• Авторизация


Константинопольская Православная Церковь 29-10-2009 18:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Константинопольская Православная Церковь, по преданию, основана ап. Андреем Первозванным, который около 60 г. рукоположил своего ученика св. Стахия первым епископом города Византия. Однако собственно история Константинопольского Патриархата начинается с 330 года, когда император Константин Великий основал на месте древнего селения Византии (Византиона) новую столицу Римской империи - Константинополь. Поскольку этот город стал столицей, то значение Константинопольской кафедры постоянно возрастало, и со временем она стала первой по чести среди других Православных Церквей, хотя и уступала по древности некоторым из них.

Константинопольскую кафедру занимали такие великие святители и вселенские учители, как святые Григорий Богослов (+ 389) и Иоанн Златоуст (+ 407), творения которых - неисчерпаемый источник богословской мудрости и церковного учительства на все века. В годы иконоборческой ереси мужественно выступил в защиту иконопочитания патриарх Константинопольский святой Герман (+ 740). Всего в лике святых прославлены 29 Предстоятелей Константинопольской Церкви.

Каноническая территория - Турция и отчасти Греция; юрисдикция Константинопольского Патриархата распространяется также на ряд епархий в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, в Австралии и Новой Зеландии, а также на Святую Гору Афон; к юрисдикции Константинополя относятся Финляндская Православная Церковь и полуавтономная Критская Православная Церковь. Епископат Константинопольской Церкви насчитывает 112 архиереев.

С 381 г. - автокефальная архиепископия, с 451 г. - патриархат.

Возглавляющий ныне Константинопольскую Церковь Патриарх Константинопольский Варфоломей (Архондони) родился на острове Имврос (Турция) 12 марта 1940 года. 25 декабря 1973 года он был хиротонисан во епископа с титулом: митрополит Филадельфийский. В течение 18 лет был управляющим Патриаршим кабинетом.

Избрание Святейшего Варфоломея Предстоятелем Константинопольской Православной Церкви состоялось 22 октября 1991 года, чин интронизации был совершен 2 ноября того же года.

Титул Предстоятеля: Святейший Архиепископ Константинополя - Нового Рима и Вселенский Патриарх.

Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя святого великомученика Георгия Победоносца находятся в Фанаре (район Константинополя)

Численность последователей - около 3 млн. человек. В следствие исхода греков из Турции после греко-турецкой войны (1919-22 гг.) на ее территории осталось лишь несколько тысяч православных. Основная масса живет в США (1750 тыс.), а также в Канаде (230 тыс.), Аргентине (25 тыс.), Чили (15 тыс.), Уругвае (10 тыс.), и некоторых другил латиноамериканских странах. Значительное число последователей Константинопольского патриархата в Австралии (320 тыс.), Германии (350 тыс.), Великобритании (200 тыс.), Франции (64 тыс.), Бельгии (38 тыс.), Швеции (17,5 тыс.), Австрии (12 тыс.). По национальности это в основном греки, есть также русские, украинцы, сербы, болгары, албанцы, эстонцы, арабы и др.


История
История Константинопольской Церкви, как никакой другой Поместной Православной Церкви, тесно связана с одним городом - Константинополем (ныне Стамбул), или просто "Городом", как его до сих пор называют греки. Благодаря этому городу Константинопольская Церковь получила свой особый статус в семье Поместных Православных Церквей. Действительно, через некоторое время после того, как Константинополь стал новой столицей Римской империи, местная епископская кафедра заняла второе место после Римской, как об этом говорится в третьем правиле Второго Вселенского Собора: "Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим". Константинополь и Константинопольская Церковь всегда были и до сих пор остаются связанными некими таинственными и нерасторжимыми узами. И хотя на протяжении двадцатого столетия, да и ранее неоднократно рассматривались варианты перенесения Константинопольской кафедры в другие страны, эти проекты так и не были осуществлены. И сейчас, несмотря на то, что основная паства этой Церкви рассеяна по всему миру, ее центр по-прежнему находится в Константинополе. Здесь у Константинопольской Церкви остается немногим более 2000 человек - в основном, престарелых греков, число которых стремительно сокращается. Дети этих греков уже давно переселились в Грецию. Поэтому со смертью оставшихся в Турции православных фактически исчезнет местная паства Константинопольского Патриархата. Несмотря на это, Константинопольская Церковь, по всей видимости, будет по-прежнему хранить свою связь с Константинополем.

