РУССКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ И РЕЖИССЕР НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ АКИМОВ (1901-1968), ЧАСТЬ II
Николай Павлович Акимов (1901-1968). Автопортрет. 1949 г. Бумага, гуашь. 66,5 x 42,5 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Николай Павлович Акимов (1901-1968) с 1914 г. учился изобразительному искусству в Петербурге, в вечерних классах Общества поощрения художеств, с 1915 г. – в частной студии. С 1916 по 1918 гг. занимался в Новой художественной мастерской, в начале 1920 х гг. продолжал обучение во ВХУТЕМАСЕ. Его преподавателями среди прочих были М.В. Добужинский, В.И. Шухаев и А.Е. Яковлев В 1922 -1923 гг. Акимов начал карьеру книжного иллюстратора и театрального художника. В 1927 г. в Ленинграде состоялась первая персональная выставка. В 1929 г. начал работать как театральный режиссёр в московском театре им. Евг. Вахтангова. Первые оформительские работы в театре осуществлял с режиссёрами и художниками «левого» направления, в том числе с Н. Евреиновым, Н. Петровым и К. Хохловым. С 1954 г. преподавал в Ленинградском театральном институте им. А.Н. Островского (ныне Российский государственный институт сценических искусств), с 1960 года - профессор. Основатель художественно-постановочного отделения института.
Н.П. Акимов. Начало 1930-х гг.
Особую главу в творчестве Николая Акимова образуют портреты современников, друзей и соавторов по работе. Он создал графические портреты деятелей искусства: портрет К.Я. Голейзовского (1929), Николая Эрдмана (1930), Д.Д. Шостаковича (1931), Н.В. Петрова (1932), Елены Юнгер (1933 и 1950), Николая Черкасова (1937), Е.Л. Шварца (1938 и 1944), Галины Улановой (1940), И.Л. Андроникова (1941), В.И. Качалова (1942), Александра Роу (1943), Бориса Тенина (1943), Н.П. Охлопкова (1945), Ольги Берггольц (1947), Веры Кетлинской (!950-е), Михаила Зощенко (1951), А.И. Райкина (1958), Евгения Мравинского (1963) и др. Всего он сделал их более 300.
Автопортрет из альбома «И.Г. Ландер, П.Г. Махо.Николай Павлович Акимов».
Издательство Санкт-Петербург, 2008 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Драматург Евгений Львович Шварц (1896-1958).
1938 г. Бумага, тушь.
Н.П. Акимов (1901-1968). Драматург Евгений Шварц. 1938 г. Бумага, пастель.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет актера Николая Константиновича Черкасова
(1903-1966). 1937 г. Бумага, пастель.
Н.П. Акимов (1901-1968). Афиша комедии «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (1).
Постановка Н.П. Акимова. Ленинград, Театр комедии. 1938 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Афиша комедии «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (2).
Постановка Н.П. Акимова. Ленинград, Театр комедии. 1938 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Плакат к спектаклю по пьесе «Опасный поворот» Дж. Пристли.
Постановка Г.М. Козинцева и Г.А. Флоринского. Ленинград, Театр комедии. 1939 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к спектаклю «Страшный суд». Пьеса В.В. Шкваркина.
Постановка Н.П. Акимова и П.М. Суханова. Ленинград, Театр комедии. 1939 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Евгения Шварца «Тень».
Постановка Н.П. Акимова. Ленинград, Театр комедии. 1940 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Терраса Королевского дворца. Эскиз декорации к спектаклю «Тень». 1940 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Афиша к спектаклю по пьесе Евгения Шварца «Тень».
Ленинград. Гос. Театр комедии. 1940 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет артиста П.М. Суханова. 1940 г.
Бумага коричневая, акварель черная, пастель. 47 х 31 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Павел Михайлович Суханов (1911-1974) - советский актёр театра и кино, режиссёр Ленинградского театра комедии. Заслуженный артист Таджикской ССР (1943), Народный артист РСФСР (1964).
