Генрих Сапгир
Сериал
На пределе Откровенности и Честности
Оказался В неизвестной местности
Зыблется Меняется Ныряй в нее
Норка спасительная – Честное вранье
И в том Что таитянка Из Бангкока
А он – француз Аэропорт Разлука
Кубы и трубы Встретились Пейзаж –
Не сомневаюсь Даже если наш
Фильм Будушим своим Я не торгую
Но эта жизнь Как сочинишь другую!
Там на закат Машины – Как магнит
Универсальное Нас всех Переманит
Маньяк И бренди Видел что-то вроде
Как он ее Размазал по веранде
Жевать цветок Свой ломтик ветчины
На сериалы Мы обречены
ЛитературовИдение
Андрей Цуканов
Вот бы… я уже!
Очень многие стихи Генриха Сапгира мне нравятся, но некоторые вызывают восхищение, и среди них два текста, включенные в цикл "Дети в саду" (1988 г.). Все стихотворения этого цикла написаны в необычной технике – поэт намеренно не дописывает слова, как бы сопротивляясь их завершению, определенности, сковывающих его и читателя свободу. Свободный дух в своей полноте избегает завершенности, приводящей к обыденности, к скуке, к смерти. Сапгир прекрасно обыгрывает этот мотив в своей "Стрекозе":
я – не мух
я – халиф
мир и дух
восхвалив
в свете лу
полечу
по лучу
на восток
в Шамбалу –
в том саду
мой цветок
я найду –
но еше
я подум
стать ли мне
челове
Еще Парменид, давая определение введенному им понятию Бытия, в конце его добавил: незаконченное. Двадцать пять веков философы бьются над этим добавлением. Как же так, "единое, целое" и... незаконченное? Недописанность слов в текстах Сапгира помогает приблизиться к ответу на парменидовскую загадку Бытия. Ведь смысл этих стихов нам понятен, и мы без труда можем дописать в сознании недописанные поэтом слова, но... тут же нарушится созданная им гармония недосказанности, извечной вариативности – все станет ясно, скучно и тяжело. Все будет закончено. Ощущение Бытия, вечного и неизменного, но создающего возможности бесконечного варьирования жизни, сменится ощущением одновариантного и завершенного в своей ограниченности существования. Бытие не закончено, свою законченность, свой плюсквамперфект оно обретает в каждом индивидуальном человеческом существовании – от рождения до смерти. Этот-то люсквамперфект Сапгир виртуозно заключил между двух строк другого стихотворения из того же цикла:
вот бы род на друг план
я уже лился на гой нете
вот бы им ин кар
я уже мею ную рму
если бы взир ин глаз
я уже раю ными зами
на лю на жу на не на се
на лей на ков на бо на бя
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Игорь Холин
Качка
Земля корабль
Здоровенный
Который плывет
По волнам
Вселенной
Кончается
Качка
Начинается
Спячка
Во время качки
Люди
Становятся на карачки
Во время спячки
Втягивают головы
В плечики
В перерыве
Человечки
Гуляют по ниве
Купаются
В морском заливе
Машут
Голубыми платочками
Обзаводятся
Сыновьями
И дочками
И снова качка
И снова спячка
И так
До бесконечности
Пока конечности
Не окаменеют
В вечности
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сергей Бирюков
ДООС-заузавр
Германия
* * *
Где Вы Игорь Сергеевич Холин
в настоящее время
в каком месте
своей самой длинной поэмы
где И.С.Холин
кто оставлен вместо Вас
Пока вы мирно беседуете
с П или с Х
(примечание: П – Пушкин,
Х – Хлебников)
Игорь Сергеевич
у меня сейчас есть номер
телефона
позвоните иногда
оттуда
даже не знаю –
далеко это или близко
работает ли связь
я не могу произнести
это слово
я знаю что нет
пространства и времени
мер
есть за
и от
мер
мир
ХО – ЛИН
* * *
взглянуть в зеркало
и вдруг не увидеть
себя
лоб с волнистыми линиями
саркастическую усмешку
над самим собой
и слишком резкий взгляд
внутрь себя
в самом деле
* * *
почти не
касаясь тела
войти в глубину плоти
и почти пропасть
раствориться
переплыть на ту сторону
океана
оставаясь здесь
находясь там
* * *
ЛИЦО
ИЛЦО
ЦОЛ
И
[300x441]