Как уже было сказано, Константинопольская Церковь получила свой особый статус главным образом в силу политических причин. Об этом, помимо приведенного третьего правила Второго Вселенского собора, ясно говорится в 28-м правиле Четвертого Вселенского Собора: "Престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем." Таким образом, епископская кафедра Нового Рима получила равный статус с престолом Ветхого Рима потому, что Новый Рим - Константинополь - стал "градом царя и синклита". Уже позже стали распространяться легенды о том, что Константинопольская Церковь была основана апостолом Андреем Первозванным и что ее первым епископом был апостол от 70-ти Стахий. Эти легенды имели целью оправдать беспрецедентное повышение статуса Константинопольской Церкви не только политическими причинами, но также ее якобы апостольским происхождением, которое имеют другие древние Патриархаты.

История Константинопольской Церкви может быть разделена на пять периодов. Эти периоды имеют четкие границы и в большой степени связаны с историей Константинополя.

1. Период "торжества Православия", который начался в 330 году, и конец которого условно можно ограничить 843 годом, когда была одержана окончательная победа Православия над иконоборчеством.

Это период формирования практически всех аспектов церковной жизни: вероучительного, этико-аскетического, канонического и т.д. Во-первых, за эти пять столетий было сформулировано и облечено в догматические положения данное Христом откровение о Боге, человеке и мире. Откровение Христово было сформулировано Отцами Церкви и закреплено церковными Соборами. Ведущее место в этих процессах занимала Константинопольская Церковь. Так, одним из наиболее известных Отцов Церкви этого периода был Константинопольский епископ св. Григорий (ум. 389), известный в церковной традиции как "Богослов". Он немало способствовал опровержению ереси арианства и формулированию учения Церкви о Троичном Боге и Боговоплощении. Другим не менее известным Константинопольским епископом был св. Иоанн (ум. 407), прозванный за свое красноречие "Златоустом". Кроме того, из семи Вселенских Соборов Церкви три собирались в Константинополе. Это Соборы второй (381), пятый (553) и шестой (680/681). Кроме того, в Константинополе собирался так называемый "пято-шестой" или "Трулльский" Собор (691), сыгравший немалую роль в формировании канонической традиции Православной Церкви.

В течение рассматриваемых пяти столетий сформировалось также нравственно-аскетическое учение Церкви. Решающую роль в этом сыграло монашество, которое, в свою очередь, зародилось и достигло многообразия форм именно в первый период. Немалую роль в этом опять-таки сыграла Константинопольская Церковь, чему примером Студийский монастырь. Эта обитель имела решающее значение в победе Православия над иконоборчеством и оказала большое влияние на развитие монашества не только в границах Византийской империи, но и далеко за ее пределами. Так, самый известный монастырь древней Руси - Киево-Печерский, жил по уставу именно Студийской обители.

В этот период происходило становление не только догматического и нравственно-аскетического учения Церкви, но также активно развивалась ее юрисдикционно-административная структура. Из простейших общин, основанных апостолами, Церковь развилась в сообщество Патриархатов, получивших сложную иерархическую структуру и включивших в себя митрополии, которые, в свою очередь, были образованы из более мелких епархий. Также в этот период формировались парадигмы отношения Церкви и государства, завершившиеся достижением знаменитой византийской симфонии. Все эти процессы также во многом были связаны с Константинопольской Церковью.

2. Период "Крестовых походов", который закончился в 1204 году захватом Константинополя крестоносцами.

Этот период ознаменован возрастанием противоречий между восточной и западной частями Римской империи и, соответственно, Восточной и Западной Церквями, центрами которых были соответственно Константинополь и Рим. Рим все больше претендовал на гегемонию в христианском мире, к чему его подталкивали западные короли, главным образом варварского происхождения. Наиболее видным из них был король франков Карл (ум. 814), сыгравший немалую роль в обособлении Западной Церкви от Восточной и нагнетанию враждебности между Западом и Востоком. Результатом этой враждебности стало то, что, когда с Запада начали отправляться крестовые походы с целью освобождения Святых Земель от мусульманского господства, по дороге они разоряли города и храмы восточных христиан, воспринимая их уже не как братьев, но как своих врагов. В конце концов крестоносцами в 1204 году был захвачен Константинополь, который стал столицей Латинской империи. На кафедру православных Константинопольских Патриархов был посажен латинский патриарх. Такое положение продолжалось до 1261 года, когда Константинополь был отвоеван императором Михаилом VIII Палеологом (ум. 1282).