Н.П. Акимов (1901-1968). Галина Сергеевна Уланова (1909-1998). 1940 г.
Н.П. Акимов. 1930-е гг.
С 1935 по 1949 год и с 1956 года Н.П. Акимов был художественным руководителем Ленинградского Театра Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н.П. Акимова). Здесь он оказался в своей стихии: тонкое остроумие, богатство режиссёрской фантазии в сочетании с блестящим оформлением спектаклей Акимова, выдвинули его театр в число лучших в стране. Травля Акимова во время борьбы с космополитизмом, развёрнутая в конце 1940-х, завершилась его вынужденным уходом из театра в августе 1949 года.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз афиши к спектаклю «Актриса» А.М. Файко. Постановщик Н. Акимов. 1942 г.
Бумага, гуашь. 14,5 х 21,7 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Плакат к комедии «На бойком месте» А.Н. Островского. Постановка
А.И. Ремизовой и Н.П. Акимова Ленинград, Театр комедии. 1941 г. Цветная печать. 90 х 67 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Ираклий Андроников (1908-1990). 1941 г.
Бумага, акварель, карандаш. 29,9 х 23,5 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Н.П. Акимов (1901-1968). Василий Иванович Качалов (1875-1948). 1942 г.
Бумага, белила, тушь, гуашь.
Н.П. Акимов (1901-1968). Поэт-песенник Павел Давыдович Герман (1894-1952).
1943 г. Бумага, белила, тушь, гуашь. 23,9 х 19 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Н.П. Акимов (1901-1968). Режиссер Александр Роу (1906-1973). Из серии «Портреты
деятелей советской культуры». 1943 г. Бумага, черная. акварель. 23,3 х 15,7 см.
Государственный центральный музей кино. Москва, ВДНХ, павильон № 36.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз грима для актера Б.М. Тенина к спектаклю
«Дорога в Нью-Йорк» Л.А. Малюгина. 1943 г. Бумага, тушь черная. 25,5 х 19,2 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к спектаклю «Дорога в Нью-Йорк» Л.А. Малюгина. Постановка С.И. Юткевича. Сталинабад, Ленинградский театр комедии 1943 г. Бумага, белила, акварель черная. 20 х 29 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к спектаклю «Братишка» В.А. Дыховичного. Постановщик П.М. Суханов. Сталинабад, Ленинградский театр комедии. 1943 г. бумага черная, гуашь, пастель. 16, х 22,8 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к спектаклю «Братишка» В.А. Дыховичного. 1943 г.
Бумага, акварель, гуашь. 18,3 х 24,6 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). 1. Эскиз афиши к сказке Евгения Шварца «Дракон». Постановка Н.II. Акимова. Москва. Ленинградский театр комедию 2. Эскиз костюма Ланцелота к сказке Евгения Шварца «Дракон». 1944 г.
Сказку «Дракон» Евгений Шварц начал писать еще до войны, а закончил ее на переломе, в 1943-м, в эвакуации. Из блокадного Ленинграда Шварц уезжать не хотел, в декабре 1941-го его эвакуировали почти насильно, в состоянии тяжелой дистрофии. 21 ноября 1943 года Шварц в Душанбе прочел «Дракона» труппе Театра комедии. В январе 1944 года Акимов отправился в Москву договариваться о разрешении на постановку. Единственный открытый показ «Дракона» состоялся 4 августа 1944 года в Москве. На обсуждении претензии носили общий характер.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации 1 акта к сказке Евгения Шварца «Дракон». 1944 г.
Имя Сталина в связи с «Драконом» публично не звучало — даже противники пьесы не могли себе позволить такое упоминание, оно само по себе было бы крамолой. Нет таких упоминаний и у Евгения Шварца. О бесстрашии режиссера Николая Акимова свидетельствуют слова его биографа, Евгения Биневича, который вспоминает, что в коридоре акимовской квартиры висели несколько картинок — «эскизы к памятнику Сталина». На одном из них вместо бюста была изображена хата с зарешеченными окнами, а над ними «драконья башка». Это единственное прямое указание на то, что спектакль Театра комедии изначально был не только антифашистским,— и постановщик это понимал.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к сказке Евгения Шварца «Дракон». 1944 г.
