").
О картах и путеводителях
Для проработки маршрута использовали: "Атлас автомобильных дорог: от Балтики до Тихого океана" издательства "Третий Рим"; "Автодорожную и туристическую карту "Прибалтика"" издательства "Discus".
В дороге пользовались старым-добрым навигатором Nuvi с картами России, Западной Европы и Белоруссии 2008-09 годов выпуска. В целом, претензий к самому прибору и его картам нет. Кроме имеющихся проблем с навигацией в эстонской глубинке, Тарту и Сигулде.
В поездке черпали информацию из путеводителей "Эстония" и "Латвия" серии "Путеводители Томаса Кука", а так же из очень неплохой книги "На автомобиле по Эстонии" издательства "TourPressClub", подаренной нам турфирмой "AB Club".
Об отелях
Отели в Тарту и Сигулде выбирали по следующим критериям: расположение, наличие парковки, отзывы. Искали и бронировали, как обычно, через Букинг.
В итоге были выбраны:
- в Тарту - "Tartu Hotell", 2 ночи 110 евро;
- в Сигулде - "Hotel Segevold-Sigulda", 4 ночи 129 лат (примерно 190 евро);
- в Витебске - отель "Лучёса", 2 раза по 1 ночи (примерно 1900 российских руб. проживание за ночь за двоих, 350 руб. завтрак за двоих, 70 руб. в сутки парковка).
Впечатления об отелях - приведены в соответствующих разделах. В двух словах: у каждого отеля есть "плюсы" и "минусы". В целом: "Сегеволд" - хорошо; "Тарту" - чуть хуже; "Лучёса" - удовлетворительно (терпимо одну ночь).
О границе и таможне
Если Вы въезжаете в Эстонию со стороны Псковской области, то переходить границу лучше всего через погранпереход "Шумилкино", а не через "Куничину Гору" (почему - смотри ниже).
Стоит напомнить некоторые таможенныеособенности, которые стоит соблюдать при въезде в Эстонию:
- гражданину в возрасте НЕ МЕНЕЕ 18 ЛЕТ разрешено ввозить алкоголь: до 4 литров вина (кроме шипучего и ликёрного); до 16 литров пива; до 2 литров напитков с содержанием алкоголя не более 22% (в т.ч. шипучего и ликёрного вина) или до 1 литра крепких алкогольных напитков (свыше 22%);
- разрешается ввозить не более 2-х пачек сигарет на человека.
На сильнодействующие лекарства должен быть рецепт и их следует декларировать.
Ввоз и вывоз иностранной валюты не ограничен. Сумма свыше 4 350 USD (в эквиваленте) подлежит декларированию. Сумма свыше 10 000 USD подлежит декларированию с документальным подтверждением законности происхождения денег. Помните, что «валютой» для эстонского таможенника считается любая иностранная валюта (в т.ч. и российские рубли о которых частенько забывают).
Несмотря на то, что особо «пристрастного» досмотра на границе, как правило, не происходит, пытаться обмануть эстонских таможенников не следует.
При прохождении контроля необходимо предъявить паспорт, документы на автомашину (пластиковое свидетельство о регистрации), гринкарту. Вас могут так же попросить предъявить медицинскую страховку и права (обычные российские, международные не требуют). Кроме того (редко) при вопросе о маршруте могут попросить подтверждающие документы (ваучеры турфирмы, брони отелей, приглашения и т.п.). При въезде в Эстонию проверяют заводской номер авто.
Следует помнить, что при ВЫЕЗДЕ помимо прочего еще раз необходимо предъявить ДЕЙСТВУЮЩУЮ на тот момент гринкарту. Если последней не будет, или (что иногда случается) она будет просрочена (недействительна), владельца авто ждет нехилый штраф (несколько сот евро).
О прочих расходах
Гринкарта на авто на 15 дней в то время стоила около 1200 рублей. Купили в Москве в "Росно". Если нет времени - гораздо проще приобрести на подъезде к границе (точек, торгующих страховками, немало).
Страховка медицинская - куплена в "AB Club" за 26 евро на двоих (1 евро в сутки с человека).
Стоимость 95-го бензина (октябрь 2010):
- в России - 24,0-25,3 рубля за литр;
- в Беларуси - около 28-29 рубля;
- в Прибалтике - порядка 47-49 рублей и выше.
Москва-Витебск. Музей Шагала.
Из Москвы выезжали примерно полтора часа. Сначала минут двадцать ехали по МКАД (от Алтуфьевского до Дмитровского шоссе), потом - еще час преодолевали первые тридцать километров по Минке (прокладка новой трассы). Вообще трасса М1 (Е30) в Московской области, как всегда, не отличается удобством езды.
Репродукции Шагала, фотографии. Самое интересное – памятник во дворике, лучше всего знакомящий с творчеством художника.
Думаю, это самая известная достопримечательность в городе.
А в остальном, Витебск – типичный белорусский город, разрушенный в войну. Кое что осталось.
Но в целом, для большинства путешественников, это просто место, где можно переночевать.
Продолжение рассказа: blogs.novgaz.ru/users/v161514/post146054952/
Рассказы о других наших путешествиях: blogs.novgaz.ru/users/v161514/post98562312/