Наиболее видным деятелем этого периода был Константинопольский патриарх св. Фотий (ум. ок. 891), которого в Греции называют "Великим". Фотий был одним из наиболее ученых людей своего времени. Он один из первых противостал изменениям в церковной традиции, которые начали появляться на Западе. Эти изменения касались как литургической и церковной практики, так и учения Церкви. Св. Фотий дал обстоятельный анализ и опровержение латинского учения о том, что Дух Святой якобы исходит как от Отца, так и от Сына (так называние учение о Filioque). Также с именем Фотия связано начало миссии среди славян, осуществлявшейся братьями свв. Кириллом (ум. 869) и Мефодием (ум. 884). Таким образом, именно Константинопольской Церкви большая часть славянского мира обязана своим обращением в христианство.

3. Период с 1261 года, когда Константинополь был освобожден от латинских захватчиков, до 1453 года, когда он был окончательно захвачен турками.

После латинской оккупации Константинополя Восточная Римская империя, позже получившая название "Византии", уже никогда не достигала своего прежнего могущества. Так, к 1300 году от нее оставались лишь Константинополь, территории современной Греции, Фракии и западная часть Малой Азии. Главным врагом Империи в этот период стали турецкие племена, которые ранее зачастую бывали ее союзниками. Теперь же они, воспользовавшись слабостью государства и консолидировавшись в единую силу, обратились против своего союзника и начали наносить ему сокрушительные удары. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, многие Константинопольские императоры стали обращаться к помощи Запада. Запад же в обмен на такую помощь требовал подчинения восточных Церквей Риму. Некоторые императоры, а также часть государственной и интеллектуальной элиты были согласны соединиться с Римом на его условиях, то есть фактически принять власть Римских пап и новшества в вероучении и церковной практике. Этому, однако, противостоял простой народ. Так в Византии образовались две партии: сторонников и противников соединения с Римом. Практически весь данный период прошел под знаком противостояния этих двух партий. То одна, то другая партия брала верх. Временное превосходство проуниатской партии привело к заключению уний с Римом в 1274 году в Лионе и в 1439 году во Флоренции. Однако этим попыткам противостала подавляющая часть византийского общества и клира, и они фактически провалились.

В контексте противостояния про- и антиуниатских партий в XIV веке возникли так называемые "исихастские споры". Эти споры велись вокруг вопроса о природе божественного Света, а также о подлинности опыта этого Света, переживаемого подвижниками благочестия. Наиболее значимой фигурой этих споров и защитником православного учения о нетварности божественного света стал святогорский монах и впоследствии Солунский архиепископ св. Григорий Палама (ум. 1359). Православное учение, сформулированное им и его сподвижниками, было подтверждено на Константинопольских Соборах 1341, 1347 и 1351 годов.

4. Период турецкого господства, который завершился образованием независимого греческого государства в 1821 году и объявлением Элладской Церковью независимости.

С падением Константинополя и постепенным исчезновением Восточной Римской империи роль Константинопольской Церкви среди ее паствы значительно возросла. Султан Мухаммед II (ум. 1481), завоевавший Константинополь, не только оставил Константинопольским патриархам церковную власть над православным населением новообразованной Османской империи, но наделил их также политической властью, какой они не имели в Византии. Константинопольский патриарх разделил с султаном политическое лидерство среди православного населения Турецкой империи. Статус Константинопольских Патриархов претерпел изменения согласно парадигме, характерной для исламского мира, в котором различие между политической и религиозной властью едва выражено, и эти две власти, как правило, совмещаются в одном лице. Турецкий султан как мусульманин не мог стать религиозным главой православных, но также не мог стать их полноценным политическим лидером, так как исламская традиция не позволяла ему быть лишь политическим лидером. Компромисс в этой ситуации был найден в том, что Константинопольский патриарх как традиционный духовный глава православного народа получил также политическую власть над ним. Благодаря этому был соблюден принцип совмещения двух властей в одном лице, а также султан был избавлен от необходимости быть духовным главой христиан, что встретило бы отпор у последних и напряжение среди мусульман. Тем не менее, патриарх не мог стать полноценным политическим главой православных и должен был подчиняться султану. Поэтому он скорее был посредником и проводником воли султана, но также нес ответственность за нестроения, если такие возникали среди подчиненного ему народа. Примером того, как Константинопольские патриархи отвечали за нестроения среди православных, является мученичество св. Григория V (1821), который был повешен на воротах Патриархии после того, как в Греции началась освободительная революция.