Шварц еще пытался спасти спектакль, переписав два заключительных акта и усилив роль народа. Но и этот вариант, обсуждавшийся в ноябре—декабре 1944-го, пробуждал «нежелательные ассоциации». Руководитель Реперткома Борис Мочалин сетовал на многозначность: «Слишком много толкований. Многое неясно, завуалировано…Если спектакль выпустить сейчас, это было бы бестактно по отношению к зрителю». В 1962 году Николай Акимов выпустил новую версию «Дракона» — но в 1963-м его вынудили снять спектакль с репертуара.
Н.П. Акимов. 1947-1948 гг.
Во время Великой Отечественной войны Н.П. Акимов вместе с театром эвакуировался в Сталинабад (ныне Душанбе, столица Таджикистана). С 1939 по 1944 год Акимов поставил и оформил спектакли «Собака на сене» Лопе де Вега, «Школа злословия» Р.Б. Шеридана, «Тень» Шварца, «На бойком месте» А.Н. Островского, «Питомцы славы» А. Гладкова, «Похищение Елены» Л. Вернейля, «Пигмалион» Б. Шоу, «Дракон» И. Шварца и др. В его спектаклях ощущалось влияние кумиров его молодости – Вахтангова и А.Таирова. В театре работала звездная труппа – Е.В. Юнгер, Л.П. Сухаревская, И.П. Зарубина, Б.М. Тенин, А.Д. Бениаминов, Л.К. Колесов, К.Я. Гурецкая, И.А. Ханзель и др. Акимов раскрылся как сатирик, обнаживший трагические глубины драматических произведений. Выступал также как художник кино («Кащей Бессмертный», 1945; «Золушка», 1947; «Школа злословия», 1952; «Весна в Москве»; 1953) и др.
Н.П. Акимов (1901-1968). Евгений Шварц. 1944 г. Бумага, белила, тушь, гуашь.
23,9 х 19 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет режиссера Николая Охлопкова (1900-1967).
1945 г. Бумага, акварель черная, гуашь чёрная. 50,7 х 35 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Л.М. Фрайман (1901-1984). Плакат к фильму «Кащей Бессмертный». Режиссер Александр Роу.
Художник Н. Акимов и др. Кинокомпания Союздетфильм. 1945 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Афиша к спектаклю по пьесе «Лев Гурыч Синичкин»
А.М. Бонди (по водевилю Д.Т. Ленского). Постановка Н.П. Акимова.
Ленинград, Театр комедии. 1945 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к спектаклю «Лев Гурыч Синичкин». Ленинград,
Театр комедии. 1945 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к II акту спектакля МХАТ им. М. Горького по пьесе А.А. Крона
«Офицер флота». 1945 г. Бумага на картоне, акварель, белила, карандаш. 33 х 48 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Н.П. Акимов (1901-1968). Почтовая станция на пути из Санкт-Петербурга в Париж. Эскиз декорации
к спектаклю «Путешествие Перришона» по водевилю Э. Лабиша. Постановка Н.П. Акимова
Ленинград, Театр комедии. 1946 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к спектаклю «На всякого мудреца довольно простоты»
А.Н. Островского. Режиссер Б.В. Зон. 1946 г. Бумага, акварель, гуашь. 23,5 х 30,5 см.
Музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к спектаклю «Кому подчиняется время»
братьев Тур и Л.Р. Шейнина. Постановка А.И. Ремизовой. Москва, Театр им. Евг. Вахтангова.
1946 г. Бумага черная, карандаш, гуашь, пастель. 31,5 х 27 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет Александра Раскина. 1940-е гг.
Александр Борисович Раскин (1914-1971) - русский советский писатель, сатирик, сценарист. Автор
детских книг «Как папа был маленьким» и соавтор Григория Александрова сценария фильма «Весна» (1947).
Н.П. Акимов (1901-1968). Александр Гладков. 1947 г.
Александр Константинович Гладков (1912-1976) - русский советский драматург и киносценарист. Автор героической комедии в стихах «Давным-давно» о кавалерист-девице Надежде Дуровой, которая была написана в 1941 г. в осажденном Ленинграде и по сценарию которой в 1962 г. Эльдаром Рязановым был снят популярный фильм «Гусарская баллада»
Н.П. Акимов (1901-1968). Советская поэтесса Ольга Берггольц (1910-1975).
1947 г. Бумага, пастель.
Н.П. Акимов (1901-1968). Автошарж. 1940-е гг.
Николай Акимов сохранил на протяжении всей жизни цепкий «музеефицирующий» взгляд на натуру и абсурдистское мышление. Акимов начинал как живописец: учился у петербургских неоакадемиков и во ВХУТЕМАСе, работал иллюстратором в крупных и малых издательствах, но с приходом в режиссуру встал на путь полного синтеза искусств. Акимов видел себя универсальным автором спектакля: теоретиком театра, оформителем, дизайнером, режиссером и даже автором сопутствующей спектаклю графической эфемеры от билетов до программок. Работу над пьесой он начинал не с режиссерского замысла, а с афиши: ему необходимо было «увидеть» сценическое решение, понять цвет действия и его предметный мир в одном образе. Афиша была концентратом атмосферы спектакля и окном, открытым зрителю с городских стен.
Н.П. Акимов (1901-1968). Плакат к спектаклю «Остров Мира». Пьеса Евгения Петрова.
Постановка Н.II. Акимова. Ленинград, Гос. театр комедии. 1947 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации 2-й картины к спектаклю «Русский вопрос». Пьеса К.М. Симонова.
Постановка А И. Ремизовой. 1947 г. Бумага черная, гуашь, аппликация. 29,4 х 48 см. Ленинград, Театр комедии.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к спектаклю «Русский вопрос» Константина Симонова. 1947 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к спектаклю «О друзьях-товарищах» В.3. Масса и М.А. Червинского.
Режиссер Н.II. Акимов и А.И. Ремизова. Ленинград, Театр комедии. 1947 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к сказке «Смех и слезы» Сергея Михалкова.
Постановка П.М. Суханова. Ленинград, Театр комедии. 1947 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к спектаклю «Золушка». 1947 г.
Эскизы декораций и костюмов нарисовал бывший муж режиссера Кошеверовой - режиссер Ленинградского театра Комедии Николай Акимов. Надежда Николаевна пригласила его в картину вместе с женой, актрисой Еленой Юнгер, предложив ей роль одной из сестер Золушки, Анны.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к фильму «Золушка» (Спальня мачехи). 1947 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к фильму «Золушка» (Дворцовая лестница). 1947 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к оперетте И. Штрауса «Летучая мышь».
Постановка П.М. Суханова Ленинград, Театр музыкальной комедии. 1948 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к оперетте И. Штрауса «Летучая мышь». 1948 г.
Бумага на картоне, акварель, гуашь, карандаш. 28 х 48,5 см. Частное собрание.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к спектаклю по пьесе братьев Тур «Софья Ковалевская».
Ленинград, Театра комедии. 1948 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Автопортрет в неоакадемическом стиле.