Из наиболее известных деятелей этого периода следует отметить патриархов Иеремию II (ум. 1595) и Кирилла Лукариса (ум. 1638). Оба патриарха жили в период зарождения и бурного развития Реформации в Европе и были вынуждены отвечать на вызовы этого движения. В самом начале Реформации некоторые ее деятели пытались установить контакты с иерархами Православной Церкви, ища в ней опору своим исканиям неискаженного христианства. Патриарх Иеремия, с которым вступили в общение эти деятели, благосклонно отнесся к их попыткам вернуться к изначальной христианской традиции и высказал готовность к диалогу с ними. Тем не менее, стоя на страже церковной традиции, он отверг те новшества, которые получили развитие в Протестантизме. Кирилл Лукарис не был столь принципиален перед лицом Реформации и принял некоторые ее идеи в их кальвинистской интерпретации. Эти идеи были изложены в приписываемом Лукарису "Исповедании веры", изданном в 1629 году в Женеве. Это "Исповедание" было осуждено несколькими православными Соборами.

5. Современный период с 1833 года и до сего дня.

В результате Балканских войн начала XX века, а также неудачной попытки отвоевать у Турции Малую Азию большая часть греческого населения Турции была вынуждена бежать, осев в Греции и рассеявшись по всему миру. Константинопольская Церковь, таким образом, растеряла почти всю свою паству. Тем не менее, она сохранила свою юрисдикционную власть над значительной частью покинувшего Турцию населения. Так постепенно были основаны епархии Константинопольской Церкви за пределами ее традиционной канонической территории - как в Старом, так и в Новом Свете. Подавляющая часть Константинопольского Патриархата к настоящему времени находится вне ее канонической территории. Это отличает ее от остальных Поместных Церквей, многие из которых хотя и располагают епархиями в рассеянии, основную часть своей паствы, тем не менее, имеют на своей канонической территории.


Епархии
Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории - в Турции и отчасти в Греции, однако значительно большая часть рассеяна за пределами этой страны. В Турции на данный момент остается около 3000 православных - главным образом греков старшего поколения.

Архиерейские кафедры в Турции


Константинопольская архиепископия (Стамбул и окрестности, возглавляет Патриарх)
Халкидонская епархия
Епархия Имвра и Тенеда
Епархия Принкипонниса
Епархия Деркии
Архиерейские кафедры и патриаршие учреждения за пределами Турции

Вселенский Патриархат претендует на особую роль среди Церквей диаспоры. В качестве основания, как правило, приводится 28-й канон Халкидонского собора. Приведем его полностью:

"Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читаемое ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в Соборе во дни благочестивыя памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тоже самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшей Церкви того же Константинополя, новаго Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской, и так же епископы у иноплеменников вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви: каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано Божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быть, как речено, Константинопольским архиепископом, по учинении согласнаго, по обычаю избрания, и по представлении ему онаго".

Из выделенной части правила следует, что Константинопольскому архиепископу предоставляется право поставлять митрополитов трех соседних с Константинополем митрополий: Понтийской, Никомидийской и Фракийской, а также епископов "у иноплеменников вышереченных областей". Между тем, в греческом тексте правила запятая стоит не после фразы "вышереченных областей", но после "и так же епископы у иноплеменников" (См.: Раллис-Потлис, Синтагма Божественных и Священных правил (на греч. языке), т. 2, Афины, 1852-1859. 169-170.) Таким образом получается, что Константинопольский епископ имеет право поставлять епископов у иноплеменников (в варварских землях) не лишь указанных трех епархий, но вообще. Между тем такая трактовка текста (а именно о трактовке издателей мы можем говорить в данном случае, потому что, как известно, тексты канонов писались в эпоху, когда знаков препинания еще не было) противоречит структуре фразы, которая превращается в следующую нелепицу: "Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви". Но даже если принять такое истолкование текста канона и согласиться с тем, что Константинопольский патриарх имел право на Церкви за пределами Византийской империи, это все равно не дает ему права в современных условиях претендовать на ту же роль в Церквах диаспоры, потому что права, предоставленные Константинопольскому епископу Отцами Собора, были обусловлены политическим значением столицы Византии: ":престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем." Следовательно, с момента, когда Константинополь перестал быть "градом царя и синклита", Константинопольский архиепископ также утратил многие свои права, в том числе, если таковое допустить, право на Церкви в "варварских землях".

Таким образом, Константинопольский Патриархат не имеет особых прав на Церкви в рассеянии. Он имеет такие же права на епархии диаспоры, как и прочие Поместные Церкви.