Заимствовав у неоакадемизма суховатую, четкую пластику, Акимов, оставался маньеристом и выдумщиком. Порой он силой мысли «оживлял» реквизит или резко изменял масштабы предметов, иногда наклонял сцену, погружая пространство словно в потусторонний мир. Акимов писал, что стремится раздвинуть привычное пространство театра, отказаться от кулисной системы в пользу макета, наконец, провести «электрификацию, кинофикацию и индустриализацию театра». Эксцентрик и лирик, он живо следил за всеми гранями современного западного искусства, вплоть до рекламы, оставаясь всегда оригинальным. Спектакли театра Комедии часто запоминались современникам еще до начала действия: можно вспомнить роскошный футуристически-стерильный интерьер декорации «В понедельник в 8» Э. Фербер и Дж. Кауфмана (1937) или «Тень» Е. Шварца (1940), где яркий рыжеватый пол контрастирует с голубыми силуэтами гор, а прямо перед зрителем, не без гротескной краски, громоздится памятник всаднику, чьи копыта еле помещаются на узком и длинном постаменте.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декораций к спектаклю «Профессия миссис Уоррен» Бернарда Шоу.
Постановка Л.С. Вивьена. Ленинград, Академический театр драмы им. А.С. Пушкина. 1948 г.
Данная пьеса была объявлена «безнравственной» и запрещена до 1902 года для постановки на сцене,
так как в ней шла речь о проституции.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декораций к спектаклю «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу. 1948 г.
Бумага, карандаш, акварель, гуашь, белила.
Н.П. Акимов (1901-1968). Плакат к спектаклю «Роковое наследство» Л.Р. Шейнина.
Постановка Э.П. Гарина. Ленинград, Театр комедии. 1949 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Плакат к спектаклю «Карьера Бекетова» А.В. Софронова.
Режиссер Н.П. Акимов Ленинград, Театр комедии. 1949 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Плакат к спектаклю «Собака на сене» Лоне де Вега.
Постановка Н.П. Акимова. Ленинград, Театр комедии. Премьера 15 апреля 1949 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет О.Н. Олидор. 1949 г. Бумага черная, гуашь,
пастель. 66 х 56 см. Частное собрание.
Ольга Николаевна Олидор (Кайдалова) (1913-1987) - театровед, профессор, автор книг по вопросам театра.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет двух школьниц. 1949 г. Бумага на картоне, пастель, уголь.
55 х 51,5 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет В.Г. Коршиковой. 1950 г. Бумага серая, пастель, уголь.
54 х 44,7 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Валентина Георгиевна Коршикова (род.1934) - театральный художник-корифей из знаменитой династии Бруни.
Н.П. Акимов (1901-1968). Народная артистка РСФСР Елена Юнгер (1910-1999),
вторая жена художника. 1950 г. Бумага, пастель. Частное собрание.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет Ирины Гошевой. 1950 г.
Ирина Прокофьевна Гошева (1911-1988) - советская актриса театра и кино.
Народная артистка РСФСР (1963).
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет Полины Лобачевской. 1951 г.
Бумага серая на картоне, пастель. 65 х 50 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет театральной художницы Н. Эгенбург. 1952 г.
Бумага на картоне, пастель. 47,5 х 35,8 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.
Наталия Эгенбург (в замужестве Избинская) окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Училась на театрально-постановочном факультете, курс Народного артиста СССР Н.П. Акимова. Работала Главным художником Калининградского Драматического Театра, Художником по костюмам на киностудии Ленфильм.
Н.П. Акимов (1901-1968). Афиша выступлений Михаила Куни.
Ленинградская государственная эстрада. 1954 г. Цветная печать. 95,2 х 63 см.
Гос. объединенный музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, Владивосток.
Михаил Куни (настоящее имя Моисей Абрамович Кунин, 1897-1972) - советский цирковой и эстрадный
исполнитель, художник.
Н.П. Акимов (1901-1968). Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958). 1951 г.
Н.П. Акимов. 1930-е гг.
Как и в разработке афиш, любимым приемом Акимова в конструировании декораций было создание иллюзорного окна или перспективы, видной сквозь преграду: условность указывала на разделение жизни и искусства, трагедии и комедии. Столь же внимательно он относился и к костюму, считая его неотделимой частью вселенной спектакля, его эстетики. Представление об этом синтезе можно получить не только из фотографий, но и, например, из оформленного Акимовым фильма «Золушка» (1947) с Яниной Жеймо и Фаиной Раневской, тем более что сегодня он существует в раскрашенном варианте. Режиссером картины была бывшая жена Акимова, Надежда Кошеверова: они продолжали работать вместе, состояли в переписке и сохранили приятельские отношения.
А.М. Лемещенко (1918-1984). Плакат к фильму-спектаклю «Школа злословия» по пьесе Р. Шеридана.
Киностудия «Мосфильм». Режиссер А. Роом. Художник Н. Акимов. 1952 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к пьесе «Потопленные камни». И.О. Мосашвили.
2-я, 5-я, 7-я, 8-я картины. Режиссер А.И. Ремизова. Москва, Театр им. Евг. Вахтангова (не осуществлено).
1952-1953 гг. Автор за пьесу получил Сталинскую премию второй степени в 1951 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к пьесе «Потопленные камни». И.О. Мосашвили.
Задник, 4-я картина. 1952-1953 гг. Картон, гуашь. 50 x 74 см. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.П. Акимов (1901-1968). Программа спектакля «Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1952 г.
«Тени» - драматическая сатира Салтыкова-Щедрина, которая не была опубликована при жизни писателя и стала известна лишь в 1914 году. Первая постановка - Ленинград, Новый театр. 1952 г. Спектакль экранизирован в 1953 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Плакат к фильму «Тени» М.И. Хейфица.
Режиссеры Николай Акимов и Надежда Кошеверова. Художник-постановщик
фильма Н. Акимов. 1953 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). «Весна в Москве». Пьеса В.М. Гусева. 1953 г. Спектакль ленинградского Нового театра
в том же году экранизирован на киностудии «Ленфильм». Режиссёры Иосиф Хейфиц и Надежда Кошеверова.
Художник-постановщик Николай Акимов.
Н.П. Акимов (1901-1968). Плакат к фильму-спектаклю «Весна в Москве».
Режиссеры И. Хейфиц и Н. Кошеверова. Художник Н. Акимов. 1953 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). «Дело». Пьеса А.В. Сухово-Кобылина.
Постановка Н.П. Акимова. Ленинград, Театр им. Ленсовета. 1954 г. В 1955 году спектакль был
экранизирован на киностудии «Ленфильм». Режиссеры Геннадий Казанский и Николай Акимов.
Н.П. Акимов (1901-1968). Плакат к спектаклю «Спрятанный Кабальеро» И. Кальдерона.
Постановка П.К. Вейсбрема. Художник Н.П. Акимов. Ленинград, Театр им. Ленсовета. 1955 г.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Г. Гауптмана «Перед заходом солнца».
Постановка К.II. Хохлова. Ленинград, Большой драматический театр им. М. Горького. 1955 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Афиша к спектаклю «Охотник» Сергея Михалкова.
Постановка Н.П. Акимова Ленинград, Театр им. Ленсовета. 1955 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации в драме Назыма Хикмета «Чудак». Режиссер
В.Г. Комиссаржевский. Москва, Театр им. М.П. Ермоловой. 1956 г.
Н.П. Акимов-орденоносец. Орденом Трудового Красного Знамени
был награжден дважды в 1939 и 1961 году.
В 1949 году в прессе появились разгромные статьи на его спектакли, Акимова открыто называли космополитом и формалистом. До 1956 он расстался с Театром Комедии, ставить спектакли ему было запрещено. Жил он на гонорары, которые платили его именитые друзья (Н.К. Черкасов, Б. Тенин, Н.П. Охлопков) за свои портреты. В 1950 году Охлопков пригласил Акимова в Москву на постановку пьесы «Директор» С. Алешина.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз пригласительного билета в Ленинградский театр комедии.
1950-е гг. Бумага, тушь.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет писательницы Веры Кетлинской (1906-1976).