Некоторые Церкви за пределами Турции, входящие в состав Константинопольского Патриархата, принадлежат ему традиционно, а не в силу распространения греческой диаспоры по всему миру. Это, главным образом, Церкви на территории современной Греции, которая лишь в 1850-м году получила признанную Автокефальную Церковь. До этого все епархии здесь входили в юрисдикцию Константинопольского патриарха. Власть Патриархата распространяется на те территории в Греции, которые вошли в это государство в позднейшее время, в частности после образования Элладской Церкви. Поскольку до вхождения в Грецию юрисдикционно они принадлежали Константинопольскому Патриархату, то по договоренности как с правительством страны, так и с Греческой Церковью они остались в церковном подчинении Патриархата. К их числу относятся следующие Церкви:

1. Церкви так называемых "новых территорий", вошедших в состав Греческого государства после Балканских войн в начале двадцатого века. Они по сути имеют двойное подчинение - Константинопольскому Патриархату и Элладской Церкви, что урегулировано соответствующими договоренностями, датируемыми 1928 годом. К настоящему времени подчиненность этих епархий Константинополю скорее формальная. Фактически статус этих епископий почти не отличается от статуса прочих епархий Элладской Церкви. К епархиям "новых территорий" относятся следующие митрополии:


Кассандрийская
Фессалоникийская
Драмская
Сидирокастрийская
Ланкадасская
Полианийская
Сисанийская
Филиппская
Неокринская
Неапольская
Зинхийская
Маронийская
Александрупольская
Парамифийская
Яннинская
Гревенская
Хиосская
Никопольская
Иериссосская
Серрская
Мифимнская
Елевферупольская
Эдесская
Китрская
Дидимотихская
Митилинская
Лимнская
Гуменисская
Верийская
Дриинупольская
Ксанфская
Елассонская
Самосская
Касторийская
Сервийская
Флоринская
2. Епархии Додеканесского архипелага, который вошел в состав Греции уже после Второй мировой войны. Среди них митрополии островов:


Родос
Кос
Лерос, Калимнос и Астипалеи
Карпафос и Касос
3. Критская архиепископия

4. Патмосский экзархат

5. Святая Гора Афон

6. Канонические подразделения в рассеянии:

Автономии:


Финская Православная Церковь
Эстонская Православная Апостольская Церковь
Украинская Православная Церковь США и рассеяния
Украинская Православная Церковь Канады
Американская Карпаторосская Православная Греко-Католическая Церковь
Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе, Экзархат Вселенского Патриархата
Албанская Православная епархия
Архиепископии:


Американская
Нью-Йоркский архиепископский округ
Атлантская митрополия
Бостонская митрополия
Денверская митрополия
Детройтская митрополия
Нью-Джерсийская митрополия
Питтсбургская митрополия
Сан-Францисская митрополия
Чикагская митрополия
Австралийская
Фиатирская и Великобританская
Митрополии:


Французская
Германская
Австрийская
Бельгийская
Шведская
Новозеландская
Швейцарская
Итальянская
Торонтская
Буэнос-Айресская
Мексиканская
Гонконгская
Испанская
Корейская
Сингапурская
Титул Предстоятеля: Святейший Архиепископ Константинополя - Нового Рима и Вселенский Патриарх.