1950-е гг. Бумага, пастель. 57 х 44,9 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Женский портрет. 1950-е гг. Бумага, пастель. 46 х 35,2 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет неизвестной. 1950-е гг. Бумага серая, уголь,
пастель белая. 30,7 х 23 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Женский портрет. 1950-е гг. Бумага на оргалите, пастель, уголь.
57,5 х 40,5 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет неизвестной. 1950-е гг. Бумага коричневая, гуашь, мелки.
33,7 х 29 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет неизвестной. 1950-е гг. Бумага серая,
карандаш итальянский, пастель белая. 30,7 х 23 см. Санкт-Петербургский
государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет девочки. 1950-е гг. Бумага на картоне, пастель. 47 х 40,8 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет Латышевой. 1950-е гг. Бумага на фанере, пастель.
39,5 х 37 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет неизвестной. 1950-е гг. Бумага серая,
карандаш итальянский, пастель. 30,5 х 23 см. Санкт-Петербургский
государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Женский портрет. 1957 г. Бумага, пастель. 56 х 42,5 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Женский портрет. 1950-е гг. Бумага серая, пастель. 57 х 41,3 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет неизвестной. 1950-е гг. Бумага серая, уголь,
пастель белая 30,7 х 23 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов. 1930-1940-е гг.
С 1935 по 1949 год и с 1956 года Н.П. Акимов был художественным руководителем Ленинградского Театра Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н.П. Акимова). Здесь он оказался в своей стихии: тонкое остроумие, богатство режиссёрской фантазии в сочетании с блестящим оформлением спектаклей Акимова выдвинули его театр в число лучших в стране. Травля Акимова во время борьбы с космополитизмом, развёрнутая в конце 1940-х, завершилась его вынужденным уходом из театра в августе 1949 года.
Н.П. Акимов (1901-1968). Программа спектакля «Опасный поворот» Дж. Пристли. Постановка Г.М. Козинцева.
Ленинград, Театр комедии. 1956 г. Санкт-Петербургский государственный музей театрального
и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к спектаклю «Одна» С.И. Алешина. Постановка А. И. Ремизовой.
Москва, Театр им. Евг. Вахтангова. 1956 г. Бумага, карандаш, гуашь. 33 х 25 см. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации II акта к спектаклю «Одна» С.И. Алешина. Москва,
Гос. театр им. Евг. Вахтангова. 1956 г. Бумага, карандаш, гуашь. 21,5 х 25 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации III акта к спектаклю «Одна» С.И. Алешина. Москва,
Гос. театр им. Евг. Вахтангова бумага, карандаш, гуашь.17,5 х 21 см. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.П. Акимов (1901-1968). Афиша спектакля «Только правда» Жана-IIоль Сартра.
Режиссер О.Я. Ремез. Художник Н. Акимов. Ленинград, Театр им. Ленсовета. 1956 г.
Цветная печать. 86,7 х 61,4 см. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
Н.П. Акимов (1901-1968). Афиша спектакля «Ночной переполох» по пьесе
Марка-Жильбера Соважона. Режиссер Н.П. Акимов. Ленинград, Театр им. Ленсовета. 1956 г.
Б.А. Зеленский (1914-1984). Плакат к фильму «Софья Ковалевская».
Экранизация одноименного спектакля Ленинградского театра комедии.
Режиссёр И. Шапиро. Сценарий - братья Тур, Н. Акимов, И. Шапиро.
В главной роли Елена Юнгер. Киностудия «Ленфильм», 1956 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Плакат к спектаклю «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца.
Режиссер Н.П. Акимов. Ленинград, Театр комедии. 1956 г. Цветная печать. 90 х 60 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к спектаклю «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца.
Ленинград, Театр комедии. 1956 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). В южной стране. Эскиз декорации к спектаклю «Обыкновенное чудо»
Евгения Шварца. Ленинград, Театр комедии. 1956 г.