Предстоятели

Св. ап. Стахий (38 - 54)
Св. ап. Онисим (54 - 68)
Поликарп I (69 - 89)
Плутарх (89 - 105)
Седекион (105 - 114)
Диоген (114 - 129)
Елевферий (129 - 136)
Феликс (136 - 141)
Поликарп II (141 - 144)
Афинодор (144 - 148)
Евзоий (148 - 154)
Лаврентий (154 - 166)
Алипий (166 - 169)
Пертинакс (169 - 187)
Олимпиан (187 - 198)
Марк I (198 - 211)
Филадельф (211 - 217)
Кириак I (217 - 230)
Свт. Кастин (230 - 237)
Евгений I (237 - 242)
Тит (242 - 272)
Дометий (272 - 284)
Руфин I (284 - 293)
Пров (293 - 306)
Свт. Митрофан I (306 - 313/314/325)
Свт. Александр (313/314/325 - 337)
Свт. Павел I Исповедник (337 - 339, 341 - 342, 346 - 351)
Евсевий Никомидийский (339 - 341)
Македоний I (342 - 346, 351 - 360)
Евдоксий Антиохийский (360 - 370)
Демофил (370 - 379)
Евагрий (379)
Максим (380)
Свт. Григорий I Богослов (379 - 381)
Свт. Нектарий (381 - 397)
Свт. Иоанн I Златоуст (398 - 404)
Свт. Арсакий Тарсийский (404 - 405)
Свт. Аттик (406 - 425)
Свт. Сисиний I (426 - 427)
Несторий, ересиарх (428 - 431)
Свт. Максимиан (431 - 434)
Свт. Прокл (434- 446)
Свт. Флавиан (446 - 449)
Свт. Анатолий (449 - 458)
Свт. Геннадий I (458 - 471)
Акакий (471 - 488) [1]
Фравит (488 - 489) [2]
Евфимий I (489 - 495) [3]
Свт. Македоний II (495 - 511) [4]
Тимофей I (511 - 518)
Свт. Иоанн II Каппадокиец (518 - 520)
Свт. Епифаний (520 - 535)
Анфим I (Анфимий), монофизит (5 июня 535 - до 13 марта 536)
Свт. Мина (536 - 552)
Свт. Евтихий (552 - 565, 577 - 582)
Свт. Иоанн III Антиохийский, Схоласт (565 - 577)
Свт. Иоанн IV (Ниститис) Постник (582 - 595)
Свт. Кириак (595/596 - 606)
Свт. Фома I (607 - 610)
Сергий I (610 - 638)
Пирр I (638 - 641)
Павел II (641 - 653)
Пирр I, повторно (654)
Петр (654 - 665/666)
Свт. Фома II Новый (665/667 - 668/669)
Свт. Иоанн V (669 - 674/675)
Свт. Константин I (675 - 677)
Свт. Феодор I (677 - 679)
Свт. Георгий I (679 - 683/686)
Свт. Феодор I, повторно (686 - 687)
Свт. Павел III (688 - 693) [5]
Свт. Каллиник I (693 - 705) [6]
Свт. Кир (705/706 - 711) [7]
Иоанн VI (712 - 715)
Свт. Герман I (715 - 730)
Анастасий, иконоборец (22 января 730 - 753/754)
Свт. Константин II (754 - 766)
Никита I (766 - 780)
Свт. Павел IV (780 - 784)
Свт. Тарасий (784 - 806)
Свт. Никифор I (806 - 815)
Феодот I Мелиссин Касситерра (815 - 821)
Антоний I Кассимата (821 - 836) [8]
Иоанн VII Морохарзаний Грамматик (836 - 843) [9]
Свт. Мефодий I (843 - 847)
Свт. Игнатий I, повторно (847 - 858)
Свт. Фотий I Великий (858 - 867)
Свт. Игнатий I, повторно (867 - 877)
Свт. Фотий I Великий, повторно (877 - 886)
Свт. Стефан I Новый (886 - 893)
Свт. Антоний II Кавлей (893 - 901) [10].
Свт. Николай I Мистик (901 - 907)
Свт. Евфимий I (907 - 912)
Свт. Николай I Мистик, повторно (912 - 925)
Свт. Стефан II (925 - 928) [11]
Свт. Трифон (928 - 931) [12]
Феофилакт (933 - 956)
Свт. Полиевкт (956 - 970)
Василий I Скамандрин (970 - 974)
Антоний III Студит (974 - 980) [13]
Свт. Николай II Хрисоверг (983/984 - 995/996) [14]
Свт. Сисинний II (996 - 998)
Сергий II Мануилит (999 - 1019) [15]
Свт. Евстафий 1019-1025
Алексий I Студит 1025-1043
Михаил I Керулларий 1043-1058
Свт. Константин III (Лихуд) 1059-1063
Иоанн VIII Ксифиллин 1064-1075
Свт. Косма I Иерусалимит 1075-1081
Евстафий Гарида 1081-1084
Николай III Кирдиниат Грамматик 1084-1111
Иоанн IX Агапит 1111-1134
Свт. Лев Стиппиот 1134-1143
Михаил II Куркуас Оксеит 1143-1146
Коcьма II Аттик 1146-1147
Николай IV Музалон 1147-1151
Феодот II (Феодосий (?)) 1151/1152-1153/1154
Неофит I 1153-1154, 1 месяц [16]
Константин IV Хлиарин 1154-1156 [17]
Лука Хрисоверг 1156-1169 [18]
Михаил III Анхиальский 1170-1177 [19]
Харитон Евгениот 1177-1178 [20]
Феодосий I Ворадиот 1179-1183
Василий II Филакопул Каматир 1183-1186
Никита II Мунтан 1186-1189 [21]
Досифей Иерусалимский II.1189, 1189-1191 [22]
Леонтий Феотокит II-X.1189 [23]
Георгий II Ксифиллин 1191-1198
Иоанн X Каматир 1198-1206
Михаил IV Авториан 1207-1213 [24]
Феодор II Ириник 1213-1215 [25]
Максим II 1215 [26]
Мануил I Харитопул Сарантин 1215-1222 [27]
Герман II 1222-1240
Мефодий II 1240
Мануил II ((1243/1244(?)-1255 [28]
Арсений Авториан (1255 - 1259) [29]
Никифор II 1260-1261
Арсений Авториан, повторно (1261 - 1265)
Герман III 1265-1266
Свт. Иосиф I Галесиот (1266 - 1275)
Иоанн XI Векк 1275-1282
Свт. Иосиф I Галесиот, повторно (1282 - 1283)
Григорий II Киприот 1283-1289
Свт. Афанасий I (1289 - 1293)
Иоанн XII Косма 1294-1303
Свт. Афанасий I, повторно (1303 - 1309)
Нифонт I 9.V.1310-11.IV.1314
Иоанн XIII Глика 1315-1320 [30]
Герасим I 1320-1321
Исаия 1323-1334 [31]
Иоанн XIV Калека 1334-1347
Исидор 1347-1350
Свт. Каллист I (1350 - 1354) [32]
Филофей Коккин (1354 - 1355)
Свт. Каллист I, повторно (1355 - 1363).
Филофей Коккин, повторно (1364 - 1376)
Макарий 1376/1377-1379, 1390-1391
Нил Керамевс 1379-1388 [33]
Антоний IV 1389-1390, 1391-1397
Свт. Каллист II Ксанфопул 1397
Матфей I 1397-1402, 1403-1410
Свт. Евфимий II 1410-1416
Иосиф II 1416-1439
Митрофан II 1440-1443
Григорий III Мамма 1443-1450
Афанасий II 1450-1453 [34]
Геннадий II Схоларий 1453-1456, 1458, 1462-1463, 1464 [35]
Исидор II Ксанфопул 1456-1457, ??-31.III.1462
Софроний I Сиропул 1463-1464
Иоасаф I 1464, 1464-1466
Марк II Ксилокарав 1466
Симеон I 1466, 1471-1474, 1481-1486
Свт. Дионисий I 1467-1472, 1488-1490 [36]
Рафаил I 1475-1476
Свт. Максим III 1476-1481
Свт. Нифон(т) II кон. 1486-1488, лето 1497-кон. лета 1498, весна 1502
Максим IV 1491-1497
Иоаким I 1498-1502, 1504
Пахомий I 1503-1504, 1504-1513
Феолипт I 1513-1522
Иеремия I 1522-1545
Иоанникий I 1546
Дионисий II 1546-1555
Иоасаф II 1555-1565
Митрофан III 1565-1572, 1579-1580
Иеремия II 1572-1579, 1580-1584, 1587-1595
Пахомий II 1584-1585
Феолипт II 1585-1586
Матфей II 1596, 1598-1602, 1603
Гавриил I 1596
Феофан I 1597
Неофит II 1602-1603, 1607-1612
Рафаил II 1603-1607
Тимофей 1612-1620
Кирилл I Лукарис 1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638
Григорий IV 1623
Анфим II (18 июня - 22 сентября 1623)
Кирилл II Контар (1633, 1635 - 1636, 1638 - 1639)
Свт. Афанасий III (Пателларий) (1634, 1652)
Неофит III (1636 - 1637)
Парфений I (1639 - 1644)
Парфений II (1644 - 1646, 1648 - 1651)
Иоанникий II (1646 - 1648, 1651 - 1652, 1653 - 1654, 1655 - 1656)
Кирилл III (1652, 1654)
Паисий I (1652 - 1653, 1654 - 1655)
Сщмч. Парфений III (1656 - 1657)
Свт. Гавриил II (1657)
Парфений IV (1657 - 1662, 1665 - 1667, 1671, 1675 - 1676, 1684 - 1685)
Дионисий III (1662 - 1665)
Климент (1667)
Мефодий III (1668 - 1671)
Дионисий IV Муселим (1671 - 1673, 1676 - 1679, 1682 - 1684, 1686 - 1687, 1693 - 1694)