Н.П. Акимов. Начало 1950-х гг.
В 1951–1955 годы Н.П. Акимов – главный режиссер и художник Ленинградского Нового театра (с 1955 – театр им. Ленсовета), где поставил свои великие спектакли «Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина и «Дело» А.В. Сухово-Кобылина.
С 1954 по 1968 год Акимов преподавал в Ленинградском государственном театральном институте им. А.Н. Островского, в 1962 году переименованный в Ле-нинградский институт те¬ат¬ра, му¬зы¬ки и ки¬не¬ма¬то¬гра¬фии, (ныне Российский государственный институт сценических искусств), где стал основателем художественно-постановочного отделения института, с 1960 года — профессор.
Н.П. Акимов (1901-1968). Портрет литературоведа Владимира Николаевича Орлова
(1908-1985). 1957 г. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Н.П. Акимов (1901-1968). Плакат к спектаклю «Кресло №16» (по оригиналу 1957 г.)
Д.Б. Угрюмова. Режиссер Н.П. Акимов. Ленинград, Театр комедии. 1958 г.
Цветная печать. 89,5 х 67,2 см. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к спектаклю «Мирные люди» В.В. Шкваркина.
Режиссер Н.П. Акимов. Ленинград, Театр комедии. 1957 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Плакат к спектаклю «Повесть о молодых супругах» Евгения Шварца.
Режиссеры Н.П. Акимов и М.В. Чежегов. Ленинград, Театр комедии. 1957 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз декорации к спектаклю «Призраки» Эдуардо де Филиппо.
Постановщик Н.П. Акимов. 1958 г. Бумага, карандаш, акварель. 26,7 х 36,7 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Эскиз детских костюмов к спектаклю «Призраки»
Эдуардо де Филиппо. 1958 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь 42,8 х 30,8 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.П. Акимов (1901-1968). Плакат к спектаклю «Дипломаты» П. Карваша.
Постановка Н.П. Акимова Ленинград, Театр комедии. 1958 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Афиша к спектаклю «Деревья умирают стоя»
Алехандро Касона. Режиссер Н.П. Акимов. Ленинград, Театр комедии. 1958 г.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.П. Акимов (1901-1968). Афиша к спектаклю «Деревья умирают стоя»
Алехандро Касона. Режиссер Н.П. Акимов. Ленинград, Театр комедии. 1958 г.
Н.П. Акимов (1901-1968). Афиша к комедии «Что скажут завтра?» Д.Н. Аля, Г.Л. Ракова.
Режиссер П. Суханов. Ленинград, Театр комедии. 1958 г. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.П. Акимов (1901-1968). Афиша спектакля «У себя» по пьесе М. Смирновой
и М. Крайнделя. Ленинград, Театр Комедии. 1959 г. Цветная печать. 101 х 71 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Н.П. Акимов (1901-1968). Афиша спектакля «Четверо под одной крыше» по пьесе
М. Смирновой и М. Крайнделя. Ленинград, Театр Комедии. 1959 г. Цветная печать.
87,8 х 58,4 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Н.П. Акимов в своей мастерской. 1959 г.
В 1956 году Акимов вернулся в Театр Комедии, который все эти годы зритель называл «акимовским», продолжил работу с труппой.
В 1956 в Москве прошла выставка театральных плакатов Акимова в ЦДРИ. В 1957 на 1-м Всесоюзном съезде художников (Москва) выступил с докладом Художник советского театра. На Всемирной выставке в Брюсселе (1958) был удостоен серебряной медали.
В 1963 году состоялась персональная выставка Н.П. Акимова в Ленинграде, в 1965 – в Москве. В театре комедии поставил спектакли «Призраки» Эдуардо де Филиппо, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Повесть о молодых супругах» и «Дракон» И. Шварца, «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского, «Чемодан с наклейками» Угрюмова и др. В 1967 году Ленинградскому театру комедии было присвоено звание Академического.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 12-13, 32.