Герасим II (1673 - 1674)
Афанасий IV (1679)
Иаков (1679 - 1682, 1685 - 1686, 1687 - 1688)
Каллиник II (1688, 1689 - 1693, 1694 - 8 августа 1702)
Неофит IV (1688 - 1689)
Гавриил III (август 1702 - 17 октября 1707)
Неофит V (20 - 25 октября 1707) [37]
Киприан I 25.X.1707-VI.1709, XI.1713-28.II.1714
Афанасий V ??.VI.1709-XII.1711
Кирилл IV ??-??.VI.1709, 4.XII.1711-XI.1713
Коcма III 28.II.1714-23.III.1716
Иеремия III ??.IV.1716-19.XI.1726, 15.IX.1732-III/IV.1733
Кирилл Проусский 1-17.I.1718 [38]
Каллиник III 19.XI.1726 [39]
Паисий II 20.XI.1726-IX.1732, VIII/IX.1740-V/VI.1743, III/IV.1744-28.IX.1748, VI.1751-IX.1752
Серафим I III/IV.1733-X.1734
Неофит VI 27.IX.1734-VIII/IX.1740, V/VI.1743-III/IV.1744
Кирилл V 28.IX.1748-VI.1751, 7.IX.1752-16.I.1757
Каллиник IV 16.I-22.VII.1757
Серафим II 22.VII.1757-26.III.1761
Иоанникий III 26.III.1761-21.V.1763
Самуил I (Хадзерис) 24.V.1763-5.XI.1768, 17.XI.1773-24.XII.1774
Мелетий II 5.X.1768-IV.1769
Феодосий II 11.IV.1769-16.XI.1773
Софроний II 24.XII.1774-8.X.1780
Гавриил IV 8.X.1780-29.VI.1785
Прокопий I ??.VII.1785-30.IV.1789
Неофит VII 1.V.1789-1.IV.1794, 19.XII.1798-18.VI.1801
Герасим III 3.III.1794-19.IV.1797
Сщмч. Григорий V (Ангелопулос) 19.IV.1797-18.XII.1798, 23.IX.1806-10.IX.1808, 14.XII.1818-10.IV.1821
Каллиник V 17.VI.1801-22.IX.1806 [40], 10.IX.1808-23.IV.1809
Иеремия IV 23.IV.1809-3.III.1813 [41]
Кирилл VI (Сермецоглу) 4.III.1813-13.XII.1818
Евгений II 10.IV.1821-27.VII.1822
Анфим III 28.VII.1822-9.VII.1824
Хрисанф I 9.VII.1824-26.IX.1826
Агафангел I 26.IX.1826-5.VII.1830
Константий I Мудрый 6.VII.1830-18.VIII.1834
Константий II 18.VIII.1834-26.IX.1835
Григорий VI (Фуртуниадис) 27.IX.1835-20.II.1840, 10.II.1867-10.VI.1871
Анфим IV (Вамвакис) 20.II.1840-6.V.1841, 18.X.1848-30.X.1852
Анфим V 6.V.1841-12.VI.1842
Герман IV 14.VI.1842-18.IV.1845, 1.X.1852-16.IX.1853
Мелетий III (Панкалос) 18.IV-28.XI.1845
Анфим VI (Иоаннидис) 4.XII.1845-18.X.1848, 24.IX.1853-21.IX.1855, 5.IX.1871-30.IX.1873
Кирилл VII 21.IX.1855-1.VII.1860
Иоаким II (Коккодис) 4.X.1860-9.VII.1863, 23.XI.1873-5.VIII.1878 [42]
Софроний III 20.IX.1863-4.IX.1866 [43]
Иоаким III 4.X.1878-30.III.1884, 26.V.1901-13.XI.1912
Иоаким IV (Коккодис) 1.X.1884-14.XI.1886
Дионисий V 23.I.1887-13.VIII.1891
Неофит VIII 27.X.1891-24.X.1894 [44]
Анфим VII (Цацос) 20.I.1895-31.I.1897 [45]
Константин V (Валиадис) 2.IV.1897-27.III.1901
Герман V 28.I.1913-12.X.1918
Дорофей Порусский 12.X.1918-6.III.1921 местоблюститель
Николай Кесарийский 6.III-25.XI.1921 местоблюститель
Мелетий IV (Метаксакис) (25 ноября 1921 - 7 сентября 1923)
Григорий VII (23 ноября 1923 - 4 ноября 1924)
Константин VI (4 декабря 1924 - 9 мая 1925)
Василий III (Георгиадис) (30 июня 1925 - 29 сентября 1929) [46]
Фотий II (Маниатис) (7 октября 1929 - 29 декабря 1935)
Вениамин I (18 января 1936 - 14 февраля 1946)
Максим V (20 февраля 1946 - 16 октября 1948)
Афинагор I (Спиру) (1 ноября 1948 - 7 июля 1972)
Димитрий I (Пападопулос) (16 июля 1972 - 2 октября 1991)
Варфоломей I (Архондонис) (с 22 октября 1991)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Константинопольская Православная Церковь | Dgali - Дневник Dgali | Лента друзей Dgali / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»